Jump to content

Александр Воронский

Александр Воронский

Александр Константинович Воронский ( русский : Алекса́ндр Константи́нович Воро́нский ; 8 сентября 1884 [ OS 27 августа] - 13 августа 1937) был видным гуманистом -марксистским литературным критиком, теоретиком и редактором 1920-х годов, находящимся в опале и подвергнутым чистке в 1937 году за работу с левой оппозицией. и Лев Троцкий во время и после Октябрьской революции . [1] [2] Сочинения Воронского были спрятаны в Советском Союзе до тех пор, пока его автобиография « Воды жизни и смерти » и антология « Искусство как познание жизни» не были переведены и опубликованы на английском языке. [3]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Воронский родился в селе Хорошавка Тамбовской губернии ; его отцом был сельский священник Константин Осипович Воронский, который умер, когда Александру было несколько лет. Вероятно, Воронский не была фамилией, а была заимствована у отца, поскольку его приход находился на реке Вороне . [4] После окончания тамбовского духовного училища в 1900 году поступил в Тамбовскую духовную семинарию, где помогал организовать нелегальную библиотеку для богословов. В 1904 году он присоединился к большевистской фракции Российской социал-демократической рабочей партии , а в следующем году был исключен из семинарии за «политическую неблагонадёжность».

Во время революции 1905 года он переехал в Петербург и подал заявление о вступлении в ряды большевиков . Местные организаторы Сергей Малышев и Мария Ульянова, младшая сестра большевистского лидера Владимира Ленина , сначала отвергли его, поскольку считали, что он слишком возбудим и может сломиться под арестом. [5] но он упорствовал, и его заставили работать сначала курьером, а затем руководителем типографии. В сентябре 1906 года он был арестован и приговорен к году одиночного заключения. Вскоре после освобождения он был вновь арестован во Владимире и приговорен к двум годам ссылки. [4]

По дороге в Яренск в Вологодской губернии Воронский встретил свою будущую жену, Серафиму Соломоновну Песину, еще одну молодую большевикку. После окончания ссылки в 1910 году он переехал в Москву , а затем в Саратов , где помог сформировать провинциальную группу большевиков и организовать ряд крупных забастовок. В январе 1912 года он был одним из 18 делегатов Пражской партийной конференции , на которой он вел протокол конференции и решительно выступал за массовую ежедневную рабочую газету. [6] По возвращении в Россию он продолжил подпольную работу и был повторно арестован 8 мая; его ссылка закончилась в сентябре 1914 года, когда он вернулся в Тамбов с женой и новорожденной дочерью Галиной, переехав в Екатеринослав в следующем году .

Участие в большевистской революции

[ редактировать ]

Когда произошла Февральская революция , он стал членом Одесского исполнительного комитета Совета рабочих депутатов и редактировал местную большевистскую газету « Голос пролетариата ». После Октябрьской революции помог большевикам прийти к власти в Одессе и в начале 1918 года переехал в Саратов , Москву, а затем в Иваново , где помогал своему другу Михаилу Фрунзе , редактировал газету «Рабочий край », возглавлял губернский Партком.

Литературная и политическая карьера

[ редактировать ]
Пятилетие Красной Ноябрь июнь 1926 года сидят слева направо: Георгий Чулков , Викентий Вересаев , Кристиан Раковский , Борис Пильняк , Александр Воронский, Петр Орешин, Карл Радек и Павел Сакулин стоят слева направо: Иван Евдокимов, Василий Львов-Рогачевский, Вячеслав Полонский, Федор Гладков , Михаил Герасимов , Абрам Эфрос и Исаак Бабель

В январе 1921 года Воронский уехал в Москву, где встретился с Лениным и Горьким чтобы обсудить планы создания нового « толстого журнала » (традиционное русское сочетание литературного и политического журнала), который в , Первый номер вышел в июне, и Горький значился редактором литературного раздела. В 1923 организовал новое издательство «Круг». «Красная новь» стала возрождением русской традиции «толстого» журнала XIX века - периодического издания, состоящего из сотен страниц с разделами по истории, науке, литературе и т. д. Первый номер « Красной новь» содержал 300 страниц. В число авторов первых номеров входили высокопоставленные большевики - Ленин, Надежда Крупская , Николай Бухарин , Карл Радек , Евгений Преображенский , покойная Роза Люксембург и другие - которые написали "не вежливые отзывы, которых можно было бы ожидать от занятых политиков, но содержательные и вдумчивые статьи". [7]

Самым спорным разделом журнала в то время оказался литературный раздел. Воронский принимал вклады от «идеологически запутавшихся» писателей, которых классифицировали как « попутчиков », то есть они не были коммунистами или политически активными, но не были враждебны режиму, таких как Борис Пастернак , Алексей Толстой , Сергей Есенин , Борис Пильняк , Константин Федин , Всеволод Иванов и Леонид Леонов были одними из немногих партийных критиков, признавших дарования Исаака Бабеля . По словам выдающегося русского критика Глеба Струве , Красный Нов был «главным прибежищем попутчиков». [8] Воронский также устраивал литературные вечера в своем двухместном номере в гостинице «Националь» в Москве , где встречались писатели и ведущие большевики, каждый приносил бутылку красного вина, а стихи или прозу читали их авторы. [9]

В раздробленной культурной жизни начала 1920-х годов «Воронский» и «Красная новь» стали главной мишенью таких групп, как Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которые утверждали, что литература является оружием в классовой борьбе, а толстые журналы, такие как «Красная новь» , были «крепостями и плацдармами литературных армий», а потому, публикуя произведения «буржуазных» писателей, по мнению критика Ильи Вардина , Воронский «стал орудием в деле укрепления позиций буржуазии» и был «совершенно безнадежен в разрешении активных политических задач пролетариата в области литературы». [10]

В начале этой кампании Воронский находился в сильной позиции, поскольку имел партийную поддержку на высоком уровне. Когда Отдел печати ЦК созвал первые официально спонсируемые дебаты по литературной политике, проходившие в течение двух дней в мае 1924 года, Воронский был основным оратором в защиту «попутчиков», поддержанных Троцким, Радеком, Бухариным, Анатолием Луначарским и другие крупные большевики, в то время как его ведущие оппоненты Вардин и Леопольд Авербах были относительно второстепенными фигурами. Результатом стало осторожно сформулированное заявление, устанавливающее принцип партийного вмешательства в литературные споры. [11]

Самым сильным союзником Воронского в верхах коммунистической партии был Лев Троцкий, который не верил, что на этой ранней стадии революции существовала какая-либо такая вещь, как «пролетарское искусство», а только «простая формула псевдопролетарского искусства». ", который, как он писал, был "не марксизмом, а реакционным народничеством". [12] Книга Троцкого «Литература и революция» была первоначально опубликована в «Красной нове» в 1924 году. Также в 1924 году Воронский устроил в своей квартире литературный вечер, на котором читалось стихотворение Эдуарда Багрицкого , на котором присутствовали Троцкий, Радек и Исаак Бабель. на котором Радек пренебрежительно отзывался о партийном руководстве. Этот вечер был основан на деле против Бабеля, когда он был арестован и расстрелян 16 лет спустя. [13]

В октябре 1923 года Воронский подписал «Декларацию 46-х» , составленную большевиками, которые поддерживали Троцкого в борьбе за власть, которая развернулась, когда Ленин был неизлечимо болен.

В автобиографии, опубликованной в 1927 году, он описывал, как услышал выступление Троцкого на публичном собрании в 1917 году: «Слова его были холодными, трезвыми, и среди ликования и радостного возбуждения они впервые прозвучали для меня в тот день, непомерность и тяжесть путей революции, непреклонность и безжалостность ее железной пяты, ее расчет и воля к покорению хаоса и стихии». [14]

Эстетика Воронского

[ редактировать ]

Хотя Воронский считал себя ортодоксальным марксистом, он был далек от той идеологической жесткости, которая установилась после того, как Сталин взял власть в свои руки. Виктор Эрлих назвал его «гибким и гуманным» и написал:

Он сочетал политическую ортодоксальность с сильной личной преданностью литературе, приверженностью, подкрепленной эстетикой, которая, хотя и не является несовместимой с марксизмом, могла быть легко истолкована в рамках советского марксизма как «буржуазно-идеалистическая» ересь. Для Воронского искусство не было прежде всего вопросом мобилизации или манипулирования групповыми эмоциями во имя классового мировоззрения. Это была своеобразная форма познания, во многом интуитивный способ постижения действительности... Настоящий художник, вооруженный интуицией и творческой цельностью, не может не видеть и не воплощать в своем творчестве определенные истины, идущие вразрез с его сознательной предвзятостью и интересами. своего класса... Недаром "Красная целина" ... стала одним из самых жизненных и читаемых русских периодических изданий 1920-х годов. [15]

Воронский изложил идею эстетической оценки — упражнения диалектического материализма , сочетающего поиск объективной истины со сложностью человеческих эмоций и чувств. [16] Критика искусства Воронским находилась в противоречии с искусственным изображением жизни, представленным в сталинской школе социалистического реализма . Воронский, согласно Троцкому, рассматривал искусство как упражнение между субъективным и объективным миром художника, способствующее более глубокому пониманию человечества. Эстетическая оценка, писал он, требует сильной корреляции с природой изображаемого объекта. [17]

Когда художественный образ выглядит убедительным? Когда мы испытываем особое психическое состояние радости, удовлетворения, возвышенного покоя, любви или сочувствия к автору. Это психическое состояние является эстетической оценкой произведения искусства. Эстетическое чувство лишено узкоутилитарного характера; оно бескорыстно и в этом отношении органически связано с нашими общими представлениями о прекрасном (хотя оно, конечно, уже этих понятий). Эстетическая оценка произведения является критерием его правдивости или ложности. Художественная истина определяется и утверждается именно посредством такой оценки.

А. Воронский, Искусство как познание жизни

Поражение и смерть

[ редактировать ]

Дружба Воронского с Троцким, которая была преимуществом в начале спора о «пролетарской литературе», стала причиной его политического разрушения и смерти.

В июне 1924 года партийное руководство, теперь контролируемое врагами Троцкого, Иосифом Сталиным и Григорием Зиновьевым, назначило двух новых членов редакции « Красной новь» . Один был партийным чиновником, другой — Федор Раскольников , бывший моряк, мечтавший стать пролетарским писателем. К январю 1925 года Воронский уже не числился редактором, но вскоре после этого он был восстановлен в должности, а Раскольников был отстранен - ​​возможно, потому, что Максим Горький гневно отказался сотрудничать с журналом под новой редакцией. Но в течение следующих трех лет «РАПП ловко нацелился на самое уязвимое место Воронского - его дружбу с Троцким». [18]

В мае 1927 года Воронский использовал «Красную Новь», чтобы напасть на Авербаха за то, как тот контролировал недавно созданную Федерацию организаций советских писателей. В ответе, опубликованном в «Правде» , заведующий отделом печати ЦК Сергей Гусев обвинил Воронского в том, что он троцкист и/или эсеров . В ответ Воронский отверг политические обвинения, предложил сотрудничать с РАТОП, если Авербах будет отстранен от руководства, и заявил, что любая судьба лучше, чем задохнуться от «литературного угара» Авербаха. [19]

В октябре 1927 года Воронский был освобожден от обязанностей редактора журнала. В феврале 1928 года его исключили из партии, а в январе 1929 года арестовали и сослали в Липецк . Оттуда он писал в ЦК, заявляя:

Я ухожу из оппозиции. Я поддерживаю основную линию партии. Свою предыдущую фракционную деятельность я нахожу существенно неправильной и отказываюсь от нее. Я также считаю ошибочным обвинение оппозиции в том, что партийное руководство способно решать трудности только посредством политики правого толка. Я осуждаю деятельность Троцкого, в том числе и за рубежом. Я снимаю свою подпись со всех фракционных документов. Все решения партийного руководства для меня обязательны. [20]

В 1930 году ему разрешили вернуться в Москву, где он продолжал писать и редактировать для Госиздата , но уже не был известным критиком. [21] Американец Макс Истман описывает все более несостоятельную позицию Воронского в главе под названием «Борьба Воронского за правду» в своей книге 1934 года « Художники в униформе» . [22]

Воронский был исключен из партии во второй раз в 1935 году и арестован в начале Великой чистки 1 февраля 1937 года. [23] На суде 13 августа 1937 года, который длился всего несколько минут, он встал и сказал судьям, что суд истории будет заключаться в том, что они предали революцию, а не он. [24] Его приговорили к смертной казни и расстреляли в тот же день. [23]

Реабилитация

[ редактировать ]

Через двадцать лет после казни, в 1957 году, Воронский получил официальную государственную реабилитацию в СССР. Однако его работы оставались подвергнуты жесткой цензуре и лишены критики соцреализма, а также растущей сталинистской бюрократии со времен его работы в левой оппозиции. [25]

Эссе Воронского были переведены исследователем Фредериком Чоутом и опубликованы в книге «Искусство как познание жизни» в 1998 году после четырех лет обширных исследований в московских библиотеках в период с 1991 по 1995 год. Эти произведения наконец стали доступны в результате распада Советского Союза. и изменение политического климата. [26]

Он написал За живой и мертвой воды » « (1927, 1929; тр. « Воды жизни и смерти» , 1936), «два прекрасных тома воспоминаний». [27]

  1. ^ Брент, Джонатан (2008). Издательство Atlas & Co. (ред.). Внутри сталинского архива . Нью-Йорк, США. стр. 194–200 . ISBN  978-0-9777433-3-9 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Уильямс, Фред (25 февраля 2014 г.). «МСВС публикует интервью с детьми Левой оппозиции» . Мировой социалистический веб-сайт .
  3. ^ Чоат, Фредерик (1998). Искусство как познание жизни . Книги Меринга. стр. vii=xxiii.
  4. ^ Jump up to: а б "Воронский Александр Константинович 1884-1937 Биографический Указатель" . Khronos . Retrieved 12 December 2022 .
  5. ^ Магуайр, Роберт А. (1987). Красная целина, советская литература 1920-х годов . Итака: Корнеллский университет, стр. 23–24.
  6. ^ Сайт А.К. Воронского
  7. ^ Магуайр. Красная целина . п. 10.
  8. ^ Струве, Глеб (1951). Советская русская литература, 1917-50 (PDF) . Норман, Оклахома: Университет Оклахомы Пресс. п. 72 . Проверено 4 января 2023 г.
  9. ^ Магуайр. Красная целина . п. 150.
  10. ^ Магуайр. Красная целина . стр. 162–63.
  11. ^ Магуайр. Красная целина . п. 169.
  12. ^ Троцкий, Леон. Литература и революция . Проверено 4 января 2023 г.
  13. ^ Шенталинский, Виталий (1995). Литературный архив КГБ . Лондон: Харвилл Пресс. п. 29. ISBN  1-86046-072-0 .
  14. ^ Voronsky, Aleksandr Konstantinovich. "За живой и мертвой водой (Waters of Life and Death)" . Lib.Ru/Классика . Retrieved 12 December 2022 .
  15. ^ Виктор Эрлих, Русская литературная критика двадцатого века (Йельский университет, 1975), с. 20.
  16. ^ Воронский, Александр (1988). Искусство как познание жизни . Книги Меринга. стр. 328–329. ISBN  978-0-929087-76-4 .
  17. ^ Воронский, Александр (1988). Искусство как познание жизни . Книги Меринга. п. 120. ИСБН  978-0-929087-76-4 .
  18. ^ МакСмит, Энди (2015). Страх и муза сторожили, Русские мастера - от Ахматовой и Пастернака до Шостаковича и Эйзенштейна - при Сталине . Нью-Йорк: Новая пресса. п. 48. ИСБН  978-1-59558-056-6 .
  19. ^ Маклин, Хью (октябрь 1949 г.). «Воронский и РАПП». Американское славянское и восточноевропейское обозрение . VIII (3).
  20. ^ Розана Лопес Родригес и Эдуардо Сартелли. «Александр Воронский, троцкистский меч?» . ЦИКС . Центр исследований и исследований в области социальных наук . Проверено 31 января 2023 г.
  21. ^ Эдвард Дж. Браун, Русская литература после революции (издательство Гарвардского университета, 1982: ISBN   0-674-78203-8 ), с. 156.
  22. ^ Макс Истман, Художники в униформе: исследование литературы и бюрократизма , (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1934), стр. 149-155.
  23. ^ Jump up to: а б "Воронский Александр Константинович (1884)" . Open List . Retrieved 5 January 2023 .
  24. ^ Брент. Внутри сталинского архива . п. 200.
  25. ^ «Интервью с Татьяной Исаевой» . Мировой социалистический веб-сайт . 28 февраля 2014 г.
  26. ^ «Новинка — главное культурное событие» . Мировой социалистический веб-сайт . 2 сентября 1998 г.
  27. ^ RDB Томпсон в AK Thorlby (редактор), The Penguin Companion to Literature: European (Penguin, 1969), p. 814.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f2e6a914487572046655990f8f2d94e4__1712075460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/e4/f2e6a914487572046655990f8f2d94e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aleksandr Voronsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)