Бакри Сапало
Бакри Сапало | |
---|---|
Рожденный | ноябрь 1895 г. |
Умер | 5 апреля 1980 г. (84 года) |
Национальность | Эфиопский |
Род занятий | учёный , поэт , педагог |
Заголовок | Шейх |
Шейх Бакри Сапало ( ноябрь 1895 г. - 5 апреля 1980 г.) был ученым оромо, поэтом и религиозным учителем. Он наиболее известен как изобретатель системы письма для оромо. языка
Жизнь
[ редактировать ]Бакри Сапало был сыном Гарада Усмана Оды, землевладельца в районе реки Сапало , который был среди тех, кто был перешел под власть императора Менелика после завоевания эмирата Харар . Его сын Абубакар родился через восемь лет после завоевания Харара и, вероятно, примерно через шестнадцать лет после того, как Гарад Усман принял ислам; У Абубакара было три брата и четыре сестры. Хотя Гарад Усман слыл хорошим мусульманином и его помнят по сей день за его ораторское мастерство и владение языком оромо, он оставался неграмотным. Р. Дж. Хейворд и Мохаммед Хассен предполагают, основываясь на ее имени, что его мать Кадига также была мусульманкой. Получив начальное образование, Абубакар отправился в Черчер , где учился у исламского учителя шейха Умара Алийе Балбалетти, а затем отправился в Харар, чтобы учиться там у шейха Юсуфа Адама в течение нескольких лет. Хотя он также учился у других исламских учителей, это были единственные, о которых он написал биографии. [ 1 ] Бакри добился своих образовательных успехов благодаря поддержке известного ученого Харари Абдаллы Валенси. [ 2 ]
Посвятив учебе 20 лет своей жизни, он вернулся в родное село Сапало, где начал преподавать. Помимо религии, предметы, которые он преподавал, включали географию, историю, математику, астрономию, арабский язык и составление письменных источников на языке оромо. Он также начал сочинять стихи на языке оромо, что принесло ему не только известность, но и имя, под которым он впоследствии был известен, Шейх Бакри Сапало: «Бакри» - это популярная форма слов «Абубакар» и «Сапало» в честь его деревни. [ 1 ] Шейх Бакри в конце концов покинул Сапало и преподавал в ряде мест, из которых наиболее известны три — Хорту, недалеко от Дире-Дава , самого города Дире-Дава, и Аддель, место примерно в 25 километрах от Дире-Дава, по дороге в Харар. . Именно в Адделле он построил школу и то, что стало известно как его мечеть. Говорят, что в каждом месте, где он останавливался, он женился на местной женщине, по крайней мере 11 из которых известны. У него было восемнадцать детей от трех жен, тринадцать сыновей и пять дочерей. Несмотря на большое количество жен, он тщательно соблюдал мусульманские заповеди о многоженстве, ибо, как говорят, у него никогда не было более двух жен одновременно, а к концу жизни у него была только одна жена. В это время он также много писал как на арабском языке , так и на языке оромо. [ 3 ]
Считается, что он изобрел свою систему письма для оромо в 1956 году в деревне Хаги Коме. Ни Хейворд, ни Хасан не объясняют причину, по которой шейх Бакри вернулся в свой родной район, чтобы работать над своей системой, «если только это не было сделано с целью сохранить эту вещь в секрете, поскольку власти, безусловно, были бы категорически против идеи написания Оромо». в любой форме, не говоря уже о письме, отличном от эфиопского». [ 4 ] Хотя поначалу он был встречен с большим энтузиазмом и нашел ряд пользователей в его провинции Харарге , власти Эфиопии предсказуемо отреагировали с опасением, что он «подстрекает оромо к слишком высокому этническому самосознанию и тем самым ставит под угрозу национальное единство». Местные власти быстро предприняли меры, чтобы пресечь его использование, и в 1965 году шейх Бакри был помещен под домашний арест в Дыре-Дава, но ему разрешили продолжить преподавание. В 1968 году ему разрешили посещать Адделле два или три раза в неделю. Именно в эти годы он написал «Шалду» , двадцатистраничную брошюру, которая претендовала на религиозное наставление, но на самом деле от начала до конца представляла собой язвительно сформулированное обвинение в колониальном угнетении Амхары и отчет о страданиях оромо под властью правление императора Хайле Селассие . Хейворд и Хасан далее отмечают, что « Шалда представляет интерес тем, что на самом деле это одновременно первая и последняя крупная письменность в алфавите шейха Бакри Сапало». [ 5 ]
В 1978 году, после свержения императора Хайле Селассие и прихода к власти Дерга , шейх Бакри и его жена бежали от красного террора и бежали в Сомали , где их поместили в лагерь беженцев в Хиране . Шейх Бакри надеялся, что ему разрешат отправиться дальше в Могадишо , где он сможет работать и публиковать свои сочинения, но он так и не получил разрешения покинуть лагерь. Условия там оказались слишком тяжелыми для мужчины восьмидесяти лет, и он умер в лагере после продолжительной болезни. [ 5 ]

Работает
[ редактировать ]Хотя шейх Бакри написал множество работ как на религиозные, так и на светские темы, за исключением нескольких, распространенных в виде мимеографа, все его сочинения оставались в рукописной форме при его жизни и распространялись среди его учеников. [ 6 ] Хейворд и Хасан перечисляют восемь его сочинений на арабском языке, с которыми в то время можно было ознакомиться в Могадишо: Дирдса фи аль-мантика 1-Харарийя джуграфийян ва башарийян , исследование географии и демографии региона Харар объемом около 200 страниц; две работы по истории: «Джаназа шамарих мин хадаиз ат-таварих» объемом 95 страниц и «Китаб ирсал ас-саварих ила сама ат-таварих» - история оромо на 56 страницах; три религиозных сочинения «Аль-мавахиб аль-мададийя» и «Ауф аль-ададийя» , «Мукаддамат тайсир аз-зариа» (длиной 48 страниц) и «Тайсир аз-зариа ила фукухий фи ахкам аш-шариа» ; и две биографии его учителей, упомянутые выше. [ 3 ]
Мохаммед Хасан использовал книгу шейха Бакри «Китаб ирсал ас-саварих ила сама ат-таварих» при написании своей книги «Оромо Эфиопии, история: 1570-1860» , описывая рукопись в библиографии как набросок «общей панорамы истории оромо с ранних времен». времен до настоящего времени, хотя он не свободен от серьезных ограничений по ранней истории оромо, он содержит много полезных данных о системе гада ». [ 7 ] Хасан во многом полагается на него в своем обсуждении системы гада. [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Как отмечалось выше, шейх Бакри был также известным поэтом оромо. «Шейх Бакри, пишут Хейворд и Хасан, «будил воображение и завоевывал любовь масс оромо посредством своих стихов, которые были написаны на их языке и были достаточно короткими, чтобы люди могли их выучить наизусть». [ 4 ]
Главным достижением шейха Бакри Сапало является его система письма. [ 9 ] Хотя оромо был записан с использованием двух систем письма, с которыми был знаком шейх Сапало, письма геэз и арабского алфавита , обе они «далеко не адекватны», по мнению Хейворда и Хасана, по причинам, которые они изложили. (Самое важное то, что в Амхаре только семь гласных, а в Оромо — 10.) [ 10 ] Хотя у них «нет никаких оснований полагать, что Шейх Бакри когда-либо изучал современную лингвистику или был знаком с концепцией фонемы , тем не менее, его система письма почти полностью фонематична; то есть она — это система, достигающая идеала наличия всего лишь одного графического символа для каждого фонологически отличительного звука языка». [ 11 ] Далее они описывают его систему письма как комбинацию слогового письма и алфавита, поскольку, хотя письмо геэз построено на основе согласных, базовый символ никогда не появляется без модификации, чтобы показать парную гласную. Однако, хотя символы, принятые шейхом Бакри, не являются скорописными, что предполагает связь с геэзом по сравнению с арабским языком, ни один из них нельзя отнести ни к одной из систем письма; «Это полная новинка». [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хейворд и Хасан, «Оромо Орфография шейха Бакри Санало», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 44 (1981), стр. 551
- ^ Муж Нураддин. Рукопись истории Шейха Бакри Сапало (PDF ) Университет Аддис-Абебы. п. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Хейворд и Хасан, «Шейх Бакри Сарало», стр. 552
- ^ Перейти обратно: а б Хейворд и Хасан, «Шейх Бакри Сарало», стр. 553
- ^ Перейти обратно: а б Хейворд и Хасан, «Шейх Бакри Сарало», стр. 554
- ↑ Хейворд и Хасан отмечают, что на момент написания статьи самый выдающийся ученик шейха Бакри, шейх Мохаммед Рашад , работал над публикацией сборника сочинений своего учителя.
- ^ Оромо Эфиопии, История: 1570-1860 (Трентон: Red Sea Press, 1994), стр. 234
- ^ См., например, Оромо , стр. 43-47.
- ^ Копия страницы его сценария, а также таблица значений представлены в статье Хейворда и Хасана.
- ^ Хейворд и Хасан, «Шейх Бакри Санало», стр. 556
- ^ Хейворд и Хасан, «Шейх Бакри Санало», стр. 561
- ^ Хейворд и Хасан, «Шейх Бакри Санало», стр. 563
Соответствующая литература
[ редактировать ]- Нураддин Аман Джарсо Скачать бесплатно Mp3 2012. Историческая рукопись Шейха Бакри Сапало. Университет Аддис-Абебы: магистерская диссертация. Интернет-доступ к диссертации.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Нет ничего лучше улыбки на вашем лице». Архивировано 28 марта 2014 г. на веб-сайте Wayback Machine , Гадаа. (Содержит таблицу письменности шейха Сапало со значениями.)
- Оромо-орфография шейха Бакри Сарало