Плащаница Сен-Жоссе
Суайре де Сен-Жосс , «Плащаница Святого Жосса », которая сейчас хранится в Лувре . [1] Это богатая шелковая парчовая седельная ткань, которая была сотканна на северо-востоке Ирана незадолго до 961 года нашей эры, когда Абу Мансур Бахтегин, «принц-верблюд», для которого она была сотканна, был обезглавлен. Он был привезен из Первого крестового похода Этьеном де Блуа и освящен в качестве вотивного дара в аббатстве Сен-Жосс , недалеко от Булони-сюр-Мер , Па-де-Кале. Его описывают как «главную веху в раннем исламском шелкоткачестве». [2]
Этот фрагментарный текстиль с вытканными в узор слонами является единственным известным сохранившимся примером шелкового текстиля, произведенного в Восточном Иране, в царских мастерских династии Саманидов , вероятно, в Мерве или Нишапуре . [3] Основное украшение сохранившихся фрагментов представляет собой пару противостоящих друг другу слонов в прямоугольной рамке, заполненной геометрическими узорами. Под ногами каждого слона находится еще одно существо, возможно, дракон . Отряды марширующих двугорбых верблюдов окружают центральное поле, в каждом углу установлено по петуху , а под противостоящими слонами находится надпись. [4] Надпись гласит: «Слава и процветание полководцу Абу Мансуру Бахтикину, да продлит Бог его существование». [4] «Князь», упомянутый в вытканной куфической надписи, хотя и поддается расшифровке более чем одним способом, скорее всего, относится к генералу и эмиру Бухтегину, действовавшему на службе у Абд аль-Малика I , саманидского султана Хорасана , 954-954 гг. 61 г. н.э.
Сейчас ткань состоит из двух фрагментов, которые, как считается, составляют примерно половину исходного куска. Их размеры 52 х 94 см и 24,5 х 62 см соответственно, причем первым измерением является длина. [5] Метод плетения, использованный в Плащанице Святого Иосия, представляет собой самитную технику с шестью нитями, которая была разработана в Иране в первых веках нашей эры. [6] Основа состоит из семи цветов: сливового, желтого, цвета слоновой кости, небесно-голубого, светло - красная, а уток коричневого, медного и золотисто-коричневого, хотя последние три с течением веков выцвели до светло-коричневого или бежевого цвета. [6]
Как и многие трофеи зарубежных приключений, как в средние века , так и в более современные времена, в новом контексте редкая ткань получила новое значение, поскольку ею обернули кости святого Жосса, когда он был перезахоронен в 1134 году. [7] Неясно, как изначально использовался текстиль.
Аббатство Сен-Жосс было закрыто в 1772 году, а здания были проданы и снесены после Французской революции , в 1791 году. От монументальных зданий не осталось и следа. [8] Суэр был приобретен Лувром в 1922 году. [9]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шейла С. Блэр и Джонатан М. Блум, «Мираж исламского искусства: размышления об исследовании громоздкой области», The Art Bulletin 85.1 (март 2003: 152-184), стр. 154, рис. 1.
- ^ Джонс и Мичелл, с. 74
- ^ Лувр: «Плащаница Сен-Жосс»
- ^ Перейти обратно: а б Блум, Джонатан; Блэр, Шейла (1997). Исламское искусство . Файдон. п. 228.
- ^ Джонс и Мичелл, с. 74. Изображение Джонса кажется фотореконструкцией, поскольку показано больше, чем на фотографии Лувра.
- ^ Перейти обратно: а б Блум, Джонатан; Блэр, Шейла (1997). Исламское искусство . Файдон. п. 227.
- ^ М. Бернус, Х. Маршаль и Г. Виал, «Плащаница Сен-Жосса», Бюллетень связи международного центра d'Etudes des Textiles Anciens 33 (1971: 1-57).
- ^ История , официальный сайт Сен-Жосс-сюр-Мер, по состоянию на 2 декабря 2020 г.
- ^ Лувр, Отдел исламского искусства, «Плащаница Сен-Жосса»
Ссылки
[ редактировать ]- Выставлено как нет. 4 в Джонс, Далу и Мичелл, Джордж (редакторы); Искусство Ислама , с. 74, Совет по делам искусств Великобритании , 1976 г., ISBN 0-7287-0081-6