Посторонний (роман Райта)
![]() Первое издание | |
Автор | Ричард Райт |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Афроамериканская литература |
Издатель | Харпер и братья |
Дата публикации | 1953 год |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
«Аутсайдер» — это роман американского писателя Ричарда Райта , впервые опубликованный в 1953 году. «Аутсайдер» — это вторая часть истории Ричарда Райта эпических масштабов, сложное мастер-повествование, показывающее американский расизм в грубых и уродливых выражениях. Это был тот тип расизма, который Райт знал и испытал, расизм, от которого не могло избежать большинство чернокожих людей его времени, и он оставался центральным элементом его произведений. «Аутсайдер» появился в разгар маккартизма в Соединенных Штатах и начала холодной войны в Европе - два события, которые оказали существенное влияние на его первоначальное восприятие.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Главный герой романа, которого символически зовут Кросс Дэймон , представляет человека 20-го века в безумном стремлении к свободе. Кросс — интеллектуальный негр , продукт культуры, которая его отвергает. Его еще больше отталкивает его «привычка к непрекращающимся размышлениям», его ощущение, что переживания и действия его жизни до сих пор происходили без его свободного согласия, и глубокое убеждение, что в жизни должно быть что-то большее, какой-то смысл и оправдание, которые до сих пор ускользали от него.
Когда Кросс представлен (в «Книге первой: Страх»), он пьет слишком много, отчасти для того, чтобы забыть свои проблемы (которых у него много), но в основном для того, чтобы заглушить боль, вызванную его настойчивым и разочарованным чувством жизни. Произошёл несчастный случай, в результате которого он, как сообщается, погиб, и поэтому он намеревается создать свою собственную личность и, таким образом, как он надеется, раскрыть правду.
Этот поиск абсолюта вынуждает его совершить четыре убийства и заканчивается его отчаянием и насильственной смертью. По пути он сталкивается с тоталитаризмом в его наиболее вероятной форме — коммунизме . Хотя он согласен с этими другими «аутсайдерами» в том, что власть является центральной реальностью общества и что «человек — это ничто в частности», он возмущен их принятием и циничной эксплуатацией этих «фактов». «Этого недостаточно», — кричит он перед тем, как убить коммуниста, который только что сказал ему, что жизни больше нет.
Вы говорите, что жизнь — это просто жизнь, простой акт случайного владения в руках того, у кого она оказалась. Но что такое страдание ? Это зависит от чувств... Вы можете возразить, что можете похитить жизнь, стереть сознание и уйти от наказания, потому что вы достаточно сильны и свободны, чтобы сделать это; но зачем превращать сознание в пламя страдания и оставлять его лежать, извиваясь...?
Отвергнув религию, прошлую и настоящую организацию общества, предлагаемую тоталитарную альтернативу и родственное ей неконтролируемое насилие собственного поведения «свободного» человека, Кросс отказывается от идей и возлагает последнюю надежду на любовь. Но его любовница совершает самоубийство, когда видит его таким, какой он есть.
Далее следует глава, в которой Закон, олицетворяемый горбатым окружным прокурором , понимающим Кросса Деймона, уличает его в преступлении и осуждает его, но бессилен наказанием придать его жизни значение. После этого Кросс убит. Окружной прокурор приходит к его смертному одру и спрашивает, как прошла жизнь, и Кросс умирает, бормоча: «Это было ужасно».
Литературное значение и критика
[ редактировать ]«Аутсайдер» была первой книгой Райта, получившей преимущественно негативные отзывы. [ нужна ссылка ] Рецензенты [ ВОЗ? ] в первую очередь критиковали его характеристику, особенно отсутствие достаточной мотивации для насилия со стороны Дэймона. [ нужна ссылка ] Много [ ВОЗ? ] думал, что Райту следовало «оставаться золотым». [ нужна ссылка ] Сочетание мелодраматического действия и длинной риторической экспозиции в романе казалось разрушительным. Чернокожие рецензенты считали, что интерес Райта к экзистенциализму свидетельствует об отделении от его корней. Большинство [ ВОЗ? ] рецензенты сочли непреодолимый пессимизм романа непривлекательным. [ нужна ссылка ]
Роман часто считают результатом сотрудничества Райта с экзистенциальными мыслителями после его разрыва с марксизмом в 1940-х годах. Роман, кажется, отмечает нижнюю точку отчаяния Райта, поскольку в нем отсутствуют гуманитарные надежды Камю или Жан-Поля Сартра в социальные перемены. вера [ нужна ссылка ] Однако более поздние критики предположили, что «Посторонний» представляет собой отказ от экзистенциализма или даже христианский экзистенциалистский роман.
Экзистенциально или нет, «Аутсайдер» является логическим продолжением ранних произведений и мыслей Райта. В «Родном сыне» (1940) центральный персонаж Биггер в менее артикулированной манере выражает ту же ярость и страх, которые испытывает Дэймон. В рассказе Райта «Человек, который жил под землей» главный герой Фред Дэниелс, как и Дэймон, хочет поделиться с другими своими кровно заработанными знаниями. В «Искусстве и художественной литературе» Райт утверждал, что личная свобода обусловлена свободой других. Таким образом, в «Аутсайдере» Райт обратился к знакомым темам, но сознательно попытался выйти за рамки расовых ограничений своих ранних работ.
Райт, находящийся под влиянием прежде всего немецкого нигилизма и своего раннего участия в Коммунистической партии, осуждает марксизм за его подавление индивидуальности, присущее структуре таких групповых идеологий. Дэймон, сформированный своим репрессивным детством афроамериканского ребенка с матерью-христианкой, проводит большую часть романа, избегая или предотвращая принуждение против него со стороны других. По сути, Райт описывает борьбу афроамериканцев как борьбу, которая по своей сути противостоит устоям общества, а насилие и гнев являются прямым результатом воспитания, основанного на расовом угнетении. Большинство [ ВОЗ? ] Ранняя критика, направленная на «Аутсайдера», ошибочно рассматривала его как форму экзистенциальной пропаганды и не смогла эффективно проанализировать связь между жизнью Райта и переживаниями до крушения поезда и его последующим насилием. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Афроамериканская литература
- Черный мальчик - автобиография Ричарда Райта, 1945 год.
- Родной сын - роман Ричарда Райта 1940 года.
- Черный марксизм - книга Седрика Робинсона, 1983 г.
- Экзистенциализм
- Нигилизм
Ссылки
[ редактировать ]