Боинг 601
![]() TDRS-M , последний спутник на базе Боинга-601. | |||
Производитель | Боинг | ||
---|---|---|---|
Производство | |||
Статус | В эксплуатации | ||
Под заказ | 84 | ||
Запущен | 76 | ||
Потерянный | 8 | ||
Первый запуск | Оптус Б1, 13 августа 1992 г. | ||
Последний запуск | ТДРС-М 18 августа 2017 г. | ||
Связанный космический корабль | |||
Производные | Боинг 601ХП [ 1 ] | ||
|
Boeing 601 (иногда называемый BSS-601 , а ранее — HS-601 ) — устаревший спутниковой связи автобус , разработанный в 1985 году и представленный в 1987 году компанией Hughes Space and Communications Company . Эта серия была чрезвычайно популярна в 1990-е годы: по всему миру было куплено более 84 экземпляров. Более совершенная версия 601HP (от «высокой мощности») была представлена в 1995 году. [ 1 ] Hughes и платформы 601 были приобретены Boeing в 2000 году.
Последний коммерческий спутник 601 был заказан в 2001 году и запущен в 2004 году. В декабре 2007 года Управление программы космической связи и навигации НАСА (SCaN) выбрало BSS-601HP для своего космического корабля TDRS третьего поколения, добавив к нему два 15-футовых (4,5 м) спутника. управляемые антенны диаметром. Спутник TDRS-M, запущенный 18 августа 2017 года, стал последним спутником серии 601, вышедшим на орбиту. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Модель Боинга-601 была первым крупным проектом и разработкой Хьюза спутника связи с трехосной стабилизацией корпуса. Все предыдущие модели спутников Хьюза ( HS-376 ) представляли собой цилиндрические космические корабли со стабилизацией вращения со скоростью 50 оборотов в минуту. Проектирование Боинга-601 началось в 1985 году, а полномасштабная разработка последовала два года спустя. Первая официальная публичная презентация нового спутника состоялась на конференции Telecom 87 в Женеве, Швейцария.
Варианты
[ редактировать ]- Боинг-601HP
- Мощная версия стандартной модели Боинг-601 поддерживает до 60 транспондеров и мощность 10 000 Вт, что делает ее в два раза мощнее стандартной модели 601. Инновации в области солнечных элементов на основе арсенида галлия , аккумуляторных технологий и ксенон-ионных двигательных установок (XIPS). ) способствовал этому обновлению. Модель 601HP дебютировала в 1995 году, а в 2000 году ее модернизировали для устранения неисправностей конструкции и компонентов.
- Ультравысокочастотное сопровождение (НЛО)
- В 1990-х годах ВМС США начали заменять и модернизировать свою сеть спутниковой связи сверхвысокой частоты (УВЧ) группировкой специализированных спутников HS-601, известных как серия UFO (Ultra High Frequency Follow On). В период с 1993 по 2003 год было запущено одиннадцать спутников НЛО. Созвездие UHF Follow-On заменило Fleet Satellite Communications (FLTSATCOM) и космический корабль Leasat, построенный Хьюзом.
- Спутники GOES третьего поколения
- Геостационарная система операционных экологических спутников (GOES), которой управляет NOAA , выбрала стандартный автобус Boeing 601 для своих метеорологических спутников третьего поколения, GOES-13 , GOES-14 и GOES-15 . В этой серии были представлены направленный на Солнце датчик крайнего ультрафиолета, солнечный рентгеновский сканер (SXI) и инструменты мониторинга космической среды (SEM) для выполнения функций космической погоды .
- Спутник слежения и ретрансляции данных (TDRS)
- Спутники второго поколения (3) использовали стандартную шину 601, а последующие спутники третьего поколения (3) использовали шину 601HP после изменений в конструкции, направленных на устранение сбоев спутников в 1990-х годах. Версия TDRS оснащена двумя управляемыми графитовыми композитными сетчатыми антеннами диаметром 15 футов. Эти антенны частично свернуты, как оболочка тако, чтобы поместиться в обтекателе полезной нагрузки Атласа/Кентавра.
Дизайн
[ редактировать ]Структура
[ редактировать ]Автобус 601 разделен на два модуля. В первом модуле размещена двигательная установка, аккумуляторы и электроника автобуса, а также нагрузка на ракету-носитель . Второй модуль содержит полки с оборудованием связи, полезной электроникой и тепловыми трубками . Солнечные батареи , отражатели и антенные фидеры смонтированы на модуле полезной нагрузки. [ 3 ]
Полезная нагрузка
[ редактировать ]Стандартная платформа 601 поддерживает до 48 транспондеров и обеспечивает мощность до 4800 Вт. 601HP поддерживает до 60 транспондеров и обеспечивает мощность до 10 000 Вт. [ 3 ]
Неудачи
[ редактировать ]Значительное количество самолетов Boeing 601 потерпело неудачу на орбите, некоторые из которых привели к полному выходу из строя спутника. [ 4 ] [ 5 ]
Процессор управления космическим кораблем (SCP)
[ редактировать ]Неподтвержденное количество самолетов 601, запущенных до августа 1997 года, имеют конструктивный недостаток в своих SCP, где луженое реле образует кристаллические «усы » при определенных условиях. Эти усы в конечном итоге стали причиной короткого замыкания. Каждый спутник содержит два SCP, и резервный блок возьмет на себя управление в случае отказа основного блока. В некоторых случаях оба SCP вышли из строя, что сделало космический корабль непригодным для использования. Ярким примером стал спутник Galaxy IV . [ 6 ] По крайней мере, восемь самолетов 601 столкнулись с отказами SCP; четыре из них были двойными отказами, приведшими к полной потере спутника. [ 7 ] Хьюз перешел на никелирование на более поздних моделях 601, чтобы решить эту проблему за счет веса полезной нагрузки. [ 6 ]
Батареи
[ редактировать ]У некоторых моделей 601HP возникли проблемы с аккумуляторами, что привело к снижению защиты от затмения. Это потребует отключения некоторых транспондеров в периоды затмений. [ 8 ] [ 9 ]
Ксенон-ионная двигательная установка (XIPS)
[ редактировать ]Некоторые спутники Боинг-601 имели дополнительную электронную двигательную систему, называемую Xenon Ion Propulsion System или XIPS , для удержания на станции. По крайней мере, у четырех спутников с двигательной установкой XIPS произошел частичный или полный отказ системы XIPS, что значительно сократило срок службы спутника. [ 4 ]
Сателлиты на базе 601 и 601HP
[ редактировать ]![]() |
Последний оператор | Спутники [ 3 ] |
---|---|
APT-спутник | Apstar 2 (разрушен в результате аварии при запуске, январь 1995 г.) |
Азиатская спутниковая телекоммуникационная компания | АзияСат 3S АзияСат 4 |
ДирекТВ | ДИРЕКТВ 1 ДИРЕКТВ 2 ДИРЕКТВ 3 ДИРЕКТВ 1Р ДИРЕКТВ 4S |
Индосат | Палапа C1 (запущен в январе 1996 г.) Палапа C2 (запущен в мае 1996 г.) |
Интелсат | Intelsat 2 (запущен в июле 1994 г.) Intelsat 3R (запущен в январе 1996 г. как PAS-3R) Galaxy 4R (601HP; запущен в апреле 2000 г.; первоначально эксплуатировался PanAmSat , который позже был приобретен Intelsat) Intelsat 5 (601HP; запущен в августе 1997 г.; известен как IS-5, PAS-5 и Arabsat 2C) Intelsat 9 (601HP; запущен в июле 2000 г. как PAS-9, эксплуатируемый PanAmSat) Galaxy 10R (601 л.с.; выпущен в январе 2000 г.) |
Корпорация JSAT | JCSAT-3 (запущен в августе 1995 г.) JCSAT-4 (запущен в феврале 1997 г.) JCSAT-5 (запущен в декабре 1997 г.) JCSAT-4A (запущен в феврале 1999 г.; ранее назывался JCSAT-6) JCSAT-8 (запущен в марте 2002 г.) |
Лорал Пространство и коммуникации | Орион-3 (601 л.с., запущен в мае 1999 г., не смог выйти на правильную орбиту) |
МЕАСАТ | MEASAT-3 (запущен 12 декабря 2006 г.) |
НАСА | TDRS-H (запущен в июне 2000 г.) TDRS-I (запущен в марте 2002 г.) TDRS-J (запущен в декабре 2002 г.) TDRS-K (601HP; выпущен в январе 2013 г.) TDRS-L (601 л.с.; выпущен в январе 2014 г.) ТДРС-М (601 л.с.; выпущен в августе 2017 г.) |
НОАА / НАСА | ИДЕТ Н ИДЕТ О ИДЕТ П |
Оптус (ранее AUSSAT) | Optus B1 (запущен в августе 1992 г.) Optus B2 (запущен в декабре 1992 г.; запуск провалился) Optus B3 (запущен в августе 1994 г.) |
ПанАмСат | Галактика IIIR Галактика IV Галактика VI Галактика ВИР (601 л.с.) Галактика VIIIi (601 л.с.) Галактика X (601 л.с.) Галактика XR (601 л.с.) ПАС-2 (запущен в июле 1994 г.) ПАС-3 (запущен в декабре 1994 г., неудачный запуск) PAS-3 (запасной спутник запущен в январе 1996 г.; переименован в PAS-3) ПАС-4 (запущен в августе 1995 г.) PAS-5 (601 л.с., спущен на воду в августе 1997 г.; запущена первая 601 л.с.) ПАС-6Б (запущен в декабре 1998 г.) ПАС-10 (запущен в мае 2001 г.) PAS-22 (запущен как AsiaSat 3; позже продан компании Hughes Communications и переименован в HGS-1; затем продан PanAmSat и переименован в ПАС-22) |
Пендрелл Корпорейшн (ранее ICO Global Communications) |
(Двенадцать спутников на средней околоземной орбите ) |
Сатмекс | Соларидад 1 (запущен в ноябре 1993 г.) Соларидад 2 (запущен в октябре 1994 г.) Satmex 5 (601 л.с.; запущен в декабре 1998 г.) |
СЭС СА | Астра 1С Астра 1Д Астра 1Е Астра 1Ф Астра 1G Астра 2А Астра 1Н Астра 2С SES-7 (запущен в мае 2009 г. как ProtoStar 2 для ProtoStar Ltd ; позже продан SES) |
Группа SKY Perfect JSAT (ранее Корпорация космических коммуникаций) |
Superbird-C (запущен в июле 1997 г.) Superbird-B2 (601 л.с.; запущен в феврале 2000 г.; ранее назывался Superbird-4) Superbird-6 (запущен в апреле 2004 г.) |
Корпорация ТерреСтар (ранее Motient Corporation, Американская мобильная спутниковая корпорация) |
AMSC-1 (запущен в апреле 1995 г.) |
ТМИ Коммуникейшнс | MSAT-1 (запущен в апреле 1996 г.) |
ВМС США | Одиннадцать космических аппаратов UHF Follow-On, получивших обозначение F1-F11 (запущены в период с 1993 по 2003 год). |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «История: 601 спутник» . Боинг . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ «Обзор спутника ТДРС-М» . Spaceflight101.com . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Боинг 601 Флит» . Боинг. Архивировано из оригинала 30 июня 2013 г. Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Неисправности Sat-ND — список запуска HS 601 (неполный)» . Сб-ND.com . Сб-ND . Проверено 23 августа 2015 г.
- ^ «Прогноз космических систем Boeing 601 – спутники и космические корабли» . ForecastInternational.com . Прогноз Интернешнл. Январь 2008 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Фелпс, Брюс (17 мая 1999 г.). « Усы» вызвали отказ спутника: в сбое Galaxy IV виноват межзвездный феномен» . Неделя беспроводной связи. Архивировано из оригинала 3 марта 2009 года.
- ^ «Неисправности Sat-ND — SCP HS 601» . Сб-ND.com . Сб-ND . Проверено 23 августа 2015 г.
- ^ «PanAmSat терпит неудачу со спутником» . CNET.com . CNET . Проверено 23 августа 2015 г.
- ^ «Галактика 8и, 8иР» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 12 ноября 2022 г.