Джеймс Ханна (торговец)
Джеймс Ханна (умер в 1787 г.) был первым европейцем, отправившимся на северо-запад Тихого океана для торговли мехами . Эта морская торговля мехом была важным фактором в ранней истории Тихоокеанского Северо-Запада и экспансии на запад Соединенных Штатов и Канады .
Торговля мехом на северо-западном побережье
[ редактировать ]В декабре 1780 года корабли Джеймса Кука , третьей экспедиции HMS Резолюция и HMS Дискавери , зашли в Кантон (современный Гуанчжоу ) на обратном пути из северной части Тихого океана. Там экипажи кораблей добились неожиданного успеха, продав по высоким ценам шкуры каланов, добытые ими за безделушки на северо-западном побережье Америки. [ 1 ] Большая часть этих ценных мехов была собрана в ходе торговли с местным народом Мовахат -Мучалат во время пребывания Кука в марте – апреле 1778 года в Нутка-Саунд , большом заливе, островах, каналах и бухтах на западно-центральном побережье острова Ванкувер . Сначала Кук назвал это место проливом Кинг-Джорджа, но позже это название было изменено на Нутка из-за неправильного произношения Куком Юкота , местного названия этого места. [ 2 ] Мовахахт-Мухалат были основными обитателями Звука на протяжении тысячелетий. Из-за цен, полученных людьми Кука на Камчатке и Макао за меха, собранные в заливе Нутка, деревня Юкуот в бухте Френдли стала первоначальным центром морской торговли мехом после 1785 года.
Описание возможностей торговли мехом в северной части Тихого океана в «Путешествии в Тихий океан», официальном отчете о третьей экспедиции Джеймса Кука в Тихий океан, опубликованном в мае 1784 года, привлекло широкое внимание. Он был основан на дневнике Джеймса Кинга , который принял на себя командование Резолюцией после смерти Кука на Гавайях . В частности, яркий отчет Кинга о ценах, уплаченных в Кантоне за меха каланов, собранных командой на американском побережье, неоднократно упоминался в общественных дискуссиях и был опубликован в лондонской прессе в сентябре 1785 года:
Во время нашего отсутствия [в Кантоне] с китайцами велась оживленная торговля мехами каланов, стоимость которых с каждым днем росла. Один из наших моряков продал свой товар в одиночку за восемьсот долларов; и несколько лучших шкур, чистых и хорошо сохранившихся, были проданы по сто двадцать штука. Общая стоимость мехов на обоих кораблях, как в монетах, так и в товарах, я уверен, не превышала двух тысяч фунтов стерлингов. И вообще предполагалось, что по крайней мере две трети того количества, которое мы первоначально получили от американцев, было испорчено и изношено или было отдано или утилизировано иным образом на Камчатке. Если вспомнить, что меха поначалу собирали, а мы не имели ни малейшего представления об их реальной ценности, то первые две шкуры выдры мы купили за шесть зеленых стеклянных бус, причем большую часть из них носили индейцы из у кого мы их приобрели; что впоследствии их сохраняли без особого ухода и часто использовали в качестве постельного белья и других целей во время нашего круиза на Север; и что, вероятно, мы никогда не получали за них полную стоимость в Китае; преимущества, которые можно было бы получить от путешествия к этой части американского побережья, предпринятого с коммерческими целями, кажутся мне достаточно важными, чтобы привлечь внимание общественности... Ярость, с которой были настроены наши моряки им пришлось вернуться на реку Кука и купить еще один груз шкур, чтобы сколотить состояние, когда-то не за горами был мятеж. [ 3 ]
Практические предложения Кинга в «Путешествии по Тихому океану» о возможностях торговли мехом между Северо-Западным побережьем, Китаем и Японией показали, какие богатства можно получить от этой торговли:
Еще большую прибыль русские купцы получают от пушнины в Кяхте , на границе с Китаем, которая является для них большим рынком сбыта. Лучшие шкуры калана продаются вообще на Камчатке, рублей по тридцать за штуку. Китайский рынок в Кяхте покупает их более чем в два раза дороже и снова продает их в Пекине с большим авансом, где с некоторыми из них осуществляется дальнейшая выгодная торговля с Японией. Итак, если шкура на Камчатке стоит тридцать рублей, то ее перевезти сперва в Окотск, оттуда переправить в Кяхту, расстояние в одну тысячу триста пятьдесят четыре версты, оттуда в Пекин — семьсот шестьдесят верст. более того, и после того, как это будет перевезено в Японию, какая чрезвычайно выгодная торговля может вестись между этим местом и Японией, которая находится всего в двух, самое большее, трех неделях плавания от нее? [ 4 ]
Путешествия Джеймса Ханны
[ редактировать ]Обнаружение богатства, которое можно получить от эксплуатации мехов северо-западного побережья Америки в качестве предмета торговли с Китаем и, возможно, с Японией, побудило торговых партнеров Джона Генри Кокса и Джона Рида попытаться воспользоваться их положение в Макао и их связи с Индией . В частности, Кокс и его партнеры, в том числе Генри Лейн, Уильям Фицхью и Дэвид Лэнс — Английской Ост-Индской компании суперкары в Макао, торгующие в частном порядке за свой счет, — спонсировали новаторское путешествие под руководством Джеймса Ханны в 1785 году. [ 5 ] Ханна была опытным моряком и капером во время Войны за независимость США с комиссией на британской стороне; захватывая вражеские суда и попадая в плен сам. Он переехал в Индию, а затем в Китай в поисках работы после поражения Великобритании в 1783 году. [ 6 ] Отправившись из Макао на бриге « Морская выдра» 15 апреля 1785 года, Ханна следовал по маршруту манильских галеонов мимо Японии, откуда 8 августа преобладающие ветры и течение привели его к проливу Нутка. несколько местных жителей Нуу-ча-нулт Хотя произошла одна жестокая ссора, в которой погибло , Ханна успешно торговала мехами и вернулась в Макао с 560 шкурами на сумму 20 400 испанских долларов . [ 7 ] [ 8 ] Известие об этом успехе было отправлено обратно в Англию и опубликовано в лондонской прессе 21 сентября 1786 года:
Судно «Морская выдра» , капитан «Ханна», прибыло из пролива Кинг-Джордж, на западном побережье Америки, после одного из, пожалуй, самых успешных путешествий, когда-либо совершенных за столь короткое время. Этот бриг, водоизмещением всего 60 тонн и укомплектованный 20 людьми, был оснащен в апреле 1785 года капитаном Макинтошом из Подрядчика и некоторыми другими джентльменами на службе Компании в качестве эксперимента, пока капитан уехал в Англию. получить лицензию от индийской компании на ведение этой торговли. Если он преуспеет в своем заявлении, в чем, как я полагаю, почти нет сомнений, я чувствую, что это обеспечит им огромное состояние; вы удивитесь, когда я вам скажу, что все снаряжение вместе с судном не обошлось им в 1000 ф. и хотя она пробыла на побережье не более одного месяца, собранные ею меха были проданы в Кантоне по цене более 30 000 фунтов стерлингов. Если бы у них были товары для обмена и они провели на побережье еще два или три месяца, капитан Ханна заверил меня, что он мог бы собрать более 100 000 фунтов стерлингов. из мехов. — Красота этих мехов неописуема, и китайцы высоко ценят их: удивительно, с какой быстротой они их приобрели. — Капитан Ханна сообщила мне, что некоторые из них были отправлены домой в Англию в качестве подарков; ваш друг сэр Джозеф Бэнкс прислал двоих на этом корабле, где вы, без сомнения, их увидите. Удивительно, что это дело не было поднято задолго до этого прямо из Англии, поскольку полное описание его есть в публикацию, которую вы мне прислали о последнем путешествии капитана Кука: вполне ожидаемо, что, когда поразительная ценность этой торговли станет хорошо известна в Англии, Компания отправит несколько своих китайских кораблей для торговли мехами на это побережье, и попробовать открыть торговлю с Японией по их утилизации. Если бы они смогли осуществить эту торговлю, это было бы большим приобретением, так как она обеспечила бы им огромное количество серебра и золота, а меха можно было бы продать за 300 процентов. больше, чем в Китае. Торговля ведется китайцами с удивительным преимуществом. [ 9 ]
Воодушевленные этим финансовым успехом, сторонники Ханны спонсировали второе путешествие в 1786 году. Покинув Макао в мае, он снова достиг залива Нутка в августе. Ему предшествовала экспедиция из Бомбея под руководством Джеймса Стрэнджа , и в результате ему удалось приобрести всего 50 шкур каланов. Плывя на север, он обнаружил и назвал ряд бухт и островов на западном побережье острова Ванкувер, таких как бухта Морской выдры , которую он назвал в честь своего корабля Морская выдра , и залив Сан-Джозеф , который он назвал заливом Святого Патрика. Он составил карту тех мест, которые он посетил, и дал имена своих покровителей нескольким местам, таким как остров Кокс, залив Лейнс, пролив Фитцхью, острова Лэнса и залив Макинтош. [ 10 ] Увидев землю на севере, которая, вероятно, была островами у континента или даже островом Кунгхит , самым южным островом Хайда-Гвайи , ирландец Джеймс Ханна назвал его Новой Хибернией вместе с заливом Святого Патрика. Эти названия, за исключением пролива Фитцхью, острова Кокс и острова Ланса (теперь написанного по-испански, остров Ланц), были проигнорированы более поздними картографами. Затем он отплыл на юг, к проливу Клейоквот на западном побережье острова Ванкувер.
Клейоквот-Саунд был домом могущественного вождя Виканинниша , который был одной из доминирующих фигур в морской торговле мехом в конце 18 века. На момент визита Ханны население большого залива, заполненного островами, вероятно, насчитывало более 4000 человек. Деревня Опицахт на острове Мирес , напротив современного поселения Тофино , считалась крупнейшим поселением туземцев на всем Северо-Западном побережье. Ханна продолжил свои исследования и в Ахусате на острове Варгас (сегодня остров Флорес ) посетил вождя Клискину, который впоследствии был известен как «капитан Ханна» вследствие обмена именами в соответствии с местными обычаями. Но его успех в торговле шкурами был ограниченным, и вскоре после возвращения в Макао в начале 1787 года он умер, не успев совершить запланированное третье путешествие в Америку. [ 8 ] [ 11 ] Комекела , младший брат вождя Макинны, сопровождал Ханну в Китай в 1786-87 годах. Он вернулся в Нутка-Саунд с Джоном Мирсом в 1788 году. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Катрин Газиелло, Экспедиция Лаперуза, 1785–1788, Париж, CTHS (Комитет исторических и научных работ), 1984, стр. 49–50.
- ^ Александр фон Гумбольдт, Политический очерк о Королевстве Новая Испания, перевод Джона Блэка, Том. 2, Лондон, Лонгман, 1822 г., примечание переводчика, стр.322.
- ^ Кинг, Джеймс (1784). Путешествие в Тихий океан . Том. 3. Лондон: В. и А. Страхан. п. 437. , цитируется в The General Evening Post от 1 сентября, The Morning Herald, The Daily Advertiser и The Public Advertiser от 2 сентября 1785 года и The St. James's Chronicle от 3 сентября 1785 года.
- ^ Путешествие в Тихий океан, Лондон, 1784, Том III, стр.440-1.
- ^ Луи Дерминьи, La Chine et L'Occident, Париж, SEVPEN, 1964, том III, стр. 1155; В. Кэй Лэмб и Томас Бартроли, «Джеймс Ханна и Джон Генри Кокс: первый морской торговец мехом и его спонсор», BC Studies , № 84, 1989–90, стр. 3–36.
- ↑ Газета Caledonian Mercury , Эдинбург, Шотландия, понедельник, 8 ноября 1790 г., стр. 4; из «КАПИТАН ДЖЕЙМС ХАННА (Y), ИССЛЕДОВАТЕЛЬ И ТОРГОВЕЦ КАНАДСКОГО СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ, 1787 г.», статья Общества клана Ханней, 23 декабря 2023 г., Р. Кейт Ханна
- ^ Джордж Диксон, Кругосветное путешествие, Лондон, 1789, стр. 315–16; и Дерминьи, La Chine et L'Occident, стр. 1153.
- ^ Jump up to: а б Петик, Дерек (1976). Первые подходы к северо-западному побережью . Джей Джей Дуглас. стр. 78–80. ISBN 978-0-88894-056-8 . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Лондонская хроника ; Хроники Сент-Джеймса ; газета «Уайтхолл ивнинг пост» ; и The Morning Post от 22 сентября 1786 года.
- ^ Александр Уокер, Отчет о путешествии к северо-западному побережью Америки в 1785 и 1786 годах, под редакцией Робина Фишера и Дж. М. Бамстеда, Ванкувер, Дуглас и Макинтайр; Сиэтл, Вашингтонский университет Press, 1982, стр. 199–203.
- ^ Инглис, Робин (2008). Исторический словарь открытия и исследования северо-западного побережья Америки . Пугало. п. 79. ИСБН 978-0-8108-6406-1 .
- ^ Прайс, Джон. «Перемещение Юкуота: коренные жители Тихого океана и транстихоокеанская миграция» . Исследования до нашей эры . 204 (зима 2019–2020 гг.): 21–44 . Проверено 23 сентября 2023 г.
- Пирс, Ричард А. (1979). «Ханна, Джеймс» . В Халпенни, Фрэнсис Дж. (ред.). Словарь канадской биографии . Том. IV (1771–1800) (онлайн-изд.). Университет Торонто Пресс .