Jump to content

Физулинская кантата

Физулинская кантата
автор Джахангир Джахангиров
Родное имя Азербайджанский : Физулинская кантата.
Составленный 1959
Выполненный апрель 1959 г.

Физули-кантата кантата, написанная музыкантом Джахангиром Джахангировым в 1959 году, премьера которой состоялась в том же году в Азербайджанском государственном театре оперы и балета . В произведении использованы стихи из классика азербайджанского поэта Физули газелей и стихотворения Расула Рзы, посвященного Физули.

Кантата состоит из трёх частей, начиная со вступления. Здесь Джахангиров с высоким эмоциональным тоном передал атмосферу и лирико-философские идеи эпохи Физули. Для этого композитор умело использовал мугам «Раав» . [ 1 ] В целом дух газелей Физули отражен в музыке кантаты. При этом драматургического развития композитор достигает за счет сопоставления различных эмоциональных состояний. [ 1 ]

Кантата Физули считается одним из лучших образцов музыкального жанра, к которому она принадлежит. [ 2 ] Кантата Джахангира Джахангирова затмевает другие произведения, написанные в этом жанре. Чудо поэзии Физули вот уже почти 500 лет находит свое музыкальное выражение в творчестве Джахангира Джахангирова. В этом произведении композитор умело воплощает в жизнь газели Физули «О словах», «Шаби-Хиджран», «Мне до смерти надоело» языком музыки. Композитор умеет передать в слова те чувства, которые Физули впервые перевел в слова, и умело входит в мир эмоций и мыслей великого поэта XVI века. Физулинская кантата – шедевр творчества композитора. После того как кантата впервые была передана по радио и исполнена вживую, люди начали ценить этот жанр. [ 3 ]

Джахангир Джахангиров в своем творчестве проявил большую склонность к вокально-инструментальной музыке и жанру массовой песни. Поэтому его творчество сыграло большую роль в развитии азербайджанской народной музыки и массовой песни. [ 4 ] Его сочиненные кантаты, оратории и сюиты завоевали любовь широкой публики.

Большую известность ему принесла кантата Джахангира Джахангирова «Физули». Первая кантата в Азербайджане была создана Узеиром Гаджибековым в 1934 году. Эта кантата была посвящена 1000-летию древнего восточного философа-поэта Фирдоуси . Позже, в 1938 году, Гара Гараев сочинил вторую азербайджанскую кантату «Песня сердца». Третью кантату создал Джовдат Гаджиев , и эту традицию продолжили Рауф Гаджиев и Ниязи . В это время Джахангир Джахангиров также подарил эту традицию и создал кантату «Физули». [ 5 ]

Позже Джахангир Джахангиров продолжил свой стиль с молодыми композиторами и за десять лет до своей кантаты «Физули» написал вокально-симфоническую поэму « По ту сторону Араза» для солиста, хора и симфонического оркестра. Джахангирову не было еще двадцати восьми лет, когда он закончил это стихотворение. Это произведение было воспринято в СССР , особенно в столице Москве , как «великая поэтическая мысль» и оценено как «великий шедевр». Джахангиров писал народные песни и миниатюры вплоть до своих следующих кантат. Наконец, в 1956 году композитор подписал кантату «Песня о дружбе», имевшую большой успех. Три года спустя Джахангир Джахангиров написал кантату «Физули». [ 6 ]

Кантата «Физули» была написана в начале 1959 года. [ 7 ] Сестра Джахангира Джахангирова, Роза, вспомнила дни, когда он написал кантату «Физули», и отметила:

Я помню дни, когда Джахангир написал кантату «Физули». Он работал до утра и сам имел очень красивый голос. Он с энтузиазмом тренировался дома. Стихи Физули он знал наизусть. Найти второго человека, который смог бы оценить красоту его поэзии, было сложно. Он без устали рассказывал о стихах Физули . После того как кантата была написана, она была принята с большим интересом. Джахангир пригласил на организованный им прием композиторов, друзей и знакомых. [ 3 ]

Кантата «Физули» впервые была исполнена на праздничном вечере, посвященном 400-летию памяти поэта, в апреле 1959 года в Азербайджанском государственном театре оперы и балета . [ 7 ] Работа заняла первое место в этом конкурсе. [ 8 ] [ 9 ] После того как кантата впервые была показана в эфире по радио, этот жанр начал нравиться людям. [ 3 ] [ 10 ] Кантата состоит из трех частей, и между этими частями почти нет тематической музыкальной связи. [ 7 ] Газелевые куплеты, зависящие от музыкального характера каждой части , диктуют своеобразную структуру произведения. Такое использование приводит к созданию и развитию свободной формы. [ 7 ] Кантата, богатая исполнителями литературно-эстетической и народной музыки , вскоре после ее представления стала популярной в Азербайджане. [ 11 ]

Тексты песен

[ редактировать ]
Портрет Физули , сделанный Азимом Азимзаде в 1914 году, хранится в Национальном художественном музее Азербайджана . Композитор использовал пять газелей поэта.

Джахангир Джахангиров в финале своей композиции «Физули кантатаси» использовал мелодию из стихов Физули и стих из стихотворения Расула Рзы, посвященного Физули. Стихи Физули составляют поэтическую основу композиции мугама с XVI века, создавая неразрывную связь слова и музыки. [ 7 ] Духовная и телесная красота, развитость характера, трудолюбие, мужество и другие прекрасные человеческие качества составляют суть произведений поэта. [ 7 ]

Прежде чем приступить к работе над композицией, композитор изучил диваны Физули , в том числе стихотворение Лейли и Меджнун , а затем решил использовать стихотворения «Сёз», «Ней кими», «Мани кандан усандырды», «Ол паривеш» из этого великого сборника. и стихи Газели-Устад из Лейли и Меджнун поэмы это его проблема». [ 12 ]

Кантата – это широкое и подробное музыкальное произведение, не обязательно связанное между собой. Поэтической основой кантаты считаются небольшие стихотворения, например двустишия или обычные трехчастные формы. Эмоциональный характер кантаты преимущественно лирический. Философская идея и убеждение произведения представлены обобщенными эмоциональными образами, созданными композитором. [ 4 ] Одна из особенностей музыкального языка Джахангира Джахангирова , свойственная композитору, [ 4 ] является выражением передачи. Эта особенность отражена в ясной музыкальной выразительности первой и второй частей кантаты без запинок и с легкостью движений. Вступление также напоминает о тональном сопровождении исполнителей на народных музыкальных инструментах. [ 4 ]

Композитор в первом разделе кантаты под названием «Сёз» («Слово»), вводящем слушателя в мир образов Физули, говорит о богатстве слова через музыку и пытается раскрыть силу слова, чтобы показать радость, боль и глубокие эмоции человеческих мыслей. Тонкость, тонкость литературного содержания автор подчеркивает посредством аккордовой гармонии и оркестровых средств (сопоставление мажора и минора, ветвей мугама, многообразие оркестровых групп и нюансов, контраст форте и фортепиано). Чтобы выразить образный язык текста, композитор старается акцентировать внимание как на различных мелодических движениях, так и на полифоническом письме. [ 13 ]

Лирико-философское состояние первого раздела приобретает характер драмы с ее эмоциональной напряженностью. Размер, использованный в стихах, отмечен и в музыке. Точное распределение акцентов, являющееся ключевым элементом размера, обеспечивает импровизационную конечность музыкальных выражений за счет повторения каждого куплета. [ 13 ]

Во втором разделе ведущую роль в создании образа поэта, скучающего по любимой, играет лирико-печальная песня солиста «Məni candan usandırdı» («Она меня утомила от жизни»). В средней части, составляющей кульминацию, солист в уникальном стиле ведет диалог, начинающийся выражением «Шаби-Хиджран» (Ночь скорби). Свободная, искренняя гармония мелодии отмечена унисоном хора и оркестра. [ 13 ]

В разделе кантаты особенно заметно влияние стилей мугама на развитие мелодии и музыки, и Джахангир Джахангиров умело ими пользуется. [ 14 ] Развитие разделов Lad часто последовательно возвращается к тонической доле. Например, в мугаме Шур музыка начинается в тональности си-бемоль минор. [ 14 ] Затем он проходит через тональность ля-бемоль Шахназ и после тональности ми-бемоль Раст возвращается в си-бемоль Шур и снова ля-бемоль Шахназ. [ 15 ]

В центральной кульминационной части кантаты кульминационный раздел Баяты-Курда совпадает с кульминационным разделом Шура , берущего свое начало из мугама. Принцип многообразия вариантов, берущий свое начало в мугаме, создает определенное ощущение двустороннего развития. [ 15 ]

Второй раздел написан в трехчастной форме. Таким образом, все разделы тесно связаны друг с другом в интонационном плане. Этой связи способствуют два фактора: первый фактор состоит в том, что каждый новый раздел воспринимается как вариант развития предыдущего раздела, а второй фактор — тема, играющая роль лейтмотива в сочетании всех разделов. Эта тема впервые звучит в оркестровом вступлении второй части, затем в хоре и в исполнении солиста. [ 15 ]

Эта тема в некоторой степени входит и в третий раздел. Третий раздел кантаты выражает такие чувства, как благородство и духовное возвышение человека через любовь. [ 16 ] Внешние части финала (третий раздел тоже трехчастный) лиричны. Они словно продолжают ранее задуманные лирические линии кантаты. [ 16 ] Кантата завершается небольшой фугообразной посвященной кодой, Физули, на основе стихотворения Разула Рзы. [ 17 ] В этой коде проявляется мастерство Дж. Джахангирова фактурой фуги. Естественно, что широко используемая композитором полифония продиктована определенным поэтическим содержанием в различных вариантах текста. [ 17 ]

Тахир Аббаслы, говорящий о кантате Джахангира Джахангирова «Физули», отметил следующее:

Великолепная кантата 38-летнего Джахангира Джахангирова опровергает идею стойких блюстителей его времени о том, что «разнообразие является чуждым азербайджанской музыке элементом». Сам он, названный в честь кого-то другого, сочинил эту музыку в жанре под названием «хор», к которому наши дедушки и бабушки неодобрительно относились. Это было время, когда такие термины, как «опера», «балет», «сюита», «каприччио» еще не полностью вошли в наш лексикон. В этой кантате чувствуется глубокая печаль и тоска композитора, его победные и торжествующие ритмы. Иногда из его интервью прессе и выступлений на телевидении и радио мы узнаем, что сам автор при работе над этим произведением придавал большее значение упомянутым мною ранее элементам. Другими словами, он порвал с монокультурализмом Ашика Кунуна и выполнил очень необходимую задачу для нашей нации, которая с трудом приходит к национальному консенсусу, путем включения различных причин (таких как пентатоническая гамма «атюстю», религиозная элегические и памятные элементы в расположении сидений, а также правило «сорока дней и сорока ночей» в эпическом повествовании) в его произведениях. [ 6 ]

Особенности режима Лад

[ редактировать ]

Первая часть

[ редактировать ]

Вступление одной части трехчастной кантаты состоит из двух разделов. В первом разделе цитата из мугама «Раав» используется как простое полифоническое выражение через оркестр. После исполнения интонаций мугама «Раав», как бы завершая тему этого раздела, начинается второй раздел новой ритмической мелодией. Исследователь Н. Мирзаева отметила, что этот раздел состоит из двух прелюдий. [ 18 ] : 127 

Разделы, следующие за введением, структурированы в форме a+b+a1+b1 для стихотворения «Сёз» и в форме c+d+c для стихотворения «Ней кими», включая стихи из каждого. По словам Ганиева, первый раздел вступления - Ad libitum, второй раздел - Andante, а раздел со стихотворением "Соз" - Meno Mosso, с темпами 6/8, 2/4, 3/4 и 4. /4 и такие нюансы, как poco piu mosso, ritenuto, espressivo, crescendo, diminuendo, p, pp, ppp, f, ff и используется fff. [ 19 ] Часть стихотворения «Нэй кими» начинается с нюанса маэстосо и имеет тональность 4/4 метра и ми-бемоль мажор. [ 19 ] В этом разделе представлены такие нюансы, как mf, f, ff, expressive, Poco Più Mosso, Largo Con Forza, Crescendo и Diminuendo.

Этот раздел состоит из двух частей, где часть c исполняется сольными инструментами с мягким и нежным звучанием, а часть d исполняется всем симфоническим оркестром. Во время репетиции части в в оркестровом звучании присутствуют явные полифонические элементы. [ 19 ] Характерной особенностью окончания обеих частей является знак фермата. Этот раздел используется в форме a+b+a1+b1+c+d+c. [ 19 ]

В этом разделе как мелодические, так и монодические отрывки требуют мастерства как от дирижера, так и от исполнителей оркестра. [ 20 ] Вариация ритма в оркестровом вступлении мугама «Раав» и последующие вариации тональности и метра в последующих исполнениях обогащают технические правила дирижирования. [ 20 ] После вступления синопского женского хора дирижер обеспечивает расширение басовых голосов, а теноровые голоса в это время раскрывают смешанные, скрытые мелодии с акцентами в 3/4. [ 20 ]

Вторая часть

[ редактировать ]

Вторая часть кантаты сочетает в себе обширные музыкальные идеи. Здесь после оркестрового вступления использовано развитие целых мелодических строк из стихотворения Физули «Meni candan usandirdi». [ 20 ] В этом разделе композитор удачно создает сложную трехчастную форму с самостоятельными музыкальными темами. Перед разделами А и Б оркестр играет вступительный отрывок, а после их повторения возникает кода. Здесь раздел А выражен первым куплетом стихотворения «Meni candan usandirdi», раздел B — вторым и третьим куплетами, а раздел C — четвертым куплетом и сольным исполнением мужского хора. [ 20 ] Кульминация этого раздела дается при участии мужского хора первой строкой четвертого куплета в разделе C. Повторное появление разделов A и B создает вход в коду путем повторения предыдущих разделов. [ 21 ]

В повторяющихся разделах А и Б используются пятый, шестой и седьмой куплеты стихотворения. Кода возникает в последней строке седьмого куплета. Здесь голоса тенора и баса в мужском хоре представлены в полифонической вопросно-ответной имитационной форме. В этом разделе до конца сохраняется темп Moderato и размер 4/4 метра. [ 21 ] Встречаются такие динамики, как pp, ppp, f, ff, ritenuto, crescendo и акценты. Тональность этого раздела си минор, также присутствует принцип политональности. После короткой агогической паузы мужской хор и альтовое соло завершают этот раздел. [ 21 ]

В этом отрывке описывается инструментальная часть композиции, где динамика смещается от фа к более заунывной мелодии. Для пассажа характерен флейтовый пассаж с дуодецимо-фигурами, который с точностью исполняется как исполнителем, так и дирижером. Когда входит солист, певец, оркестр аккомпанирует ему синкопированными нотами, а в исполнении звучат триоли и секстули. Задача дирижера при взаимодействии солиста и мужского хора — точно передать художественно-эстетическую образность произведения. [ 21 ]

Третья часть

[ редактировать ]

Третья часть кантаты дана композитором как пламенный финал. Исследователь Н. Мирзаева разделила этот раздел на две части и разложила его на пять разделов исходя из его содержания. [ 18 ] : 134  I. Инструментальное вступление, припев, вокализация, II. Meno mosso с унисонным хором для первого куплета стихотворения и оркестровой интерлюдией, III. Модерато-смешанное вступление: оркестрово-хорально-вокальное, IV. В разделе тутти для хора и оркестра использована полоса стихотворения Рзы «Приди из страданий времени». Четыре строки текста построены по принципу a–a–b–b, а последние две строки — по принципу b. [ 22 ] V. В коде используется словосочетание «Великий Мастер». [ 22 ]

Несмотря на начало в темпе Allegro, в этом разделе встречаются изменения в темпе Meno mosso и Moderato. [ 22 ] Большую роль в драматизации тем играет использование контрастных нюансов. Здесь такие нюансы, как p, pp, ppp, f, ff, sf, ritenuto, diminuendo, crescendo используются взаимозаменяемо. Помимо разнообразия темпа и нюансов, также используются меняющиеся размеры, такие как 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, 6/4. [ 22 ]

Третья часть кантаты написана в тональности соль-диез минор. Оркестровое вступление к части богато мелодическими и монодическими пассажами. Оно выражается в трех частях: вступлении, инструментальном вступлении и хоровом отрывке. Во втором такте вступления идет модуляция до тональности до-диез минор, а после глиссандо инструментальная соединительная часть вплоть до Meno mosso показывает модуляцию до тональности до мажор. [ 22 ] Соло тенора от «Мено моссо» до «Эспрезиво» и ответ женского хора выражены в двенадцатитактовом периоде куплетом «Не отдавай души своей любви, ибо любовь — болезнь души». [ 22 ]

В качестве кульминации как этого раздела, так и всей кантаты использованы стихи стихотворения поэта Расула Рзы «Gel ey dövrün cəfasından». Первые два куплета создают тематический материал для раздела аа, а третий и четвертый куплеты создают новый тематический материал для раздела bb. В конце раздела унисонное пение хора на высоких нотах расширяется до четырех тактов в размере 4/4 и первой доли следующего такта. [ 22 ]

Драматическая линия в произведении вытекает из поэтических образов и находит отражение в мелодиях, созданных композитором на основе интонаций мугама. [ 11 ] Использование мелодических и ритмических элементов в рамках колорита народной музыки оказало серьезное влияние на ее гармонию. [ 11 ]

Исполнение и оркестровка

[ редактировать ]

В 1959 году Азербайджанский государственный симфонический оркестр , Азербайджанский государственный хор и под исполнением Шовкат Алекперовой произведение впервые было полностью исполнено в Азербайджанском государственном театре оперы и балета . Журналистка Флора Халилзаде отметила это:

Кантата Джахангира Джахангирова «Физули» отличалась содержанием, тональностью, эмоциональной глубиной, импровизационными мотивами мугама. Особенно красивый голос и приятное дыхание Шовкат Алекбаровой еще больше расширили возможности выражения глубоких эмоций, радости и печали кантаты. Уже почти 60 лет кантата Джахангира Джахангирова «Физули» пленяет сердца слушателей и трогает их эмоции. [ 5 ]

В дальнейшем кантата редко исполнялась целиком, и большую известность приобрела вторая ее часть. В 1960-е годы вторая часть кантаты была исполнена и записана Шовкат Алакбаровой. [ 23 ] В 1970-е годы вторую часть кантаты записал Рашид Бейбутов . [ 24 ]

В 2009 году была записана вторая часть второй части кантаты и снят клип Надира Гафарзаде. [ 25 ] вторая часть кантаты была исполнена Лале Мамедовой и снят клип В 2015 году на сцене Азербайджанского государственного академического музыкального театра . [ 26 ] Песню также исполняли Гюллю Мурадова (2011 г.), Фаргана Гасымова (2016 г.), Нурия Гусейнова (2010 г.), Шахназ Гашимова (2018 г., при поддержке оркестра народных инструментов Гянджской государственной филармонии ) и другие.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Дриорлук 2014 , с. 9
  2. ^ Мехмандарова 1967 , с. 29
  3. ^ Jump up to: а б с Магеррамова 2007 , с. 16
  4. ^ Jump up to: а б с д Гулиева 2014 , с. 49
  5. ^ Jump up to: а б Халилзаде 2016
  6. ^ Jump up to: а б Аббаслы 2017
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Ганиев 2004 , стр. 10.
  8. ^ Ф. Бадалбейли; О. Раджабов; Ш. Гасанова; Г. Абдуллазаде (2012). Жизнь и творчество азербайджанских композиторов . Том. Том I. Баку: Переводчик.
  9. ^ О. Раджабов; О. Иманова (2010). Профессиональная музыкальная литература Азербайджана ХХ века . Баку: Ширваннашр.
  10. ^ Под редакцией Д.В. Кабалевского (1988). Программа по "Музыке" . Москва: Просвещение.
  11. ^ Jump up to: а б с Ганиев 2004 , с. 16
  12. ^ Ганиев 2004 , стр. 83.
  13. ^ Jump up to: а б с Гулиева 2014 , с. 50
  14. ^ Jump up to: а б Гулиева 2014 , с. 51
  15. ^ Jump up to: а б с Гулиева 2014 , с. 52
  16. ^ Jump up to: а б Гулиева 2014 , стр. 53.
  17. ^ Jump up to: а б Гулиева 2014 , с. 54
  18. ^ Jump up to: а б Мирзоева, Наиля Агарагим [Mirzoeva, Nailya Agaragim] (1994). Пути становления кантатно-ораториального жанра в Азербайджане [ Ways of development of the cantata-oratorio genre in Azerbaijan ] (dissertation) (in Russian). Baku Academy of Music .
  19. ^ Jump up to: а б с д Ганиев 2004 , с. 11
  20. ^ Jump up to: а б с д и Ганиев 2004 , с. 12
  21. ^ Jump up to: а б с д Ганиев 2004 , с. 13
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ганиев 2004 , с. 14
  23. ^ Алекперова, Шавкат. «Физулинская кантата» . Ютуб . Архивировано из оригинала 28 марта 2022 г. Проверено 15 июля 2019 г.
  24. ^ Бейбутов, Рашид. «Физули кантаты» . МоеВидео . Архивировано из оригинала 15 июля 2019 г. Проверено 15 июля 2019 г.
  25. Надир Гафарзаде: «Мне до смерти скучно» [Мне до смерти скучно] на YouTube
  26. ^ Лала Мамедова: Кантата Физули (Часть II) на YouTube

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eb263a718bccee521cb5bc983f40aab2__1714122540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/b2/eb263a718bccee521cb5bc983f40aab2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fuzuli Cantata - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)