Юпитер Пять
«Юпитер пять» | |
---|---|
Рассказ Артура Кларка | |
![]() | |
Страна | Великобритания |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | научная фантастика |
Публикация | |
Опубликовано в | Если |
Дата публикации | Май 1953 г. |
« Юпитер пять » — научно-фантастический рассказ британского писателя Артура Кларка , впервые опубликованный в журнале If в 1953 году. [ 1 ] Он снова появился в сборнике рассказов Кларка « Достигни завтрашнего дня» в 1956 году. [ 1 ] и посвящен обнаружению и исследованию старого космического корабля за пределами Солнечной системы .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Профессор Форстер — выдающийся учёный в экспедиции на космическом корабле «Арнольд Тойнби» . Он определяет, что самый внутренний спутник Юпитера , Юпитер V , является припаркованным космическим кораблем «Культуры X», древней расы рептилий из-за пределов Солнечной системы . Культура X сосуществовала с марсианами-инсектоидами и заселила меньшие скалистые планеты и спутники по всей Солнечной системе, за исключением Луны Земли. Юпитер V представляет собой сферическое металлическое транспортное средство диаметром 30 километров. Здесь находится художественная галерея с миллионами экспонатов. Одним из арт-объектов является изображение члена «Культуры X», которого Форстер называет «Послом».
Становится ясно, что «Посол» предназначался явно для Человечества. Культура X предсказала, что разумная жизнь разовьется на Земле и в конечном итоге достигнет космического полета; статуя представляет собой послание приветствия и доброй воли, охватывающее пропасть времени между древним вымиранием ее создателей и прибытием космических путешественников с Земли.
Прибывает научный писатель Рэндольф Мэйс со своим пилотом и секретарем. Форстер пользуется лазейкой в космическом праве и заявляет о правах на спасение Юпитера V от имени Всемирной научной организации. Мэйс пытается украсть «Посла» и другие предметы искусства, но Форстер настраивает против него товарищей Мэйса, заставляя его вернуть украденные предметы. [ 2 ]
Прием
[ редактировать ]«Юпитер-5» принадлежит к «немногим попыткам Кларка создать мелодраму» вместе с его рассказами « Нарушение напряжения » (1949) и «Ангел-хранитель» По словам Дэвида Н. Самуэльсона, (1950) . [ 3 ] Таким образом, это один из немногих случаев, когда Кларк преодолел свое «нежелание рассказывать традиционные приключенческие истории в криминальных традициях» из-за «его литературной преданности и желания преуменьшить бездумный романтизм, очевидный в таких безрассудных рассказах». (Самуэльсон). [ 3 ] Критик Дэвид Самуэльсон описывает произведение как не имеющее значительного литературного значения . [ 3 ]
Влияние
[ редактировать ]Идея артефакта, оставленного инопланетной расой, путешествующей в космос, чтобы люди могли его обнаружить после того, как они совершили космический полет, также появилась в рассказе Кларка 1948 года (опубликован в 1951 году) об открытии древнего артефакта на Луне и Основная основа фильма «2001: Космическая одиссея» — романа и фильма 1968 года, разработанного Кларком в сотрудничестве с режиссёром Стэнли Кубриком . Тем не менее, артефакты в «Страж» и «Одиссея» предполагаются в сюжете (в «Стража») или явно заявлены (в новой версии «Одиссеи») как предупреждение инопланетной расе о том, что люди были в космосе.
Ранние наброски романа 2001 года действительно включали луну Юпитер V в качестве места, где Звездные Врата располагались , а не Япет, как в окончательной версии романа, с открытием, что Юпитер V был искусственно создан и помещен на свою точную орбиту. строителями Звездных Врат. [ 4 ]
«Юпитер-5» послужил источником вдохновения для «Алмазной луны» , пятого романа « Венера Прайм из серии Пауля Пройсса » .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Артур Кларк : Достигните завтрашнего дня . Ballantine Books , Нью-Йорк, 1956, с. IV
- ^ Артур Кларк: Достигните завтрашнего дня. Ballantine Books , Нью-Йорк, 1956, с. 128-160
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвид Н. Самуэльсон : Артур Кларк (1917–) . В: Ричард Блейлер (ред.): Писатели-фантасты. Критические исследования крупнейших авторов с начала девятнадцатого века до наших дней. Сыновья Чарльза Скрибнера, Нью-Йорк, 1982, с. 315
- ^ Артур Кларк , Затерянные миры 2001 года , стр. 165-73.