Шахматы ветра
Шахматы ветра | |
---|---|
![]() Афиша французского театрального релиза 2021 года | |
Режиссер | Мохаммад Реза Аслани |
Написал | Мохаммад Реза Аслани |
Продюсер: | Бахман Фармана |
В главных ролях |
|
Кинематография | Хушанг Бахарлоо |
Под редакцией | Аббас Гянджеви |
Музыка | Шейда Гарачедаги |
Распространено | Янус Фильмс (международный) |
Дата выпуска |
|
Время работы | 99 минут |
Страна | Иран |
Язык | персидский |
«Шахматы ветра» ( персидский : شطرنج باد , романизированный : Shatranj-e Baad ), также известный как «Шахматная игра ветра» , — иранский фильм 1976 года, сценарий и режиссёр Мохаммад Реза Аслани . [ 1 ] в Иране фильм был показан только один раз До революции 1979 года и вызвал негативную реакцию. После открытия в 2020 году фильм был выпущен в разных странах и был хорошо принят. [ 2 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]В аристократической семье умирает матриарх Ханом Бозорг. Ее дочь, прикованная к инвалидной коляске, Агдас, остается оплакивать ее в своем большом доме вместе с вдовцом ее матери Хаджи Амоо и двумя его племянниками, Рамезаном и Шабаном. Рамезан помолвлен с Агдас, но становится очевидным, что он интересуется ею только из-за ее денег. За Агдасом присматривает горничная Канизак, которая также поддерживает дружбу с Шабаном. На протяжении всего фильма вставные сцены сплетен прачек дополняют подробности истории Агдаса и Хаджи Аму.
И Агдас, и Хаджи Амоо считают, что имеют право наследовать дом Ханом Бозорга, и однажды Агдас и Канизак входят в комнату Хаджи Амоо и сжигают документы на дом с его именем. После нескольких столкновений между отчимом и падчерицей Агдас планирует убить Хаджи Аму и косвенно сообщает Рамезану о своем плане. Когда Хаджи Амоо молится в своей комнате, Канизак подвозит Агдаса и бьет его по голове серебряным цепом . Он падает на землю, и Канизак и Рамезан тащат его в подвал, где хранят тело в бездонной банке, намереваясь вернуться позже и растворить его в азотной кислоте по приказу Агдаса.
Через несколько дней в дом приходят двое кредиторов Хаджи Амоо с комиссаром полиции, пытаясь взыскать с него задолженность. Агдас утверждает, что не видел Хаджи Амоо несколько дней, но комиссар отвечает, что он встретил его на улице совсем недавно. Потрясенный, Агдас не может ответить, а Канизак и Рамезан ведут мужчин в подвал, где они осматривают банки, не находя тела, а затем уходят.
Агдас становится все более параноиком по поводу того, действительно ли Хаджи Аму мертв или нет; когда путешествующая музыкальная труппа утверждает, что встречала его публично, она паникует и заболевает. Канизак уговаривает Агдаса позволить ей выйти из дома на пару дней и посетить близлежащее святое место. Одна ночью в своей комнате Агдас слышит смех из подвала. Достав из ящика старинный пистолет, Агдас спускается по лестнице в подвал, где обнаруживает в ванне Хаджи Амоо и Канизака. Выстрелив в Хаджи Аму, она умирает от сердечного приступа.
Канизак и Шабан планируют вместе жить за счет наследства, и подразумевается, что они планировали это с самого начала, когда Канизак помогал Рамезану инсценировать смерть Хаджи Аму, пока они не смогут безопасно убить его вместе. Однако, когда Канизак понимает, что Шабан не собирается на ней жениться, они начинают спорить наверху. Наткнувшись на тела в подвале, Рамезан приходит в ярость из-за предательства Шабана и бежит наверх, застрелив его.
В финальной сцене фильма Канизак покидает особняк, оставив после себя только маленького мальчика и пожилую няню Агдаса. Камера показывает город за стенами дома.
Бросать
[ редактировать ]
- Фахри Хорваш в роли Агдаса
- Мохамад Али Кешаварз в роли Хаджи Аму
- Шоре Агдашлу [ 3 ] в роли Канизак, горничной
- Акбар Занджанпур, как Рамезан
- Шахрам Гольчин и Шабан
- Хамид Таати — комиссар
- Агаджан Рафии в роли врача
- Аник Шефразян в роли няни
- Маджид Хабибпур
- Джавад Джавади
- Джавад Раджавар
- Али Ахмади [ 4 ]
Вдохновение и сопутствующие работы
[ редактировать ]Аслани назвал Йоханнеса Вермеера источником вдохновения для дневных сцен, а Жоржа де Латура - источником вдохновения для ночных сцен. Использование Жоржем де Латуром центральных источников света в своих картинах, а также его готовность переэкспонировать или недоэкспонировать части картины заинтриговали его. Аслани также упомянул Барри Линдона к подход свету, но подчеркнул, что он и Кубрик — разные режиссеры с разными взглядами. В «Шахматы ветра» включена пленочная тонировка, напоминающая некоторые немые фильмы. [ 5 ]
Прием
[ редактировать ]Хосейн Эйдизаде написал в журнале Lola Journal:
От чудесных движений камеры до каждого крошечного реквизита, намеренно расположенного по углам кадра. Сами понимаете, насколько важна мизансцена для этого режиссера, который любит Макса Офюльса. История очень проста: упадок семьи иранской династии Каджаров. Аслани – один из самых забытых иранских режиссеров – не только за пределами Ирана, но и у себя на родине. Плодовитый документалист, снявший всего два художественных фильма (второй, «Зеленый огонь» [2008], был раскритикован критиками, что неудивительно), Аслани — режиссер, рассказывающий большинство иранских историй с элегантной техникой Офюльса или Висконти. Его фильмы красноречивы, их трудно переварить. , нужно всего 15 минут Однако чтобы поддаться Шахматной игре ветра . С первым ужином, собирающимся семьей покойной матери (калека дочь, ее отчим, ее дядя, ее горничная), посредством мизансцены, раскрывается динамика власти истории. Вы понимаете, что эта история борьбы за большие деньги — всего лишь предлог для более глубоких социальных и культурных комментариев. Фильм предсказывает иранскую революцию и остается захватывающим – не только из-за своего сюжета и скрытых слоев, но и потому, что это один из редчайших иранских фильмов, который, хотя и обязан немецкому экспрессионизму и оперным, повествовательным инструментам Висконти, уходит корнями в иранскую культуру. картина и композиция рамы. Вот почему этот фильм действительно является Святым Граалем иранских киноманов, причем завораживающим». [ 6 ]
повторное открытие
[ редактировать ]Оригинальные негативы считались утерянными, но были вновь обнаружены детьми режиссера в магазине старьевщика фильм был показан в 2020 году , прием был положительным. в 2014 году. После того, как отреставрированный Робин Бейкер, главный куратор Национального архива BFI, сказал, что это «повлияет» на « мировой киноканон » . Бейкер похвалил его «амбиции», посчитав его «шокирующим» и уникальным по отношению к кино, а также иранской культуре . [ 1 ]
По состоянию на 2021 год Janus Films владеет правами на распространение фильма в Северной Америке. [ 7 ]
Фильм был выпущен на Blu-ray и DVD компанией The Criterion Collection в сентябре 2022 года в рамках Мартина Скорсезе серии World Cinema Project .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Даннинг, Джон Харрис (30 сентября 2020 г.). « Ничего подобного зрители не видели»: как возродился иранский фильм «Шахматы ветра» . Хранитель . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ «Шатрандж Плохой: как Скорсезе и Лукас возродили классический иранский фильм» . BBC News фарси (на персидском языке) . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ «ШАХМАТНАЯ ИГРА ВЕТРА» . Фестиваль азиатского кино в Сан-Диего 2020 . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ ".: База данных иранских фильмов. Фильм "Плохие шахматы":" . www.sourehcinema.com . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ «Разговор о шахматах ветра» . Центр искусств Векснера .
- ^ Эйдизаде, Хосейн. «Фильм за два доллара, часть 1» . www.lolajournal.com . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ «Шахматы ветра» . Янус Фильмс. 17 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года . Проверено 17 ноября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1976 года
- Фильмы о геях
- Фильмы 1970-х годов на персидском языке
- Фильмы лесбийской тематики
- Иранские фильмы на тему ЛГБТ
- Фильмы, действие которых происходит в Тегеране
- Новые фильмы 1970-х годов
- Иранские драматические фильмы
- Драматические фильмы 1976 года
- Фильмы 1976 года о ЛГБТ
- Драматические фильмы 1970-х годов, посвященные ЛГБТ