Стать мадам Мао
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() | |
Автор | Анчи Мин |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Роман |
Издатель | Хоутон Миффлин |
Дата публикации | 2000 |
ISBN | 0-618-12700-3 |
«Становление мадам Мао» - это исторический роман Анчи Мин, подробно описывающий жизнь Цзян Цин (в романе написанную как «Цзян Цин»). Она стала госпожой Мао после замужества с Мао Цзэдуном . В этой истории Мин пытается пролить сочувственный свет на [ нужна ссылка ] об одном из самых противоречивых политических деятелей Китайской Народной Республики .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Роман начинается с самоубийства главной героини, а затем переходит к ее раннему детству. [ 1 ]
Мадам Мао родилась в очень бедной семье примерно в 1910 году (достаточно рано, чтобы ей связали ноги, хотя из-за тяжелой инфекции веревки сняли). У нее жестокий отец, который в раннем возрасте выгоняет ее и ее мать-наложницу из дома. Ее мать становится наложницей и служанкой, а юная «мадам Мао» убегает к бабушке и дедушке. Анчи Мин, автор, похоже, приписывает многие последующие действия мадам Мао ее детству, и что многие ее непрекращающиеся претензии на власть на самом деле проистекают из потребности быть желанной и чувствовать близость к Мао, а не из глубокой потребности в власть сама. [ нужна ссылка ] Мадам Мао мечтает стать актрисой, но добивается посредственных успехов. Под сценическим псевдонимом Лань Пин она проводит несколько лет в провинции Шаньдун (где она становится коммунисткой благодаря своему любовнику), а затем в Шанхае . В Шанхае она добилась определенного успеха, сыграв Нору в Генрика Ибсена » «Кукольном доме , и автор явно сопоставляет силу и неспособность Норы контролироваться с сильной личностью Лан Пин и потребностью контролировать ситуацию и быть в центре внимания. Спектакль закрыт, поскольку власти считают его слишком подрывным. Она даже ненадолго попадает в тюрьму, но освобождается после подписания документа, осуждающего коммунизм. После, казалось бы, череды отказов, а также нескольких серьезных любовников и двух мужей, она отправляется в Яньань , революционную базу Мао, чтобы стать частью его движения. В книге не дается подробного объяснения перехода от актрисы к сельской революционерке, за исключением того, что она определенно была вовлечена в революционные элементы (антияпонские пьесы и т. д.) и что из-за отсутствия работы актрисы у нее не было большого выбора. . Кроме того, присоединение к коммунистической революции, казалось, было обычным выбором для молодых недовольных студентов и других людей в возрасте от 20 лет.
В Яньани она вскоре знакомится с Мао как ведущей актрисой патриотических пьес. Они часто встречаются и в конце концов становятся любовниками. Мао до сих пор женат на своей второй жене Хэ Цзычжэнь (первая умерла как революционерка), которая находится в России и психически неуравновешенна, но к тому времени, когда она возвращается в Китай, Мао и Лань Пин поженились, и ее помещают в психиатрическую больницу. . Коммунистическая партия категорически против романа Мао с Лань Пином, во многом потому, что они упорно трудились над созданием образа его второй жены как мученицы за дело и не хотят, чтобы образ Мао был запятнан каким-либо образом как прелюбодей. Партия должна делать упор на дисциплину и единство. Дело продолжается, несмотря на эти трудности и неодобрение многих коммунистов (или, возможно, усиливается из-за них). Наконец, Лань беременеет, и Мао разрешается развестись с Хэ Цзычжэнем и жениться на ней при условии, что она будет держаться подальше от внимания общественности и вообще не будет участвовать в политике. Ее имя изменено на Цзян Цин.
За годы до того, как коммунисты получили полный контроль над материковым Китаем, отношения, кажется, развивались хорошо, хотя накал страстей снизился. Цзян следует за Мао повсюду, даже на полях, и становится его секретарем, когда тот болеет.
Однако все меняется после победы коммунистов. Они переезжают в Запретный город в Пекине и живут в отдельных помещениях. Мао начинает вести совершенно отдельную жизнь, много путешествуя и развлекаясь. Поскольку партия не позволяет ей быть на виду у общественности, она не участвует во всем этом. Она становится очень одинокой и подавленной. У Мао много дел, особенно он привозит для своего удовольствия молодых девственниц из деревни. Так продолжается уже 17 лет, причем большинство китайцев даже не могут назвать имя жены великого председателя.
Однако Цзян Цин никогда не теряла своего стремления быть могущественной, любимой и замеченной. Она видит проблеск возможностей в нижней точке правления Мао – через два года после начала программы « Большого скачка», которая оказалась катастрофической. Она начинает постепенно выходить из тени и проводит некоторое время в Шанхае, создавая сеть актеров и продюсеров (ее большой страстью по-прежнему остаются опера и театр). Наконец, она обращается к Мао, чтобы рассказать, что нынешняя популярная пьеса на самом деле является подрывной деятельностью против императора. Она питается его паранойей, что самые близкие ему люди на самом деле замышляют заговор против него. Он дает ей разрешение продолжать свою деятельность и создавать несколько пропагандистских пьес, которые его превозносят. Постепенно у нее появляются друзья и помощники, которым можно доверять. Наконец, в 1966 году ей действительно разрешили произнести важную речь, и она помогла Мао разработать концепции, лежащие в основе Культурной революции . В конце концов, Мао поручает ей отвечать за «идеологическую сторону бизнеса», и она обладает огромной властью.
Мадам Мао, как ее теперь называют, организует фестивали революционных пьес и начинает тесно сотрудничать со студенческими движениями, которые всегда имели такое большое значение в Китае. Она организует и выступает на митингах тысяч людей, чтобы помочь начать Культурную революцию. Наконец, Мао и Цзян решают создать возглавляемую студентами армию под названием Красная гвардия , которой она будет командовать. Красная гвардия в течение ряда лет обретает больше власти, чем официальная армия, и сеет хаос по всей стране. Ее отношения с Мао больше не являются ни в коей мере романтическими, но являются взаимовыгодными: «Для него она помогает безопасности его империи, а для нее - роль героини. Оглядываясь назад, она не только нарушила партийные ограничения, но и управляет психикой нации. Ее охватывает мысль о том, что она может в конечном итоге продолжить дело Мао и править Китаем после его смерти.
По мере роста власти мадам Мао растет и ее беспокойство по поводу Мао и его постоянно меняющихся пристрастий, а также беспокойство по поводу предательств. Он подчеркивает, что публика доверяет ей только потому, что он ее поддерживает. Его слабоумие и паранойя растут с возрастом. В какой-то момент Мао приглашает на встречу группу «старичков», не приглашая ее. Она говорит: «Мне следовало знать, что мой муж ведет себя двулично. Я должен был понять, что, хотя Мао и продвигал меня, моя новая власть его нервирует, и ему нужна другая сила, чтобы сбалансировать игру».
В последние месяцы правления Мао мадам Мао отчаянно хочет, чтобы он назвал ее своим преемником или, по крайней мере, дал окончательное заявление о том, что она представляет его. Она отчаянно хочет получить его власть после его смерти, но если это невозможно, по крайней мере, ей нужна защита от всех членов партии, которые готовы напасть на нее. Она посылает следователей, чтобы добиться от своих врагов принудительных признаний, и сама становится все более параноиком и одержимой властью. Она формирует властный круг под названием « Банда четырех» , лидером которого являются Чжан Чуньцяо (которого она нашла в Шанхае и которому она дала много власти), Ван Хунвэнь (которого она нашла еще студенткой, а Мао стал заместителем председателя Коммунистической партии). ) и еще один ученик, Яо Вэньюань .
В сентябре 1976 года Мао умирает в возрасте 83 лет. Когда завещание Мао наконец найдено, он назначил Хуа Гофэна , губернатора своей родной провинции, своим преемником. Мадам Мао быстро почувствовала, что ее враги одержат победу — на похоронах Мао ее почти не заметили. Через несколько недель после смерти Мао ее арестовывают.
Мадам Мао остается в тюрьме с 1976 по 1991 год. Ее дочь Ли На берет то, что не нравится мадам Мао, и отказывается от того, что ее мать любила или хотела, чтобы она делала. Мадам Мао «накопила достаточно носовых платков и носков, чтобы сделать веревку». Она покончила жизнь самоубийством, повесившись 14 мая 1991 года. Она все время находилась в камере смертников, хотя ее не казнили, поскольку похитители предпочли бы добиться от нее признания в раскаянии.
Шерил ВуДанн из «Нью-Йорк Таймс» заявила, что более ранние части романа «кажется в основном вышитой историей», а не полностью выдуманной, и что более поздние события сосредоточены на Цзян Цзин и меньше внимания уделяется внешним событиям, таким как « Большой скачок вперед» . [ 1 ]
Прием
[ редактировать ]По словам ВуДунна, письмо «простое, жгучее, поэтичное, а иногда и чрезмерно драматичное». [ 1 ]
Издательство Weekly заявило, что это «завораживающее», «очень драматичное, психологически проницательное и провокационное повествование», которое является «прежде всего исследованием характера» Цзян Цина. [ 2 ] По словам PW, виньетки «эффективно» рассказали историю. [ 2 ]
Kirkus Reviews заявили, что роман, несмотря на умение автора создать «замечательный акт исторического воображения», «никогда по-настоящему не отражает характер Цзян Цина». [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Мин, Анчи (2000). Стать мадам Мао (1-е изд. Mariner Books). Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин. ISBN 0-618-12700-3 .
- Мин, Анчи (15 апреля 2001 г.). Стать мадам Мао . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 978-0-547-34701-1 . Проверено 8 июня 2013 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с ВуДанн, Шерил (9 июля 2000 г.). «Сочувствие демону» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 7 февраля 2024 г. - См. рендеринг статьи 2000-х годов.
- ^ Jump up to: а б «Стать мадам Мао» . Издательский еженедельник . 29 мая 2000 г. Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «СТАВИТЬСЯ Г-ЖА МАО» . Обзоры Киркуса . 15 апреля 2000 г. Проверено 7 февраля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Пролог книги в The New York Times