Тори Бусси

Тори Бусси (Тори Буцуси; Тори Бусси) был японским скульптором , работавшим в конце 6-го и начале 7-го века. Он был из клана Курацукури (涂 саку, «изготовитель седел»), и его полное имя было Сиба-но Курацукури-бэ. но Обито Тори Бусси (Сиба Курасакубу Кушитори Бутсши) — титул , означающий «создатель буддийских изображений». [1] К началу VII века Тори Бусси стал любимым скульптором Сога-но Умако и принца Сётоку . Столь высокопоставленные покровители указывают на то, что Тори высоко ценили как художника, а не просто анонимного мастера. [2] Многие сохранившиеся периода Аски скульптуры из позолоченной бронзы приписываются Тори и его мастерской. Работы художника олицетворяют японскую скульптуру той эпохи с ее цельными геометрическими фигурами в характерных позах, ориентированных вперед.
Жизнь и творчество
[ редактировать ]Дедушкой Тори был Сиба Татто, который иммигрировал в Японию с материковой части Азии в 522 году. [3] Шиба и его сын Тасуна занимались изготовлением седел . Должность передавалась по наследству, и орнамент, распространенный для седел того времени, познакомил их и юного Тори с литьем металла , лаковой обработкой и резьбой по дереву . [1] Записи указывают, что в 588 году Тасуна, возможно, стал буддийским монахом и вырезал деревянную статую Будды. [4]
Первая известная работа Тори Бусси — бронзовое Шака изображение Аска-дэра , Аска , префектура Нара , которое он закончил в 606 году. [5] Эта работа произвела благоприятное впечатление на императрицу Суйко, и она пожаловала Тори земли и звание, эквивалентное званию человека старшего пятого класса. [6] В этом году Тори также выпустила вышитую настенную подвеску.
Якуси Нёрай (Будда исцеления) из Вакакуса-дера часто приписывают Тори Бусси. Работа была выполнена в 607 году по просьбе императора Ёмэя и принца Сётоку для недавно созданного Вакакусадера. [7] Будды Приписывание работы Тори происходит из надписи на оборотной стороне нимба . Однако эта надпись, вероятно, была сделана позже 607 года, что заставляет многих ученых предполагать, что дошедшая до нас работа представляет собой копию оригинала, который, возможно, погиб при пожаре в храме в 670 году. [8] Тем не менее историки искусства, такие как Сейроку Нома, считают, что только Тори Бусси обладала навыками, необходимыми для создания этого произведения. [2] Сейчас работа находится в Хорю-дзи , Икаруга , префектура Нара.
Историки искусства регулярно называют « Триаду Шака Тори » Хурюдзи шедевром . [7] Надпись на обратной стороне нимба гласит, что императрица Суйко (годы правления 593–629) и другие придворные заказали это произведение после смерти двух известных придворных дам в 621 году и болезни Сётоку и его супруги в следующем году. Эта пьеса была призвана либо помочь ускорить их выздоровление, либо облегчить их перерождение в рай . Принц и супруга умерли в 622 году, а в следующем году мастерская Тори завершила статую. [7]
Каннон . Юмедоно в Хорюдзи также выполнен в стиле Тори Бусси, хотя неизвестно, создала ли статую его студия [9]
Скульптурный стиль
[ редактировать ]Работы Тори служат примером японского буддийского искусства периода Асука . [2] Его стиль в конечном итоге происходит от стиля китайского королевства Вэй конца 4-6 веков. Этот стиль был предназначен для лепки камня в пещерах, и хотя Тори и его помощники лепили из глины для литья из бронзы, его изделия отражают китайский фронтально-ориентированный дизайн и плоскостность поверхности. [10] На его стиль сильно повлияла китайская скульптура Северной династии Вэй . [11] Что отличает работы Тори, так это то, что они передают покой и мягкость, несмотря на жесткую приверженность стандартным позам и геометрическим особенностям. [12]
Фигуры Будды Тори сидят в вертикальной позе со скрещенными ногами, их одежды ниспадают по телу правильными, четко очерченными складками. Геометрические формы, лежащие в основе скульптур, имеют треугольные силуэты и придают им вид спокойствия и устойчивости. [2] Правая рука каждого Будды поднята ладонью к зрителю в стиле семии-ин ( санскрит : абхаямудра ), передавая силу Будды помогать другим. Левая рука лежит на левой ноге ладонью вверх, в стиле сеганин (санскрит: варадамудра ); это указывает на способность вести зрителя по пути прекращения всех страданий. Голова каждого Будды удлиненная, увенчанная локонами волос, известными как сёго (санскрит: лакшана ), которые указывают на совершенную природу Будды. Их лица состоят из гладких плоскостей, пронизанных лишь щелевидными ноздрями, глазами и бровями. [13]
В частности, Триада Шака является примером зрелого стиля Вэй. [7] Скульптура представляет собой фигуру Будды, похожую на фигуру более ранней статуи Шака, сидящую на прямоугольном помосте. Одеяния этого Будды струятся по передней части платформы и подчеркивают тяжесть фигуры. Ряд анимированных элементов контрастирует с безмятежным и размеренным Буддой. Его голова окружена пылающим ореолом, в котором восседают Семь Будд Прошлого (предыдущие воплощения состояния будды, предшествовавшие Шаке). Над головой Шаки появляется огненный драгоценный камень на перевернутом цветке лотоса, олицетворяющий мудрость Будды, а его лиственная лоза окружает голову Будды. [7]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мейсон 70.
- ^ Jump up to: а б с д Или 36.
- ^ [1] «Аска Дайбуцу, сделанная из бронзы, считается работой Курацукури-но Тори 鞍作止利, известного скульптора того времени, чьи предки приехали в Японию из Китая (другие говорят, что из Кореи)»
- ^ Мейсон 70-1.
- ^ Пейн и Сопер 30.
- ^ Пейн и Сопер 30, 32.
- ^ Jump up to: а б с д и Мейсон 73.
- ^ Мейсон 80.
- ^ Садао 42.
- ^ Пейн и Сопер 32.
- ^ ДЖАНУС / Тори ёсики Стиль Тори [2] «На его стиль сильное влияние оказали скульптуры династии Северная Вэй, такие как наскальные рисунки Лунг Мэн Рюмон (5-6c)»
- ^ Мейсон 72-3.
- ^ Мейсон 71-2.
Ссылки
[ редактировать ]- Мейсон, Пенелопа (2005). История японского искусства . 2-е изд., ред. Динвидди, Дональд. Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Pearson Education Inc.
- Нома, Сейроку (2003). Искусство Японии: древнее и средневековое . Коданша Интернэшнл.
- Пейн, Роберт Трит и Сопер, Александр (1981). Искусство и архитектура Японии . 3-е изд. Пингвин Букс Лтд.
- Садао, Цунэко С. и Вада, Стефани (2003). Открытие искусства Японии: исторический обзор . Нью-Йорк: Kodansha America, Inc.
