Федор Пироцкий

Fyodor Apollonovich Pirotsky ( Russian : Фёдор Аполлонович Пироцкий ; February 17 [ O.S. March 1] 1845 – February 28 [ O.S. March 12] 1898), or Fedir Apollonovych Pirotskyy ( Ukrainian : Федір Аполлонович Піроцький ) was a Russian engineer of Ukrainian ancestry, inventor of the world's first railway electrification system and electric tram [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] Хотя коммерциализация его изобретений в Российской империи шла относительно медленно, известно, что Пироцкий встретился с Карлом Генрихом фон Сименсом и повлиял на возможное введение Сименсом первой регулярной линии электрического трамвая (для Берлинского Штрассенбана ).
Биография
[ редактировать ]Пироцкий родился в семье военного врача в Лоховецком уезде Полтавской губернии Российской империи (современная Лохвица Полтавской области Украины ). Его семья имела казацкое происхождение. [9]
Образование Пироцкий получил в Санкт-Петербурге , где в 1866 году окончил Константиновский кадетский корпус и Михайловскую военную артиллерийскую академию , служил в Киеве в крепостной артиллерии. Во время пребывания в Киеве Пироцкий подружился с известным русским инженером-электриком Павлом Яблочковым и стал энтузиастом применения электрической энергии.

Работа
[ редактировать ]В 1871 году Пироцкий вернулся в Санкт-Петербург, где среди прочего предложил новый тип доменной печи . В 1874 году он начал опыты на Волковом поле в Санкт-Петербурге, а в 1875 году поставил вагоны с электроприводом на Сестрорецкой железной дороги Миллерову линию (недалеко от пристани станции Миллер ). [10] Электроэнергия была передана на расстояние примерно одного километра. В его конструкции рельсы были соединены с генератором «Грамма» . Оба рельса были изолированы от земли, один рельс служил прямым проводом, другой — обратным.
В 1880 году он модифицировал городскую двухэтажную конку , чтобы она работала не на лошадях, а на электричестве, и 3 сентября [ OS 22 августа] 1880 года необычный вид общественного транспорта начал обслуживать жителей Санкт-Петербурга, несмотря на громкие протесты петербуржцев. владельцы конок. Эксперименты продолжались до конца сентября 1880 года. Некоторые историки утверждают, что это был первый электрический трамвай в мире. Денег на продолжение экспериментов у Пироцкого не было, но его работы вызвали интерес к электрическим трамваям во всем мире. Среди людей, встретивших Пироцкого, был Карл Генрих фон Сименс , который очень интересовался и задавал много вопросов. В 1881 году братья Сименс начали серийное производство электрических трамваев собственной конструкции. Первая постоянная линия электрического трамвая с использованием трамвайных вагонов Siemens была открыта в Берлине в 1881 году, а первая постоянная трамвайная линия в Российской империи — в Киеве в 1892 году. Как это часто бывает с талантливыми людьми, Пироцкого при жизни недооценили. Несмотря на его знаменитые выдумки, его отправили в Ивангородскую крепость, где в 1888 году уволили досрочно в чине полковника. Все это произошло примерно за пять месяцев до окончания 25-летней военной службы, позволявшей ему получать максимальную пенсию. [11]
Пироцкий продолжал служить артиллерийским офицером Российской Императорской Армии . Среди прочего, он проложил первый в Петербурге подземный электрический кабель для передачи электроэнергии от пушечного завода к Артиллерийскому училищу (1881). Он также был автором проекта централизации производства электроэнергии города с использованием подземных кабелей, предлагал новые конструкции доменных печей и хлебопекарных печей. В 1888 году вышел в отставку в чине полковника , жил на военную пенсию в городе Алёшки (ныне Олешки, Херсонская область , Украина ). [12] где он и умер в 1898 году. Поскольку при его смерти денег при нем не обнаружено, погребение было оплачено кредитом, обеспеченным мебелью полковника.
Источники
[ редактировать ]- Belkind L. D., Konfederatov I. Ya., Shneyberg Ya. A. (Белькинд Л. Д., Конфедератов И. Я., Шнейберг Я. А.), История техники, М.— Л. (History of Engineering, Moscow-Leningrad) , 1956 (in Russian) .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ CN Пиргидис. Системы железнодорожного транспорта: проектирование, строительство и эксплуатация. CRC Press, 2016. С. 156.
- ^ Да. Н. Петрова. Санкт-Петербург в фокусе: фотографы начала века; на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга. Палас Эд., 2003. С. 12.
- ^ Korney Kolomnov, " Where the Tram Came From (Откуда Есть Пошёл Трамвай)" . Archived from the original on June 30, 2003 . Retrieved 2006-07-09 .
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: original URL status unknown ( link ) , Zerkalo Nedeli, 379 (in Russian) . (web.archive.org copy from 2003-06-30.) - ^ "Ретро-трамвай - петербургская классика :: Биография Фёдора Пироцкого" (in Russian). 2006. Archived from the original on 2007-07-04 . Retrieved 2007-07-17 .
- ^ Форум донецкого метрополитена :: Просмотр темы - 3 сентября трамваю исполняется 125 лет (на русском языке). 2005. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 17 июля 2007 г.
- ^ М. И. Кузнецов. Основы электротехники. М.: Высшая школа. 1964. C. 6 (in Russian)
- ^ "Виртуальный музей истории энергетики Северо-Запада" . www.energomuseum.ru . Retrieved 9 March 2024 .
- ^ Ю. П. Рыжов. Дальние электропередачи свервысокого напряжения. М.: МЭИ. 2007. С. 11 (in Russian)
- ^ "Пироцкий Фёдор Аполлонович. Большая российская энциклопедия" . 27 September 2022.
- ^ Chepurin, Sergey; Arkady Nikolayenko (May 2007). "Sestroretsk and Primorskaya railways (Сестрорецкая и Приморская железные дороги)" (in Russian) . Retrieved 2009-02-21 .
- ^ "Как полтавчанин Федор Пироцкий изобрел первый в мире электрический трамвай - poltava-future.com.ua" . 12 September 2022 . Retrieved 9 марта 2024 .
- ^ АМУ (на русском языке). Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г. Проверено 17 июля 2007 г.
- 1845 рождений
- 1898 смертей
- Люди из Полтавской области.
- Люди из Полтавской губернии.
- Инженеры Российской Империи
- Изобретатели из Российской Империи
- Выходцы из Российской империи на железнодорожном транспорте
- Пионеры устойчивого транспорта
- Военнослужащие XIX века из Российской Империи
- Украинские инженеры-железнодорожники