Jump to content

Кодекс личного статуса в Тунисе

Официальный выпуск Кодекса личного статуса. Сидят слева направо: Ахмед Местири , Хабиб Бургиба и Мухаммад аль-Тахир ибн Ашур . За Бургибой стоит Мохамед Абдельазиз Джайт.
Оригинальный текст Кодекса личного статуса, август 1956 г.
Кодекс личного статуса (Тунис)
Принят 13 августа 1956 г.
Началось 1 января 1957 г.

Кодекс личного статуса (CPS) ( араб . مجلة الأحوال الشخصية ) представляет собой серию прогрессивных тунисских законов, направленных на установление равенства между женщинами и мужчинами в ряде областей. Он был обнародован указом бейлика 13 августа 1956 года и вступил в силу 1 января 1957 года. Этот Кодекс является одним из наиболее значительных деяний Хабиба Бургибы , который был премьер-министром, а затем президентом.

Кодекс запрещал многоженство , устанавливал минимальный возраст для вступления в брак, требовал взаимного согласия на брак и позволял любому из супругов подавать на развод в светский суд. [1] Преемник Бургибы Зин эль-Абидин Бен Али подтвердил приверженность правительства Кодексу. [1] Он сам внес изменения, которые усилили его, в частности, поправкой от июля 1993 года.

Исторический контекст

[ редактировать ]

Феминистский вопрос является повторяющейся темой в Тунисе, больше, чем во всех других странах Магриба , и с этой точки зрения страна является «нетипичной» для региона. Похоже, что оно подтверждает свою самобытность, которой оно следовало со времен бейликского периода, который «накануне учреждения французского протектората собирался начать процесс реформ, устанавливающих его связь с обществом в современной национальной перспективе».

Тахар Хаддад

Еще в 1868 году Хайреддин-паша написал на арабском языке «Наивернейший путь к пониманию состояния народов». Это объяснило, что будущее исламской цивилизации зависит от ее модернизации. В 1897 году Шейк Мухаммад Снусси опубликовал книгу «Цветение цветка или исследование женщины в исламе», в которой выступал за образование девочек. Пятнадцать лет спустя Абдельазиз Таалби , Сезар Бен Аттар и Хайди Сабай опубликовали «Либеральный дух Корана», в котором призывают к образованию девочек и снятию чадры. В 1930 году Тахар Хаддад , сам находившийся под влиянием реформистского течения, начатого в девятнадцатом веке Хейрредином-пашой, Ибн Ахмадом ибн Аби Дияфом , Мухаммадом Снусси, Салемом Бухагебом , Мохамедом Байрамом V и другими мыслителями, которые все защищали концепцию модернизма, опубликовал «Нашу Женщины в шариате и обществе». Там он продемонстрировал возможность совместимости ислама и современности . Аргументы, которые он там представил, впоследствии были переняты Бургибой в его выступлениях. Радия Хаддад написала в своей автобиографии «Женский разговор»:

«Накануне независимости самой древней и вопиющей несправедливостью было положение женщин».

Хотя предложения Хаддада в свое время были осуждены консерваторами, почти все его предложения были включены в разработку Кодекса, включая обязательное согласие на брак, установление порядка развода и отмену многоженства. Неспособность Хаддада осуществить свои желания при жизни отразилась в более позднем успехе Хабиба Бургибы:

«Он (Хаддад) занимает важное место в истории социальных и политических идей Туниса».

В тот же период шейк Мохамед Фадель Бен Ачур , муфтий Туниса и ректор Университета Эз-Зитуна , издал фетву , ставшую результатом личного иджтихада . В то же время реформистская газета «Ан-Нахда» опубликовала стихи Абул-Касема Эчебби , который в меньшей степени, чем Хаддад, участвовал в защите прав женщин. В 1947 году Мухаммад Абдул Азиз Джайт, бывший министр юстиции, который позже был противником Кодекса и автор маджалы, кодифицирующего личный статус и закон о наследстве, предпринял первоначальную и робкую попытку гармонизировать доктрины маликитов и ханафитского большинства . в Тунисе это в конечном итоге не дало никаких результатов.

В ноябре 1940 года Мухаммад Заррук основал первый франкоязычный феминистский журнал «Лейла», который, однако, прекратил публикацию в июле 1941 года, но чье имя символически использовал Башир Бен Ахмед, который 23 мая 1955 года основал журнал «Лейла говорит с тобой». — позже «Женское действие» — в пятом номере его еженедельника «Действие» (позже «Африка Действие» и, наконец, « Молодое действие »). Из-за нехватки женщин и отсутствия в тунисской прессе того периода журнал закрылся, но Бен Яхмед познакомился с Доррой Бузид, тогда студенткой в ​​Париже, и нанял ее для перезапуска журнала. 13 июня 1955 года Бузид, тогда единственная женщина в журнале, отредактировала в восьмом номере статью, подписанную псевдонимом Лейла и озаглавленную «Призыв к закону об эмансипации». По случаю обнародования Кодекса 3 сентября 1956 года она написала на специальном развороте 56-го номера статью под названием «Тунисские женщины — взрослые» с редакционной статьей, напоминающей о сотрудничестве в ее написании двух шейхов Мухаммеда. Абдул Азиз Джайт и Мухаммад Фадл Бен Ачур. В 1959 году Сафия Фархат и Бузид стали соучредителями журнала Faiza, который, хотя и прекратил выходить в декабре 1969 года, оставался известным в Магрибе и в Африке в целом как первый арабо-африканский женский франкоязычный журнал.

Кодекс установил, что разрешение вали не является обязательным условием действительности всех браков. Кроме того, он установил обязательный минимальный возраст для вступления в брак, установленный сначала на уровне восемнадцати лет для мужчин и пятнадцати лет для женщин, точный текст которого гласит: «Брак ниже этого возраста не может быть заключен иначе как по специальному разрешению судьи, который не может разрешить В этом же случае согласие на брак несовершеннолетнего должен дать ближайший родитель, который должен соответствовать трем условиям, а именно быть в здравом уме, быть совершеннолетним и иметь мужское начало. ."

Кодекс также запрещал брак мужчины: «с его предками и потомками, с его сестрами и потомками до бесконечности его сестер и братьев, с его тетками, двоюродными и двоюродными тетками» и «с женщиной, которую он имеет». развелся трижды». Многоженство , хотя и довольно незначительное в этот период, также запрещено, даже если второй союз не является «формальным». к штрафу». В оправдание этой меры Бургиба сослался на суру Корана:

«Мы соблюдаем дух Священной Книги... который указывает на моногамию. Наше решение по этому вопросу не противоречит никаким религиозным текстам и признано соответствующим принципам милосердия, справедливости и равенства полов».

В этой суре говорится: «Разрешается жениться на двух, трех или четырех женщинах, которые тебе нравятся, но если ты боишься быть несправедливым по отношению к ним, то только на одной или на нескольких рабынях, которыми ты владеешь. совершая несправедливость». По мнению Бургибы, поскольку невозможно было обеспечить условие равенства между супругами, запрет многоженства стал поэтому легитимным. И, провоцируя консерваторов, он добавил:

«Защитникам многоженства придется в духе равенства признать, что жена является полиандрической в ​​случае бесплодия мужа.

Кодекс также предписывает: «Каждый из двух супругов должен относиться к партнеру с добротой, жить в хороших отношениях и избегать любых предрассудков», тем самым отменяя обязанность жены подчиняться своему мужу. В то же время текст обязывал жену, владевшую имуществом, участвовать в расходах семьи, чтобы муж не имел полномочий распоряжаться имуществом жены.

До 1956 года развод оставался прерогативой мужчины, который мог в одностороннем порядке отречься от своей партнерши, просто заявив при двух свидетелях. Кодекс, напротив, устанавливал процедуру развода, которая «не могла иметь место иначе как в суде», который принял решение «о расторжении брака». Тот же суд не выносил решения, за исключением дела, возбужденного по взаимному согласию обоих супругов, и случая по просьбе одного из партнеров, в результате которого этот супруг стал жертвой. Также указывается, что: "материальный вред будет возмещен (женщине) в виде ежемесячной выплаты алиментов... до того уровня жизни, к которому она привыкла в браке, включая место жительства". Еще раз Бургиба оправдал себя указом Корана:

Кодекс также установил принцип равенства мужчин и женщин в отношении гражданства . Более того, если ребенок не имел своего имущества, необходимые затраты на его воспитание ложились на расходы отца.

Предыдущие политические действия

[ редактировать ]
Официальное фото президента Хабиба Бургибы

Возглавив кампанию модернизации Туниса, Хабиб Бургиба в каждом своем выступлении находил повод для критики сексистских взглядов, выступая против хиджаба и апеллируя к науке по вопросу девственности в браке. Тунисские женщины, услышав его призыв, раскрылись и часто просили его урегулировать споры с их мужьями. Его правление всегда склонялось в пользу женщин и «сделало его на протяжении всего долгого десятилетия шестидесятых их неутомимым защитником».

Необходимо знать, что Бургиба всегда боготворил свою мать, которая преждевременно умерла, по словам главы государства, в 1913 году. В нескольких его выступлениях возвращалась память о ней и усталость, рожденная двойной функцией супруги и матери. способствовал его осуждению женского положения в традиционном тунисском обществе. Хотя его заявление можно считать искренним (другие изложения действительно демонстрируют определенную враждебность к внутренней традиции того периода), следует напомнить, что память его матери не играла фундаментальной роли в его политических позициях относительно положения женщин во время французского протектората.

В этом контексте накануне независимости действительно не существовало политического движения, строго основанного на требовании прав женщин. Существующие институты поддерживали политические партии, и хотя эти права были предметом выступлений, в то время они не входили в число политических приоритетов. Союз женщин и Союз девушек, входившие в Коммунистическую партию, особенно агитировали в социальной и трудовой сферах. Что касается мусульманского союза и ячеек дестурийских женщин, созданных в 1951-1952 годах, то они не стали требовать избирательного права и права занимать должности до 1955 года. Эти два права стали официальными 14 марта 1957 года, и тунисские женщины проголосовали за впервые на муниципальных выборах в мае 1959 года, а затем на президентских и законодательных выборах в ноябре 1959 года. Но право на образование оставалось единственным, которого единогласно добивались женские организации. С этой точки зрения Кодекс не был обнародован под каким-либо феминистским давлением, которое, когда оно существовало, обычно было направлено на другие идеалы.

Стремление к реформам

[ редактировать ]
Ахмед Местири

10 августа 1956 года премьер-министр Бургиба посвятил целую речь Кодексу, который должен был быть обнародован через три дня. Он описал это как радикальную реформу, которая сделает брак «делом государства, актом, который должен контролироваться общественным правом и обществом в целом». Кодекс был разработан пятнадцатью юристами, большинство из которых говорят по-арабски, под руководством министра юстиции Ахмада Местири . Он был проголосован сразу после обретения независимости и даже до разработки конституции. Собранная в двенадцать книг, она дала женщинам уникальный статус в арабо-мусульманском мире. Провозглашенный 20 марта 1956 года, а затем обнародованный 13 августа того же года (6 мухаррама 1376 года) бейликальным указом Ламин-бея , Кодекс вступил в силу 1 января 1957 года. Этот закон зарегистрировал ряд реформ, затрагивающих другие аспекты влияния религии на общество. Так, 31 мая общественные благотворительные фонды (вакуфы) были закрыты, как и частные 1 июля 1957 года. 3 августа светские суды заменили религиозные суды в качестве высшего суда по применению исламского права, а закон 27 сентября 1957 г. закрылся раввинский суд Туниса. Их члены были интегрированы в состав судей общего права.

10 января 1957 года было запрещено ношение чадры в школе. Согласно указам от 29 марта 1956 г. и 1 октября 1958 г., университет Зитуна был закрыт, как и другие медресе, официальная цель заключалась в «постепенном подавлении всех прежних типов обучения, неадаптированных, гибридных или устаревших». (выступление Бургибы в Тунисе 15 октября 1959 г.). Однако помимо этой проблемы модернизации существовала также необходимость дестабилизировать важный источник политической оппозиции, основанной на религии.

В годы после обретения независимости женщины получили право работать, передвигаться, открывать банковские счета и создавать предприятия без разрешения своих мужей. 1 июля 1965 года был принят закон, разрешающий аборты как по социальным, так и по терапевтическим причинам. С начала 60-х годов женщин поощряли ограничивать количество детей, а противозачаточные таблетки стали свободно доступны по всей стране, тем самым аннулировав французский закон, который в 1920 году объявил вне закона все средства контрацепции. Закон от марта 1958 года ввел гражданский брак, а 14 декабря 1960 года другой закон ограничил число детей, получающих семейные пособия, до четырех человек. Бургиба основала Союз тунисских женщин в 1956 году, доверив ему руководство благоприятной рекламой своей феминистской политики. Во время речи, произнесенной 26 декабря 1962 года, Бугиба заявил:

«Труд способствует эмансипации женщины. Своим трудом женщина или девушка обеспечивает свое существование и осознает свое достоинство».

На практике 14 сентября 1965 года Тунис ратифицировал Конвенцию № 111 Международной организации труда о дискриминации в сфере труда и профессии. Позже, в 1968 году, ратификация конвенции МОТ № 100 установила равенство обращения с мужчинами и женщинами при приеме на работу равной ценности. Эти меры способствовали совместному обучению в школах и, как следствие, выходу на работу все большего числа молодых женщин, что привело к снижению количества браков и рождений, целевой показатель которых составлял 46 процентов в 1966 году и 30 процентов в 1971 году. Мухаммад Баракет и Доменик Табутин подсчитали, что две трети сокращения рождаемости в период 1966-1975 годов являются демографическими последствиями этих мер. В 1980 году уровень демографического роста Туниса был одним из самых низких среди южных стран и считается самым низким в арабском мире. Этот показатель составлял 2,2 ребенка на одну женщину в 1998 году и 1,73 ребенка в 2007 году. Радия Хаддад признает заслуги Бургибы в этих преобразованиях:

«Если все страны рано или поздно закончили освобождение от иностранных захватчиков, ни одна, и, конечно же, ни одна арабско-мусульманская страна, не осмелилась совершить социальную революцию в такой степени».

Кодекс и религия

[ редактировать ]

Эта серия реформ, хотя и не соответствовала общепринятым нормам, что можно проиллюстрировать неизвестным в мусульманских странах вводным принятием в 1958 году и полным принятием в 1959 году, никогда не порывает с религией. Бургиба объявлен муджтахидом , а не кемалистом , поскольку он упрекнул тюркского лидера в слишком отдалении от общества. С 1956 года все ответственные органы, особенно министр юстиции Ахмад Местири и различные директора UNFT , неоднократно напоминали, что Кодекс и последующие законы не противоречат исламу, а зарегистрированы в контексте реформы общества «внутри». Ислам." Более того, каждая мера, предпринятая при составлении Кодекса, сопровождалась обоснованием либеральной интерпретации мусульманского права. Во время речи, произнесенной в Тунисе 8 февраля 1961 года, Бургиба выразил мнение о господстве разума над всеми другими средствами мышления:

«Еще есть люди, которые не понимают, что разум должен применяться ко всем вещам в этом мире и управлять всей человеческой деятельностью; для этих людей определенные области, в частности религия, должны избегать господства разума. Но тогда в поведении таким образом можно одним ударом уничтожить пыл и почитание, которым мы все обязаны святому. Как допустить такое остракизм против разума? Как унижаться до такого функционирования разумного животного?»

Тем не менее, мы вынуждены засвидетельствовать, что Тунис Бургибы нельзя было назвать светским не более, чем Тунис Бен Али или остальные арабские мусульманские государства, поскольку секуляризм подразумевает не только нейтральность ориентации и религиозную свободу государства, но и автономию общества и религиозные учреждения. Реальность такова, что институциональное присутствие ислама в Тунисе, хотя и строго ограниченное, на самом деле является постоянным ориентиром, скрытым или явным, легитимизирующим направление режима. Конечно, государственные услуги в Тунисе доступны всем, независимо от вероисповедания, и конституция гарантирует свободу вероисповедания, пока она не угрожает общественному порядку, но ислам остается государственной религией в той степени, в которой говорится, что он обязателен для президента. республики, чтобы иметь возможность утверждать это.

Консервативная реакция

[ редактировать ]

В этом контексте президентский феминизм остается неоднозначным, о чем свидетельствует речь, произнесенная на третьем съезде UNFT, состоявшемся 20–29 декабря 1962 г., в которой он заявил, что должен защищать семью и гарантировать мужчине способность быть его голова. Политика Бургибы потеряла свою жизнеспособность в 1970-е годы. Отсутствие новых реформ можно объяснить по-разному: ухудшением здоровья президента, запоздалой реакцией консерваторов, оставшихся сдержанными на протяжении предшествующих десятилетий, сопротивлением пошатнувшегося до основания общества. В то же время власть желала дестабилизации левых марксистов и поощряла создание в январе 1968 года Ассоциации по сохранению Корана, что способствовало рождению исламистской партии Ан-Нахда.

Кроме того, молчание Кодекса о браке между мусульманкой и мужчиной-немусульманином с 1969 года интерпретируется большинством судей как признание запрета, установленного мусульманским законодательством в этом вопросе. Эта аргументация была одобрена 5 ноября 1973 года циркуляром министра юстиции, который, чтобы «держаться в стороне от негативных сторон Запада», запретил браки между мусульманами и немусульманами и признал недействительными браки, в которых муж-немусульманин не приняли ислам и не предоставили свидетельство о переходе. Суды в этот период часто толковали Кодекс ограничительным образом, отказывая, например, во всех правах наследования немусульманкам, состоящим в религиозно-смешанных браках. Сам Бургиба уступил желаниям консерваторов и в 1974 году отказался от давления своего окружения и большинства правительства, желавшего изменить закон о равенстве наследования, который устанавливал равенство полов в отношении наследования. Действительно, в этом вопросе он не мог ссылаться на Коран в оправдание, поскольку текст ясен: «Сыновьям доля, равная двум дочерям». В 1976 году на шестом съезде UNFT он открыто заявил: «Не обязательно, чтобы женщина занималась приносящей доход деятельностью вне дома. Похоже, он отказывается от одного из принципов своей политики модернизации.

1980-е годы характеризуются той же неподвижностью с точки зрения феминистских реформ, за исключением некоторых достижений, не подлежащих обсуждению в начале десятилетия: закон №. № 81-7 от 18 февраля 1981 года, поручавший матери-вдове воспитание несовершеннолетних детей и отдающий предпочтение женщинам в делах о разводе. Более того, 1 ноября 1983 года Бургиба назначил двух женщин-министров: Фатию Мзали в министерство по делам семьи и по делам женщин и Суад Яакуби в министерство общественного здравоохранения.

Политика Зина эль-Абидина Бен Али

[ редактировать ]

В конце 1987 года Зин эль-Абидин унаследовал общество, разделенное между консерваторами, которые призывали к изменению Кодекса в регрессивном смысле, и модернистами, которые хотели, чтобы его сохранение символизировало опору Туниса в современности. Новый президент продемонстрировал крайнюю осторожность, поскольку именно на этой связи основывалась значительная часть общественного мнения при формировании своего суждения о новом президенте. В течение первых месяцев своего пребывания у власти он ввел перерывы в теле- и радиопередачах для трансляции призыва к пяти ежедневным молитвам и вновь открыл университет Зитума, критикуя при этом светский «дрейф» Бургибы и прославляя «арабско-исламскую» идентичность Туниса. В начале марта 1988 года ежедневная газета «Ассаба» объявила, что рассматривается поправка к Кодексу, направленная на запрет усыновления детей, и это вызвало реакцию сорока ученых всех политических ориентаций, которые распространили петицию, призывающую: Необходимое разделение ислама и политики». На следующий день, 19 марта, Бен Али во время телеобращения публично заявил о своей поддержке Кодекса.

«Не будет никаких вызовов и отказа от того, что Тунис реализовал на благо женщин и семьи».

Тем не менее женское положение тогда не входило в число его приоритетов, и в его действиях можно обнаружить ту же политическую двусмысленность, которая существовала при Бургибе.

Осведомленность

[ редактировать ]

Лишь в 1989 году, когда связь с исламистами была разорвана, его место занял новый модернистский дискурс. Затем женщинам было предложено охарактеризовать это изменение: с 1992 года официальные приемы были смешанными, а министрам и высокопоставленным государственным служащим было предложено присутствовать на них в сопровождении своих супругов. новая первая леди Лейла Бен Али все чаще появлялась на публике и в качестве представителя своего мужа регулярно выступала с речами о роли женщин в стране. Реализацию этих изменений на практике можно также проиллюстрировать созданием в 1991 году Центра исследований, исследований, документации и информации о женщинах и созданием на министерском уровне национальной комиссии «Женщины и развитие», которой было поручено изучить роль женщин. в развитии в контексте подготовки Восьмого экономического плана (1992–1996 годы). В 1991 году закон сделал обязательным образование всех детей.

13 августа 1992 года по случаю Национального женского дня Бен Али произнес речь, обновляющую модернизм Бургибы, в которой он заявил: «Реабилитация женщины, признание ее достижений и освящение ее прав в контексте религиозных ценностей. которого наш народ с гордостью придерживается». Ссылка на ислам, ставшая почти ритуальной, даже если к ней была добавлена ​​память о древнем карфагенском прошлом страны, настаивающая на ее культурном разнообразии, становится более сдержанной при упоминании речей, произнесенных между 1987 и 1989 годами. Возвращаясь к этой речи, доминируют три основные идеи: восхваление достигнутой и необратимой современности, признание известных социальных достижений, таких как замена расширенной семьи нуклеарной семьей, и необходимость претворения в жизнь достижений юридических текстов. Заявив, что он «убежден в способности женщин брать на себя высшие обязанности в сердце государства и общества», он объявил о создании государственного секретариата, занимающегося женщинами и семьей, и о назначении ряда высокопоставленных женщин на эту должность. кабинет. В этом случае он признал, что равенство полов еще не существует в полной мере, и предвидел будущие улучшения.

«Мы подтверждаем здесь нашу поддержку этих достижений и нашу решимость защитить их и приумножить».

Поправка от 12 июля 1993 г.

[ редактировать ]

Реформы были проведены в 1993 году. Хотя все феминистские проекты, направленные на четкое признание двух полов, не были реализованы, реформы склонялись к разделению власти между двумя супругами вместо исключительной власти отца. Поправка №. № 93-74 от 12 июля 1993 г. внес изменения в Кодекс, предоставив женам право передавать свое наследство и гражданство детям в той же степени, что и мужьям, даже если она была замужем за иностранцем, только при условии, что отец дал свое согласие. . Другие меры освящали участие матери в ведении дел, касающихся детей, и обязательное согласие матери на брак ее несовершеннолетнего ребенка. Кроме того, женщины получили право представлять своих детей в нескольких судебных процедурах, открывать и управлять сберегательным счетом в свою пользу. Кроме того, текст обязывает супругов относиться к ним «добро» и участвовать в ведении домашнего хозяйства. До этого женщины должны были принять прерогативу мужа. Наконец, еще одно предписание аннулировало право бабушек и дедушек по отцовской линии получать алименты на детей. Он предоставил бабушке и дедушке по материнской линии равные права, устранив концепцию патриархальной семьи.

Старуха в хиджабе

Позже вторая серия положений усилила защиту женщин по отношению к мужчинам, более строго пресекая супружеское насилие, устанавливая выплаты алиментов и принуждая к этому разведенных мужей, стремящихся уклониться от этой ответственности. В связи с профессией в новой статье Трудового кодекса нет. 93-66 от 5 июля 1993 г. вновь подтвердило, что: «Не может быть никакой дискриминации между мужчинами и женщинами при применении положений Кодекса».

В 1995 году были проголосованы и другие законодательные нововведения в разделе имущества, принадлежащего супругам, признав тот факт, что состав имущества составляли два супруга, и в случаях развода женщины не могли быть исключены при разделе совместного наследства. . Во время президентских выборов программа Бен Али имела лозунг «Обновление взглядов женщин».

Текущая ситуация

[ редактировать ]

В супружеской сфере Тунис часто считают государством, открытым для достижений современного мира. Следует знать, что в Тунисе отмечают два дня, посвященных женщинам: 8 марта, Международный женский день, и 13 августа, годовщину принятия Кодекса, который стал праздником, « Национальный женский день ». По случаю пятидесятой годовщины Кодекса президент объявил о двух законодательных проектах, которые были приняты Палатой депутатов в мае 2007 года. Первый усилил закон о месте жительства в интересах матерей, ухаживающих за детьми, а второй гармонизировал минимальные брачный возраст до восемнадцати лет для обоих полов; средний брачный возраст достиг 25 лет для женщин и 30 лет для мужчин.

Конкретно, тунисские женщины активно участвуют в жизни общества, поскольку они составляют 58,1 процента студентов высших учебных заведений. Они работают во всех профессиях, в армии, в гражданской и военной авиации, в полиции. Они представляют 72 процента работников аптек, 42 процента медицинских работников, 27 процентов судей, 31 процент юристов и 40 процентов профессоров университетов. В общей сложности в 2004 году они составляли 26,6 процента рабочей силы, хотя в 1989 году они составляли лишь 20,9 процента и всего 5,5 процента в 1966 году. Кроме того, с 1999 по 2004 год создание рабочих мест для женщин выросло на 3,21 процента, причем в среднем ежегодно создается 19 000. Кроме того, уровень неграмотности среди женщин десяти лет и старше снизился с 96,6 процента в 1956 году до 58,1 процента в 1984 году, до 42,3 процента в 1994 году и до 31 процента в 2004 году; мужской показатель в 2004 году составил 21,2 процента. Это объясняется прежде всего тем, что число девочек на сто мальчиков в начальной школе составляло 52 в 1965 году и 83 в 1989 году. Более того, в отсутствие закона о равенстве они представляли 14,89 процента членов правительства, 22,75 процента. процентов (43 из 189) депутатов Палаты представителей, избранных 24 октября 2004 года, 27,06 процентов муниципальных советников и 18 процентов членов экономического и социального совета. Кроме того, от десяти до пятнадцати тысяч из них являются руководителями бизнеса. Тем не менее, от безработицы непропорционально страдают женщины: 16,7 процента в 2004 году по сравнению с 12,9 процента у мужчин.

Модернистская воля или политическая необходимость

[ редактировать ]

В Тунисе стремление к политическому феминизму крайне необходимо, поскольку оно представляет собой главный аргумент в пользу благоприятного имиджа страны на Западе. Действительно, хотя экономический рост и не был незначительным, он не соответствовал другим странам Северной Африки, таким как Марокко. Подавление свободы слова и политической оппозиции бросает тень на репутацию страны за рубежом. Положение женщин – это область, в которой Тунис при Бургибе, как и при Бен Али, может претендовать на свою самобытность. Коллетт Джульярд-Бодан считает, что тунисские женщины "перестают выбирать демократическую форму, (они) предпочитают секуляризм". И такого рода пропаганда имеет успех на Западе, потому что страна под управлением Бургибы имела прочную репутацию гражданской и светской республики в регионе, чаще всего состоящем из военных диктатур и религиозно зависимых монархий, хотя сам Кодекс был обнародован в авторитарной манере. , поскольку это не было предметом общественных дебатов или рассмотрения на учредительном собрании.

9 февраля 1994 года Сенат Франции организовал «День тунисских женщин» под названием «Тунис: предполагаемая современность». Вскоре после состоявшихся в июне 1997 года в Европейском парламенте дебатов о положении с правами тунисских женщин, несколько тунисских женщин были отправлены в Страсбург, чтобы дать Европе другой взгляд на свою страну. Затем во французской прессе последовала серия положительных статей о положении женщин в Тунисе. В октябре 1997 года, во время официального визита Бен Али во Францию, защитники тунисского режима представили статус женщин, отвергая критику со стороны организаций, продвигающих права человека.

«Является ли тунисский режим феминистским по политической необходимости и, казалось бы, пустыми призывами замаскировать свой дефицит демократии, или по модернистским убеждениям?»

Трудности

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Тем не менее Кодекс столкнулся со многими трудностями, возникающими в тунисском обществе. Таким образом, приданое, хотя и не является основанием для развода в случае неуплаты, все же существует, дом мужа является единственным, который может считаться местом жительства семьи, а наследование совершенно неравноправно, поскольку шариат предоставляет мужчинам долю вдвое больше, чем у женщин (один из редких случаев применения исламского права в Тунисе). Несмотря на несколько усилий, Бургиба не смог навязать равенство двух полов в этой области из-за огромной силы сопротивления со стороны религиозных лидеров. Таким образом, он ограничился введением мер против злоупотреблений. Сегодня пожертвования дочерям от живых родителей считаются способом избежать юридического неравенства дочерей при наследовании. Однако, рассматривая «пути и средства обеспечения продвижения и укрепления достижений женщин без изменения нашей арабско-мусульманской идентичности», Бен Али 13 августа 1993 года установил границы, которые он считал непреодолимыми:

Министр по делам женщин и семьи Туниса 9 февраля 1994 года заявила о своем участии во французском сенате и о некоторых вольности с историей:

«Когда Бургиба обнародовал Кодекс, он сделал это во имя шариата и ислама».

Ему удалось не нападать непосредственно на равенство полов в отношении наследования, Кодекс продолжал считать мужчину главой семьи и выражал тот факт, что супруги должны исполнять свои супружеские обязанности «в соответствии с обычаями и обычаями», которые систематически шли на пользу мужские интересы. Кроме того, не всегда легко применять законы в сельской местности, где девочки по-прежнему ограничены по сравнению с мальчиками.

В августе 1994 года во время семинара, посвященного женщинам и семье, ATFD осудила двусмысленность власти и использование религии для регулирования положения женщин в стране, критикуя главным образом «патриархальное угнетение женщин». выступить против официальной речи были быстро призваны к порядку, в частности, со стороны прессы, строго контролируемой властями. В этом контексте кинорежиссер Муфида Тлатли, известная своим фильмом «Молчание дворца» (1994), подверглась резкой критике в журнале. «Реалии» за то, что она продемонстрировала свой скептицизм по поводу предполагаемого феминизма ислама во время телевизионной передачи в октябре 1994 года. 13 августа 2003 года, по случаю 47-й годовщины принятия Кодекса, Тунисская лига по правам человека, связанная с ATFD, заявила: :

«Мы считаем, что полное равенство женщин и мужчин остается основным правом».

Оппозиция со стороны религиозных лидеров

[ редактировать ]
Портрет Шейка Мухаммада Фадла Бен Ашура

Частично опираясь на поддержку шейка Мухаммада Фадла Бен Ачура, который защищал положения Кодекса как представляющие собой возможную интерпретацию ислама», большое количество религиозных авторитетов благоразумно хранили молчание или осуждали Кодекс. Эта оппозиция, которая считала Кодекс «нарушающим исламские «Нормы» составляли и включали в себя несколько фигур, из которых Мухаммад Абдул-Азиз ошибочно считался одним из вдохновителей Кодекса, который считал Кодекс «слишком далеким от предписаний шариата».

20 августа 1956 года последний направил Ахмеду Местири письмо, в котором призывал к пересмотру некоторых статей Кодекса, в том числе касающихся запрета многоженства и создания процедуры развода. Эта жалоба вынудила Бургибу вмешаться публично и по имени. 7 сентября он обратился к членам религиозных судов с просьбой высказать свое мнение относительно соответствия Кодекса религиозному законодательству. 14 сентября тринадцать членов высшего суда опубликовали фетву, в которой подтвердили, что Кодекс содержит элементы, которые считаются противоречащими Корану, Сунне и иджме. почти все они были уволены или вынуждены уйти в отставку. Имамы, выступавшие с речами против Кодекса, и шейхи, подписавшие петиции или статьи с критикой Кодекса, были арестованы. Позже Бургиба обратился к ним с речью:

Рашид Ганнуши на встрече

«Как и вы, я мусульманин. Я уважаю эту религию, ради которой сделано все, чтобы эта исламская страна не оказалась в колониальном унижении. Однако, что касается моих обязанностей и ответственности, я имею право толковать религиозный закон».

Это вынудило религиозные власти также интерпретировать Коран таким образом, чтобы признать тот факт, что женщины могут получать образование и участвовать в общественной жизни страны. Большинству религиозных лидеров было выгодно, чтобы их собственные дочери воспользовались изменениями в обществе. Позже Бен Али предоставил президентское помилование Рашеду Ганнуши, освобожденному 14 мая 1988 года. Под давлением правительства он выразил доверие президенту и признание того, что Кодекс представляет собой «полностью подходящее средство для организации семейных отношений». Тем не менее исламисты продолжили свой проект по отмене Кодекса, и это было настолько хорошо, что его предыдущее принятие стало приемлемым условием для законодательства политических партий, которое не соответствовало Ан-Нахде.

Более того, для изменения некоторых менталитетов требуется больше времени. Вопрос девственности в браке и влияние религиозных проповедников, критикующих на ближневосточных телеканалах западный образ жизни, сыграли важную роль в этих дебатах. Хиджаб, мало используемый, появился в 2000-х годах как возвращение к мифической арабской исламской аутентичности, влияние иностранных телевизионных сетей и контекст после терактов 11 сентября 2001 года могут служить дополнительным объяснением. Что касается юриста Яда Бен Ашура Ашура, он объяснил в книге «Политика, религия и право в арабском мире» (1992), что «тунисская женщина все еще запуталась в слишком многих архаизмах и слишком сильно страдает от последствий социальной аномии, чтобы ее можно было понять». сможет в полной мере извлечь выгоду из реформ Бургибы».

[ редактировать ]

Кодекс лег в основу документального фильма на арабском языке «Фатьма 75» (1975) Сальмы Баккар , снятого анонимным Тунисским обществом производства и распространения фильмов. В нем рассказывается история изменения положения женщин в Тунисе в течение трех периодов: периода 1930–1938 годов, который закончился созданием UNFT, периода 1938–1952 годов, который вызвал две борьбы за эмансипацию женщин и за независимость страна и период после 1956 года, а также достижения в том, что касается Кодекса.

Кодекс также занимает видное место в фильме Баккара « Эль-Джайда» 2017 года . [2] В фильме 2017 года рассказывается об учреждении Дар Жуед , тюрьме для непослушных женщин, которая была закрыта в 1957 году в результате реформ Бургибы. [3]

  1. ^ Перейти обратно: а б Перкинс, Кеннет (1997). «Кодекс личного статуса 1956 года». Исторический словарь Туниса (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд и Лондон: Scarecrow Press . стр. 146–147. ISBN  0-8108-3286-0 .
  2. ^ Баккар, Сельма (09 ноября 2017 г.), Эль Джайда (драма, история), Ваджиха Джендуби, Сухир Бен Амара, Фатма Бен Сайдан, CTV Services, Inter Medias Production , получено 19 февраля 2024 г.
  3. ^ «Тайны Дар Жуэда раскрыты] . Le Temps (Тунис) (на французском языке). 30 ноября 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad42df1dfb649972290b6e10f89758a5__1717970520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/a5/ad42df1dfb649972290b6e10f89758a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Code of Personal Status in Tunisia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)