Степан Борозенец
Степан Борозенец | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | Степан Николаевич Борозенец |
Рожденный | 20 августа 1922 г. Актобе , Киргизская АССР , РСФСР. |
Умер | 26 августа 2016 г. Чикаго , Иллинойс , Соединенные Штаты Америки | (94 года)
Верность | Советский Союз |
Услуга/ | Советские ВВС |
Лет службы | 1941–1978 |
Классифицировать | Полковник |
Единица | 569-й штурмовой авиационный полк |
Команды | 230-й бомбардировочный авиационный полк |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Герой Советского Союза |
Stepan Nikolayevich Borozenets ( Russian : Степан Николаевич Борозенец ; 20 August 1922 – 26 August 2016) was a Soviet Air Force colonel and a Hero of the Soviet Union .
служил Ил-2 пилотом штурмовика Борозенец во время Великой Отечественной войны и был удостоен звания Героя Советского Союза за совершение 94 боевых вылетов и уничтожение немецкой техники. После войны он командовал бомбардировочным авиационным полком, а затем вышел в отставку в 1978 году. В 1995 году он отправился в Чикаго и оставался в Америке до своей смерти в 2016 году. на лечение [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Борозенец родился 20 августа 1922 года в Актобе. [ 1 ] на территории современного Уланского района Казахстана в русской крестьянской семье. Окончил среднюю школу и Семипалатинский аэроклуб. [ 2 ]
Военная карьера
[ редактировать ]В апреле 1941 года его призвали в Красную Армию и направили в военную авиационную школу лётчиков.
В мае 1941 года он стал курсантом 1-й Оренбургской военной летной академии имени Климента Ворошилова, которую окончил в июне 1943 года в звании младшего лейтенанта. После прохождения полного курса обучения его направили в 34-й запасной авиационный полк, базировавшийся на аэродроме Дядьково севернее Дмитрова области Московской . Полк готовил экипажи штурмовиков Ил-2 к боевым действиям.
Вторая мировая война
[ редактировать ]В октябре 1943 года Борозенца направили в 4-й штурмовой авиационный корпус 4-й воздушной армии в составе 1-й Белорусский фронт . Позже он был направлен в 4-й штурмовой авиакорпус 2-го Белорусского фронта .
В составе нештатной разведывательной авиационной эскадрильи 4-й ААК неоднократно выполнял воздушные разведывательные полеты. Участвовал в операциях по прорыву укрепзоны и уничтожению окруженной группировки противника в ходе Бобруйской наступательной операции , в Восточно-Прусской операции , Восточно-Померанском наступлении и при прорыве укрепленной зоны противника на западном берегу реки Одер .
В июле 1944 года в бою под городом Слоним самолёт Борозенца был подбит зенитным огнём. Он смог посадить горящий самолет на железнодорожную насыпь, пересекавшую лес, при этом получив серьезные травмы лица и спины. В феврале 1945 года, возвращаясь с боевого задания над Польшей, его эскадрилья была атакована группой из 52 истребителей противника. Самолет Борозенца был обстрелян, в результате он был ранен, а его воздушный стрелок рядовой Леонид Балашенко погиб.
Борозенец участвовал в боевых действиях во время битвы за Берлин . После Дня Победы он находился на аэродроме Рехлин-Ларц в Берлине .
Во время Великой Отечественной войны Борозенец совершил более 100 боевых вылетов. Ему приписывают уничтожение:
- 3 танка
- 6 локомотивов
- 120 вагонов
- 9 Нефтяной терминал и склады боеприпасов
- 36 батарей зенитной и полевой артиллерии.
- 84 машины
Указом Президиума Верховного Совета СССР лейтенанту Борозенцу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". от 18 августа 1945 года за героизм, проявленный при выполнении боевых задач в ходе выполнения боевых задач, в 1945 году командование на фронте борьбы с фашистами.
Пост был
[ редактировать ]После войны продолжил службу в Вооружённых Силах СССР. В сентябре 1945 года 569-й штурмовой авиационный полк был передислоцирован из Рехлина на аэродром в Бжеге , Польша , где оставался до конца 1945 года. Затем личный состав полка, оставив авиацию, был передислоцирован в Закавказский военный округ в г. Авиабаза Насосная к северу от Баку , Азербайджанская ССР .
В апреле 1946 года 199-я штурмовая авиационная дивизия была расформирована. Борозенцу, к тому времени командиру эскадрильи, был предложен перевод на должность командира звена в 166-й гвардейский штурмовой авиационный полк, базировавшийся на аэродроме в Грузинской Кутаиси ССР , летавший на самолетах Ил-10 . Занимал должности командира звена, заместителя командира эскадрильи и командира эскадрильи.
В 1948 году окончил Тамбовские высшие авиационные курсы слепой и ночной подготовки летчиков. В сентябре 1952 года поступил и в ноябре 1956 года окончил командно-штабной факультет Военно-воздушной академии имени Гагарина . За это время он летал на МиГ-15 .
После окончания академии был направлен в 230-й бомбардировочный авиационный полк 32-й бомбардировочной авиационной дивизии Прикарпатского округа , базировавшийся на аэродроме Черляны юго-западнее Львова военного Украинской ССР и летавший на реактивных бомбардировщиках Ил-28 , затем на тактическом бомбардировщике Як-28 . Занимал должности командира эскадрильи, заместителя командира и командира полка.
В октябре 1965 года его перевели на должность офицера отдела боевой подготовки штаба 14-й воздушной армии во Львове. С лета 1967 по декабрь 1972 года служил в Южной группе войск в Будапеште ( Венгрия ) в должности старшего офицера отдела боевой подготовки штаба 36-й воздушной армии . С 1972 по 1990 годы жил в Харькове Украинской ССР. Работал старшим преподавателем кафедры тактики Харьковского высшего военного авиационного училища лётчиков . Уволен с военной службы в 1978 году.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Работал инженером в Харьковском проектно-исследовательском институте ПромСтройНИИПроект. С 1990 по 1995 год жил в Москве. Принимал участие в Парадах Победы в Москве в 1995 году , проходивших в честь 50-летия победы СССР во Второй мировой войне, и первых постсоветских военных парадах, проходивших в России.
В результате посадки самолета без шасси на железнодорожные пути во время Великой Отечественной войны Борозенец серьезно повредил позвоночник. В 1995 году он отправился в Чикаго на операцию по удалению нескольких межпозвоночных дисков . Однако вернуться в Россию он не смог, поскольку здоровье не позволяло ему летать, а жена и сын Борозенца также переехали в Чикаго . Сохранив российское гражданство, он подал заявление на получение денежной выплаты в размере 36 410 рублей, на которую имели право Герои Советского Союза в 2006 году, но его заявление было отклонено, поскольку он не проживал в России. Борозенец подал апелляцию в Конституционный суд России , но суд постановил, что ветераны, проживающие за пределами России, не имеют права на выплату, хотя и допускал личное освобождение. [ 3 ]
Борозенец умер 26 августа 2016 года в Чикаго в возрасте 94 лет.
Награды
[ редактировать ]- Герой Советского Союза
- Орден Ленина
- Орден Красного Знамени
- Три ордена Отечественной войны I степени.
- Орден Отечественной войны 2 степени.
- Два ордена Красной Звезды
- Орден «За заслуги перед Родиной в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени.
- предвыборные и юбилейные медали
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б "В США скончался последний Герой Советского Союза, проживавший на территории страны" . ТАСС (in Russian) . Retrieved 17 April 2017 .
- ^ Ufarkin, Nikolai. "Борозенец Степан Николаевич" . www.warheroes.ru (in Russian) . Retrieved 19 August 2019 .
- ^ Власенко, Елена (3 September 2009). "Герою льготы не положены" . Радио Свобода . Retrieved 18 April 2017 .
- Герои Советского Союза
- Кавалеры ордена Красного Знамени.
- Кавалеры ордена Ленина
- Советские летчики Второй мировой войны
- Кавалеры медали Жукова.
- Жители Уланского района
- 1922 рождения
- смертей в 2016 г.
- Члены Коммунистической партии Советского Союза
- Казахстанские авиаторы
- Офицеры советских ВВС
- Русские эмигранты в США