Jump to content

Марио Бернаскони (скульптор)

Марио Бернаскони ( Паццалло , 13 февраля 1899 — Виганелло, 19 марта 1963) — швейцарско-итальянский скульптор.

Биография

[ редактировать ]

Марио Бернаскони родился в 1899 году в Лугано-Паццалло, в доме напротив музея. Он был сыном Луиджи Бернаскони (электрика) и Катерины Дозио (швеи). Он вырос со своей сестрой Марией (Нини), которая была на два года младше.

Его привлекало то, что он называл «la mia montagna» (моя гора) – Сан-Сальваторе . На горе он обнаружил глину и получил свое первое вдохновение. В его детстве рядом со школой была деревенская жизнь. Он приносил домой ящериц, змей, насекомых всех видов, которых внимательно изучал и наблюдал.

Работа и учёба

[ редактировать ]

1914 – После того, как обязательное школьное обучение прекратилось и ему пришлось учиться ремеслу, Марио работал в аптеке в Лугано . Вечером он позировал моделью в мастерской скульптора Луиджи Вассалли. Увлеченный искусством, Марио ушел из аптеки и стал учеником Луиджи Вассалли (памятник Карло Баттальини). На памятнике он выглядит как ангелоподобная фигура. Помимо позирования и выполнения тяжелой работы, он научился искусству лепки, рельефному рисованию и изучению человеческого тела. Резьба по мрамору и обработка глины более чем когда-либо убедили его стать скульптором. 1917 – Марио продолжил обучение у художника и скульптора Джузеппе Фольи и открыл собственную студию в Паццалло, в доме, где сейчас находится музей Марио Бернаскони. В своих исследованиях Марио глубоко вдохновлялся Микеланджело, Донателло, Роденом, Майолем и Лембруком. [ 1 ]

Ранние работы и стипендии

[ редактировать ]

Марио получил первую федеральную стипендию, которая продлевалась три года подряд:

1921 – маска La scema (Идиот)

Ла Сцема – ранняя работа

1922 г. – портреты «Энея» и «Ева».

1923 г. – бюст «Жизнь матери» Марио с юной матерью.

Portrait_of_Eva – ранняя работа

.

Он делал портреты своих друзей, в том числе Анджело Тонелло, художников Филиппо Больдини, Гуалтьеро Коломбо, писателей Винисио Салати, Франческо Мандзони и натуралиста Сильвио Каллони из Паццалло.

Он создал голову «Кристо» (Христа), которая стоит на ступенях кладбища Сан-Пьетро Памбио, в центре большого каменного креста.

Христос

1923 г. - Его мать заболела и умерла. Последовал период инерции, но именно портрет матери вернул его творчество.

1925 - На Национальной выставке изящных искусств в Кунстхаусе Цюриха федеральное правительство приобрело статую «Il Curato di Campagna» (Деревенский священник) и подарило бронзу городу Лугано.

Деталь сельского священника

Полную гипсовую фигуру можно увидеть в музее в Паццалло. 13 июня 1926 года в Нью-Йорке в газете «Дейли ньюс рабочих Америки» «Новый мир» в центре первой полосы появляется репродукция скульптуры «Il Martire» (Мученик) работы Марио Бернаскони. Это был Джакомо Маттеотти , которого в Нью-Йорке в этот день, во второй год его смерти, отметили. Позже Бернаскони подарил эту скульптуру Палате труда в Лугано.

Карьера, характер, брак и путешествия

[ редактировать ]

Художник демонстрирует себя вольнодумцем, большим любителем природы, мистиком, философом, интуитивом, поэтом, романтиком. Его семья и друзья считали его мягким, с хорошим характером, немного самовлюбленным, сентиментальным и эмоциональным. Иногда спорный, иногда революционный, и его запомнили своим девизом «Lottare per non morire» («Борись, чтобы не умереть»).

О встрече с друзьями Франческо Манцони пишет в сборнике «Mario Bernasconi Scultore», издание Aurora, Лугано:

«Затем начинались политические туры, и Марио в галстуке Вальер пел Bandiera Rossa («Красный флаг») и гимн анархистам или играл их на аккордеоне, его лицо приобретало фавний оттенок, благодаря чему его подлинная вера была утверждалось безоговорочно: возможно, с большим гневом, что иногда имело место в эпопее Брехта и, остывая, заканчивалось декламацией алого «Ca ira». [ 2 ]

Повзрослев под сильным впечатлением от египетских, греческих и римских скульптур, скульптур эпохи Возрождения, неоготики Лембрука , реализма Родена , Марио Бернаскони нашел свой собственный стиль. Для изучения искусства он отдает предпочтение городам Сиене и Флоренции (Флоренция) и продолжает свое образование через контакты с художниками и интеллектуалами. Работает в центральной Швейцарии, Цюрихе, Берне и Гларусе.

1927 год – знаменует собой начало очень трогательной и богатой успешной карьеры. Le scultural all'aperto nella citta di Lugano, страница 115, Биография Через семью фон Альвенслебен из Порцы Марио знакомится с Ирмой Паннес , потомком знатного немецкого рода, которая стала его женой. Жених и невеста отправляются в Германию. Первая остановка во Фрайбурге, Дармштадте и Висбадене. Он впервые встречается с Вернеральво фон Альвенслебеном в Берлине. Выставка Ассоциации Порца, проходившая в Берлине 9 декабря 1927 года. В ожидании студии в Берлине он едет с женой в Райхенбах в Слезии, после чего достигает города Праги, богатого произведениями искусства. Будучи швейцарско-итальянским художником вместе с Вернером фон Альвенслебеном и русским художником Артуром Брыксом, основателями Ассоциации Порца, открытие их второй выставки состоится 25 марта 1928 года в Берлине.

Период в Берлине оказывается самым полезным и плодотворным в его карьере, особенно в плане контактов, которые позволяет ему установить дружеская атмосфера, и дружеских отношений с ведущими деятелями художественного, научного и литературного мира. С энтузиазмом он делает портрет немецкого писателя Карла Цукмайера , одновременно рисуя скульптора за работой. Он подружился с Эрихом Марией Ремарком, который в то время работал над знаменитым романом «Im Westen nichts Neues». Он знакомится с Ла Яной (актрисой) Яной, известной танцовщицей тридцатых годов, делает портрет актрисы Элизабет Леннарц . Элизабет Леннарц принимает участие в «Grosse Berliner Kunst Austellung 1928». В Потсдаме в поместье Гутманн/ На вилле он проводит период большого процветания с семьей банкира Гутмана (директора Дрезденского банка), где создает портреты банкира, его жены Дейзи , их двоих детей и скульптуру для их парковой усадьбы.

Следующие поездки привели его в Крефельд, город, где родилась его жена, Дюссельдорф, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен в Баварии, Бреславию и Париж, где был построен еще один дом «Порца». В этих городах он создал и оставил множество произведений искусства.

Вернуться в Тичино

[ редактировать ]

1929–1933 – Художник вернулся в Тичино с женой Ирмой и снял дом в Сала Каприаска. С его художественной точки зрения он хотел добиться статичности, сбалансированного и сдержанного движения, излучающего тишину. Было создано несколько работ: «Il busto di Irma» (бюст Ирмы), приобретенный федеральным правительством, можно увидеть в музее Мартина Дистели в Ольтене. В 1931 году он создал: «La Preghiera» (Молитва) для могилы на кладбище Сан-Пьетро Памбио семьи Остилио Фолья. Статуя Л'Аскеты (Аскета) - Подростка . Разнообразный «Торс» и множество этюдов обнаженной натуры. Портреты того периода между Салой и Цюрихом: Профессор Макс Хубер, президент Международного трибунала в Гааге. Профессор Эмилио Мотта аль Лисео ди Лугано. Профессор Анджело Пиццорно Лисео ди Лугано. пастор Николас-Больдт, писатель из Лугаджии; профессор Гогартен из Йенского университета; Корнелия Форстер ; Эмиль Маузер, промышленник из Цюриха.

В 1933 году он принял участие в выставке SPSAS в Кунстхаусе Цюриха и в Государственном художественном музее Мюнхена. Многие художники и друзья из Берлина и Цюриха приезжали посетить его дом в Сала Каприаска. Из книги «Марио Бернаскони Скульторе», издания Авроры Лугано, Винисио Салати пишет в «L'amico» (Друг): «От этой пары художников возобновляются новые силы». Молодой русский художник писал: «... для меня и многих моих друзей Сала — это паломничество».

Художник хотел купить дом, но владелец не захотел его продавать. С неохотой им пришлось покинуть любимую резиденцию, которая была их раем и любимым местом встреч многих мировых артистов. Марио будет скучать по этому навсегда. Они нашли временное место жительства в Монтарине над Лугано, на вилле Босайт.

1934 - На вилле Босайт ему позирует сын его сестры, L'Adolescente (Подросток), Джузеппе (Тети). Стройная фигура мальчика, которую изображают несколько статуй, например, бронзовая на фасаде музея в Паццалло .

1935 — Портрет знаменитого пианиста Клаудио Аррау , позирующего ему на вилле Босайт. Установка большой бронзовой статуи «La donna distesa» (Лежащая женщина) на кладбище Карона.

Путешествуйте по Италии, особенно по Тоскане, Флоренции и Сиене. Поездка в Бад-Годесберг, Германия, где он создал статую «Святого Антония» для Мариенхайма.

1936 – Снимает дом в центре Курелии, оставаясь там 25 лет. Дом 1500-х годов. Он принадлежит семье Фонтана и всегда был домом и местом сбора художников. Последним арендатором до того, как здесь жил Бернаскони, был художник Эрнесто Фонтана, живший в Милане и занимавший дом в Курелии в теплое время года. Здание, наполненное рельефами и лепниной, всегда посещали художники, которые оставляли на стенах веранды подписи, надписи и стихи.

1937 – Рождение дочери Клаудии. Скульптор создает портрет, когда малышке исполнилось 13 дней. Бронзовая «Неоната» (Новорожденный) находится у здания правительства в Беллинцоне.

1939 – Завершает проект Кристо (Христа) для гробницы семьи Рикенбахов в Швице. Принимает участие в большой выставке Landesaustellung Zurich , где творит перед публикой.

Награды и престижные назначения

[ редактировать ]

Бернаскони находит большую студию в Лугано, вдоль реки Кассарате, где работают художники-компаньоны, такие как Болдини, Рибола, Молья, Арднольди [ он ] и другие.

1942 – Федеральное приобретение портрета Франческо Кьезы в Коммунале Палаццо в Кастаньоле.

1943 — Марио Бернаскони представляет четыре проекта Мадонны, которые будут размещены перед собором Сан-Лоренцо в Лугано . Организатором конкурса является Про Гельвеция. В конкурсе приняли участие более сорока шести скульпторов. Победителем стал Марио с проектом Virgo Potens. Он знакомится с Амелией Анастази Квадри, пианисткой из Лугано, которую в детстве открыл и поощрял Джакомо Пуччини. Она позирует моделью статуи Мадонны.

1945 г. – Еще одно федеральное приобретение – портрет «Корнелии».

1946 - Великая статуя Мадонны ди Сан-Лоренцо , выполненная по заказу Про Гельвеции и города Лугано, выполненная из прекрасного мрамора Сальтрио, также называемая Дева Потенс , открыта и установлена ​​во дворе собора Сан-Лоренцо с видом на город Лугано. . Речь произносит Франческо Кьеза Луиджи Кальо об этом произведении искусства, воспетом в: «L'affermazione dei valori della vita» «Утверждение жизненных ценностей».

«Среди жизненных ценностей, в которые твердо верил Марио Бернаскони, была религиозность, которая, не подвергаясь дисциплине, не исповедуя веру в определенные догмы, является неоспоримой. Эта духовная позиция проявилась в статуе Мадонны, которая стоит перед собором Сан-Лоренцо. Из всех стихов ектении художник выбрал тот, который наиболее отражал его намерения «Дева Потенс». трепещущая при Благовещении, Мать, породившая божественного младенца в убожестве Вифлеемского хлева, та, которая будет оторвана от жестоких страданий, причиненных Сыну, эта статуя символизирует энергичную жизненную силу. Увидев ее, человек побуждается войти. слово robur (крепость) в Salve Regina, где Мария упоминается как life dulcedo et spes nostra». [ 3 ]

Его работы видели и пережили множество переездов и путешествий по Швейцарии и за рубежом.

1947–1949 – Снова скульптор без мастерской. Ему предлагают студию в поселке Везия. Он выживает, создавая погребальное искусство .

1950 - Создает Il Tobiolo (Мальчик с рыбой) для школьного фонтана в Массаньо:: Статуя «La Dolente» (Страдалец) для гробницы семьи Поретти, кладбище Лугано.

Статуя «Fanciulla con fiammella» (Девушка со светом) для гробницы семьи Аммон, кладбище Лугано.

1951 – Он находит большое ателье (мастерскую) в здании итальянского консульства на улице Виа Дюфур в Лугано. Там он остается и работает до конца своей жизни.

1952 – Создает большой рельеф «Деметра» для резиденции Франчини в Лугано.

Статуя «Il Lavoratore» (Рабочий) для гробницы семьи Лауренти в Караббии.
Вторая бронза «Рабочего» установлена ​​в 1981 году на площади Читтаделла в Курелье, напротив дома, где художник прожил 25 лет.

1953 - Он доставляет в Сельскохозяйственный институт Меццаны могучую статую Семинаторе (Сеятель). Это произведение искусства было создано по заказу президента Эттера и является собственностью коллекции произведений искусства штата и кантона Тичино.

В том же году он создает статую «Николао делла Флю» (Николас Флюэ) для главной площади Неджио.

1954 – Создает статую Рисвельо , которая была установлена ​​в 1981 году в парке Бельведер на берегу озера Лугано вместе с произведениями других известных художников.

1955 - Открытие в Бевере (Энгадин) ресторана "Pastorello con pecora" (Пастух с овцами) и второе открытие, посвященное "Сурку".

1956 - Открытие Аквайолы ( Водоноса) на набережной Парадизо в центре фонтана. [ 4 ]

Что касается Водоноса, 9 марта 1956 года появилась очень положительная критика профессора Чарли Клерка под названием «Скульптор Тессинуа» на первой странице «Журнал де Женев ». Вот перевод с французского:

«Марио Бернаскони — прекрасный и оригинальный художник, который много работал. Проекты его студии демонстрируют не только выдающегося художника, но и великого художника»

Скоро в Парадизо состоится инаугурация молодой девушки, черпающей воду из фонтана, - ансамбля нежности, грации и величия". [ 5 ]

На АКВАЙОЛЕ художник Марио Губерти Хелфрихт из Равенны на приглашение города Лугано на празднование столетия Марио Бернаскони (1899–1999) ответил следующим образом (на итальянском языке):

«Воспроизведенное произведение — шедевр, настоящий гимн женской красоте, который мог создать только великий художник».

Английский перевод: «АКВАЙОЛА — это шедевр, настоящий гимн женской красоте, который мог создать только великий художник».

1960–1963 - Миланская компания Baylender просит Марио Бернаскони создать к столетнему юбилею компании Kleinewefers в Германии статую Il Genio del lavoro (Genius der Arbeit).

Марио успешно завершает работу.

Для заведения Педриниса он создает рельеф (его последняя работа) «Il mercato di Lugano» (Рынок Лугано), третье панно осталось незавершенным.

Марио Бернаскони умер утром 19 марта 1963 года в итальянской больнице Виганелло, на следующий день после смерти своей сестры. Двойные похороны состоятся 21 марта на кладбище Сан-Пьетро Памбио. На мероприятии присутствовали правительственные чиновники «Dicastero della Cultura» и Альдо Патокки, президент «Societa' Ticinese delle Belle Arti». Винисио Салати и Ческо Манцони, два верных друга до конца, произнесли прощальную речь.

«Творчество и личность Марио Бернаскони, одного из максимум скульпторов того периода, еще не были объектом глубокого исследований, что представляет собой серьезный пробел в понимании Художественная реальность южной Швейцарии первой половины ХХ века». цитата Элизабет Вояме в переводе с итальянского об Arte в Тичино , категория искусства 2003, третья том, стр. 330, статья 112.

by Rudy Chiappini, Salvioni editor.

Тогда его дочь приняла решение создать музей для сбора и сохранения его произведений. [ 6 ]

Выставки

[ редактировать ]

1920 - Бернаскони показывает свои работы в Музее Вилла Чиани Лугано для выставок Тичинского общества изящных искусств.

От местных экспонатов он переходит к центрам Конфедерации к Турнусу, открытому в Кунстхаусе Цюриха . С этого момента его присутствие остается постоянным до конца.

1925 – Кунстхаус Цюрих . Национальная выставка изобразительного искусства.

1927 – Первая выставка Ассоциации Порца в Берлине, Германия.

1928 - Вторая выставка «Ассоциации Порца» в Берлине с Максом Дунгертом , Эдвардом Матаре, Кете Кольвиц , Алексеем Явленским , Ивом Кляйном , Георгом Мухе , Марианной фон Веревкин , Николаем Васильевым, Кристофом Дрекселем, Освальдом Херцогом, Лотаром Хомейером, Артуром Сигалом и Карл Цукмайер , один из самых известных в области театра и музыки.

В том же году Марио Бернаскони участвует в Grosse Berliner Kunstaustellung 1928.

1930 — Галерея Актуарий Цюрих, с Морисом Утрилло , Морисом де Вламинком , Андерсом Цорном и Максом Оппенгеймером .

1932 – Кунстхаус Цюриха и музей Винтертура с Хеди Гигер, Маргарет Гетц, Чарльзом Хугом , В. Мейером, Э. Моргенталером, Э. Перинчолли.

1933 – в Кунстхаусе Цюриха. Выставка SPSAS

1933 г. – Государственная выставка Мюнхена в Баварии.

1934 – Актуарная галерея Цюриха с Куно Амиетом , Морисом Барро, Бланше, Эппером, Гризером, Джакометти, Германом Халлером и Хубахером.

1935 – Кунстхаус Цюрих , где Марио – единственный экспонирующийся скульптор из Южной Швейцарии.

1937 – Художественный музей Берна. Национальная сборная.

1938 – Кунстхалле Берн. Арте Тичинезе.

1939 – Ланди, (государственная выставка) Цюрих. Швейцарская национальная выставка, Марио Бернаскони и Александр Зольденхофф творят перед большой публикой.

1944 - Кунстхалле Базель с SPSAS. Общество изящных искусств Тичинезе, Лугано.

1952 – Персональная выставка в Casa d'Italia (итальянское консульство) в Лугано. Общество изящных искусств Тичинезе , Лугано.

1964 и 1969 – Музей Вилла Чиани Персональная выставка Марио Бернаскони и Ирмы Бернаскони Паннес.

1971 — Посмертная выставка Аттилио Бальмелли, Джордано Пассера и Ирмы Бернаскони в Паннах. Гражданский музей искусств Вилла Чиани, Лугано

1981 – музей В Паццалло-Лугано открыт с работами Марио Бернаскони, его жены Ирмы Паннес и многочисленными работами друзей современных художников. Город назван площадью, где расположен музей Пьяццетта Марио Бернаскони. Дом рядом с музеем, где родился художник, был отреставрирован, и в нем выставлены все работы Марио в молодые годы. Музей и Casa Natale можно посетить бесплатно.

[ редактировать ]

Ассоциация Порза

[ редактировать ]

В 1923 году в деревне Порца (над Лугано) немецкий барон Вернер Альво фон Альвенслебен, русский художник Артур Брикс и швейцарский итальянский скульптор Марио Бернаскони , провидцы идеи Порца, собираются, чтобы обсудить и спланировать Ассоциацию Порца, цель которой это помощь художникам. фотография основателей . [ 7 ] [ 8 ] В 1927–1929 годах основывается Ассоциация Порца, которая становится очень успешным международным движением, базирующимся в Берлине и быстро распространяющимся на другие крупные европейские города.

В Париже «Ассоциацию Порца» представляет великая личность Жак Вьено . Жоселин Лебёф пишет: «Интернационализм и гуманизм, после премьеры войны в мире (после первой мировой войны), l'"Association Porza" (Ассоциация Porza) и De l'idee a la forme (от идеи к развитию) экспозиция Порца, Musee Galliera (Музей Гальера, Музей моды города Парижа) 1939». Ассоциация Порца, недавно описанная Еленой Шперл в газете La Regione, 2 июня 2012 г. Ассоциация Порца, недавно описанная Далмазио Амброзоли в публикации «Искусство и культура»: { https://ticinowelcome.ch/cultura/musei-e-ispetti-culturali-cultura/lassociazione-culturale-porza-arte-e-liberta/}

  • 5 декабря 1981 года отмечается день открытия в Паццалло Музея, посвященного Марио Бернаскони. На открытии присутствуют власти Паццалло и Лугано и представители швейцарско-итальянской культуры. Сообщество Паццалло посвящает площадь, на которой стоит музей, Марио Бернаскони: «Пьяццетта Марио Бернаскони». Частный музей, в котором хранятся и экспонируются гипсовые изделия, изделия из терракоты и бронзы, открыт для публики с бесплатным входом.
  • В начале 80-х годов муниципалитеты Лугано приехали в Паццалло с Аркой достопочтенного мэра. Джорджио Джудичи за выбор произведения искусства. Они выбрали «Il Risveglio» («Пробуждение») , которое было помещено в бронзу в парке Бельведер на берегу озера Лугано. краткая история
  • В середине 80-х годов бронзовая статуя «Il lavoratore» (Рабочий) была установлена ​​в Читтаделле в Курелии, где художник прожил 25 лет.
  • В 1983 году патинированная гипсовая фигура «Il Curato di Campagna» («Деревенский священник»), находящаяся в музее Паццалло, была перевезена в Федеральный дворец в Берне для выставки швейцарских итальянских скульпторов. [ 9 ]
  • 13 февраля 1999 года (через сто лет после его рождения) состоялось официальное открытие музея на церемонии, организованной «Gruppoculturale e Ricreativo» Паццалло и властями города. По случаю столетия швейцарский телеканал RSI (радио и телевидение итальянской Швейцарии) снял документальный видеоролик на своей программе «REGIONALE», описывающий произведения искусства из музея Марио Бернаскони. [ 10 ]
  • 19 июня 1999 года, к столетнему юбилею Марио Бернаскони, в Паццалло состоялось настоящее празднование, на котором собрались власти, семьи, люди и деятели искусства.
  • В 2000 году г-н ван Оуверкерк из Соренго подарил каменную статую Нарцисса ( Нарцисса) музею Паццалло. Работа была создана Марио Бернаскони в 1947 году для Weber & Blauer.
  • 21 мая 2005 года состоялось открытие дома, где родился скульптор, где были представлены произведения двадцатых годов с рисунками, рассказами, фотографиями и личными вещами скульптора. На открытии собираются власти, родственники и люди, со вступлением и речью власти Лугано, Аурелио Лонгони и Ремо Мочетти. По этому случаю швейцарское телевидение RSI (Radio TVe della Svizzera Italiana) снимает музей. [ 11 ]
  • 4 сентября 2013 года город Лугано отметил 50-летие со дня смерти скульптора.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эспозито, Салати, Кальо, Мандзони, 1981, стр. 17-31.
  2. ^ Манцони 1981 с. 29 «Мемуары скульптора».
  3. ^ Калио 1981 с. 26 «Аффирмации о жизненных ценностях»
  4. ^ Силла 1997 гл. «Марио Бернаскони»
  5. Клерк, 9 марта 1956 г., стр. 1 «Скульптор Тичино».
  6. ^ Эспозито 2005 с. 203
  7. ^ Салати 1981 с. 18 «Друг».
  8. ^ Чезаре Маццуккони-Лугано 1930 с. 8.
  9. ^ Эспозито 2005 с. 203
  10. ^ Документальное видео Салати-RSI 1999 г.
  11. ^ Документальное видео Ostinelli-RSI 2005 г.

Телевизионные программы:

  • RSI , программа швейцарско-итальянского радио и телевидения (1999) «Il Regionale» на YouTube Зои Салати, посвященная столетнему юбилею Марио Бернаскони.
  • RSI , программа швейцарско-итальянского радио и телевидения (28 ноября 2005 г.) «Il Quotidiano» на YouTube Симона Остинелли: Марио Бернаскони, музей и место рождения.
  • Программа швейцарско-итальянского телевидения, апрель 2013 г. Видео Симона Остинелли В доме Марио

Историки, искусствоведы, журналисты и писатели:

Изданы книги:

  • Профессор Карло Силла (1997) «Муниципалитет Парадизо с его жителями и приход Сан-Пьетро Памбио», Аврора SA, Лугано Каноббио.
  • Руди Кьяппини, Dicastero Arte e Cultura (2003), 4-томная серия Arte in Ticino 1803–2003 , Salvioni Arti Grafiche Bellinzona.
  • Edizioni Città di Lugano, Дикастерия музеев и культуры города Лугано (май 1986 г.), Уличные скульптуры в городе Лугано .
  • Клаудия Эспозито (1977) «Марио Бернаскони Скульторе», опубликовано в США издательством J. Mark Press.
  • У книги 4 соавтора: «Жизнь и ее мысли» Клаудии Эспозито, «Друг» Винисио Салати, «Утверждение ценностей жизни» Луиджи Кальо, «Память о скульпторе» Ческо Мандзони, Марио. Скульптор Бернаскони , Edizioni Aurora Lugano, 1981 год.
  • Клаудия Эспозито, Марио Бернаскони , Salvioni Edizioni, 2005 г., со вступительным словом Джузеппе Куроничи и предисловием Марио Альяти, ISBN   88-7967-120-0 .
  • Стефано Вассере, Государственный архив кантона Тичино, Беллинцона (2011) «Архив топонимов», Сала Каприаска ISBN   978-88-96200-06-3 .
  • Чезаре Маццуккони-Лугано, История Порцы , Тип Чезаре Маццуккони-Лугано, 1930.
  • Пьеро Трупия, Почему красивое прекрасно. Издано в Италии Франко Анджели.

Журналисты и критики:

  • Книга Винисио Салати 1981 г. Книга: «Скульптор Марио Бернаскони» раздел: «Друг», Аврора С.А. Лугано-Каноббио.
  • Луиджи Кальо, газета: Corriere del Ticino (15 сентября 1981 г.) «Музей Марио Бернаскони в Паццалло почти завершен» книга: «Скульптор Марио Бернаскони» раздел: «Память о скульпторе», Аврора С.А. Лугано-Каноббио.
  • Лучиана Кальо , Газета: Corriere del Ticino (21 июня 1999 г.) «Паццалло и его скульптор, площадь, музей и веб-сайт художника».

Опубликованные газетные статьи:

  • Женевский журнал .
  • Свободная пресса (4 марта 1921 г.) Лугано.
  • Neue Zuricher Zeitung (1 мая 1924 г.) Цюрих.
  • Новый Свет (13 июня 1926 г.) «Мученик», Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
  • Либера Стампа (10 июня 1926 г.), «Умирающий Маттеотти», Лугано.
  • Иллюстрация Тичинезе (26 декабря 1932 г.) Лугано, Улиссе Покобелли (Глауко)
  • Corriere del Ticino (20 ноября 1934 г.) «Art Note», Лугано.
  • Gazzetta Ticinese (20 ноября 1934 г.) «Art Note», Лугано.
  • Дежурство (20 ноября 1934), «Арт-нота» Беллинцона.
  • Тичинская иллюстрация (2 марта 1935 г.) Пино Бернаскони.
  • Выставка Zuercher Illustrierte Landes (21 июля 1939 г.) Цюрих.
  • Рассенья Тичинезе (26 июня 1943 г.) «Мадонна Сан-Лоренцо».
  • Свободная пресса , продолжение. статья Л. Луццато (24 июня 1982 г.) Марио Бернаскони: «Человек и художник в книге и в музее».
  • Южная Швейцария (23 июля 1983 г.) З.Ы. "Мемориал скульптору Марио Бернаскони в Паццалло" Лугано и окрестности.
  • Coups d'Oeil (18 сентября 1993 г.) Мари Клер фон Альвенслебен, номер 18, страница 17, «Музей Марио Бернаскони», Женева.
  • Журнал «Лугано» (12 февраля 1999 г.) Раймондо Локателли «Марио Бернаскони, скульптор Паццалло».
  • Журнал Лугано (21 июня 1999 г.) Лучиана Кальо «Паццалло и его скульптор, площадь, музей и веб-сайт художника».
  • Регион (15 января 2009 г.) Елена Шперл, « Паццалло скрывает в своем сердце художественный музей », Лугано.
  • Журнал Lugano, Эрсилия Теттаманти и Марио Альяти Статья 14 октября 2011 г.
  • Регион (2 июня 2012 г.) Елена Шперл, LA PORZA
  • Регион (13 октября 2012 г.) Елена Шперл, Аскет прекрасен, потому что он прекрасен... внутренне.
  • Повестка дня Лугано Музей Марио Бернаскони
  • [ редактировать ]
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: d5653c14c3a2ba8729695f4cf6818a5e__1716259920
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/5e/d5653c14c3a2ba8729695f4cf6818a5e.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Mario Bernasconi (sculptor) - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)