Jump to content

Лекс ван Делден

Продолжительность: 36 секунд.
Фильм «Полигун» : премия, Амстердам , 1948 г.

Лекс ван Делден , урожденный Александр Цваап (10 сентября 1919 — 1 июля 1988) — голландский композитор и отец актёра Лекса ван Делдена .

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Лекс ван Делден родился Александром Цваапом в Амстердаме и был единственным ребенком школьного учителя Вольфа Цваапа и его жены Сары Оливье. Он брал уроки игры на фортепиано с раннего возраста — сначала у Марты Цваапа, а затем у Кор де Гроот . Он начал сочинять музыку в одиннадцать лет, положив на музыку стихи Гвидо Гезелле, поскольку продолжительная болезнь не позволяла ему играть на фортепиано. Он оставался композитором-самоучкой.

Несмотря на свои творческие надежды и интересы (к четырнадцати годам, например, он аккомпанировал знаменитой немецкой экспрессионисту танцовщице / хореографу - Гертруде Лейстиковой , а также вращался в кругу одного из выдающихся голландских композиторов того времени Сэма Дрездена ) [ нужна ссылка ] он поступил в Амстердамский университет в 1938 году, чтобы изучать медицину, и остался самоучкой в ​​​​музыке. [ 1 ] Еще будучи студентом, он дебютировал как композитор в 1940 году с песенным циклом L'amour (1939; для сопрано, флейты, кларнета и струнного трио), написанным по просьбе молодого композитора и дирижера Нико Рихтера , который был в руководил студенческим оркестром. [ нужна ссылка ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

В 1940 году немцы вторглись в Нидерланды и в 1942 году, будучи евреем, он был вынужден прервать учебу. [ 2 ] — как оказалось, безвозвратно, потому что его надежды стать нейрохирургом были разбиты во время Второй мировой войны из-за взорвавшейся карбидной лампы, которая практически ослепила его на левый глаз, пока он скрывался. [ 3 ] Ван Делден вскоре присоединился к подпольному студенческому движению сопротивления и после войны получил высокую оценку за свою храбрость как от президента Соединенных Штатов Америки , так и от Верховного командования союзных войск . В 1953 году было официально утверждено имя, которое он принял после Освобождения в 1945 году (Лекс ван Делден — производное от имени, которое он использовал в сопротивлении, В.А. ван Даэль). [ 3 ]

К моменту окончания войны Ван Делден потерял в Холокосте почти всю свою семью . Он почти сразу же вошел в культурную жизнь Нидерландов, частично благодаря контактам, которые он установил в качестве члена движения сопротивления — первоначально в качестве постоянного композитора и музыкального руководителя первой послевоенной голландской балетной группы Op Vrije Voeten («На освобожденных ногах»). ), которая позже превратилась в балетную труппу Скапино, [ нужна ссылка ] а с 1947 года - музыкальный редактор ежедневной, первоначально подпольной газеты Het Parool . [ 1 ]

Музыкальная карьера

[ редактировать ]

Первым из его произведений, привлекших широкое внимание, стал «Рубайят» (девять четверостиший Омара Хайяма в английском переводе Эдварда Фитцджеральда , 1948; для хора с сопрано и соло тенора, двух фортепиано и ударных), удостоенный престижной Музыкальной премии города Амстердам в 1948 году. Этот неожиданный успех вскоре был подтвержден двумя первыми премиями, присужденными Ассоциацией арфистов Северной Калифорнии в В 1953 году — «Концерт для арфы» (1951–52), а в 1956 году — «Экспромт для арфы соло» (1955). [ 2 ]

Ван Делден был предан музыкальному сообществу, о чем свидетельствует его готовность занять несколько административных постов, в том числе пост президента Общества голландских композиторов (GeNeCo) и председателя Голландской организации исполнительских прав (Buma/Stemra). Он входил в состав правления Международного общества современной музыки (ISCM) и был членом голландского комитета Международного музыкального совета.

На протяжении 1950-х и 1960-х годов ван Делден стал одним из наиболее широко известных голландских композиторов своего поколения, и большое количество его произведений было заказано (правительством Нидерландов, городом Амстердам, голландским радио и другими) и получило признание. Амстердамским оркестром Концертгебау под управлением таких известных дирижеров, как Джордж Селл , Чарльз Мюнх , Эдуард ван Бейнум , Ойген Йохум , Виллем ван Оттерлоо , Бернарда Хайтинка и многих других выдающихся ансамблей и солистов.

Он был удостоен звания кавалера Королевского ордена Оранже-Нассау (1972 г.) и получил Свободу города Амстердама (1982 г.), где и умер 1 июля 1988 г. Похоронен на кладбище Зоргвлид . новый мост в амстердамском квартале Зейдас (по проекту архитектора Лисбет ван дер Поль Его именем назван ); мост был официально открыт 15 октября 2013 года.

Многие из сочинений Ван Делдена отражают его глубокую социальную озабоченность, например, оркестровое произведение In Memoriam ), написанное после великого наводнения 1953 года в Нидерландах , Бельгии и Англии , оратория ( 1953 «Птица свободы» (1955), эмоциональный крик против рабства, радиофоническая оратория «Икар» (1962), ставящая под сомнение полезность космических путешествий, или «Песнь свободы». della guerra (по Эразму, 1967; для хора и оркестра), резкое осуждение войны. Некоторые из его произведений имеют библейские темы, особенно «Юдифь» (1950; танцевальная партитура для флейты, кларнета, фортепиано и струнного трио) и « Смерть Адонии» (1986; для мужского хора и симфонического духового оркестра).

Лекс ван Делден тоже любил тесно сотрудничать с исполнителями, в полной мере используя особенности и возможности инструментов, а также удовлетворяя пожелания и запросы исполнителей. Если он и чувствовал сознательное влияние каких-либо предшественников, то, возможно, это были такие старые голландские мастера, как Ян Питерсзон Свелинк , чей твердый конструктивизм , безусловно, способствовал его собственному высокоразвитому пониманию формы.

  1. ^ Перейти обратно: а б Слонимский, Николас, Лаура Кун и Деннис Макинтайр. 2001. «Делден, Лекс ван». Биографический словарь музыки и музыкантов Бейкера , 6 томов. 2:835. Нью-Йорк: Книги Ширмера.
  2. ^ Перейти обратно: а б Воутерс, Джос; Самама, Лео (2001). «Делден, Лекс ван [Цваап, Александр]». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN  9780195170672 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Уинтер, Родни. 2004. Аннотированное руководство по духовой камерной музыке для шести-восемнадцати исполнителей . Майами: Публикации Warner Bros. ISBN   0-7579-2401-8 . стр. 205.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec5480d24ada4d0c85b630493a3f8bf3__1720935420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/f3/ec5480d24ada4d0c85b630493a3f8bf3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lex van Delden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)