Хавьер Торрес Мальдонадо

Хавьер Торрес Мальдонадо (род. 1968) — мексиканский композитор , получивший международное признание, в основном, благодаря своим оркестровым, камерным, вокальным и электроакустическим произведениям.
Биография
[ редактировать ]родился в Четумале Хосе Хавьер Торрес Мальдонадо (Мексика) и изучал игру на скрипке и композицию в Консерватории Мехико , а позже, по приглашению Франко Донатони , композицию в Консерватории им. Верди» Миланской консерватории под руководством Сандро Горли и Алессандро Сольбиати ; он закончил аспирантуру у Франко Донатони , Азио Корги ( Национальная академия Санта-Чечилия , Музыкальная академия Киджиана ) и Ивана Феделе ( Консерватория Страсбурга ). В 2003 году он получил диплом Консерватории Дж. Верди за работу в области электронной музыки, а в 2004 году стал одним из десяти композиторов, приглашенных для участия в Stage de Composition et Informatique Musicale в парижском центре IRCAM .
В большинстве своих работ Торрес Мальдонадо исследует новаторские способы организации времени, тембра и пространства. Например, в пьесе для ансамбля и электроакустического сопровождения De Ignoto Cantu (2004) композитор представляет несколько мелодических линий, которые, несмотря на свою сложность, на самом деле происходят из одного простого источника, состоящего из небольшого числа элементов; каждая строка содержит значительную степень горизонтально- спектрального созвучия, но вертикальные интервалы и разнообразие ритмических акцентов в каждой строке создают жесткий диссонанс, как в гармонии, так и в ритме, так и есть: он использует гармонические поля, связанные со слоистыми узорами пульсации и метрикой. модуляция для создания звукового аналога искажающего процесса отражения, «почти как вращающаяся линза, через которую изображение входит и выходит из фокуса». [ 1 ]
О произведениях-триптихах «Фигуральная музыка» (1996–1998) композитор говорит: «Оно происходит от увлечения, которое я всегда испытывал к перцептивным иллюзиям, воплощенным в невозможные объекты физической реальности, и, прежде всего, к результатам переплетения плоскостей. и перспективы, использованные Пиранези и М.К. Эшером ». [ 2 ] Снова сжимая, расширяя, пересекая и перерабатывая ограниченное число основных музыкальных фигур, он расширяет восприятие музыкальных объектов посредством быстрых или очень медленных сопоставлений различных временных колебаний.
По словам Бет Э. Леви, [ 3 ] временами Торрес Мальдонадо использует эти сложные композиционные приемы, чтобы предложить слушателю открыто социальное или политическое послание; так обстоит дело с одним из его самых известных произведений, Exabrupto (1998), в котором он использует сложные переходы во времени и пространстве, внезапные разрывы формы и полиметры, отдавая дань памяти мексиканским индейцам, убитым в 1998 году. Актеал, Чьяпас.
Торрес Мальдонадо был удостоен множества международных наград, в том числе Государственной премии Министерства культуры Франции (2007 г.), международной премии в области композиции GRAME (Национального центра музыкального творчества) в Лионе (2006 г.), премии «Королева Элизабет». Брюсселя (2004 г.), «Альфредо Казелла» из Сиены (2002 г.), «Королева Мария Хосе» из Женевы (2000 г.), «Реклама Референдум II» в Монреале (1998), «Città di Barletta» (Италия), «Prix des Musiciens» (1998) от Nouvel Ensemble Moderne, медаль Моцарта от правительств Австрии и Мексики, а также получил вторую премию. на двух подряд конкурсах имени Моцарта в Зальцбурге (1999 и 2001 гг.).
Его произведения заказывали и программировали всемирно известные фестивали и учреждения по всему миру, среди которых: Неделя Моцарта (Зальцбург), Венецианская биеннале, Фестиваль Musica (Страсбург), Biennale Musiques en Scène (Лион), Settimana Musicale Senese, Gaudeamus. Неделя музыки (Амстердам), Миланский музыкальный фестиваль, Люцернский фестиваль, Focus! Фестиваль (Нью-Йорк), Музыкальный фестиваль Акиёсидай (Япония), Nuova Consonanza (Рим), Фестиваль дней современной музыки (Дрезден), Rencontres entre Compositeurs et Interprètes (Париж), Tiroler Festspiele Erl (Австрия), CDMC в Мадриде, Фестивали Суэка и Аликанте (Испания), Международный фестиваль Сервантино (Мексика).
Его композиции исполняют, в частности, Арманд Ангстер , Марио Кароли , Карло Кьяраппа , Паскаль Конте , Пабло Маркес , квартет Ардитти , ансамбль Алеф , ансамбль Nouvel Moderne, ансамбль Orchestral Contemporain, исполнители современной музыки Сан-Франциско, ансамбль Divertimento, ансамбль Risognanze, Национальный оркестр Бельгии, Симфонический оркестр оперного театра Ла Фениче Оркестр Венеции, Симфонический оркестр Бильбао, Оркестр Гайдна Больцано, Региональный оркестр Тосканы. В качестве дирижера и художественного руководителя ансамбля «Динамис» он запрограммировал и представил большинство современных музыкальных произведений молодых композиторов на различных фестивалях по обе стороны Атлантики.
Резидент в Италии с 1996 г. С 2003 по 2007 г. он стал профессором электроакустической композиции, композиции с использованием компьютера и техники композиции ХХ века в Консерватории им. А. Вивальди» из Алессандрии, Италия, а с 2007 года преподает электроакустическую композицию и электронную музыку в консерватории «Дж. Верди» в Милане . Он преподавал композицию, композицию с помощью компьютера, моделирование звука в консерваториях Тренто-Рива-дель-Гарда и Монополи (Италия), консерваториях Лугано и Лозанны (Швейцария), а также в Мексике и Испании.
Награды
[ редактировать ]- 2011 г., резидентский композитор, GRAME (Национальный центр музыкального творчества), Лион, Франция. Композиционный проект: АТЛАКУАЛО, ПРЕКРАЩЕНИЕ ВОДЫ, акустатическая музыка для междисциплинарной работы (театр/танец). По заказу танцевальной труппы Navarrete x Kajiyama из Сан-Франциско (США)
- 2011, Стационарный композитор, Национальный центр музыкального творчества « La Muse en Circuit », Альфорвиль, Франция. Композиционный проект: UN POSIBLE DIA (квази и радиодрама), для голоса, одного актера, ансамбля, интерактивной электроакустической системы и видео Первое мировое выступление: 20.05.2010, Festival Extension, Вильжюиф, Франция.
- 2010 г., резидентский композитор, GRAME (Национальный центр музыкального творчества), Лион, Франция. Проект композиции: IRIDISCENTE (2010–2011), для ударных, фортепиано, электроакустической интерактивной системы и видео. Первое мировое представление: 12.05.2011, Лионская национальная опера , фестиваль GRAME Days.
- 2009-2012. CONACULTA/FONCA (Национальный совет по искусству и культуре Мексики), почётный член Национальной системы творцов искусства Мексики.
- 2008-2012, Commande de l'Etat, заказ Министерства культуры Франции за работу Sinfonia Mixta, для трех инструментальных групп и электроакустического сопровождения.
- 2007–2010: Государственный командование , Комиссия Министерства культуры Франции за работу для голоса и ансамбля сопрано Франсуа Кюблера и ансамбля Accroche Note из Страсбурга.
- 2006: 6 место. Международный конкурс композиторов GRAME (Национальный центр музыкального творчества), Лион, Франция. Работа по заказу GRAME, Ensemble Orchestral Contemporain и Лионской биеннале музыки на сцене: "Sinfonia Mixta" для ансамблевой и электроакустической поддержки. Жюри: Анри Форес, Пьер-Ален Жафрену, Даниэль Каука, Дидье Мюляйзен, Франсуа Пари, Беатрис Рамо и Лоррен Вайланкур .
- 2004: Первая премия Международного конкурса композиторов Королевы Елизаветы. Архивировано 13 ноября 2013 г. в Wayback Machine в Брюсселе. Работа-победитель: Obscuro entiantum lumine, для скрипки и трех оркестровых групп. Жюри: Луис де Пабло, Каиа Саариахо, Майкл Джаррелл, Тристан Мюрай, Лука Франческони, Иван Феделе, Арье ван Лизебет, Стефан Никулеску, Фредерик ван Россум, Н. Боленс.
- 2004: FONCA (Фонд культуры) и SRE (Министерство иностранных дел Мексики). Спонсорство предоставлено для записи компакт-диска Exabrupto.
- 2003-2006. КОНАКУЛЬТА (Национальный совет искусств и культуры Мексики). Почетный член Национальной системы творцов искусства Мексики.
- 2001: Первая премия X Международного конкурса композиторов «Альфредо Казелла» в Сиене. Работа-победитель: Como el viento, для оркестра. Жюри: Азио Корги, Иван Вадор, Мишель Далл'Онгаро.
- 2000: Первая премия Международного конкурса композиторов Марии Хосе Женевской. Победившая работа: Луз, для аккордеона и струнного квартета. Жюри: Мариус Констан, Паскаль Конте, Габор Такач-Надь, Жан Балисса, Филипп Динкель, Эрик Годибер .
- 1999: Первая премия: Международный конкурс композиторов Ad Referendum II SMCQ , Монреаль. Работа-победитель: Figuralmusik II, для 10 игроков. Приз, присвоенный публикой.
- 1999: Медаль Моцарта от правительств Мексики и Австрии.
- 1998: Премия музыкантов, Новый современный ансамбль , Форум Монреаля.
- 1997: Первая премия Международного конкурса композиторов «Città di Barletta» , Италия. Работа-победитель: «Ксимохуа», для голоса и духового квинтета.
- Дважды (2000 и 2003 годы): Вторая премия Международного конкурса композиторов имени Моцарта в Зальцбурге.
- 2006, VI Tribuna Mexicana de la Música, категория электроакустическая музыка с инструментами. Работа, выбранная для представления Мексики на Международной выставке композиторов ЮНЕСКО в Париже: Tiento, для виолончели и электроники.
- 2004: один из 10 молодых композиторов, проживающих в резиденции III Международного форума молодых композиторов ансамбля «Алеф» .
- 2004: один из 10 композиторов, проживавших в резиденции Первого века. Встречи композиторов и исполнителей из Парижа. Синтоно, Cité Culture, Cité Internationale Universitaire в Париже.
- 2003: почетное упоминание Международного конкурса композиторов «Settimane Musicali di Stresa» за произведение «Currentes II» для оркестра.
- 1999: Почетная награда за произведение «Урис» для 16 голосов, Международный конкурс композиторов «Гвидо д'Ареццо» .
Дискография
[ редактировать ]- Amberola Records (AMBC CD 7141 33719) Exabrupto, для 3 инструментальных групп, 1 пианиста и 1 перкуссиониста. «Новый ансамбль модерн», дир. Лоррейн Вайанкур.
- Страдивари (STR 33719) Exabrupto, для 3 инструментальных групп, 1 пианиста и 1 перкуссиониста. «Новый ансамбль модерн», дир. Лоррейн Вайанкур.
- Stradivarius (STR 33719) Tiento, версия для виолончели и электроники. Андреа Кавуото, виолончель.
- Страдивари (STR 33719) Неожиданные часы в зеркалах, для скрипки, бас-кларнета и ансамбля. Карло Кьяраппа , скрипка, Арманд Ангстер , бас-кларнет, ансамбль Dynamis , дир. Хавьер Торрес Мальдонадо.
- Страдивари (STR 33719) Ориор, для фортепиано соло. Кандида Феличи , фортепиано.
- Страдивари (STR 33719) De ignoto cantu, для бас-кларнета, трубы, ударных, скрипки, виолончели и электроники. Ансамбль Динамис , дир. Хавьер Торрес Мальдонадо.
- Страдивари (STR 33719) Луз, для аккордеона и струнного квартета. Джермано Скурти, аккордеон, струнный квартет Terpsycordes.
- Амбруази (AMB 9987) Obscuro etiantum lumine, для скрипки и трех оркестровых групп. Михаил Овруцкий, скрипка, Национальный симфонический оркестр Бельгии, дир. Джайлс Варга.
Опубликованные работы
[ редактировать ]Соло
- Альборада (2004), для саксофона-сопрано. (40 дюймов). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12450 Z., опубликовано в 2004 г.
- Desde el Instante (2002), три пьесы для кларнета (6/7 футов). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12089 Z., опубликовано в 2004 г.
- Invención (2002), для скрипки соло (около 40 дюймов). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12076 Z., опубликовано в 2002 году.
- Lacrymosa I (2001), для аккордеона или любого клавишно-аэрофонного инструмента (4 минуты). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 11936 Z., опубликовано в 2001 году.
- Ориор (1997) для фортепиано соло (или соло клавесина, или соло фортепиано) (7'). Universal Edition, Вена, UE31247, опубликовано в 1998 г.
- Primer libro del canto alado (2006) для пикколо, флейты, флейты соль мажор и бас-флейты - 1 игрок (приблизительно 6 футов). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12855 Z., опубликовано в 2006 году.
- Тьенто (2000) для виолончели соло (6/7 минут). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 11734 Z., опубликовано в 2000 году.
- Три этюда для скрипки (2001) (9-10 минут). Universal Edition, Вена, UE31904, опубликовано в 2001 г.
Инструменты и электроника
- Версия Dawn (2004) для саксофона-сопрано. и компакт-диск (40 дюймов). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12450 Z., опубликовано в 2004 г.
- На пороге эфира (2005), для аккордеона и цифрового электроакустического сопровождения -4 канала или стереоверсия.-, (7'). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12710 Z., опубликовано в 2005 г.
- Huayra Yana (2003 г., новая версия: 2013 г.) для бас-флейты и цифровой электроакустической поддержки -4 канала. или стерео версия.-. (10 минут). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12246 Z., опубликовано в 2003 г., новая версия: 2013 г.
- Iridiscente (2010-2011), для фортепиано, ударных инструментов (1 игрок), электроакустической интерактивной системы и видео (по желанию) (10 минут)
Работа выполнена по заказу GRAME (Национального центра музыкального творчества, Лион, Франция) и Национальной системы творческих искусств/FONCA, Мексика.
- Tiento (2004), виолончель и электронные звуки - CD-версия (около 7 минут)
Камерная музыка
- Ad imitationem moduli (2004), для скрипки, альта и виолончели (4 минуты). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12396 Z., опубликовано в 2004 г.
- De ignoto cantu (2003), -версия для 3-х игроков - для кл. баса, перка, vc. и электронные звуки (CD) ad libitum (8 минут) — см. также электроакустическую музыку с инструментами. Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12325 Z., опубликовано в 2003 году.
- Эспира I, Эспира II (2005) для гитары, фортепиано, скрипки и виолончели (около 8 минут). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12325 Z., опубликовано в 2005 г.
- Образы падения Альтазора (2003) для 2-х фортепиано и 2-х персов. (14'). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12159 Z., опубликовано в 2005 г.
- Интерстизи (2003) для скрипки и виолончели (11 минут). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12205 Z., опубликовано в 2003 году.
- Луз (2000), для аккордеона и струнного квартета (16/17 минут) Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 11778 Z., опубликовано в 2001 году.
- Montuno y canto (2006), для 2-х скрипок (1'). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12856 Z., опубликовано в 2006 году.
- Квинтет (1994), для флейты, гобоя, клар., бссн., хр. (5') Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 11726 Z., опубликовано в 2000 году.
- Спираль Reflejo (2000), для флейты и ударных инструментов. (3') Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 11735 Z., опубликовано в 2000 году.
- Segundo libro del canto alado (2006), для кларнета и струнного квартета. (9') Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12872 Z., опубликовано в 2006 г.
- Сонес (2001), для скрипки, виолончели и фортепиано. (9') Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 11858 Z., опубликовано в 2006 г.
Ансамбль
- Claroscuros (2001), для двух кларнетистов, бас-тромбона, виолончели и контрабаса (12 минут). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 11934 Z., опубликовано в 2001 году.
- О невежественной песне (2004), 2-е. версия для бас-кларнета, трубы, ударных, скрипки, виолончели и электроники ad libitum (8 минут). Сувини Зербони из Милана, S. 12419 Z., опубликовано в
- Экос (2002), для двух групп духовых инструментов (8 футов). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12043 Z., опубликовано в 2002 году.
- The Sigh of the Angel (2006), для 3-х инструментальных групп и электроакустической поддержки -4 канала-. (10 футов 30 дюймов). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12869 Z., опубликовано в 2006 году.
- Exabrupto (1997/98), для 3-х инструментальных групп, фортепиано и перка. (16/17 '). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12869 Z., опубликовано в 2006 г.
- Фигуральная музыка I (1996) для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (8 минут). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 11728 Z., опубликовано в 2000 году.
- Figuralmusik II (1996) для 10 игроков (8 футов). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 11730 Z., опубликовано в 2000 году.
- Figuralmusik II/a (2003), для десяти проигрывателей и электроники -CD-, (8 футов). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12185 Z., опубликовано в 2004 г.
- Hemisferios Artificiales (2002) для флейты, кларнета, 1 перса, фортепиано, скрипки и виолончели (8 минут). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12049 Z., опубликовано в 2002 году.
- Sinfonia Mixta (2006–2008) для 3-х инструментальных групп (15 инструментов) и электроакустического сопровождения (21 минута). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 13140 Z., опубликовано в 2008 г.
Солисты и ансамбль
- Неожиданные часы в зеркалах , для скрипки, бас-кларнета и ансамбля (12 минут). Edizioni Nuova Stradivarius из Милана, опубликовано в 2005 году.
Оркестр
- Como el viento (2002), для оркестра (15 минут). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12272 Z., опубликовано в 2002 году.
- Курентес (2003), для оркестра (10 минут). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12161 Z., опубликовано в 2003 году.
- Эсферал (2006), для оркестра и компакт-диска (11 минут). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12161 Z., опубликовано в 2006 г.
- Силуэта (2001), для оркестра (6 минут). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 11888 Z., опубликовано в 2001 году.
- Три изобретения «Гайдна» (2005), для оркестра (10 мин.). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12554 Z., опубликовано в 2005 г.
Солисты и оркестр
- Фигуральная музыка III (1998), для флейты, гобоя и кларнета. и струнный оркестр (8-9 минут) Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 11732 Z., опубликовано в 2000 году.
- Obscuro etiantum lumine (2004) для скрипки и трех оркестровых групп (12 минут). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12685 Z., опубликовано в 2000 году.
Вокальная музыка
- Урис (1999) для смешанного хора - 16 голосов - на тексты Руми, Чино да Пистойя и Тибау де Наварра (6'30 дюймов). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12049 Z., опубликовано в 2000 году.
Вокальная музыка с инструментами
- ...en el aire... (2002) для сопрано и пяти исполнителей, тексты Октавио Паса и Э. Торреса Мальдонадо (8 минут). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12077 Z., опубликовано в 2002 году.
- Ксимоуа (1997) для голоса и духового квинтета на тексты Несауалькойотля (9/10'). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 11740 Z., опубликовано в 2000 году.
Электроакустический
- Aurae (2002) Электроакустическая композиция -CD- (7 футов 53 дюйма). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12453 Z., опубликовано в 2004 году.
- Фонтане (2002) Электроакустическая композиция - стереоверсия на компакт-диске - (5 футов 42 дюйма). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 12454 Z., опубликовано в 2004 году.
- Ventus animae Электроакустическая композиция -CD- (1'37 дюймов). Edizioni Suvini Zerboni из Милана, S. 13121 Z., опубликовано в 2007 году.
Видео (сотрудничество)
- Fontane (2004) Видео Элизы Франзои и Сары Майно на основе электроакустической композиции Хавьера Торреса Мальдонадо «Fontane» (5’42»). Италия, 2005.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Un posible Dia (Возможный день), интерактивная веб-страница, посвященная одной из самых последних и значительных работ Хавьера Торреса Мальдонадо.
- Веб-сайт Хавьера Торреса Мальдонадо.
- Интерактивная веб-страница, посвященная радиоспектаклю Хавьера Торреса Мальдонадо «Un posibledia», с аудиопримерами, компьютерными алгоритмами композиции и оркестровки, партитурами в формате PDF и переводом текстов на разных языках.
- Сувини Зербони, музыкальный издатель Милана
- Universal Edition, музыкальное издательство Вены.
- Консерватория Дж. Верди в Милане
- Консерватория Антонио Вивальди в Алессандрии, Италия
- Консерватория А. Бонпорти в Тренто и Рива-дель-Гарда, Италия
- Радио Франции: Хавьер Торрес Мальдонадо в исполнении ансамбля 2e2m
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Феличи, К. (английский перевод Бойни, Н.): "Exabrupto" -буклет компакт-диска-, страница 14, записи Stradivarius, 2005.
- ^ Иди. композитора Бономо Г.: "ESZ News", стр. 9. Edizioni Suvini Zerboni, 2000.
- ^ Цит. Концерт 31 января 2001 г., Примечания к программе Бет Э. Леви, «Плееры современной музыки Сан-Франциско».