Похоронная урна из Бялы

Погребальная урна из Бялы (также: ваза из Бялы, урна из Бялы) — сосуд, найденный при археологических раскопках в деревне Бяла в Польше . Сосуд использовался как урна для останков умершего. Погребальная урна стала объектом большого интереса из-за находившихся на ней символов, в частности свастики и двух крестов, которые сегодня известны как Руки Бога . признали этот символ Некоторые родноверы языческим , славянским религиозным символом , хотя его связь со славянской культурой не доказана.
История
[ редактировать ]
Погребальная урна обнаружена в 1936 году на могильном поле в деревне Бяла в Лодзинском воеводстве (тогда Бжезинский уезд ) и датирована рубежем II и III веков ( пшеворский период ), реже на столетие старше. Урна была найдена разбитой в могиле, возможно, женской, на что могут указывать веретено и игла, найденные в могиле. [ 2 ]


Во время Второй мировой войны судно использовалось нацистами в пропагандистских целях из-за изображений на нем свастики. Ее изображение воспроизводилось в многочисленных экземплярах на плакатах, открытках и в газетах, а двурукая свастика стала эмблемой оккупированного города Лодзи. Эта пропаганда имела целью подтвердить германское происхождение польских земель и оправдать оккупацию. Погребальная урна была потеряна, когда немцы ушли из Лодзи . [ 3 ] [ 2 ] Он вернулся в Польшу в 90-е годы и сейчас находится в Музее археологии и этнографии в Лодзи . Оригинал хранится на складе, а копия выставлена на обозрение.
Символы
[ редактировать ]Немецкий историк Вальтер Керстен [ 4 ] опубликовал сосуд в 1944 году в журнале Posener Jahrbuch für Vorgeschichte ( Познаньский ежегодник предыстории ) из-за свастики на нем, где он обсуждал находившиеся на нем пиктограммы . На брюхе (наибольшая часть сосуда) имеется шесть рисунков, которые Керстен перечисляет слева направо: [ 2 ]
- Свастика
- Мужчина на лошади
- Частично сохранившаяся или незаконченная женская фигура, аналогичная рисунку 5, вероятно, на лошади.
- Мужчина на лошади
- Женщина садится на лошадь, ее платье и грудь четко обозначены.
- Крест с гребенчатыми концами, точно соответствующий форме рук всадника, или четыре скрещенные руки; на каждой руке по пять «пальцев»
На стопе имеются:
- Мужчина на лошади
- Вышеупомянутый крест или скрещенные руки с дополнительными четырьмя маленькими свастиками между руками; на плече шесть «пальцев»
- Олень
- Олень
Затем Керстен провел сравнительный анализ, приведя один пример фигурного орнамента римского периода из Германии , затем орнамента из лужицкой и померанской культуры и, по его мнению, скандинавских наскальных рисунков бронзового века , аналогичных рисункам погребальных урн. Рисунки он интерпретировал как сложный фриз, изображающий солнечное шествие, и на основе анализа германской мифологии связал их с культом плодородия . В конце статьи о погребальной урне он изложил взгляды с шовинистическим оттенком. [ 2 ]
В 1946 году в журнале Z Otchłani Wieków ( «Из бездны веков ») судно обсуждала и Галина Анна Зомбкевич-Кошаньская, которая до войны работала в Городском музее в Лодзи и сразу узнала судно на собственном опыте. после его открытия. Она пишет, что фрагмент с рисунком Керстена под номером 3 был поврежден и не подлежал восстановлению. Однако в публикации Inventaria Archaeologica (1960), автором которой также является Кошанская, рисунок представлен в «исправленном» виде: верхняя часть закруглена, так что все имеет фаллическую форму, и нарисованы две точки, предполагающие глаза или грудь. . Многие более поздние авторы использовали эту «улучшенную» версию, даже не подозревая об этом. [ 2 ]
По мнению Конрада Яжджевского , эти рисунки представляют собой пиктографические знаки, которые должны были зафиксировать какое-то событие из жизни умершего, поскольку изображают сцену охоты охотников на оленей. Они также могут представлять собой одно из развлечений, ожидающих умерших в загробной жизни. Равнобедренные кресты и свастики являются символами солнца и использовались для пожелания удачи и защиты от зла – возможно, такими были намерения людей, поместивших прах усопшего в урну. [ 2 ]
Галина Анна Зомбкевич-Кошаньская связала эти рисунки с лужицкой и поморской культурой , а Ева Бугай и Тадеуш Макевич - с ранней поморской культурой. [ 2 ]
Руки Бога
[ редактировать ]В наши дни погребальная урна из Бялы обязана своей популярностью изображениям крестов на ней. В научном сообществе преобладает мнение, что кресты на самом деле представляют собой скрещенные руки охотников, изображенные на погребальной урне. [ 2 ] В настоящее время этот крест известен как Руки Бога ( польск . Ręce Boga ) или Руки Сварога ( польск . Ręce Swaroga ), хотя такое название не фигурирует ни в источниках, ни в научных исследованиях. В 1990-е годы этот символ под названием « Руки Бога» был официально принят в кругах, связанных со славянским неоязычеством, как один из религиозных символов славян .
Эту интерпретацию впервые предложил Лех Эмфазий Стефанский в своей книге Wyrocznia Słowiańska ( Славянский оракул ), опубликованной в 1993 году, а также в уставе Родной Польской Церкви . По его мнению, большой центральный крест с руками, оканчивающимися пальцами (гребешками), должен символизировать Бога Всевышнего , а также вселенную и равновесие, к которому стремится природа. Свастики, помещенные между этими руками, предположительно являются атрибутами Сварога и его сына Сварожица , или божественной причинной стихии. [ 5 ] . Руки Бога также признаны одним из религиозных символов другим религиозным объединением, относящимся к этническим верованиям славян, — ZZW Славянская Вера , зарегистрированным в 2009 году. [ 6 ]
Хотя связь этой погребальной урны со славянской культурой не доказана, подобные символы были найдены и в культуре славян, например, символы писанок, собранные Казимежем Мошиньским из восточной Польши , Малороссии и Сербско-Хорватии . [ 7 ] в качестве символа на детском погребальном сосуде, найденном в Воронежской области , Калачеевском районе , или на сланцевом веретене из-под деревни Саввинская Слобода в России . [ 8 ]
-
Руки Бога на животе
-
Руки Бога на ноге с 6 «пальцами»
-
Руки Бога как широко используемый символ с пятью «пальцами».
-
Один из мотивов писанки
-
Тату
-
Украшение
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «НАК Збиоры онлайн» . audiovis.nac.gov.pl . Проверено 19 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ева, Бугай; Тадеуш, Макевич (1995). «Фигурный орнамент на глиняных сосудах доримского и римского периодов в Польше». Археологическое обозрение (на польском языке). 43 : 89–95, 118. ISSN 0079-7138 .
- ^ Jump up to: а б Антосик, Лукаш (2007). «Пепельница со старинной свастикой. Происхождение военной символики Лицманштадта» [Погребальная урна со старинной свастикой. Происхождение военной символики Лицманштадта. Летопись города Лодзи . 3 .
- ^ «История института» . www.geschkult.fu-berlin.de. 11 сентября 2006 г. Проверено 19 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Устав РПЦ – Название. Программа предположений. Культ. Этика. Литургия и обряды» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б «Священные символы, Святые места, реликвии и законы веры Западнославянского Религиозного Союза Славянской Веры» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 г. Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Мошинский, Казимеж (1939). культура славян Народная (на польском языке). Том 2. Краков: Польская академия обучения. стр. 898–899.
- ^ Тарунин, Александр (2009). Сакральный символ. История свастики . Москва: Белые Алвы. п. 357. ИСБН 978-5-91464-029-0 .