Большемысская культура
Предшественник плейстоцена |
голоцен Эпоха |
---|
ICS Стадии / возрасты (официальные)
|
Блитта-Сернандера Стадии/возраст
*Относительно 2000 года ( b2k ). †Относительно 1950 года ( BP/до настоящего времени ). |
культура Большемысская гг. до н — энеолитическая культура (4000–3000 . э.) пеших охотников в горах Алтая в регионе среди рек Катунь , Бия , Иртыш и Обь в Южной Сибири. Энеолитические памятники степного Алтая были открыты в предгорной зоне в 1970-х годах Б. Х. Кадиковым, но какое-то время оставались нераспознанными и были отнесены к неолиту. В культуре известно около 50 памятников с энеолитическим материалом. До сих пор известно только одно кладбище — Большой Мыс ( Большой Мыс ), в честь которого и названа культура. [2]
Культура известна керамическим сосудом с округлым или свекловидным дном, тонкостенным и тщательно обработанным, позднее вытесненным более толстостенными с округлым и уплощенным дном. В орнаментике сосудов преобладают зубчатые и плавные линии, гребенчатый рисунок, иногда с сеточным, треугольным и зигзагообразным орнаментом. Техника орнаментации близка к кельтеминарским памятникам Средней Азии и афанасьевской культуре Алтая. В редких случаях сосуды имеют набивно-гребенчатую орнаментацию, более свойственную энеолитическому искусству Восточного Урала и Тюмено-Обья. Толстостенные сосуды иногда покрыты текстильными узорами, рядами жемчуга, реже ямками. [2] Обнаружение металлического шила в остатках дома позволило уверенно отнести большемысские комплексы к эпохе энеолита. В энеолитических слоях количество бифасов, наконечников стрел и крупных пластинок в пять-десять раз больше, чем в неолитических слоях. Большемысцы жили в легких надземных жилищах. [3]
Появление большемысских памятников в Средней Катуни связывают с миграцией населения, вызвавшей полную смену прежнего местного населения, выражающуюся в смене орнаментальных традиций, форм керамики и каменных орудий. [3]
Большемысское пешее охотничье хозяйство занималось охотой на копытных животных — косуль , кабаргу , благородных оленей , сибирских козерогов , муфлонов . Популяция была хорошо приспособлена к природным условиям. Расположение поселения на стыке высокогорья и среднегорья позволяло вести устойчивое сельское хозяйство и производить достаточно постоянное производство. [3]
Ученые считают, что кельтеминарская культура родственна культуре ямно-гребенчатой керамики и принадлежала финно-угорскому народу . [4] [5] Однако археологическое обнаружение на юге Западной Сибири юго-западных связей неолитического населения с большемысской и кельтеминарской культурами не подтверждается антропологическими исследованиями как миграционный импульс и может быть объяснено существованием в далеком прошлом общего антропологического генетического субстрата население, которое, вероятно, сохранило межкультурные контакты между потомками культур. В период раннего металла (ок. 2000 г. до н. э. – 300 г. н. э.) в южном регионе Западной Сибири сохранились две основные антропологические общности, которые сформировали основу морфологических особенностей населения периода раннего металла. Т. А. Чикишева антропологически определяет их как Североевразийскую антропологическую формацию (уральский тип) и Южноевразийскую антропологическую формацию (алтайский тип). Исследования выявили антропологическую преемственность между людьми неолитической и усть-тартасской культур в Барабинской степи. Факты свидетельствуют о притоке большемысской культуры из Барнаул-Бийско-Обского района или их потомков в антропологическую среду Усть-Тартасской культуры Барабинской губернии. Очевидные миграционные импульсы животноводческого населения с Ближнего Востока или Средней Азии с юга на территорию Горного Алтая прослеживаются по антропологическим маркерам, начиная с 2000 г. до н. э. и усиливаясь в эпоху ранних кочевников (2000–1 гг. до н. э.). В эпоху ранней бронзы (3200–2300 гг. до н. э.) население Барабинской степи сохранило способность коренного антропологического субстрата, ассимилировав пришлую большемысскую культуру. Усть-Тартасская культура, в свою очередь, сменилась антропологическим комплексом Одиновская культура , а позднее кротовская культура , с антропологическим составом населения, содержащим только автохтонный морфологический комплекс. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мотузайте Матузевичюте, Гидре; Кирюшин Юрий Ф; Рахимжанова, Сауле Ж; Святко, Светлана; Тишкин Алексей А; О'Коннелл, Тэмсин С. (октябрь 2016 г.). «Климатические изменения или изменения в питании? Анализ стабильных изотопов популяций эпохи неолита – бронзы из бассейнов рек Верхняя Обь и Тобол» . Голоцен . 26 (10). Рис.1 (карта). Бибкод : 2016Holoc..26.1711M . дои : 10.1177/0959683616646843 .
- ^ Перейти обратно: а б «Энеолитическая культура и Большемысская» (на русском языке). Архивировано из оригинала 13 августа 2013 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кирюшин, Кирилл. Культурно-хронологические комплексы Городище Тыткескен-2 (2004). Диссертация, Новосибирск. Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Массон, В.М. «Древние цивилизации Востока и степные племена в свете археологических данных» . Кунград.com . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Яблонский, Л.Т. (1985). «Кельтеминарская краниология, внутригрупповой анализ». Советская этнография (2). Москва: Академия наук СССР: 127–140.
- ^ Чикишева, Татьяна. Динамика антропологической дифференциации , «Выводы» (2010). Диссертация, Новосибирск. Проверено 21 февраля 2013 г.