Fyodor Vasilyev
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( октябрь 2017 г. ) |
Fyodor Alexandrovich Vasilyev ( Russian : Фёдор Александрович Васильев ; 1850 in Gatchina – 1873 in Yalta ) was a Russian Imperial landscape painter who introduced the lyrical landscape style in Russian art.
Биография
[ редактировать ]Федор Васильев родился в Гатчине в семье мелкого государственного чиновника Александра Васильевича Васильева и Ольги Емельяновой Полинцевой 22 февраля н.с. 1850 года. Его родители поженились четыре года спустя, поэтому он всегда считался внебрачным ребенком. Федору пришлось зарабатывать на жизнь с 12 лет – он работал почтальоном, писцом, помощником реставратора картин. После смерти отца он стал единственным кормильцем семьи.
В 1863 году ему удалось поступить в вечерние классы Школы живописи при Обществе поощрения художников (рус. Школа Поощрения Художеств , латинизировано: Школа Поощрения Художеств ). В школе Васильев познакомился со многими художниками, которые опекали его.
В 1866 году известный художник-пейзажист Иван Шишкин влюбился в сестру Федора Евгению Васильеву. Шишкин познакомился с Федором и начал обучать его пейзажной живописи. С июля по ноябрь 1867 года Шишкин и Васильев вместе работали на острове Валаам . Некоторые места на Валааме стали сюжетами картин обоих художников. Позже Шишкин познакомил Федора с Иваном Крамским , Ильей Репиным , коллекционерами Павлом Михайловичем Третьяковым и Павлом Сергеевичем Строгановым . Позднее Васильев стал основным конкурентом Ивана Шишкина, и последнего часто обвиняли в использовании интриг и административного влияния в попытках привлечь Васильева на различные художественные конкурсы.
В ранних произведениях Васильева, таких как «После грозы» (1868), «У водопоя» (1868) и других, чувствуется влияние барбизонской школы ; это повлияло на его искусство, но никогда не приводило к нетворческому заимствованию мотивов. Хотя поначалу Васильев технически несколько уступал барбизонским художникам, большинство критиков сходятся во мнении, что со временем он нашел свой собственный подход к теме. После дождя (1869) и После дождя. Country Road во многом превосходят бурные сцены Барбизона своей выразительностью и глубоко национальным звучанием.
В 1870 году Васильев путешествовал по Волге с Ильей Репиным , картина «Вид на Волгу». Баржи (1870 г.) имели большой успех. В 1870 году он стал членом движения передвижников (один из первых двадцати членов).
В 1871 году Васильев написал картину «Оттепель» (1871), которая сразу же прославила его. Царская семья (князь Александр, будущий Александр III ) заказала копию, и Общество поощрения художников присудило ему первую премию. Позже копия принца Александра была выставлена на в Лондоне Всемирной выставке 1872 года и получила медаль. Васильев был принят стажером в Императорскую Академию художеств (которая, помимо прочего, освободила его от призыва в армию).
«Мальчик-гений», как его называли в художественных кругах России, не успел насладиться своей популярностью – у него обнаружили туберкулез , и ему пришлось навсегда покинуть Петербург. Он переехал в Крым . Общество поощрения художников спонсировало его пребывание там, но он был вынужден расплатиться своими картинами.
Васильев не смог привыкнуть к новой обстановке. Он продолжал рисовать русские равнины; его работы, такие как шедевр «Мокрый луг» (1872), были созданы по памяти, старым зарисовкам и воображению. Через некоторое время Васильев начал рисовать Крым, постепенно начав чувствовать влечение к его горным видам. «Горы Крыма» (1873) — выдающееся произведение и последнее произведение художника.
Он умер в Ялте 6 октября 1873 года в возрасте 23 лет. Его посмертная выставка в Санкт-Петербурге имела большой успех, и все его работы были проданы до выставки. Его произведения оказали сильное влияние на следующее поколение русских пейзажистов. Николай Ге говорил: «Он открыл для нас Небо» . Многие искусствоведы подчеркивают влияние Федора Васильева на Исаака Левитана , Валентина Серова , Виктора Борисова-Мусатова .
Работает
[ редактировать ]-
Облако, 1860-е гг.
-
Рядом церковь. Валаам . 1867 г.
-
После дождя. 1867 г.
-
Кроны деревьев. 1867 г.
-
Перед грозой. 1868 г.
-
После грозы. 1868 г.
-
Рассвет в Санкт-Петербурге
-
Освещение в Санкт-Петербурге. 1869 г.
-
Бревна у дороги. 1867-1869 гг.
-
Баржи на Волге 1870 г.
-
После сильного дождя. 1870 г.
-
Лакуна Волга 1870-1871 гг.
-
Оттепель 1871 года
-
Пруд на закате. 1871 г.
-
Мокрый луг. 1872 г.
-
Ломбардские тополя на берегу озера. Вечер.
-
Болото в лесу, 1872 г.
-
В горах Крыма . 1873 г.
В филателии
[ редактировать ]- В 1975 году Почта СССР выпустила в честь Васильева серию из шести марок и блока.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Родионов, В. (2007). Шедевры Государственной Третьяковской галереи, Москва: Издательство «Красная площадь». ISBN 978-5-900743-36-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интернет-галерея Васильева - на английском языке
- Биография - на русском языке
- Хронология жизни Васильева. Архивировано 26 июля 2020 г. в Wayback Machine - на русском языке.