Соя (PL107)
![]() Соя в Музее морской науки , Токио
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя |
|
Тезка | Субпрефектура Соя |
Владелец |
|
Заказал | 1936 |
Строитель | Кояги/Каваминами/Мацуо |
Заложен | 31 октября 1936 г. |
Запущен | 16 февраля 1938 г. |
Завершенный | 10 июня 1938 г. |
Первое путешествие | возможно 1939 год |
Псевдоним(а) |
|
Статус | Корабль-музей |
Общие характеристики | |
Тип | Ледокол / Патрульное судно / Исследовательское судно |
Смещение | 3800 т (1944 г.) / 4100 т (1978 г.) |
Длина |
|
Луч |
|
Движение | Паровая машина ВТЭ, 2 котла, 1 вал. / Дизельные двигатели |
Скорость | 12,4 узла (23,0 км/ч; 14,3 миль в час) |
Соя ( 宗谷 ) — японский ледокол, который служит кораблем-музеем в Токио после долгой и легендарной службы, охватывающей некоторые исторические события 20-го века. Он назван в честь субпрефектуры Соя на Хоккайдо.
Строительство
[ редактировать ]Судно было построено как «Волочаевец» по заказу Советского Союза в 1936 году на верфи Мацуо на острове Кояги в Нагасаки в качестве частичной оплаты строительства Японией Южно-Маньчжурской железной дороги (также известной как Китайско-Восточная железная дорога ). Одновременно были заказаны еще два грузовых корабля ледового усиления — «Большевик» и «Комсомолец» . Все три были построены, но из-за ухудшения к тому времени состояния японо-советских отношений корабли так и не были сданы. «Волочаевец» был спущен на воду с ныне переименованной верфи Каваминами в феврале 1938 года. Он был построен как ледокольный грузовой корабль для компании Tatsunan Kisen Co. и был переименован в Chiryō Maru . «Большевик» и «Комсомолец» были переименованы в Минрё Мару (民領丸) и Тенрё Мару (地領丸). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Была роль
[ редактировать ]В ноябре 1939 года Императорский флот Японии реквизировал Чирё Мару на национальную службу. В феврале 1940 года он был переименован в «Сойя » — это имя ранее носило бывший «Варяг» , броненосный крейсер, захваченный у императорской России, но который Япония вернула в 1916 году. Ледокол « Сойя» был назначен вспомогательным судном снабжения боеприпасами и исследовательским судном. В мае 1942 года участвовала в битве за Мидуэй (операция «МИ»), где была приписана к 16-му тральщику Миямото Садачика (вместе со вспомогательными тральщиками Сёва Мару №8 , Тама Мару №3 , Тама Мару №5). , Сёва Мару № 7 ; охотники за подводными лодками CH-16 , CH-17 и CH-18 ; грузовые корабли Meiyo Maru и Yamafuku Maru ); [ 5 ] Она пережила Вторую мировую войну, хотя и с несколькими опасностями. В январе 1943 года Соя подвергся нападению авианосца « Гринлинг» . Торпеды либо промахнулись, либо оказались неисправными: Сои экипаж в знак празднования поднял на палубу одну невзорвавшуюся торпеду. в феврале 1944 года В ходе операции «Град» самолеты TF58 атаковали японскую якорную стоянку в Труке , потопив 41 японское судно. Соя сбежала, но при этом села на мель; 10 членов экипажа погибли. [ 2 ] 26 июня 1945 года подводная лодка USS Parche атаковала конвой, сопровождавший Сою и другие транспортные корабли из Иокогамы в Хакодате, потопив судно сопровождения и выведя из строя один транспортный корабль. 9 августа 1945 года «Соя» стоял на якоре в заливе Онагава в составе флотилии вместе с другими судами, когда британские бомбардировщики атаковали с воздуха, потопив по крайней мере два из них. [ 2 ]
Послевоенный
[ редактировать ]После войны, когда Япония потерпела поражение и ей пришлось репатриировать миллионы людей из своих бывших колоний, Соя был исключен из списка военно-морского флота и ему были поручены обязанности в национальном репатриационном флоте. Модификации в то время включали снятие с нее орудий и установку удобств для пассажиров, таких как туалеты в ее больших переднем и кормовом грузовых трюмах. На палубе также были построены просторные деревянные помещения. Она выполнила множество миссий по посадке войск и пассажиров, включая заходы в Шанхай, Тиниан и Гуам. Учитывая ее ледокольные способности, ей также поручали миссии на севере, и к 1948 году она совершила 14 рейсов на Сахалин (бывший Карафуто) и обратно , эвакуируя граждан по соглашению с новыми властями с территории, которая стала частью Советского Союза. Союз. [ 6 ]
( Соя не следует путать в этот период с Соя Мару , одним из трех пассажирских паромов с ледовым усилением, которые курсировали на морской линии Чихаку Японских национальных железных дорог между Одомари, нынешним Корсаковом на Сахалине, и Вакканай на Хоккайдо с 1923 года по август. 1945.) [ 7 ]
В 1949 году ее обязанности по репатриации прекратились, и Соя была переведена в Агентство морской безопасности, предшественник Береговой охраны Японии . В новой роли, снабжающей отдаленные маяки, она, как полагают, стала известна в некоторых кругах как Морской Санта-Клаус. [ 2 ]
Антарктическое исследовательское судно
[ редактировать ]
В 1950 году корабль прошел комплексный ремонт в рамках подготовки к эксплуатации в качестве первого в Японии специализированного антарктического исследовательского корабля. В 1956 году его дальнейшие модификации включали замену паровой машины на сдвоенные дизельные двигатели и установку вертолетной площадки с возможностью хранения легких вертолетов для плавания. В 1957 году был надстроен ее передний планширь, а в 1958 году в результате дальнейшего ремонта была добавлена вторая, более крупная вертолетная площадка над предыдущей, которая стала огромным новым складским помещением. Между 1956 и 1962 годами Соя совершал миссии в Антарктику. Ее второе путешествие, состоявшееся в 1958 году, попало в заголовки газет по всему миру, когда она спасла персонал, застрявший на исследовательской станции Сёва перед лицом приближающейся зимы. Эвакуация не коснулась собак миссии, и 15 хаски Карафуто-Кен были брошены на произвол судьбы на льду. Следующей весной корабль вернулся и обнаружил еще живых двух собак. Дворняги по имени Таро и Дзиро стали в Японии синонимами силы духа. История распространилась по всему миру отчасти благодаря двум фильмам: Нанкёку Моногатари ( «История Южного полюса» , выпущенная в США под названием «Антарктида ») и обработка Диснея в голливудском фильме «Восемь ниже» . [ 2 ] Сама Соя испытала трудности во время своего пребывания в Антарктике, в том числе застряла во льдах и нуждалась в помощи находящегося неподалеку российского ледокола « Обь» . [ 8 ]
Ледокольное спасательное судно
[ редактировать ]Уйдя с работы в Антарктике, «Соя» стал ледокольным спасательным судном Японского агентства морской безопасности . Соя в этот период базировалась на Хоккайдо . [ 2 ]
Корабль-музей
[ редактировать ]Соя была полностью выведена из эксплуатации в 1978 году. Ее последней миссией была прощальная поездка по населенным пунктам, которым она служила, включая порт Хакодате, и существуют фотографии того периода, когда доброжелатели наводнили корабль перед ее отъездом. В 1979 году «Соя» был пришвартован рядом с Музеем морской науки в Токио и остается открытым для публики как корабль-музей , открытый ежедневно и обычно закрывающийся только тогда, когда Токио угрожают тайфуны. Она остается практически в исходном состоянии. Ее гребные винты были сняты и помещены на палубу, но ее интерьер практически не пострадал со времен исследований Антарктики. Однако в результате модификаций, внесенных в 1950-е годы, ее надстройка значительно изменилась по сравнению с ее внешним видом во время Второй мировой войны. Исчезли высокая воронка и кормовой кран, а добавление вертолетной палубы и более высоких передних планширей придают ему более мощный вид, чем у грузового корабля, которым он начинал. [ 1 ] [ 2 ] [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б "Главная::-Музей морской науки-::" . Архивировано из оригинала 26 января 2012 года . Проверено 24 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Кундалл, Питер (2007). «IJN Soya : Табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com . Проверено 13 февраля 2009 г.
- ^ Нагасава, Фумио (1998). «Тенрё Мару, класс 3 (1938)» . Ностальгические японские пароходы (на японском языке).
- ^ « Эпоха «Дзирёмару»» . Библиотека Фонда Ниппон (на японском языке) Проверено 6 февраля 2021 года .
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2012). «АЙН СОЯ» . Комбинированный флот.com . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Соя, Учебное пособие по историческим кораблям № 3, опубликовано Музеем морских наук, Токио, 2003 г.
- ^ История парома Ваккадомари (на японском языке)
- ^ Информация с видеопоказов в музее Фуненокагакукан в Токио.
- ^ "Соя / Путеводитель по объектам / Главная - :: -Музей морской науки- ::" . Архивировано из оригинала 30 ноября 2009 года . Проверено 5 февраля 2009 г.
35 ° 37'11 "N 139 ° 46'23" E / 35,6197669 ° N 139,7730513 ° E