Jump to content

Твердокислотный топливный элемент

Твердокислотные топливные элементы (SAFC) представляют собой класс топливных элементов, характеризующийся использованием твердокислотного материала в качестве электролита. Подобно топливным элементам с протонообменной мембраной и твердооксидным топливным элементам , они извлекают электроэнергию в результате электрохимического преобразования водородсодержащих и кислородсодержащих газов, оставляя в качестве побочного продукта только воду. Современные системы SAFC используют газообразный водород, полученный из различных видов топлива, таких как пропан промышленного качества и дизельное топливо. Они работают при средних температурах от 200 до 300 °C. [1] [2]

Твердые кислоты являются химическими промежуточными продуктами между солями и кислотами, например CsHSO 4 . [3] Твердые кислоты, представляющие интерес для применения в топливных элементах, представляют собой кислоты, химический состав которых основан на оксианионных группах (SO 4 2- , ПО 4 3− , СеО 4 2− , АсО 4 3− ) связаны друг с другом водородными связями и сбалансированы по заряду крупными катионами ( Cs + , руб. + , НХ 4 + , К + ). [1]

При низких температурах твердые кислоты имеют упорядоченную молекулярную структуру, как и большинство солей. При более высоких температурах (между 140 и 150 градусами Цельсия для CsHSO 4 ) некоторые твердые кислоты претерпевают фазовый переход, превращаясь в сильно неупорядоченные «суперпротонные» структуры, что увеличивает проводимость на несколько порядков. [3] При использовании в топливных элементах такая высокая проводимость позволяет повысить эффективность использования различных видов топлива до 50%. [4]

Первые SAFC для проверки концепции были разработаны в 2000 году с использованием гидросульфата цезия (CsHSO 4 ). [1] Однако топливные элементы, использующие сульфаты кислот в качестве электролита, приводят к образованию побочных продуктов, которые серьезно разрушают анод топливного элемента, что приводит к снижению выходной мощности даже после умеренного использования. [5]

В современных системах SAFC используется дигидрофосфат цезия (CsH 2 PO 4 ), срок службы которых исчисляется тысячами часов. [6] При суперпротонном фазовом переходе CsH 2 PO 4 испытывает увеличение проводимости на четыре порядка. [7] [8] [9] В 2005 году было показано, что CsH 2 PO 4 может стабильно подвергаться суперпротонному фазовому переходу во влажной атмосфере при «промежуточной» температуре 250 °C, что делает его идеальным твердокислотным электролитом для использования в топливных элементах. [10] Влажная среда в топливном элементе необходима для предотвращения дегидратации и диссоциации некоторых твердых кислот (таких как CsH 2 PO 4 ) на соль и водяной пар. [11]

Электродные реакции

[ редактировать ]

Газообразный водород подается к аноду , где он расщепляется на протоны и электроны. Протоны проходят через твердый кислотный электролит, чтобы достичь катода , а электроны перемещаются к катоду через внешнюю цепь, генерируя электричество. На катоде протоны и электроны рекомбинируют вместе с кислородом, образуя воду, которая затем удаляется из системы.

Анод : H 2 → 2H + + 2е

Катод : 1/2 + О 2 + + 2е → Н 2 О

В целом : H 2 + 1 / 2 О 2 → Ч 2 О

Работа SAFC при средних температурах позволяет им использовать материалы, которые в противном случае были бы повреждены при высоких температурах, такие как стандартные металлические компоненты и гибкие полимеры. Эти температуры также делают SAFC устойчивыми к примесям в источнике водорода в топливе, таким как окись углерода или компоненты серы. Например, SAFC могут использовать газообразный водород, извлеченный из пропана, природного газа, дизельного топлива и других углеводородов. [12] [13] [14]

Изготовление и производство

[ редактировать ]

Соссина Хайле разработала первые твердокислотные топливные элементы в 1990-х годах.

В 2005 году SAFC были изготовлены с тонкими электролитными мембранами толщиной 25 микрометров, что привело к восьмикратному увеличению пиковой плотности мощности по сравнению с более ранними моделями. Тонкие электролитные мембраны необходимы для минимизации потерь напряжения из-за внутреннего сопротивления внутри мембраны. [15]

По данным Сурьяпракаша и др. В 2014 году идеальный твердокислотный анод топливного элемента представляет собой «пористую наноструктуру электролита, равномерно покрытую тонкой пленкой платины». Эта группа использовала метод, называемый распылительной сушкой, для изготовления SAFC, осаждая наночастицы твердокислотного электролита CsH 2 PO 4 и создавая пористые, трехмерные взаимосвязанные наноструктуры из материала электролита твердокислотного топливного элемента CsH 2 PO 4 . [16]

Электродные катализаторы

[ редактировать ]

В SAFC, как и во многих других типах топливных элементов, используются электрохимические катализаторы на электродах для повышения эффективности элемента. Платина является наиболее распространенным выбором для SAFC из-за ее высокой реакционной активности и стабильности. [17] [18] Первоначально наночастицы платины наносились непосредственно на поверхность электрода, но в процессе работы топливного элемента эти наночастицы агломерировались. [19] [20] Недавние исследования включили подложки на основе углерода ( углеродные нанотрубки , графен и т. д.) для уменьшения агломерации. [21] [22] Здесь наночастицы платины осаждаются непосредственно на углеродную основу с помощью таких процессов, как осаждение атомного слоя. [23] или металлоорганическое химическое осаждение из паровой фазы . [24]

SAFC обладают высокой устойчивостью к отравлению катализатора благодаря стабильности CsH 2 PO 4 при рабочих температурах. [25] Однако одно недавнее исследование показало, что локальные горячие точки вокруг волокон токосъемника могут вызвать отравление катализатора. [26] По данным Вагнера и др. В 2021 году локальные горячие точки могут образовывать жидкую фазу CsH 2 PO 4 , которая вводит фосфатные группы в платиновый катализатор, ухудшая работу топливных элементов. Установлено, что введение микропористого токосъемника повышает морфологическую стабильность CsH 2 PO 4 и, как следствие, снижает отравление катализатора.

Механическая стабильность

[ редактировать ]

По сравнению со своими высокотемпературными аналогами, такими как высокотемпературные протонные керамические топливные элементы или твердооксидные топливные элементы , твердокислотные топливные элементы выигрывают от работы при низких температурах, когда механизмы пластической деформации и ползучести с меньшей вероятностью могут привести к необратимому повреждению материалов элемента. Остаточная деформация происходит легче при повышенных температурах, поскольку дефекты, присутствующие в материале, обладают достаточной энергией, чтобы сдвинуться и разрушить исходную структуру. Работа при более низких температурах также позволяет использовать неогнеупорные материалы , что снижает стоимость SAFC.

Однако материалы твердокислотных электролитов топливных элементов по-прежнему подвержены механическому разложению при нормальных условиях эксплуатации выше температур суперпротонного фазового перехода из-за сверхпластичности , обеспечиваемой этим переходом. [6] [27] [28] Например, в случае CsHSO 4 исследование показало, что материал может подвергаться деформации со скоростью, достигающей для приложенного сжимающего напряжения в пределах нескольких МПа. Поскольку топливным элементам часто требуется давление в этом диапазоне для правильной герметизации устройства и предотвращения утечек, ползучесть может привести к разрушению элементов, создавая путь короткого замыкания. То же исследование показало, что скорость деформации, смоделированная с использованием стандартного уравнения установившейся ползучести , имеет показатель напряжения обычно связан с механизмом скольжения дислокаций и энергией активации 1,02 эВ. [27] n — показатель степени напряжения, Q — энергия активации ползучести, А — константа, зависящая от механизма ползучести.

Сопротивление ползучести можно получить путем упрочнения преципитатов с использованием композитного электролита, в который вводятся керамические частицы для предотвращения движения дислокаций. Например, скорость деформации CsH 2 PO 4 была снижена в 5 раз за счет подмешивания частиц SiO 2 размером 2 микрона, однако это привело к снижению протонной проводимости на 20%. [6]

В других исследованиях рассматривались композиты CsH 2 PO 4 / эпоксидная смола , в которых частицы CsH 2 PO 4 микронного размера внедрены в сшитую полимерную матрицу. Сравнение прочности на изгиб композита SiO 2 с эпоксидным композитом показало, что, хотя сами прочности аналогичны, гибкость эпоксидного композита выше, а это свойство важно для предотвращения разрушения электролита во время работы. Эпоксидный композит также демонстрирует сопоставимую, но несколько меньшую проводимость, чем композит SiO 2 при работе при температурах ниже 200 °C. [28]

Приложения

[ редактировать ]

Благодаря умеренным температурным требованиям и совместимости с несколькими типами топлива SAFC могут использоваться в отдаленных местах, где другие типы топливных элементов были бы непрактичны. В частности, системы SAFC для удаленных применений в нефтегазовой отрасли были развернуты для электрификации устьев скважин и устранения использования пневматических компонентов, которые выбрасывают метан и другие сильнодействующие парниковые газы прямо в атмосферу. [4] Меньшая по размеру портативная система SAFC находится в разработке для военного применения, которая будет работать на стандартном логистическом топливе, таком как судовое дизельное топливо и JP8. [29]

В 2014 году был разработан туалет, который химически превращает отходы в воду и удобрения с использованием сочетания солнечной энергии и SAFC. [30]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Калум Р.И. Чисхолм, Дэйн А. Бойсен, Алекс Б. Папандрю, Страхинья Зечевич, Сукьял Ча, Кенджи А. Сасаки, Арон Варга, Константинос П. Гиапис, Соссина М. Хайле. «От лабораторного прорыва к технологической реализации: путь развития твердокислотных топливных элементов». Интерфейс электрохимического общества. Том 18. № 3. (2009).
  2. ^ Папандрей, Александр Б.; Чисхолм, Калум Р.И.; Эльгаммаль, Рамез А.; Озер, Мустафа М.; Зечевич, Страхинья К. (12 апреля 2011 г.). «Усовершенствованные электроды для твердокислотных топливных элементов путем осаждения платины на CsH2PO4» (PDF) . Химия материалов . 23 (7): 1659–1667. дои : 10.1021/cm101147y . ISSN   0897-4756 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Соссина М. Хейл, Дэйн А. Бойсен, Калум Р.И. Чисхолм, Райан Б. Мерл. «Твердые кислоты как электролиты топливных элементов». Nature 410, 910–913 (19 апреля 2001 г.). дои: 10.1038/35073536.
  4. ^ Перейти обратно: а б «SAFCell – Нефть и Газ». http://www.safcell.com/oil-gas/
  5. ^ Райан Б. Мерл, Калум Р.И. Чисхолм, Дейн А. Бойсен, Соссина М. Хейл. «Нестабильность сульфатных и селенатных твердых кислот в среде топливных элементов». Energy Fuels, 2003, 17 (1), стр. 210–215. DOI: 10.1021/ef0201174
  6. ^ Перейти обратно: а б с Соссина М. Хайле, Калум Р.И. Чисхолм, Кенджи Сасаки, Дэйн А. Бойсен, Тэцуя Уда. «Твердокислотные проводники протонов: от лабораторных диковинок до электролитов топливных элементов». Фарадей Дискуссия., 2007, 134, 17-39. DOI: 10.1039/B604311A
  7. ^ Баранов А.И.; Хизниченко, вице-президент; Сэндлер, Вирджиния; Шувалов, Л.А. (1 мая 1988 г.). «Частотная диэлектрическая дисперсия в сегнетоэлектрической и суперионной фазах CsH2PO4». Сегнетоэлектрики . 81 (1): 183–186. Бибкод : 1988Fer....81..183B . дои : 10.1080/00150198808008840 . ISSN   0015-0193 .
  8. ^ Баранов А.И.; Хизниченко, вице-президент; Шувалов, Л.А. (01.12.1989). «Высокотемпературные фазовые переходы и протонная проводимость в некоторых кристаллах семейства kdp». Сегнетоэлектрики . 100 (1): 135–141. Бибкод : 1989Fer...100..135B . дои : 10.1080/00150198908007907 . ISSN   0015-0193 .
  9. ^ Баранов А.И.; Меринов, Б.В.; Трегубченко А.В.; Хизниченко, вице-президент; Шувалов Л.А.; Щагина, Н. М. (1 ноября 1989 г.). «Быстрый транспорт протонов в кристаллах с динамически неупорядоченной сеткой водородных связей». Ионика твердого тела . 36 (3): 279–282. дои : 10.1016/0167-2738(89)90191-4 .
  10. ^ Отомо, Дзюнъитиро; Тамаки, Таканори; Нисида, Сатору; Ван, Шуцян; Огура, Масару; Кобаяши, Такеши; Вэнь, Чинг-цзюй; Нагамото, Хидетоши; Такахаши, Хироши (2005). «Влияние водяного пара на протонную проводимость дигидрофосфата цезия и его применение в топливных элементах с промежуточной температурой». Журнал прикладной электрохимии . 35 (9): 865–870. дои : 10.1007/s10800-005-4727-4 . ISSN   0021-891X . S2CID   96019963 .
  11. ^ Бойсен, датчанин А.; Уда, Тецуя; Чисхолм, Калум Р.И.; Хайле, Сосина М. (2 января 2004 г.). «Высокопроизводительные твердокислотные топливные элементы за счет стабилизации влажности» (PDF) . Наука . 303 (5654): 68–70. Бибкод : 2004Sci...303...68B . дои : 10.1126/science.1090920 . ISSN   0036-8075 . ПМИД   14631049 . S2CID   10829089 .
  12. ^ Дешевые топливные элементы на дизельном топливе. Буллис, Кевин. 21 октября 2010 г. Обзор технологий MIT.
  13. ^ Дизель: топливо будущего? 11 февраля 2013 г. Discovery News.
  14. ^ Работа топливных элементов на биодизеле. Клод Р. Олсен, Эльза Ли. 8 октября 2010 г. Исследовательский совет Норвегии.
  15. ^ Уда, Тецуя; Хайле, Сосина М. (1 мая 2005 г.). «Тонкопембранный твердокислотный топливный элемент» (PDF) . Электрохимические и твердотельные буквы . 8 (5): А245–А246. дои : 10.1149/1.1883874 . ISSN   1099-0062 .
  16. ^ Сурьяпракаш, РЦ; Ломанн, ФП; Вагнер, М.; Абель, Б.; Варга, А. (10 ноября 2014 г.). «Распылительная сушка как новый и масштабируемый метод изготовления наноструктурированных CsH2PO4, тонкопленочных композитных электродов из платины для твердокислотных топливных элементов». РСК Прогресс . 4 (104): 60429–60436. Бибкод : 2014RSCAd...460429S . дои : 10.1039/C4RA10259B . ISSN   2046-2069 .
  17. ^ Ломанн, ФП; Шульце, PSC; Вагнер, М.; Наумов О.; Лотник А.; Абель, Б.; Варга, А. (2017). «Электроды твердокислотных топливных элементов нового поколения: стабильные, высокие характеристики с минимальной загрузкой катализатора» . Журнал химии материалов А. 5 (29): 15021–15025. дои : 10.1039/c7ta03690f . ISSN   2050-7488 .
  18. ^ Папандрей, Александр Б.; Джон, Сэмюэл Ст.; Эльгаммаль, Рамез А.; Уилсон, Дэвид Л.; Аткинсон, Роберт В.; Лоутон, Джейми С.; Арруда, Томас М.; Заводзинский, Томас А. (2016). «Нанесенные из паровой фазы Pt и Pd-Pt катализаторы для твердокислотных топливных элементов: короткодействующая структура и взаимодействие с электролитом CsH 2 PO 4 » . Журнал Электрохимического общества . 163 (6): Ф464–Ф469. дои : 10.1149/2.0371606jes . ISSN   0013-4651 . S2CID   100764488 .
  19. ^ Монзо, Дж.; Влит, Д.Ф. ван дер; Янсон, А.; Родригес, П. (10 августа 2016 г.). «Выяснение механизма деградации катодного катализатора PEFC с помощью сочетания электрохимических методов и рентгенофлуоресцентной спектроскопии» . Физическая химия Химическая физика . 18 (32): 22407–22415. Бибкод : 2016PCCP...1822407M . дои : 10.1039/C6CP03795J . ISSN   1463-9084 . ПМИД   27464340 . S2CID   38976147 .
  20. ^ Чжан, Шэншэн; Юань, Сяо-Цзы; Хин, Джейсон Нг Ченг; Ван, Хайцзян; Фридрих, К. Андреас; Шульце, Матиас (декабрь 2009 г.). «Обзор деградации слоя катализатора на основе платины в топливных элементах с протонообменной мембраной» . Журнал источников энергии . 194 (2): 588–600. Бибкод : 2009JPS...194..588Z . дои : 10.1016/j.jpowsour.2009.06.073 .
  21. ^ Той, В. Сара; Усискин, Роберт Э.; Хайле, Сосина М. (2015). «Углеродные нанотрубки, декорированные платиной, для окисления водорода и восстановления протонов в твердокислотных электрохимических ячейках» . Химическая наука . 6 (2): 1570–1577. дои : 10.1039/c4sc03003f . ISSN   2041-6520 . ПМЦ   5811139 . ПМИД   29560244 .
  22. ^ Ван, Ченг; Вадже, Махеш; Ван, Синь; Тан, Джейсон М.; Хэддон, Роберт С.; Ян (30 декабря 2003 г.). «Топливные элементы с протонообменной мембраной и электродами на основе углеродных нанотрубок» . Нано-буквы . 4 (2): 345–348. дои : 10.1021/nl034952p . ISSN   1530-6984 .
  23. ^ Лю, Чуэ; Ван, Чи-Чье; Кей, Чи-Чунг; Сюэ, Ян-Чи; Пернг, Цонг-Пынг (30 июня 2009 г.). «Атомно-слоевое осаждение наночастиц платины на углеродные нанотрубки для применения в топливных элементах с протонообменной мембраной» . Маленький . 5 (13): 1535–1538. дои : 10.1002/smll.200900278 . ISSN   1613-6810 . ПМИД   19384876 .
  24. ^ Виджаярагаван, Ганеш; Стивенсон, Кейт Дж. (27 мая 2008 г.). «Химическое осаждение из паровой фазы платиновых и палладиевых катализаторов восстановления кислорода на наноуглеродном носителе» . ECS-транзакции . 6 (25): 43–50. Бибкод : 2008ECSTr...6y..43V . дои : 10.1149/1.2943223 . ISSN   1938-5862 . S2CID   100769294 .
  25. ^ Соссина М. Хайле, Калум Р.И. Чисхолм, Кенджи Сасаки, Дейн А. Бойсен, Тэцуя Уда. «Твердокислотные проводники протонов: от лабораторных диковинок до электролитов топливных элементов». Фарадей Дискуссия., 2007, 134, 17-39. DOI: 10.1039/B604311A
  26. ^ Вагнер, Максимилиан; Лоренц, Оливер; Ломанн-Рихтерс, Феликс П.; Варга, Арон; Абель, Бернд (2021). «Исследование отравления катализатора с твердым электролитом в твердокислотных топливных элементах» . Журнал химии материалов А. 9 (18): 11347–11358. дои : 10.1039/D1TA01002F . ISSN   2050-7488 . S2CID   234910940 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Гиндер, Райан С.; Фарр, Джордж М. (октябрь 2017 г.). «Ползучесть материала твердокислотного топливного элемента CsHSO4» . Скрипта Материалия . 139 : 119–121. дои : 10.1016/j.scriptamat.2017.06.019 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Цин, Гелету; Кикучи, Рюдзи; Такагаки, Ацуши; Сугавара, Такаши; Ояма, Сигео Тед (июль 2015 г.). «Композитные электролиты CsH2PO4/эпоксидной смолы для среднетемпературных топливных элементов» . Электрохимика Акта . 169 : 219–226. дои : 10.1016/j.electacta.2015.04.089 .
  29. ^ SAFCell Inc. получила грант на улучшение от армии США. Пасадена, Калифорния. SAFCell, Inc., 16 мая 2016 г. http://www.ultracell-llc.com/assets/UltraCell_BT-press-release-17-May-2016-FINAL.pdf
  30. ^ Экологический туалет, разработанный Калифорнийским технологическим институтом и работающий на солнечных батареях / топливных элементах, дебютирует в Индии. Пасадена, Калифорния. Письмо о водороде и топливных элементах. Февраль 2014 г. http://www.hfcletter.com/Content/EnviroToilet.aspx .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f315601a941e22168c46ed6849a192c7__1718900040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/c7/f315601a941e22168c46ed6849a192c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Solid acid fuel cell - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)