Ранняя политическая карьера Хабиба Бургибы
| ||
---|---|---|
Политическая карьера Хронология
![]() |
||
Ранняя политическая карьера Хабиба Бургибы началась в начале 1930-х годов, когда он присоединился к главной политической партии тунисского национального движения — Дестур . Его политическое начало характеризовалось «битвой» в таких газетах, как L'Étandar Tunisien и La voix du Tunisien , при защите целостности Туниса и сохранении его национальной идентичности. Потрясенный Международным евхаристическим конгрессом в Карфагене 1930 года , Бургиба и его товарищи решили начать кампанию в прессе по осуждению этого события. Вскоре они приобрели небывалую популярность и выделились среди старейшин Дестура. Они вызвали враждебность поселенцев, стремившихся положить конец их активности и кампании в прессе. Однако Бургиба и его друзья основали собственную газету, несмотря на попытки колонистов помешать им. Таким образом, L'Action Tunisienne была создана для защиты «маленьких людей» в контексте экономического кризиса, последовавшего за Великой депрессией .
Бургиба, обеспокоенный состоянием своей страны, знал, что благое дело возродит национальное движение, ослабленное репрессиями 1926 года. Для этого он был единственным, кто защищал Мхамеда Шеника, известного тунисца, у которого были проблемы с резиденцией, французской колониальной администрацией. Бургиба ухватился за шанс сплотить класс буржуазии на националистическом фронте. Но его попытка провалилась, и в итоге команда L'Action раскололась . В этом контексте восстание, последовавшее за проблемой натурализации Туниса в начале 1933 года, стало для него прекрасной возможностью. Он начал еще одну успешную кампанию в прессе. Вместе со своими друзьями Тахаром Сфаром , Махмудом Эль-Матери , Бахри Гигой и его братом Мхамедом они привлекли внимание низших классов к своему делу и изменили политику проживания. Популярность, которую он приобрел во время этого мероприятия, привела к его избранию членом исполнительного комитета Дестура в мае 1933 года. Однако разногласия со старейшинами заставили его выйти из партии в сентябре 1933 года.
Первые шаги в политике
[ редактировать ]Бросить вызов протекторату
[ редактировать ]В начале 1930-х годов Бургиба присоединился к партии Дестур , тогдашней крупной политической организации тунисского национального движения . Он поднялся до его руководства вместе с Махмудом Эль-Матери , Бахри Гигой , Тахаром Сфаром и его братом Мхамедом . подготовка к приему президента Франции Поля Думера Поскольку в рамках празднования 50-летия протектората шла , националисты были недовольны. В статье, которую он написал в газете Le Croissant , которой руководит его двоюродный брат Абдельазиз Эль-Аруи, Бургиба осудил празднование как «унизительное оскорбление достоинства тунисского народа, которому Франция напоминает о потере свободы и независимости». [ 1 ] [ 2 ]
После этих событий руководство Дестура собралось на экстренное собрание в отеле d'Orient в феврале 1931 года. Было решено создать комитет поддержки еженедельной газеты Чедли Хайраллы La Voix du Tunisien , которая стала ежедневной. Молодые националисты присоединились к команде и написали критический анализ протектората. Бургиба, в отличие от своих старейшин, осмелился бросить вызов протекторату, опубликовав многочисленные статьи и определив собственные взгляды на колониальную администрацию. Он поставил под сомнение как его последствия, так и существование, написав:
Государство не может быть одновременно субъектом и сувереном: любой договор о протекторате по своей природе несет в себе семя смерти [...] Это безжизненная страна, выродившийся народ, который приходит в упадок? Превратился в не что иное, как пыль отдельных людей; это означает ожидание падения [...] Короче говоря, полной и неизбежной гибели. Напротив, это разумный и энергичный народ, который межнациональные гонки или минутный кризис вынудили его принять опеку сильного государства, неизбежно навязанный ему более низкий статус, контакт с более развитой цивилизацией определяет в нем спасительную реакция [...] в них происходит настоящее возрождение, и посредством разумной ассимиляции они неизбежно поэтапно приходят к осуществлению своего окончательного освобождения. Время покажет, принадлежит ли тунисский народ к той или иной категории.
- Хабиб Бургиба , La Voix du Tunisien (23 февраля 1931 г.)

Газета La Voix du Tunisien стала очень популярной благодаря оригинальности, с которой Бургиба, Сфар, Гига и Материи подходили к проблемам. Они отличались от своих старейшин Дестура своим новым образом мышления. Бургиба считал конец протектората результатом эволюции, которая пустила свои корни в самих принципах французской цивилизации, в отличие от Абдельазиза Тальби , который думал об этом как о распаде, в статье, которую он написал в La Tunisie martyre . Названные «четырьмя мушкетерами», они выступали за нематериальность национальной личности и политического суверенитета тунисского народа при постепенном освобождении страны, одновременно выступая за национализм, который боролся против режима, а не против цивилизации. [ 3 ]
Их работа вскоре привлекла интерес как общественного мнения, так и богатых землевладельцев и бизнесменов (преобладающих), имевших сильное влияние на колониальную администрацию. Враждебно отнесшись к их смелому призыву, перевесители написали в La Tunisie française : «Г-н Бургиба предлагает превратить дестурианскую жалобу в докторскую диссертацию по праву . Тунис ». [ 3 ] Во время конференции, которую он провел в ноябре 1973 года, Бургиба рассказал о событиях своего начала в журналистике и об успехе своих статей: [ 4 ]
В Тунисе вспыхнули сильные волнения. В кафе и общественных местах мои статьи читали и комментировали. Они серьезно обеспокоили французов, потому что не только нарисовали мрачную картину нынешних условий, но и разоблачили посредством логических выводов скрытые планы властей и разоблачили их скрытую волю. Я осудил цели, которые они преследовали, и предупредил их об опасностях их политики, которая в конечном итоге может поставить под угрозу безопасность Франции. Наконец, я выделил все интересы, которые французское правительство должно было обсудить со свободным и независимым тунисским государством.
- Хабиб Бургиба , Четвертая конференция, состоявшаяся 9 ноября 1973 г.
Преобладающим сторонам удалось заставить замолчать националистические газеты, когда колониальная администрация подвергла цензуре «Ан-Нахда» , ежедневную газету реформистской партии и еженедельник « Эз-Зора» 12 мая 1931 года . Через несколько дней Хабиб и Мхамед Бургиба Бахри Гуиге, Салаху Фархату и Махмуду Эль-Матери были предъявлены иски. [ 3 ] Чедли Халледи, член партии Дестур, предупредил Мариуса Муте и Гастона Бержери , начальника штаба Эдуарда Эррио , которые были друзьями националистов и имели влияние в Париже. Бержери быстро вмешался, связался с главой африканско-восточного отдела Министерства иностранных дел и добился переноса слушаний на 9 июня 1931 года. [ 1 ] В ожидании суда редакция La Voix du Tunisien начала кампанию протеста в прессе, тон которой был одновременно жестоким и революционным. Эль-Матери писала: «Когда мы начали политическую акцию, мы заранее знали, что нас ждет [...] Пусть рука, ударившая меня, будет тяжелой, пусть судьи, обвиняющие меня, будут безжалостны [...] Дело, которое делает не рождать мучеников заранее потеряно». [ 5 ]
В день суда улицы, ведущие к суду, были полны людей. Магазины и магазины квартала Медина были закрыты, и правоохранительные органы не смогли справиться с беспорядками. Толпа с триумфом несла их, поскольку их слушания в очередной раз были отложены. Опасаясь свержения, Франсуа Мансерон, тогдашний генерал-резидент, встретился с Чедли Хайраллой, менеджером La Voix du Tunisien , в своей резиденции в Ла-Марсе , чтобы найти компромисс. В тот же день он пригласил редакционную комиссию газеты и заявил, что сегодня утром у него было интервью с Хайраллой. Он также сообщил, что компромисс найден. Эта ложь нанесла вред группе. Бургиба попросил Хайраллу дать дополнительные разъяснения, и тот подтвердил встречу с генеральным резидентом. В ответ редакционная комиссия потребовала взять на себя руководство ежедневным журналом, но, после отказа Хайраллы сделать это, решила покинуть газету. [ 5 ]
Основание L'Action Tunisienne
[ редактировать ]После того как они покинули газету, команда La Voix du Tunisien поддерживала связь и иногда собиралась в Café de la Kasbah или багдадском ресторане, чтобы обсудить новости и идеи вместе с французскими и тунисскими друзьями-социалистами, такими как фармацевт Али Бухагеб. Во время этих встреч рассматривалась идея создания новой газеты, поскольку им не удалось выразить свои идеи. [ 6 ] Был сформирован редакционный комитет, в который вошли Хабиб и Мхамед Бургиба, Бахри Гига, Тахар Сфар, Махмуд Эль-Матери и Али Бухагеб, который также руководил издательской фирмой. Редакцию возглавил Бешир Мехедби, студент последнего курса. Что касается штаб-квартиры газеты, то она располагалась в задней части аптеки «Бухагеб». [ 7 ]
В разгар экономического кризиса, который затронул главным образом низшие классы, L'Action Tunisienne опубликовала свой первый номер 1 ноября 1932 года. [ 7 ] Бургиба, изучавший государственные финансы во время учебы в университете политологии в Париже, посвятил свою первую статью бюджету, который он назвал «тунисским бюджетом». Свою идею он объяснил так: «Я показывал, что бюджет отражает политику правительства и позволяет поверить, что страна брошена в пропасть». [ 8 ]
Разочаровавшись в покорной умеренности старших, молодые националисты встали на защиту низших классов. Бухаеб посвятил этой цели целый раздел газеты, который он назвал La Voix du guenillard , в то время как другие члены редакционной комиссии писали по очереди в своих редакционных статьях. Получив информацию через документы, предоставленные чиновниками администрации, они вскоре стали известны среди общественности. Бургиба, который становился все более известным благодаря своей работе, общался с известными тунисцами и часто ходил в интеллектуальные дискуссионные кружки, где познакомился с семьей Булакбече. [ 9 ] Он показал себя ясным и конкретным в своих произведениях, что показало его «талантливым полемистом» с его сильными юридическими аргументами. Он стремился продемонстрировать механизм колониального насилия от последствий к причинам, проявляя большой интерес к социальным явлениям, приглашая рабочих и студентов организовываться, чтобы защитить себя от злоупотреблений. Он также настаивал на защите и защите тунисской личности, написав: [ 10 ]
Тунис является рынком для Франции, продукция которой продается по низким ценам, разоряет тунисцев, которые вынуждены закрывать свои предприятия, и доводит до безработицы тысячи рабочих. Засуха в зерновых районах усугубляет последствия глобальной рецессии, вызвавшей трагический спад производства вина и масла. Пока в стране распространяется голод, сотрудников давят налоги. Пока за одним столом будут сытые и голодные, открытая или тайная война является необходимостью, применение силы – обязанностью, а мир между людьми – химерой.
— Хабиб Бургиба, L’Action Tunisienne
Возрождение национального движения
[ редактировать ]Дело Мхамеда Ченика
[ редактировать ]В феврале 1933 года крупная борьба внутри L'Action Tunisienne переросла в кризис после дела Мхамеда Ченика, банкира и председателя Тунисского кредитного союза, который доминировал в Медине. В 1932 году Ченик отправился в Париж в качестве вице-президента тунисских представителей Большого совета, чтобы предупредить французское правительство о проблемах местного сельского хозяйства. Франция решила назначить комитет под председательством Луи Тарди, управляющего Национальным фондом сельскохозяйственного кредитования, для расследования ситуации в Тунисе. Этот шаг не понравился резиденции, которая осудила «осужденное усердие» Ченика. Поэтому колониальная администрация решила опечатать его банковские счета. Несмотря на это, никакой реакции ни в общественном мнении, ни среди националистов не последовало, хотя тунисские члены Великого Совета сотрудничали с протекторатом. Только Бургиба не одобрял реакцию своих друзей, которую он квалифицировал как основную, написав: «У меня был свидетель из первых рук, который дал бы мне оружие против Протектората и средства для укрепления моей позиции по отношению к этому режиму. побеждая в таком процессе, меня не волновало, что некоторые личности одновременно улучшают свой имидж». [ 11 ] [ 12 ]
Хотя некоторые утверждали, что Бургиба действовал из личных интересов (он и его брат были связаны с банком кредитом), его цели в основном были связаны с возрождением тунисского национализма . Шеник заявил в интервью, что любое сотрудничество с Францией стало невозможным. Бургиба видел в этом случае победу, которая могла бы сплотить класс буржуазии, считавшийся сотрудничающим с Францией, и объединить страну вокруг национализма. Он писал: «Нам необходимо сосредоточить наше внимание на произошедшем событии, на предложенном аргументе, чтобы мы могли расширить наше движение на важные социальные классы нации, когда-то безразличные или враждебные к нашей программе». [ 12 ]

Для достижения своей цели он использовал «неортодоксальные подходы». Он отправился в штаб-квартиру L'Action, чтобы удалить важную часть изображения своего брата Мхамеда, написанную в статье Али Бухаджеба, которого он не проинформировал. Бургиба дал показания о своем поступке в 1973 году, сказав:
Мой брат Си Мхамед получил письменное заявление г-на Мхамеда Ченика, который был членом Великого Совета. В этом многостраничном отчете, тщательно напечатанном и подписанном, г-н Шеник, у которого, вероятно, были проблемы со своими французскими коллегами, яростно критиковал колониальную администрацию и комитет Тарди. Что касается меня, то это была удача. Мне была предоставлена возможность осудить злоупотребления властей Протектората. Поэтому я опубликовал документ в нашей газете. Эта инициатива не понравилась г-ну Али Бухаджебу, который пытался объяснить свое поведение нежеланием видеть, как г-н Ченик претендовал на лидерство. Таким образом, он составил резкую критику в адрес моего брата и опубликовал ее в той же газете. Я был встревожен, увидев, как члены одной команды терзали друг друга на колонках своей самой газеты [...], учитывая, что мой брат сам входил в состав редакционной комиссии. Я удалил три строки перед макетом. На следующий день автор статьи возмутился тем, что он назвал цензурой, и выразил желание покинуть нас. [ 4 ]
При поддержке Гиги и Мхедби Бухаджеб счел позицию Бургибы и журнала в данном случае «неприемлемой», прежде чем все трое подали прошение об отставке. Один из них позже свидетельствовал: «Любопытно, что это взволновало Бургибу. Он был раздавлен, потому что Бухаджеб и Мехедби позаботились обо всех материальных деталях, но он был человеком, бросающим вызов». Затем Бургиба покинул офис своего адвоката и решил управлять газетой самостоятельно. [ 13 ]
В то время как Большой совет собрался для вынесения решения по сельскохозяйственному бюджету, вдохновленный рекомендацией комитета Тарди, Бургиба разослал «высшее предупреждение», написав: «Мы будем особенно неумолимы против неудач в последнюю минуту или заинтересованного отказа». Его высокомерие по отношению к протекторату и решимость противостоять Ченику оказались впечатляющими. Когда проект бюджета, благоприятный для французских интересов, против которого Ченик выдвинул обвинительное заключение, был отклонен Большим советом, Бургиба написал, что: «Тунисский народ будет помнить, что делегаты еврейской общины очень интересовались судьбой наших феллахов (фермеров) больше, чем некоторые мусульманские сельскохозяйственные делегаты Центра и Юга. Тунис, который мы намерены освободить, не будет Тунисом для мусульман, евреев или христиан. Это будет Тунис всех тех, кто, без различия религии. или расы, хотели бы аккредитоваться в своей стране и жить под защитой равных законов». Это утверждение постепенно станет его доктриной, как модернистской, так и светской. [ 14 ] [ 15 ]
Проблема натурализации в Тунисе
[ редактировать ]Ведение кампании в прессе
[ редактировать ]В условиях экономического кризиса, который ухудшался день за днём, и растущей популярности Бургибы и его друзей, появилось новое поколение националистических лидеров. Озабоченные, они считали, что хорошего дела будет достаточно, чтобы возродить национальное движение на новой основе. В этом контексте проблема тунисской натурализации стала мотивом для возобновления движения. В 1920-е годы националисты протестовали против принятия 20 декабря 1923 года закона, который благоприятствовал доступу жителей нефранцузского протектората к французскому гражданству. По мнению колониальных властей, в то время им пришлось столкнуться с ростом итальянской колонии, который считался «слишком быстрым» по сравнению с недостаточной столичной иммиграцией. [ 16 ]

Враждебность после принятия этих мер постепенно утихла, но возобновилась в начале 1933 года. 31 декабря 1932 года, после объявления о смерти натурализованного французского мусульманина, жившего в Бизерте , Мохамеда Шаабане, люди собрались на мусульманском кладбище вместе с твердая воля противостоять захоронению мертвых. Они заручились поддержкой муфтия города, который произнес фетву, подтверждающую, что натурализованных отступников нельзя хоронить на мусульманских кладбищах. [ 17 ]
Бургиба решил отреагировать и начал кампанию в прессе, возглавляемую L'Action Tunisienne и частично повторяемую всеми националистическими газетами: «Затем мы начали крупную кампанию по борьбе с этим тезисом [натурализации], любые последствия которого неизбежно должны были привести к францизации всех Ссылаясь на аят Корана, мы разработали аргумент, согласно которому, перестав подчиняться шариатскому суду, натурализованные французы ipso facto потеряли свою власть. Мусульманские атрибуты», — заявил он в 1973 году. [ 4 ] Италия, опасаясь массовой натурализации своих граждан, оказала сдержанную, но активную поддержку Бургибе, решила дискредитировать французские инициативы и создать себе репутацию. [ 18 ]
Чтобы остановить беспорядки, которые усиливались в стране каждый раз, когда умирал натурализованный человек, в апреле резиденция потребовала фетву от шариатского суда Туниса, высшего религиозного органа протектората. Маликитский и Ханафитский шейхи, ведущие это дело, вынесли приговор, который ничего не решает: они сохранили статус отступника натурализованного человека, но заявили, что, если он покается, даже устно, перед смертью, ему будет разрешено захоронение в мусульманских землях. Это решение возмутило националистов, а в Кайруане и Тунисе начались беспорядки. [ 19 ] Бургиба осудил двуличность религиозных властей, провокации правительства, оклеветал натурализованную и раскритиковал дестурийскую прессу, чья «осторожность, рассматриваемая как окончательная стратегия, кажется неоправданной». Он пригласил французский народ и Ахмада II Бея вмешаться. Между тем, Резиденция приняла двухэтапное решение: во-первых, она приняла решение о том, что натурализованные будут похоронены в специальном захоронении, которое, по всей видимости, является гетто, исключающим их из общества. А во-вторых, Франсуа Мансерон, в то время генерал-резидент, издал указы, которые Иоахим Дюрель назвал «супернегодяем», предоставив ему право заключать в тюрьму и арестовывать по его желанию любого националиста, а также давал ему право приостанавливать работу любой газеты или объединение, «враждебное Протекторату». Бургиба прокомментировал это решение словами: «Репрессии приходят слишком поздно. Атавистический фатализм угнетенного народа был поколеблен». [ 20 ]
Растущая популярность
[ редактировать ]Твердая позиция Бургибы увеличила его популярность среди националистов, поскольку в 1973 году он дал показания, заявив:
Возможность была огромной, и я воспользовался ею, чтобы выступить против политики натурализации [...] Я придерживался только анафемы натурализованных французов и запрета хоронить их на мусульманских кладбищах. Итак, я агитировал в этом направлении. У меня не было вопроса о том, чтобы допустить захоронение на мусульманском кладбище натурализованного француза [...] Люди были очень осведомлены об этом вопросе. Я воспользовался этим, чтобы мобилизовать их [...] Событие вызвало скандал и благотворно подействовало на сознание населения. Для меня этого было достаточно, чтобы окончательно остановить политику натурализации. Мы чувствовали себя очень неловко из-за скандала, и даже больше, когда власти протектората настаивали на мерах предосторожности, чтобы могилы натурализованных людей оставались в центре внимания в ночное время, чтобы защитить их от любой осквернения. Таким образом, инциденты на нем множились по всему Тунису, с севера на юг, с востока на запад. [ 4 ]
Эта победа побудила активистов потребовать созыва внеочередного Дестура. Мероприятие состоялось 12 и 13 мая 1933 года в Тунисе на Маунтин-стрит. Бургиба выступил с речью, критикующей «устаревшие бесполезные методы и иллюзии лидеров и их программу, которая не отвечает чаяниям людей, которые поэтому знают о его деле». Он также просил «радикальных решений, неутомимых и энергичных действий, однозначно ненужных или исключительно вредных для достижения независимости в рамках союзного договора с Францией, гарантирующего ее законные интересы и интересы всей иностранной колонии». Он отметил, что: «Для этого мы должны сформировать фронт, который объединит все направления великой Конституционно-либеральной партии Туниса». Успешно проведя кампанию в прессе, вся команда L'Action Tunisienne была единогласно избрана членами исполнительного комитета Destour. [ 21 ] [ 20 ]
В то время Бургиба и его друзья из L'Action Tunisienne считали, что Дестуру не хватает твердости. Тем не менее, он создал организацию, в которую вошли 90 местных представителей со всей страны. Оно не росло с момента прибытия Мансерона во главе Резиденции. Новое различие среди Дестура, рекрутировавшее как низшие классы, так и буржуазные классы, позволило им занять сильную позицию и повлиять на партию, чтобы объединить все фракции националистического фронта. Отвечая на пожелания Бургибы, многие делегаты поддержали этот союз. Однако в 1933 году лидером группы L'Action оказался еще не Бургиба, а Махмуд Эль-Матери . Этот человек, проявивший себя как активный деятель науки во Французской коммунистической партии и оказавшийся делегатом на Турском конгрессе . Он выразил желание не становиться политиком. По его мнению, терпимость, чувство чести, солидарности, духа и справедливости преобладали над тактикой, цинизмом, провокациями и ударами ниже пояса. Его качества и харизма позволили ему занять сильную позицию в Дестуре, в которой он был единодушен. [ 22 ]
Разрыв с Дестуром
[ редактировать ]Тем временем в Тунисе продолжались волнения по поводу натурализации: в сельской местности, пострадавшей от голода, начались беспорядки. Таким образом, националистическая пресса усилила свою критику в адрес резиденции, которая решила запретить учителям и ученикам посещать определенные уроки. Он также запретил передвижение чиновников и приостановил выпуск националистических газет, в том числе L'Action Tunisienne 31 мая. Кроме того, была запрещена партия Дестур. Французское правительство, чувствуя, что Мансерон действовал слишком поздно, чтобы выстоять, 29 июля 1933 года заменило его Марселем Пейрутоном. В этом репрессивном контексте Бургиба был лишен средств выражения и был пленником структуры Дестура, которая была готова вернуть ему самостоятельность. [ 23 ]

8 августа возможность высказаться представилась, когда в Монастире начались инциденты по поводу принудительного захоронения на мусульманском кладбище сына натурализованного гражданина. Между населением и правоохранительными органами завязалась драка, закончившаяся гибелью одного человека и многочисленными ранениями. Вскоре Бургиба убедил известных лиц Монастыри, ставших жертвами жестокости полиции, выбрать его своим адвокатом. 4 сентября, не проинформировав Дестура о своей инициативе, Бургиба возглавил к бею делегацию протеста. Их встретил доверенный человек, который выслушал их просьбы. Тем не менее, руководство партии, видя в этом предлог положить конец неугодному им активизму, решило обвинить молодого националиста: «Именно он [Махмуд Эль-Матери] объявил мне, что против меня вынесено решение об обвинении». Я был возмущен, потому что мои действия во главе этой делегации, протестовавшей бею, были не от имени партии, а от имени адвоката, который вмешался, чтобы защитить своих клиентов, все родом из Монастира. Мой родной город Таким образом, ничто не оправдывало это обвинение. Мое членство в исполнительном комитете Дестура не должно запрещать мне другую деятельность. Если бы это было так, у меня не было бы другого выбора, кроме как уйти в отставку. из L'Action Tunisienne хотела сделать то же самое. Но я их отговорил, их присутствие в исполкоме могло бы быть полезным», — вспоминал он годы спустя. [ 4 ]
Бургиба, который считал, что Дестур и ее руководство являются препятствием для его амбиций, решил выйти из партии 9 сентября. Вскоре он извлек урок из этого опыта. Успех, достигнутый благодаря народным жестоким восстаниям, показывает несостоятельность излюбленных методов дестурийцев, состоящих из петиций и телеграмм. Только насилие со стороны решительных группировок могло заставить Резиденцию отступить и начать переговоры о политических решениях. Это будет его ориентиром до 1956 года. [ 24 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мартель 1999 , с. 23.
- ^ Бессис, Джульетта (1983), Фашистское Средиземноморье, Италия Муссолини и Тунис , Париж: Karthala Editions
- ^ Jump up to: а б с Бессис и Белхассен 2012 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д и Бургиба, Хабиб (9 ноября 1973 г.). «Четвертая конференция, проведенная: президентом Хабибом Бургибой» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 8 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Бессис и Белхассен 2012 , с. 72.
- ^ Бессис и Белхассен 2012 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Мартель 1999 , с. 27.
- ^ «Идея бессмертна, а воля народа непобедима» , La Presse , 7 февраля 2011 г., заархивировано с оригинала 25 марта 2015 г.
- ^ Бессис и Белхассен 2012 , с. 75.
- ^ Бессис и Белхассен 2012 , с. 74.
- ^ Бессис и Белхассен 2012 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Мартель 1999 , с. 28.
- ^ Бессис и Белхассен 2012 , с. 78.
- ^ Шотар, Софи (2006), Диктаторы 20-го века , Леваллуа-Перре: Studyrama Editions , стр. 165
- ^ Бессис и Белхассен 2012 , с. 28.
- ^ Гольдштейн, Дэниел (1978), Освобождение в результате аннексии. На пересеченных путях истории Туниса, 1914–1922 гг ., Тунис: Тунисское издательство , с. 484
- ^ Casemajor 2009 , с. 73.
- ^ Бессис и Белхассен 2012 , с. 79.
- ^ Крим, Мустафа (1956), Национальное движение и народный фронт , Тунис: Высший институт истории национального движения , с. 75
- ^ Jump up to: а б Бессис и Белхассен 2012 , с. 80.
- ^ Местири 2011 , с. 120.
- ^ Бессис и Белхассен 2012 , с. 81.
- ^ Бессис и Белхассен 2012 , с. 82.
- ^ Мартель 1999 , с. 29.
Цитируемая библиография
[ редактировать ]- Мартель, Пьер-Альбен (1999). Хабиб Бургиба. Один человек, один век (на французском языке). Париж: Editions du Jaguar. ISBN 978-2-86950-320-5 .
- Бессис, Софи ; Бельхассен, Суэр (2012). Бургиба (на французском языке). Тунис: Элизад . ISBN 978-9973-58-044-3 .
- Местири, Саид (2011), Монсеф Местири: aux Sources du Destour (на французском языке), Тунис: Sud Editions
- Каземажор, Роджер (2009), Националистические действия в Тунисе (на французском языке), Карфаген: MC Editions
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Саид, Сафи (2000), Бургиба: почти запрещенная биография (на арабском языке), Бейрут: Riad El Rayes Books
- Бургиба, Хабиб (2016), Моя жизнь, мои идеи, моя борьба (на французском языке), Тунис: издания Apollonia, ISBN 978-9973-827-90-6
- Эль Ганари, Али (1985), Бургиба. Верховный боец (на французском языке), Париж: Plon , ISBN 978-2-259-01321-5
- Роус, Жан (1984), Хабиб Бургиба (на французском языке), Париж: Martinsart, ISBN 978-2-86345-235-6