Лекс ван Делден
Лекс ван Делден , урожденный Александр Цваап (10 сентября 1919 — 1 июля 1988) — голландский композитор и отец актёра Лекса ван Делдена .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Лекс ван Делден родился Александром Цваапом в Амстердаме и был единственным ребенком школьного учителя Вольфа Цваапа и его жены Сары Оливье. Он брал уроки игры на фортепиано с раннего возраста — сначала у Марты Цваапа, а затем у Кор де Гроот . Он начал сочинять музыку в одиннадцать лет, положив на музыку стихи Гвидо Гезелле, поскольку продолжительная болезнь не позволяла ему играть на фортепиано. Он оставался композитором-самоучкой.
Несмотря на свои творческие надежды и интересы (к четырнадцати годам, например, он аккомпанировал знаменитой немецкой экспрессионисту танцовщице / хореографу - Гертруде Лейстиковой , а также вращался в кругу одного из выдающихся голландских композиторов того времени Сэма Дрездена ) [ нужна ссылка ] он поступил в Амстердамский университет в 1938 году, чтобы изучать медицину, и остался самоучкой в музыке. [ 1 ] Еще будучи студентом, он дебютировал как композитор в 1940 году с песенным циклом L'amour (1939; для сопрано, флейты, кларнета и струнного трио), написанным по просьбе молодого композитора и дирижера Нико Рихтера , который был в руководил студенческим оркестром. [ нужна ссылка ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В 1940 году немцы вторглись в Нидерланды и в 1942 году, будучи евреем, он был вынужден прервать учебу. [ 2 ] — как оказалось, безвозвратно, потому что его надежды стать нейрохирургом были разбиты во время Второй мировой войны из-за взорвавшейся карбидной лампы, которая практически ослепила его на левый глаз, пока он скрывался. [ 3 ] Ван Делден вскоре присоединился к подпольному студенческому движению сопротивления и после войны получил высокую оценку за свою храбрость как от президента Соединенных Штатов Америки , так и от Верховного командования союзных войск . В 1953 году было официально утверждено имя, которое он принял после Освобождения в 1945 году (Лекс ван Делден — производное от имени, которое он использовал в сопротивлении, В.А. ван Даэль). [ 3 ]
К моменту окончания войны Ван Делден потерял в Холокосте почти всю свою семью . Он почти сразу же вошел в культурную жизнь Нидерландов, частично благодаря контактам, которые он установил в качестве члена движения сопротивления — первоначально в качестве постоянного композитора и музыкального руководителя первой послевоенной голландской балетной группы Op Vrije Voeten («На освобожденных ногах»). ), которая позже превратилась в балетную труппу Скапино, [ нужна ссылка ] а с 1947 года - музыкальный редактор ежедневной, первоначально подпольной газеты Het Parool . [ 1 ]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]Первым из его произведений, привлекших широкое внимание, стал «Рубайят» (девять четверостиший Омара Хайяма в английском переводе Эдварда Фитцджеральда , 1948; для хора с сопрано и соло тенора, двух фортепиано и ударных), удостоенный престижной Музыкальной премии города Амстердам в 1948 году. Этот неожиданный успех вскоре был подтвержден двумя первыми премиями, присужденными Ассоциацией арфистов Северной Калифорнии в В 1953 году — «Концерт для арфы» (1951–52), а в 1956 году — «Экспромт для арфы соло» (1955). [ 2 ]
Ван Делден был предан музыкальному сообществу, о чем свидетельствует его готовность занять несколько административных постов, в том числе пост президента Общества голландских композиторов (GeNeCo) и председателя Голландской организации исполнительских прав (Buma/Stemra). Он входил в состав правления Международного общества современной музыки (ISCM) и был членом голландского комитета Международного музыкального совета.
На протяжении 1950-х и 1960-х годов ван Делден стал одним из наиболее широко известных голландских композиторов своего поколения, и большое количество его произведений было заказано (правительством Нидерландов, городом Амстердам, голландским радио и другими) и получило признание. Амстердамским оркестром Концертгебау под управлением таких известных дирижеров, как Джордж Селл , Чарльз Мюнх , Эдуард ван Бейнум , Ойген Йохум , Виллем ван Оттерлоо , Бернарда Хайтинка и многих других выдающихся ансамблей и солистов.
Он был удостоен звания кавалера Королевского ордена Оранже-Нассау (1972 г.) и получил Свободу города Амстердама (1982 г.), где и умер 1 июля 1988 г. Похоронен на кладбище Зоргвлид . новый мост в амстердамском квартале Зейдас (по проекту архитектора Лисбет ван дер Поль Его именем назван ); мост был официально открыт 15 октября 2013 года.
Темы
[ редактировать ]Многие из сочинений Ван Делдена отражают его глубокую социальную озабоченность, например, оркестровое произведение In Memoriam ), написанное после великого наводнения 1953 года в Нидерландах , Бельгии и Англии , оратория ( 1953 «Птица свободы» (1955), эмоциональный крик против рабства, радиофоническая оратория «Икар» (1962), ставящая под сомнение полезность космических путешествий, или «Песнь свободы». della guerra (по Эразму, 1967; для хора и оркестра), резкое осуждение войны. Некоторые из его произведений имеют библейские темы, особенно «Юдифь» (1950; танцевальная партитура для флейты, кларнета, фортепиано и струнного трио) и « Смерть Адонии» (1986; для мужского хора и симфонического духового оркестра).
Лекс ван Делден тоже любил тесно сотрудничать с исполнителями, в полной мере используя особенности и возможности инструментов, а также удовлетворяя пожелания и запросы исполнителей. Если он и чувствовал сознательное влияние каких-либо предшественников, то, возможно, это были такие старые голландские мастера, как Ян Питерсзон Свелинк , чей твердый конструктивизм , безусловно, способствовал его собственному высокоразвитому пониманию формы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Слонимский, Николас, Лаура Кун и Деннис Макинтайр. 2001. «Делден, Лекс ван». Биографический словарь музыки и музыкантов Бейкера , 6 томов. 2:835. Нью-Йорк: Книги Ширмера.
- ^ Перейти обратно: а б Воутерс, Джос; Самама, Лео (2001). «Делден, Лекс ван [Цваап, Александр]». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN 9780195170672 .
- ^ Перейти обратно: а б Уинтер, Родни. 2004. Аннотированное руководство по духовой камерной музыке для шести-восемнадцати исполнителей . Майами: Публикации Warner Bros. ISBN 0-7579-2401-8 . стр. 205.