Jump to content

Иван Грозный в русском фольклоре.

Иван Грозный был довольно популярным персонажем русского фольклора . Интерес вызывает ее противоречие реальной исторической личности первого русского царя, а также возможные причины этого.

«Мыши хоронят кота» гравюра 1760-х годов — лубочная . Подпись над котом гласит: «Кот Казанский, Ум Астраханский, Мудрость Сибири» (пародия на титул русских царей , первым из которых был Иван Грозный).

Генезис фольклора и его связь с исторической фигурой Ивана Грозного.

[ редактировать ]

Самые ранние записи русского фольклора об Иване Грозном были сделаны Сэмюэлем Коллинзом в середине-конце 17 века, почти через сто лет после окончания его правления. В начале 17 века Московское царство пережило катастрофу, известную как Смутное время , а в годы правления династии Романовых усилилось закрепощение крестьянства, что обострило социальную борьбу и привело к многочисленным народным восстаниям (таким как под руководством Стеньки Разина ). Вопрос о том, насколько фольклор об Иване IV может считаться отражением народного отношения к нему в XVI веке, а не ретроспективной идеализацией, весьма дискуссионен. [ 1 ] Образ, созданный в русском фольклоре, прямо противоположен тому, который обычно рисуют о нем и его правлении историки. Как утверждает фольклорист Джек В. Хейни , говоря об историях Ивана Грозного и Петра Великого : «Хотя главный герой, безусловно, является исторической фигурой, сходство на этом заканчивается, поскольку в большинстве рассказов нет ничего исторического или даже очень правдоподобного. эти легенды». [ 2 ]

Изучая различные народные сказки об Иване Грозном, Морин Перри утверждает, что «поскольку он друг простого народа и враг боярства , он (Иван IV) рассматривается как «добрый» царь». несмотря на то, что из-за своего вспыльчивого характера он творит несправедливость и казнит невиновных. Это приписывают «злым людям», лжесвидетельствующим, или его чрезмерному рвению к устранению измены. [ 3 ] : 39  Следовательно, изображенный образ Ивана – это не тот, в котором он является «бессмысленным, кровопролитным» правителем, а скорее добрым и сострадательным к своим низшим подданным. [ 3 ] : 65  Создавая царя либо другом простолюдина, либо врагом боярина , в конкретной сказке репрезентируется положительный образ Ивана IV.

Морин заключает, что Иван сознательно формировал среди низов образ «справедливого царя» посредством демагогии и популизма, объявляя своих убитых политических оппонентов «грабителями простого народа». Это усугубило ситуацию в Смутное время , когда в сознании произошел предсказуемый переход от «бояр-предателей» к «лжецарю». [ 1 ]

Друг народа

[ редактировать ]

В первую очередь в народных сказках царь обычно описывается как «союзник и защитник простого народа от его общих врагов, и особенно боярства ». [ 3 ] : 47  Один из примеров сказки , в которой царь дружит с простолюдином, можно найти в записи Сэмюэля Коллинза. В этой истории между переодетым Иваном и вором завязывается дружба. В конце концов вор спрашивает царя, хочет ли он пойти с ним грабить, и царь соглашается. После того как они ограбили несколько магазинов на рынке, царь захотел проверить верность своего нового друга и предлагает ограбить казну. При этом предложении вор дает царю пощечину, говоря: «Я ворую целую вечность, но никогда не мечтал ограбить царя!». История продолжается тем, что вор предлагает вместо того, чтобы грабить царя, ограбить бояр, потому что «они получают свои деньги даром». За верность и уважение к царю Иван награждает юношу, предлагая ему стать его советником. [ 4 ]

Эта сказка представляет собой историю, в которой царь дружит с простым крестьянином. Рассказ Коллинза также дает нам свидетельство того, что фольклор об Иване Грозном часто показывает, как он героически вступает в союз с представителями низших классов против хитрых и коварных граждан среднего и высшего класса . [ 3 ] : 47  Согласившись помочь вору ограбить боярина, царь в конечном итоге узаконивает действия вора. [ 4 ] Постоянно Морин Перри оправдывает формирование дружбы между царем и вором тем, что «царь одобряет ценности и взгляды представителей народа и демонстрирует, что у него больше общего с ними, чем с боярами». [ 3 ] : 39  Следовательно, изображенный образ Ивана – это не тот, в котором он является «бессмысленным, кровопролитным» правителем, а скорее добрым и сострадательным к своим низшим подданным. [ 3 ] : 7 

Но в другом рассказе, также записанном Коллинзом, Иван сжигает всю деревню «простых» людей, чтобы научить их, как плохо быть бездомным посреди зимы (его не впустили, когда переодетый Иван искал жилье на день раньше). [ 1 ]

Враг боярина

[ редактировать ]

Второй путь создания положительного образа Ивана через фольклор можно найти, рассматривая примеры, показывающие, что Иван был «врагом боярину». [ 3 ] : 65  В таких сказках, как «Горшечник», мы видим, как царь часто изображался на стороне простолюдинов против бояр и других аристократических лиц. На протяжении «Горшечника» между Иваном и простым гончаром завязывается дружба . Царя привлекает гончар из-за его умения разгадывать загадки. Поскольку царь впечатлен его сообразительностью, он клянется, что «если ты (имея в виду горшечника) пристанешь ко мне, то и я пристану к тебе». [ 5 ] Следовательно, царь помогает этому гончару создать монополию против других бояр на продажу гончарных изделий в России. Когда ничего не подозревающий боярин не может заплатить за заказанный товар, царь наказывает его, заставляя боярина поменяться социальными ролями с горшечником. [ 6 ]

Через этот рассказ мы видим, что дружба между царем и горшечником складывается из взаимной неприязни бояр. Нам также предоставлены доказательства того, что царь охотнее помогает простому гончару, чем боярину. Кроме того, царя привлекала сообразительность горшечника, и поэтому он охотнее помогал остроумному человеку из низших сословий, чем «глупым» боярам среднего и высшего сословия. [ 3 ] : 45  Наконец, эта история является примером утверждения Хейни о том, что во многих сказках Иван изображается как «решительный, но сострадательный и просвещенный правитель, стремящийся защитить крестьян от землевладельцев , и он идет на невероятные усилия, чтобы сделать это». [ 2 ]

Как показывают приведенные выше примеры фольклора, положительный образ Ивана Грозного можно встретить всякий раз, когда в сказке Иван есть либо друг простого крестьянина, либо враг боярина. Фольклористы приводят несколько причин, объясняющих, почему этот положительный образ Ивана IV сформировался во всем русском фольклоре. Одна из веских причин заключается в том, что простые люди не воспринимали действия Ивана как негативные — он просто выполнял свою работу как царь. [ 3 ] : 10  Они считали, что обязанностью царя является защита своей страны, и он должен сделать все возможное, чтобы выполнить это обязательство. [ 3 ] : 10 

Кроме того, поскольку царь считался их единственным благодетелем , крестьяне часто не хотели высмеивать или высмеивать царя, потому что боялись его расстроить. Они надеялись создать и рассказать истории об Иване IV, которые были бы ему приятны, что улучшит отношения между царем и «простолюдинами». Кроме того, эти истории также создали «идеального царя», который, как надеялись многие россияне, когда-нибудь будет управлять своей страной. Иван IV был для многих крестьян единственной фигурой власти, которую они знали, и другого типа правления они не знали. Следовательно, фольклор «представляет собой художественный ответ на историческое событие или персонаж, а в случае такой исторической личности, как Иван». [ 3 ] : 88 

  1. ^ Jump up to: а б с Перри, Морин (1978). «Народный образ Ивана Грозного». Славянское и восточноевропейское обозрение . 56 (2): 275–286. JSTOR   4207642 .
  2. ^ Jump up to: а б Хейни, Джек В. «Введение в русскую народную сказку». Полная русская народная сказка. Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп, 1999. с. 9.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Перри, Морин (1987). Образ Ивана Грозного в русском фольклоре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
  4. ^ Jump up to: а б Перри, Морин (1989). «Фольклор как свидетельство крестьянского менталитета: социальные установки и ценности в русской народной культуре». Русское обозрение . 48 :133. дои : 10.2307/130323 . JSTOR   130323 .
  5. ^ Афанасьев, Александр . «Поттер». Русские сказки. Пер. Норберт Гутерман. Нью-Йорк: Pantheon Books , 1945. с. 208.
  6. ^ Афанасьев, Александр . «Поттер». Русские сказки . Пер. Норберт Гутерман. Нью-Йорк: Pantheon Books, 1945. с. 208.

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de92e788e90ede55a5a6f07b06943913__1712198040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/13/de92e788e90ede55a5a6f07b06943913.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ivan the Terrible in Russian folklore - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)