О работе мира
De opificio mundi ( «О сотворении космоса ») — трактат о повествовании о сотворении мира (Бытие 1–3), написанный Филоном Александрийским первого века , еврейским философом . Это первый сохранившийся пример литературного жанра, известного как гексамеральная литература , хотя он и не был первым, когда-либо написанным, и Филон во многих случаях опирался на более ранние работы александрийской школы библейской экзегезы , такие как комментарий Аристобула Александрийского . [ 1 ] [ 2 ] Эта работа также появляется, за одним исключением, как первый текст во всех собраниях изданий и переводов сочинений Филона (за одним исключением) с момента издания Турнебусом в 1552 году. Кроме того, среди работ Филона Opificio уступал только его Legum. allegoriae в своей популярности. Причинами этого были его полная приверженность теме сотворения мира, предложение первого монотеистического прочтения «Тимея» Платона открывающее ( путь для его дальнейшего использования отцами церкви и христианским платонизмом в более поздние периоды), способ, которым он разрабатывает образ божественного архитектора и его Логоса . теологию [ 3 ]
Филон также написал другие комментарии к Пятикнижию , в том числе свой «Аллегорический комментарий к Бытию» и «Вопросы и ответы о Бытии и Исходе» , для которых Opificio послужил вступительным трактатом. Считается, что Филон написал « Опифицио» где-то между 30 и 40 годами нашей эры, когда ему было за пятьдесят. [ 4 ]
Эту работу не следует путать с другой одноименной работой, а именно с De opificio mundi Иоанна Филопона . [ 5 ]
Влияния
[ редактировать ]Филон работал в рамках существующей еврейской традиции комментариев и толкований книг Моисея, таких как более ранние (и ныне утраченные) сочинения Аристобула Александрийского . [ 2 ] Филон также цитирует некоторых своих коллег, а также более ранних философов, таких как Платон , хотя он редко ссылается на них, а когда и делает, то обычно не по имени. [ 6 ] Бодуэн Дешарне утверждал, что на учение Филона о божественных силах (δυναμεις) в равной степени повлияли библейские и греческие (в первую очередь платонические) идеи. [ 7 ]
Из-за утраты многих работ, на которые Филон опирался или работал в традициях, его обширные дошедшие до нас сочинения, включая Opificio , были использованы для их реконструкции. [ 8 ]
Жанр
[ редактировать ]В своих последующих произведениях Филон неоднократно ретроспективно называет Opificio συνταζξις, имея в виду «упорядоченную композицию», и его можно понимать как дидактическое или систематическое прозаическое произведение в отличие от речи или диалога. Кроме того, общепризнано, что эта работа, наряду с некоторыми другими работами Филона, представляет собой комментарий к книгам Моисея . Более того, « Опифицио» было одним из гораздо более обширных произведений Филона, которые называются « Изложением закона» . Эта работа отражала концепцию Филона о трехчастной природе Пятикнижия, поскольку ее можно было разделить на первый раздел, посвященный творению (которому было посвящено Opificio ), вторую часть, посвященную истории, и третью часть, посвященную законодательству (например, Декалог ). [ 9 ]
Структура
[ редактировать ]Филона По мнению Рунии, структуру Opificio можно разделить на двадцать пять глав следующим образом (символ §§ обозначает термин «разделы»): [ 10 ]
- §§1–6. Введение.
- §§7–12. Предварительные комментарии о Боге и космосе.
- §§13–15а. Комментарии о том, что шесть дней не буквальны, а просто обозначают порядок творения.
- §§15b–25. День первый.
- §§26–28. Комментарии о том, что «В начале» относятся к тому, что Бог сделал первым, как к первому временному моменту.
- §§29–35. Семь основных компонентов космоса согласно Быт. 1:1–3.
- §§35–37. Второй день.
- §§38–44. Третий день.
- §§45–52. Четвертый день: комментарии о связи числа дня (четыре) и того, что было создано в этот день.
- §§53–61. Четвертый день: события создания.
- §§62–68. Пятый день.
- §§69–71. Комментарии о том, почему человек создан по образу Божьему.
- §§72–76. Почему Бог использовал помощников для творения (согласно Быт. 1:26)?
- §§77–88. Почему человек был создан последним?
- §§89–128. Связь субботы с числом семь.
- §§129–130. Подведение итогов размышлений над Быт. 2:4–5а.
- §§131–133. Об отделении пресной воды от соленой .
- §§134–135. О создании человека из Земли.
- §§136–147. Превосходство первого человека.
- §§148–150. Мужчина называет животных.
- §§151–152. Происхождение женщины и стремление к телесным удовольствиям.
- §§153–156. Интерпретация событий в саду.
- §§157–166. Толкование змеи.
- §§167–170а. Последствие злобы.
- §§170b–172. Моисей преподает пять жизненно важных уроков.
Переводы и комментарии
[ редактировать ]- Доуве Руния, Филон Александрийский, «О сотворении космоса согласно Моисею. Введение: перевод и комментарии» , Brill, 2001.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кацос 2023 , стр. 15–16.
- ^ Перейти обратно: а б Matusova 2010 .
- ^ Дешарне 2017 , с. 127–128.
- ^ Руния 2001 , с. 1–4.
- ^ Уокер 2006 , с. 193–194.
- ^ Стерлинг 2013 , с. 41.
- ^ Дешарне 2017 .
- ^ Стерлинг 2013 .
- ^ Руния 2001 , с. 5–8.
- ^ Руния 2001 , с. 8–10.
Источники
[ редактировать ]- Дешарне, Бодуэн С. (2017). » Филона Александрийского «Божественные силы в «De opificio mundi ». В Мормодоро, Анна; Вилтаниоти, Ирина-Фотини (ред.). Божественные силы в поздней античности . Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 127–139.
- Кацос, Исидорос (2023). Метафизика света в гексамеральной литературе: от Филона Александрийского до Григория Нисского . Издательство Оксфордского университета.
- Матусова, Екатерина (2010). «Аллегорическая интерпретация Пятикнижия в Александрии: вписывание Аристобула и Филона в более широкий литературный контекст» . Ежегодник Studia Philonica . 22 : 1–51.
- Руния, Дэвид (2001). Филон Александрийский, О сотворении космоса по Моисею: Введение, перевод и комментарий . Брилл.
- Стерлинг, Грегори (2013). «Различные традиции или акценты? Образ Божий в De Opificio Mundi Филона». В Андерсоне, Гэри; Клементс, Рут; Сатран, Дэвид (ред.). Новые подходы к изучению библейской интерпретации в иудаизме периода Второго Храма и в раннем христианстве . Брилл. стр. 41–56.
- Уокер, Джоэл (2006). Легенда о Мар-Карде: повествование и христианский героизм в позднеантичном Ираке . Издательство Калифорнийского университета.