Поврежденный

Повреждённые ( [lɛ.z‿a.va.ʁje] , « Повреждённые ») [ 1 ] — пьеса французского драматурга Эжена Брие , написанная в 1901 году . [ 2 ] Вызывает споры то, что пьеса сосредоточена на влиянии сифилиса на брак в то время, когда заболевания, передающиеся половым путем, были табуированной темой, которую редко открыто обсуждали. По этой причине некоторое время он подвергался цензуре во Франции, а затем и в Англии. [ 3 ]
Английский перевод Джона Поллока под названием «Поврежденные товары» был опубликован в 1911 году. [ 4 ] и поставлен в США и Великобритании, включая показ на Бродвее в 1913 году с Ричардом Беннеттом в главной роли . [ 5 ] Позже он стал предметом нескольких экранизаций. Первый, немой фильм 1914 года, в котором также снимался Беннетт , вызвал повальное увлечение последующими фильмами о «сексуальной гигиене» .
Брие посвятил пьесу Жану Альфреду Фурнье , ведущему европейскому сифилологу. [ 6 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Спектакль в трех действиях. В центре сюжета 26-летний Джордж Дюпон, который помолвлен.
В первом акте врач сообщает Дюпону, что он заражен сифилисом . Врач убеждает Дюпона отложить женитьбу до тех пор, пока он не вылечится от инфекции. (На момент написания пьесы это потребовало бы трех-четырех лет лечения соединениями на основе ртути.) Дюпон отвергает совет врача и готовится к свадьбе.
Второй акт происходит некоторое время спустя, когда Дюпон женится на своей невесте Генриетте, которая недавно родила первенца. Их новорожденный оказался больным, и его отправили в деревню для выздоровления под присмотром матери Джорджа, мадам Дюпон. Дюпон возвращает ребенка в дом Джорджа, потому что здоровье ребенка еще больше ухудшилось. Приходит врач (тот самый, который поставил диагноз Дюпону в первом акте) и советует освободить кормилицу от ее обязанностей, чтобы она не заразилась болезнью от ребенка. Дюпон возражает и предлагает кормилице значительную сумму денег, на которую она соглашается.
Осмотрев ребенка, врач сообщает, что он болен врожденным сифилисом. Он угрожает сообщить об этом кормилице, если Дюпоны настаивают на сохранении ее услуг, но медсестра узнает о диагнозе от дворецкого и отказывается выполнить свое предыдущее соглашение кормить ребенка. Акт заканчивается прибытием жены Дюпона, Генриетты, которая подслушивает происходящее и с криком падает на пол.
Действие третьего акта происходит в больнице. Месье Лош, политик и отец Генриетты, приезжает в больницу, чтобы противостоять врачу, который первоначально поставил диагноз Дюпону. Лош хочет оформить развод и просит врача подписать заявление, подтверждающее диагноз Дюпона сифилис. Врач отказывается, ссылаясь на конфиденциальность между врачом и пациентом. Лош отчаялась, что должен быть закон, обязывающий пройти медицинское обследование перед вступлением в брак . Врач с этим не согласен, жалуясь, что «[законов] уже слишком много». Вместо этого врач предполагает необходимость повышения уровня образования и открытого обсуждения заболеваний, передающихся половым путем, а также прекращения стигматизации сифилиса как «позорной болезни»:
К сифилису надо перестать относиться как к таинственному злу, само имя которого невозможно произнести... Людей следует учить, что нет ничего аморального в поступке, воспроизводящем жизнь посредством любви. Но ради блага наших детей мы организуем вокруг этого гигантский заговор молчания. Респектабельный человек приведет своих сына и дочь в один из этих больших мюзик-холлов, где они услышат вещи самого отвратительного характера; но он не дает им услышать ни слова, сказанного серьезно о великом акте любви. Тайна и обман, которыми окутаны физические факты, должны быть устранены, а молодым людям должна быть предоставлена некоторая гордость за творческую силу, которой наделен каждый из нас. [ 7 ]
Темы
[ редактировать ]Эжен Брие с 1890 года постоянно ставил морально-дидактические пьесы, посвященные социальным проблемам. [ 8 ] Брие определил «проблему положения женщины в современном обществе» как лейтмотив своей работы и поставил цель «[пробудить] общество к тому факту, что с женщиной плохо обращаются и с ней плохо обращаются, и что, как более слабое существо, она нуждается в поддержке». руку помощи, чтобы добиться лучшего положения в жизни». [ 9 ] Он отождествлял эту тему с «Поврежденными товарами» вместе с несколькими другими своими пьесами, включая «Бланшетту» (1892) и «Женщина в Сеуле» (1913). [ 9 ]
Поврежденные товары рассматривались как упрек викторианскому «двойному стандарту» сексуальной морали, согласно которому женщины должны были оставаться целомудренными и моногамными, но мужчинам разрешалось заниматься сексом с проститутками (согласно теории, что мужчинам нужен выход для секса). свою сексуальную энергию и не должны причинять своим женам свои «животные» страсти). [ 5 ] : 32 Тяжелое положение жены и ребенка Джорджа является примером того, что прогрессивные врачи и специалисты по сексуальной гигиене называли «невинными инфекциями» (или сифилисом insontium ). Если раньше венерические заболевания рассматривались как заслуженное последствие аморального поведения, то на рубеже веков возросло осознание того, как эти болезни могут передаваться «невинным» жертвам, особенно от мужа к жене и нерожденному ребенку. [ 5 ]
Состав и история публикации
[ редактировать ]Брие написал «Les Avariés» в 1901 году. [ 3 ]
Джон Поллок перевел пьесу на английский язык в 1905 году под названием «Поврежденные товары» . Его перевод не был опубликован до мая 1911 года вместе с двумя другими переводами в книге « Три пьесы Бри» . Книга хорошо продавалась в США и Англии и выдержала несколько изданий. [ 3 ] Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу написал предисловие к книге, в котором хвалил Les Avariés :
Ни одна когда-либо написанная пьеса не была более необходимой, чем «Les Avariés» … Секс — необходимый и здоровый инстинкт; и его воспитание и образование — одно из наиболее важных применений всего искусства; и, во всяком случае, в настоящее время это главное предназначение театра. [ 2 ]
Английская новеллизация, также озаглавленная «Поврежденные товары» , была опубликована Эптоном Синклером в 1913 году с одобрения Брие. Новеллизация внимательно следует за пьесой и включает большую часть ее диалогов. [ 3 ]
История производства
[ редактировать ]Цензура не позволила Бриё поставить пьесу в Париже, но в конце концов ему было разрешено провести частное чтение в Театре Антуан в 1902 году. [ 3 ]
Канада
[ редактировать ]
«Les Avariés» был поставлен в Монреальском Театре Нуво в 1905 году, причем театр принял необычную меру: допускал только мужчин. Критическая заметка в газете Le Nationaliste отказалась описать предмет пьесы, но высказала мнение, что пьеса «несмотря на плохую репутацию, которая предшествовала ей в Канаде... не представляет ни малейшей опасности для мужской аудитории». [ а ] . [ 10 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]
Первые постановки « Поврежденных товаров » в США были произведены Социологическим фондом, фондом, созданным редакторами журнала Medical Review of Reviews и возглавляемым Эдвардом Л. Бернейсом , которому удалось собрать на пьесу 11 000 долларов. [ 5 ] Актер Ричард Беннетт исполнил главную роль Джорджа Дюпона, а также выступил продюсером и лицом постановки. [ 3 ]
Первое представление « Поврежденных товаров », специального утренника для членов Социологического фонда, состоялось 14 марта 1913 года в Фултонском театре на Бродвее. В следующем месяце Социологический фонд организовал специальное представление пьесы 6 апреля в Национальном театре Вашингтона для президента США Вудро Вильсона , членов кабинета Вильсона и членов Конгресса. [ 5 ] [ 3 ]
Публичная премьера пьесы состоялась 14 мая 1913 года в театре Фултон. Он дал 66 спектаклей, превысив первоначально запланированный тираж в 14 спектаклей из-за неожиданного спроса. После показа на Бродвее Беннетт отправился с спектаклем в турне по стране, где его успех продолжился. [ 3 ]
Спустя годы после своего дебюта на Бродвее « Поврежденные товары» были поставлены рядом театральных трупп по всей территории Соединенных Штатов. Одним из первых была постановка в июне 1914 года, организованная Уильяма Фокса в Нью-Йорке, которая в течение шести недель сопровождалась выступлениями с большим количеством зрителей. Акционерной компанией Музыкальной академии [ 11 ]
«Поврежденные товары» были ненадолго возрождены на Бродвее в Театре на 48-й улице в мае 1937 года Генри Гербертом , который попытался модернизировать историю. Он не был хорошо принят критиками и сыграл всего восемь спектаклей. [ 3 ]
Англия
[ редактировать ]Первое представление « Поврежденных товаров » в Англии состоялось 16 февраля 1914 года в лондонском Маленьком театре. [ 3 ] Он был произведен в частном порядке Авторским продюсерским обществом и спонсирован Обществом улучшения расы. [ 12 ]
Впоследствии он был запрещен британскими цензорами. Запрет был снят в 1916 году. [ 3 ] а новая постановка была поставлена в 1917 году в Театре Святого Мартина Фэганом Дж. Б. . [ 4 ] Позже он гастролировал по стране. В 1943 году он был возрожден в театре Уайтхолл , претерпев некоторые модернизационные обновления Поллока. [ 4 ]
Австралия
[ редактировать ]Спектакль « Поврежденные товары» был поставлен в Королевском театре в Мельбурне в декабре 1916 года. Сообщается, что тема пьесы вызвала ошеломленное молчание публики после того, как на премьере спектакля опустился последний занавес. [ 13 ]
Споры
[ редактировать ]Историк театра Джеральд Бордман заявил, что «Поврежденный товар » «несомненно был одной из самых сильных и самых противоречивых драм своей эпохи». [ 14 ] Откровенное обсуждение сифилиса в пьесе в свое время шокировало, поскольку заболевания, передающиеся половым путем, считались табуированной темой. Например, газета New York Times в своем (положительном) обзоре бродвейской постановки 1913 года эвфемистически назвала тему пьесы «редким заболеванием крови» и «темой, которая до сих пор практически ограничивалась медицинскими публикациями». [ 5 ] Одной из немногих ранних пьес, в которых упоминались заболевания, передающиеся половым путем, была «Призраки» Генрика Ибсена (1881), которая вызвала столь же противоречивые мнения. [ 15 ] хотя «Поврежденные товары » были первой пьесой, поставленной в Соединенных Штатах, в которой использовалось слово «сифилис». [ 16 ] Американское производство « Поврежденных товаров » смягчило потенциально противоречивый эффект своей темы благодаря сотрудничеству с респектабельным журналом Medical Review of Reviews , а также получению одобрения Джона Д. Рокфеллера и мэра Нью-Йорка. [ 14 ] В очерке New York Times описала пьесу как получившую «одобрение многих наших ведущих мужчин и женщин». [ 17 ]
Киноадаптации
[ редактировать ]
«Поврежденные товары» стали предметом ряда экранизаций. Первый, «Поврежденные товары» (1914), был американским немым фильмом, в котором Ричард Беннетт повторил роль Джорджа Дюпона, которую он играл в постановке США. Ему приписывают появление сенсационных фильмов о «сексуальной гигиене» (иногда в просторечии называемых «хлопающими операми»). [ 18 ] которые рассматривались как предшественники жанра эксплуататорских фильмов . [ 15 ]
«Жертва греха» (рекламируемая как «Жертва греха ИЛИ поврежденный товар» , выпущенная в 1913 году, имела сюжет, который точно отражал пьесу Бри, и широко рассматривалась как несанкционированная адаптация. [ 19 ]
Британская немая экранизация вышла в 1919 году. [ 20 ]
Поврежденные жизни» Канадско-американский фильм об эксплуатации « 1933 года и американский фильм об эксплуатации «Седьмая заповедь» 1932 года были описаны историком кино Эриком Шефером как «подделки» « Поврежденных товаров » . [ 17 ] : 180
«Поврежденные товары » (1937) — американский фильм, выпущенный в 1937 году по мотивам новеллизации пьесы Эптона Синклера. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Спринчорн, Эверт. «Сифилис, невыразимая болезнь». Королевство Ибсена: Человек и его произведения , Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2021, стр. 307–319. https://doi.org/10.12987/9780300256246-033
- ^ Jump up to: а б Фаранд, Мишель (1988). «ИКОНОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ: ЭЖЕН БРЬЕ И БЕРНАР ШОУ» . Шоу . 8 . Издательство Пенсильванского государственного университета: 97–109. JSTOR 40681236 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Поллак, Рода-Гейл (7 августа 2020 г.). «ПОВРЕЖДЕННЫЕ ТОВАРЫ ЭЖЕНА БРЬЕ (LES AVARIES)» . Первая мировая война: пьесы, драматурги и постановки .
- ^ Jump up to: а б с " "Поврежденный товар" " . Британский медицинский журнал . 1 (4339): 327. 4 марта 1944 г. doi : 10.1136/bmj.1.4339.327-b . ПМК 2283690 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брандт, Аллан М. (1987). Никакой волшебной пули: социальная история венерических заболеваний в Соединенных Штатах с 1880 года (Расширенное издание). Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-503469-4 .
- ^ Во, Массачусетс (1 июня 1974 г.). «Альфред Фурнье, 1832-1914. Его влияние на венерологию» . Инфекции, передающиеся половым путем . 50 (3): 232–236. дои : 10.1136/sti.50.3.232 . ISSN 1368-4973 . ПМК 1045022 . ПМИД 4602942 .
- ^ Брие, Эжен. «Испорченный товар». Три пьесы Брие .
- ^ «Умер Эжен Брие, французский драматург» . Нью-Йорк Таймс . 7 декабря 1932 г. с. 21.
- ^ Jump up to: а б Левин, Луи (19 октября 1913 г.). « С женщиной плохо обращаются, и ей нужна помощь», - говорит Брие . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б Гуай, Эрве (2008). «Конец эпохи отцов? Прием театра Дюма-сына, Брие и Бернштейна во «французских» театрах Монреаля с 1900 по 1918 год» . Директория театра . 43–44 (43–44). Центр исследований франко-канадской цивилизации (CRCCF) и Société Québécoise d'Etudes Théâtres (SQET): 167–180. дои : 10.7202/041714ар .
- ^ Дарем, Уэлдон Б. (1987). Американские театральные труппы, 1888-1930 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Greenwood Press.
- ^ «Сцена как кафедра гигиены» . Британский медицинский журнал . 1 (2773): 444. 21 февраля 1914 г. JSTOR 25308970 .
- ^ Кумм, Элизабет (март 2016 г.). «Театр в Мельбурне, 1914–18: лучший, самый яркий и новейший» (PDF) . Журнал Ла Троб (97).
- ^ Jump up to: а б Бордман, Джеральд (1994). «Акт пятый 1906–1914: Авангард новой драмы». Американский театр: хроника комедии и драмы, 1869–1914 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 720.
- ^ Jump up to: а б Кортс, Алисия (16 июля 2016 г.). «Сифилис на сцене: испорченные товары Эжена Брие» . Насечки .
- ^ Шефер, Эрик (1992). «О гигиене и Голливуде: истоки эксплуатационного фильма». Бархатная световая ловушка .
- ^ Jump up to: а б Шефер, Эрик (1999). «Смелый! Дерзкий! Шокирующий! Правда!»: История эксплуатации фильмов, 1919–1959 гг . Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-2374-5 .
- ^ Бриггс, Джо Боб (ноябрь 2003 г.). «Роуд-шоу Крогера Бэбба» . Причина .
- ^ Фрихольм, Джоэл (2009). Создание художественного фильма: многокатушечный художественный фильм и американская кинокультура 1910-х годов . Acta Universitatis Stockholmiensis. ISBN 978-91-86071-23-3 .
- ^ Лоу, Рэйчел (1971). История британского кино, 1918-1929 гг . Джордж Аллен и Анвин.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Поврежденные товары в Project Gutenberg
- Три пьесы Бри в Project Gutenberg