Директива о временной защите
директива Европейского Союза | |
Заголовок | Директива Совета о минимальных стандартах предоставления временной защиты в случае массового притока перемещенных лиц и о мерах, способствующих балансу усилий между государствами-членами по приему таких лиц и ответственности за его последствия |
---|---|
Сделано | Совет |
Сделано под | Искусство. 63(2) ТИК |
на журнал Ссылка | Л 212, 7.8.2001, с. 12–23 |
История | |
Дата создания | 20 июля 2001 г. |
Вступление в силу | 7 августа 2001 г. |
Другое законодательство | |
Возмещает | — |
Заменено на | — |
Действующее законодательство |
Директива о временной защите (TPD; Директива Совета 2001/55/EC) — это директива Европейского Союза 2001 года , предусматривающая немедленную временную защиту перемещенных лиц за пределами внешней границы Союза , предназначенная для использования в исключительных обстоятельствах, когда обычные правила ЕС Система предоставления убежища испытывает трудности с обработкой «массового наплыва» беженцев . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Он был введен после югославских войн , но не использовался до 2022 года. [ 1 ] [ 5 ] При его применении государства-члены ЕС должны принимать беженцев в соответствии с их возможностями принять их, следуя принципу солидарности и «баланса усилий» между государствами-членами. [ 2 ] [ 6 ] [ 7 ]
3 марта 2022 года в ответ на кризис беженцев, вызванный вторжением России в Украину в 2022 году , министры ЕС единогласно согласились применить Директиву о временной защите впервые в своей истории. [ 5 ]
Происхождение
[ редактировать ]Со вступлением в силу Амстердамского договора 1 мая 1999 года Европейский Союз получил полномочия принимать законы в области миграции и политики предоставления убежища. На заседании Европейского совета, состоявшемся в Тампере несколько законодательных инструментов, учреждающих Общеевропейскую систему убежища в октябре 1999 года, было предложено (CEAS). Вместе с другими документами Директива о временной защите была принята в 2001 году после югославских войн . [ 1 ] [ 8 ] Директива вступила в силу 7 августа 2001 года. [ 9 ] но не применялся до 2022 года. [ 5 ]
Подробности
[ редактировать ]Директива о временной защите направлена на гармонизацию политики Европейского Союза в отношении перемещенных лиц и повышение солидарности и сотрудничества между государствами-членами в условиях кризиса беженцев . [ 3 ] В директиве обсуждаются процедуры запуска и прекращения временной защиты, права людей, находящихся под временной защитой, а также специальные положения для конкретных категорий людей (переживших травмы, несовершеннолетних без сопровождения и потенциальных угроз безопасности). [ 3 ]
Временная защита, отличная от предоставления убежища , может длиться до трех лет в зависимости от обстоятельств. [ 2 ] [ 10 ] Люди, находящиеся под временной защитой, могут получить вид на жительство без сложной бюрократической процедуры, обычно связанной с поиском убежища. [ 11 ] Им разрешено работать и получать доступ к социальному обеспечению , а также право на защиту на всей территории ЕС. [ 12 ] Детям должен быть предоставлен доступ к образованию на тех же условиях, что и жителям ЕС. [ 7 ]
Чтобы применить директиву, Европейская комиссия должна сначала сделать предложение государствам-членам, и необходимо квалифицированное большинство Совета Европейского Союза (как правило, не менее 55% стран ЕС, представляющих не менее 65% общей численности населения Союза). голосовать за. [ 2 ] Предполагается, что директива будет применяться в случае «массового притока» беженцев; определение «массового притока» было намеренно оставлено расплывчатым и должно определяться в каждом конкретном случае, чтобы обеспечить гибкость в его применении. [ 4 ] [ 13 ]
При применении директива обязывает все государства-члены (кроме Дании, в которой действует положение об отказе от участия) принимать беженцев, выдавать виды на жительство, минимизировать бюрократическую волокиту и предпринимать другие шаги для оказания помощи перемещенным лицам. [ 2 ] Беженцы будут распределяться между государствами-членами на добровольной основе, исходя из возможностей государств-членов принять их. [ 11 ] [ 2 ] [ 6 ] [ 7 ]
Первоначально директива не распространялась на Ирландию из-за положения об отказе от участия, но 11 апреля 2003 года правительство Ирландии заявило о своем желании согласиться, что было принято Европейской комиссией. [ 14 ] [ 9 ] [ 15 ] [ 16 ] Однако по состоянию на 2016 год правительство Ирландии не изменило директиву. [ 16 ]
Кризис беженцев 2022 года
[ редактировать ]В марте 2022 года Совет Европейского Союза впервые в своей истории применил Директиву о временной защите в ответ на кризис беженцев , вызванный вторжением России в Украину . Европейская комиссия предложила применить директиву 2 марта 2022 года. [ 17 ] и министры ЕС единогласно согласились применить его 3 марта. [ 5 ] [ 18 ] Решение было единогласным, несмотря на то, что венгерский министр Гергей Гуляш выразил несогласие за несколько часов до принятия решения. [ 19 ] Совет официально активировал директиву 4 марта 2022 года. [ 20 ] [ 18 ] [ 21 ]
Европейская комиссия опубликовала рекомендации о том, как государства-члены должны выполнять директиву в свете кризиса, а отдельные государства-члены объявили конкретные требования к тому, как беженцы могут подать заявление на получение защищенного статуса. [ 22 ] Сообщалось, что директива будет распространяться на "неукраинских граждан и лиц без гражданства, легально проживающих в Украине", если они не смогут вернуться на родину. [ 17 ] Хотя Дания не связана обязательствами по ДПД, датские власти объявили аналогичный «Особый статус» для украинских беженцев. [ 22 ]
Юридический блог Lawfare назвал удивительным единогласное решение Совета, отметив, что Венгрия и Польша выступали против мер по разделению бремени во время кризиса с беженцами в 2015 году . Лофэр сказал, что поддержка этими странами применения ДТП в 2022 году, вероятно, была вызвана «народной симпатией к украинцам и призраком дальнейшей экспансии России на запад». [ 18 ]
Другие предложения по использованию или отмене
[ редактировать ]Возможное использование директивы время от времени обсуждалось за годы, прошедшие с момента ее принятия. [ 1 ]
В 2011 году ЕС принял более 300 000 беженцев, отчасти из-за Первой гражданской войны в Ливии . Правительства Италии и Мальты выступали за использование Директивы о временной защите. [ 10 ] и Европейская комиссия обсудила возможность его использования для устранения напряженности между Италией и Францией из-за их разной политики в отношении беженцев. Однако директива не была применена, отчасти из-за противодействия со стороны правительства Германии. [ 6 ]
В условиях европейского кризиса беженцев в 2015 году УВКБ ООН , некоторые члены Европейского парламента и активисты призвали применить эту директиву. [ 10 ]
Официальный представитель внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель обсудил возможность применения директивы в 2021 году для оказания помощи афганским беженцам после вывода вооруженных сил США из Афганистана . [ 1 ] [ 2 ]
Директива обсуждалась в контексте климатических беженцев , но считается, что она, вероятно, не будет применима из-за постепенного характера изменения климата . [ 4 ] [ 13 ]
Возможность отмены
[ редактировать ]В 2020 году в предложенном постановлении говорилось, что Директива о временной защите «больше не отвечает текущей реальности государств-членов» и должна быть отменена. [ 2 ]
Джон Ку, преподаватель права ЕС в Лондонском университете Саут-Бэнк , утверждает, что директива не приносит пользы ни государствам-членам ЕС, ни самим беженцам, и что ее механизмы содержат проблемы. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Виза временной защиты – австралийский аналог
- Временный защищенный статус - аналог в США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «ЕС обсуждает предоставление временной защиты беженцам из Украины» . ПОЛИТИКА . 27 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Может ли ЕС использовать старый, малоизвестный закон, чтобы справиться с новым притоком беженцев?» . Евроньюс . 23 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 28 февраля 2022 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Временная защита» . ec.europa.eu . Архивировано из оригинала 19 января 2022 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Либорейро, Хорхе (3 марта 2022 г.). «ЕС согласен ввести в действие никогда не применявшийся закон о приеме украинских беженцев» . Евроньюс . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ричи, Мейсон (2013). «Североафриканские революции: шанс переосмыслить европейскую экстернализацию управления потоками мигрантов из стран, не входящих в ЕС» . Анализ внешней политики . 9 (4): 409–431. дои : 10.1111/j.1743-8594.2012.00195.x . ISSN 1743-8586 . JSTOR 24910823 . Архивировано из оригинала 28 февраля 2022 г. Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Либорейро, Хорхе (28 февраля 2022 г.). «Брюссель будет применять никогда не применявшийся закон ЕС для приема украинских беженцев» . Евроньюс . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ «ДИРЕКТИВА СОВЕТА 2001/55/EC от 20 июля 2001 г.» . eur-lex.europa.eu. Архивировано из оригинала 20 февраля 2022 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Директива Совета 2001/55/EC от 20 июля 2001 г. о минимальных стандартах...» eur-lex.europa.eu .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ку, Дж. (29 июня 2016 г.). «Директива ЕС о временной защите: какие уроки были извлечены?» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2022 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Специальная защита украинских беженцев в ЕС: что такое «Директива о временной защите»?» . ИнфоМигранты . 28 февраля 2022 г. Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ "ЕС планирует предоставить украинцам право пребывания на срок до 3 лет" . Рейтер . 28 февраля 2022 г. Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин, Сьюзен (2010). «Изменение климата, миграция и управление» . Глобальное управление . 16 (3): 397–414. дои : 10.1163/19426720-01603008 . ISSN 1075-2846 . JSTOR 29764954 . Архивировано из оригинала 20 мая 2021 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ «РЕШЕНИЕ КОМИССИИ от 2 октября 2003 г. по просьбе Ирландии принять Директиву Совета 2001/55/EC о минимальных стандартах предоставления временной защиты в случае массового притока перемещенных лиц и о мерах, способствующих балансу усилий между государствами-членами в прием таких лиц и несение ответственности за последствия этого» .
- ^ Генч, Х. Дениз; Ширин Онер, Н. Аслы (25 марта 2019 г.). «Почему не активировано? Директива о временной защите и тайна временной защиты в Европейском Союзе» . Международный журнал политических наук и городских исследований . 7 :1–18. дои : 10.14782/ipsus.539105 . hdl : 11424/253894 . S2CID 159248807 . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Исследование Директивы о временной защите» (PDF) . Европейская комиссия . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Комиссия ЕС планирует предоставить 3-летнюю защиту украинским беженцам» . ИнфоМигранты . 2 марта 2022 г. Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Разделение ответственности за украинских беженцев: беспрецедентный ответ» . Законность . 5 марта 2022 г. Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ «Венгрия также присоединяется к схеме ЕС по защите беженцев» . Венгрия сегодня . 4 марта 2022 г. Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ «ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ СОВЕТА (ЕС) 2022/382 от 4 марта 2022 г.» . Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ "Украина: Рада единогласно вводит временную защиту для лиц, спасающихся от войны" . www.consilium.europa.eu . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Страны ЕС начинают выполнять Директиву о временной защите украинцев» . SchengenVisaInfo.com . 21 марта 2022 г. Проверено 27 марта 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Глунс, Даниэль; Вессельс, Жанна (2017). «Бумага или полезный инструмент? Потенциал директивы о временной защите в условиях нынешнего «кризиса беженцев» » . Ежеквартальный опрос беженцев . 36 (2): 57–83. дои : 10.1093/rsq/hdx001 . hdl : 1871.1/2debe2e9-8fd8-4fd6-82d2-5178570c239a . ISSN 1020-4067 . JSTOR 48503050 .