Культура Беэр-Шевы
Культура Беэр-Шева — позднеэнеолитическая археологическая культура конца V тысячелетия до н. э. (ок. 4200–4000 до н. э.), которая была обнаружена на нескольких стоянках вблизи Беэр-Шевы , в долине Беэр-Шева , в северном Негеве , в 1950-х годах. Это считается этапом гассулийской культуры . Его основными памятниками являются Бир-Абу-Матар , Бир-Цафад и Бир-Сафади, но дополнительные памятники, принадлежащие к этой культурной фазе, были обнаружены в других частях южного Израиля . [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]На первом этапе заселения люди культуры Беэр-Шева жили в подземных жилищах, вырытых в мягком лёссе долины Беэр-Шева. Некоторые из этих поселений были построены на берегах ручья Беэр-Шева, в районах, где воду можно было получить, выкопав колодцы. На втором этапе полуподземные дома строились поверх обрушившихся подземных домов, а на третьем и последнем этапе дома строились полностью над землей на каменном фундаменте. [ 1 ] [ 2 ] Стены домов на последних двух этапах были построены из глины , а крыши состояли из ветвей, покрытых глиной, которые лежали на двух больших скрещенных опорных балках. [ 1 ] [ 3 ]
Различные поселения этой культуры были частью экономической системы - они торговали друг с другом и с другими, более отдаленными народами. Помимо натурального хозяйства , каждое поселение имело тенденцию специализироваться в одной определенной отрасли промышленности: в Бир-Цафаде это была резьба по слоновой кости , а в Бир-Абу-Матаре — выплавка меди и производство медных инструментов, артефактов и украшений . [ 1 ] [ 4 ]
Пропитание
[ редактировать ]Основным источником существования жителей Беэр-Шевы было животноводство. Они разводили овец , коз , крупный рогатый скот и свиней . Относительно старый возраст костей животных, найденных на стоянках Беэр-Шевы, указывает на то, что вторичное использование этих животных, например, для производства молочных продуктов, было значительным. маслобойки в На важность молочных продуктов в жизни местных жителей указывают и керамические комплексы: сюда входят форме бурдюков и роговые кубки .
зерна пшеницы , ячменя и чечевицы В домах на разных участках были обнаружены , а также точильные камни , которые использовались для зерна. Множество складских помещений, вырытых в полах домов, указывает на то, что люди культуры Беэр-Шева производили избыток продуктов питания, для которых им требовалось место для хранения, которое было сухим и хорошо защищенным от грызунов и других вредителей.
Промышленность
[ редактировать ]Различные поселения культуры Беэр-Шевы, как правило, специализировались на определенных видах ремесел. Бир Абу Матар, например, специализировался на выплавке и литье меди . Медную руду , импортированную из Вади-Фейнана или, возможно, из Тимны , измельчали, «варили» в обычных печах, а затем плавили в небольших печах и перегоняли в специальных глиняных чашах. Затем его отлили в формы из спрессованной земли, которые разбились после остывания металла. медные инструменты - набалдашники, топоры, плуги, инструменты для резьбы по слоновой кости и т. д. - ритуальные предметы и украшения. Так изготавливались [ 1 ]
Другие поселения, такие как Бир-Цафад, специализировались на резьбе по слоновой кости. Слоновую кость, вероятно, привезли сюда из Африки. [ 5 ]
Люди этой культуры производили также множество каменных (кремневых) орудий, главными среди которых были веерные скребки, использовавшиеся главным образом для обработки кожи. [ 1 ] [ 3 ] [ 6 ] Исходный материал для этих инструментов обычно был местным, но иногда и импортным. [ 3 ] Также использовались костяные инструменты, такие как кирки, иглы, гребни и серпы.
Торговля
[ редактировать ]Через Негев проходит множество торговых путей — соединяющих Северную Аравию с побережьем Средиземного моря и соединяющих Египет с Левантом . Многие из этих маршрутов проходят недалеко от Беэр-Шевы, и кажется, что люди культуры Беэр-Шевы принимали в этом активное участие. [ 5 ]
Многие сырьевые материалы, используемые в их промышленности, местным жителям приходилось импортировать — слоновую кость привозили из Африки. [ 5 ] и медь из Вади Фейнана и Тимны , на юго-востоке Леванта (юг Израиля и Иордании ). Кроме того, базальтовые артефакты (наборы больших базальтовых чаш тонкой работы), которые, вероятно, использовались в религиозных ритуалах, были импортированы с севера, с Голан или из Хурана . [ 1 ] [ 5 ] Морские раковины , использованные для украшения, указывают на существование торговых отношений с побережьем Красного моря и Средиземноморьем . В стоянках Беэр-Шевы также были найдены огромные раковины, которые могли быть привезены только из долины Нила .
Статуэтки из слоновой кости этой культуры включают мотивы, найденные в артефактах додинастического Верхнего Египта ( амратская и герзейская культуры). [ 1 ]
Отказ
[ редактировать ]Достоверно неизвестно, почему памятники культуры Беэр-Шевы были оставлены их поселенцами. Очевидно, жители намеревались вернуться: во время раскопок было обнаружено множество домов, все комнаты которых были замурованы большими каменными плитами, а вся бытовая техника семьи была аккуратно запечатана в одном из складских помещений. Возможно, это произошло из-за изменения климата или из-за ухудшения условий безопасности в регионе в конце 5-го тысячелетия до нашей эры. Было также высказано предположение, что жители этих мест привыкли менять свой образ жизни в зависимости от обстоятельств - от кочевого к оседлому и наоборот - и что случаи оставления и последующие инциденты с переселением были результатом таких изменений образа жизни. , вероятно, в ответ на изменившиеся обстоятельства.
Не исключено, что население этой культуры смешалось с новыми переселенцами с севера и образовало региональное население эпохи ранней бронзы в регионе. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Раппель, Джоэл (1980). История страны - Израиль, Том I, под редакцией Джоэла Раппеля . Израиль: Министерство обороны Израиля. стр. 47–60. ISBN 978-9650500504 .
- ^ Jump up to: а б «Управление древностей Израиля» . www.antiquities.org.il (на иврите) . Проверено 16 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Бурк, SJ (2007). «Переход от позднего неолита к раннему энеолиту в Телеилат-Гассуле: контекст, хронология и культура» . Палеориент (на французском языке). 33 (1): 15–32. дои : 10.3406/палео.2007.5205 .
- ^ «Управление древностей Израиля» . www.antiquities.org.il (на иврите) . Проверено 25 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Читайте в заголовке — Беэр-Шева и Атрия» . www.kotar.co.il (на иврите) . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Жутовский, Катя; Йеркс, Ричард В.; Агам, Авиад; Уилсон, Люси; Гетцов, Нимрод; Милевский, Янир; Суслик, Ави (15 сентября 2016 г.). «Техно-типологический анализ веерных (табличных) скребков из Эйн-Зиппори, Израиль» . Журнал литических исследований . 3 (1): 207–238. дои : 10.2218/jls.v3i1.1454 . ISSN 2055-0472 .
- ^ «Палестина | История, люди и религия» . Британская энциклопедия . Проверено 27 октября 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Исаак Галаад, Новый взгляд на энеолитическую Беэр-Шеву, Библейский археолог , Том 50, № 2. (июнь 1987 г.), стр. 110–117.
- Жан Перро , Раскопки в Телль-Абу-Матаре недалеко от Беэр-Шевы (1953-1954) , Журнал Общества исследований Израиля , выпуск 18 (1953), стр. 121–128.
- Стивен Розен, Ицхак Гилад, Питер Фабиан, Руины Матар (Бир Матар), 1990–1991 , Archeology News, 99 (1993), стр. 88–89.
- Ицхак Гилад, Питер Фабиан, Беэр-Шева - многообещающий мегаполис (под редакцией Иехуды Гросс и Эстер Меир-Галицинштейн), Издательство Университета Бен-Гуриона в Негеве , 2008 г.
- Жан Перро , Беэр-Шева , Новая энциклопедия археологических раскопок на Святой Земле, Израильское исследовательское общество , 1992.
- Давид Усишкин , Период энеолита в Израиле , Квадмониот, 3-й год, книги 3 и 12, 1970.
- Амнон Бен Тор , Период энеолита , Археология древнего Израиля в библейский период , Часть 3, стр. 119–180, ISBN 965-302-483-3 .