Джим Сэвидж
Джим Сэвидж | |
---|---|
Рожденный | 1823 Джексонвилл, Иллинойс , США |
Умер | 1852 г. (28–29 лет) Округ Фресно , Калифорния, США |
Род занятий | Бизнесмен, солдат и командир |
Джеймс Д. Сэвидж (1823–1852) был пионером из Калифорнии. Он был бизнесменом в возрасте 49 лет , американским солдатом в американо-мексиканской войне , командиром Калифорнийского ополчения , батальоном Марипоза во время войны Марипоса и первым предполагаемым некоренным американцем, посетившим долину Йосемити .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джеймс Д. Сэвидж родился в Индианаполисе, штат Иллинойс, в 1823 году, вскоре после переезда в Джексонвилл округа Морган, штат Иллинойс, в семью Питера Сэвиджа и Дориты Шонс (урожденной) и был назван в честь своего деда по отцовской линии. [ 1 ] Осенью 1833 года мать Сэвиджа умерла по неизвестным причинам. В 1836 году отец Сэвиджа перевез семью в Принстон, штат Иллинойс , и снова женился. Сэвиджу тогда было тринадцать.
Получив мало формального образования, Сэвидж быстро вышел на природу, где оттачивал свой дар языков с местными коренными американцами Фокс и Сак - навык, который окажется решающим в его дальнейших отношениях. О его жизни в этот период мало что известно. В 1840-х годах Сэвидж переехал в округ Каюга, штат Нью-Йорк , где в 1845 году женился на Элизе Холл. После свадьбы Сэвидж и его жена переехали в Перу, штат Иллинойс . Однако их совместная жизнь в Иллинойсе была недолгой. Привлекаемые очарованием золота, Сэвидж, Элиза и брат Сэвиджа, Морган, в апреле 1846 года мигрировали на запад, в сторону Калифорнии, с намерением разбогатеть на драгоценном металле. [ 2 ] По прибытии в Индепенденс, штат Миссури , Сэвидж и его семья присоединились к поезду, возглавляемому бывшим губернатором Миссури Лилберн Боггс , для поездки в Калифорнию. [ 3 ] По мере того как партия Боггса двинулась на запад, ее позже сопровождали другие партии, в том числе знаменитая партия Доннера . Во время шестимесячного путешествия на запад Элиза родила девочку. К сожалению, и мать, и ребенок умерли вскоре после этого в 1846 году. [ 4 ] В письме 1908 года редактору San Francisco Chronicle сын Лилберн Богг, Уильям М. Боггс, рассказал о смерти Элизы. Ослабленная родами Элиза скончалась от воздействия холода и была похоронена в неглубокой могиле где-то в районе озера Тахо . После ухода Элизы вскоре погибла и девочка. Ребенку так и не дали имени. [ 5 ]
Год рождения
[ редактировать ]Хотя большинство современных источников называют годом рождения Сэвиджа 1817 год, историк библиотеки округа Тулар Энни Р. Митчелл определила, что Сэвидж родился в 1823 году в своей статье 1949 года «Майор Джеймс Д. Сэвидж и Туларено», опубликованной в журнале « Калифорния». Ежеквартальный журнал Исторического общества . В примечаниях к статье Митчелл заявила, что она получила генеалогическую информацию Сэвиджа из писем Его Величества Сэвиджа, а также из книги 1881 года « Воспоминания рейнджера» Горация Белла . [ 6 ] [ 7 ]
Калифорния
[ редактировать ]Мексикано-американская война
[ редактировать ]Группа Боггса прибыла в форт Саттера в Калифорнии 28 октября 1846 года. Находясь там, Сэвидж вызвался присоединиться к Джона Фремонта во Калифорнийскому батальону время Калифорнийской кампании мексикано -американской войны . Сэвидж прибыл слишком поздно, чтобы принять участие в восстании под Медвежьим флагом , но он все же участвовал в марше батальона из Монтерея в Сан-Луис-Обиспо , который проходил с 17 ноября по 14 декабря 1846 года. Хотя его описывали как одного из «худших недовольных в батальоне», Сэвидж оставался под командованием Фремонта до тех пор, пока подразделение не было расформировано в апреле 1847 года. [ 8 ] Именно во время службы Сэвиджа в батальоне он узнал от своих индийских соотечественников о регионе в центральной долине Калифорнии, который испанцы называли Туларес, позже известном как долина Сан-Хоакин . После роспуска батальона Фремонта Сэвидж в конце концов отправился в долину Сан-Хоакин , где основал ряд торговых постов вдоль рек Мерсед , Фресно и Марипоса , живя среди местного индейского племени йокутов . [ 9 ]
Отношения с коренными американцами Калифорнии в годы золотой лихорадки
[ редактировать ]За время своего пребывания с йокутами Сэвидж в конце концов выучил их язык и в целях построения политических союзов женился на нескольких дочерях вождей племен в предгорном регионе Сьерры . Используя свой статус, Сэвидж возглавил йокутов в битвах против других племен в качестве одного из их вождей . [ 8 ] Помимо йокутов, Сэвидж также установил дружеские отношения с соседним племенем Чочилла , подружившись с их вождем Хосе-Хуаресом. Из-за его значительного положения в индейском сообществе Центральной долины Калифорнии и окружающих Сьерр индейцы доверили Сэвиджу выступать посредником в торговле золотом и товарами от их имени. При этом влияние Сэвиджа и его способность смешиваться как с коренными американцами, так и с белыми позволили ему стать лидером многих индейских племен Калифорнии. Приняв имя, данное ему местными индейцами, «Эль Рей Хуэро» или «Белокурый король», Сэвидж определенно соответствовал своему тезке. Он предпочитал, чтобы к нему обращались почетно, и приказал туземцам, находившимся под его контролем, добывать золото. [ 10 ]
Однако отношения Сэвиджа с калифорнийскими индейцами не были прочными. Во время поездки в Сан -Франциско в 1850 году Сэвидж в сопровождении Хосе-Хуареса и нескольких индейских женщин прибыл в город, чтобы торговать и покупать товары и припасы для местных индейских племен. Помимо покупки припасов, Сэвидж также искал безопасное место, чтобы спрятать 160 фунтов золотого песка, которые он принес с собой, - даже катил бочку с золотом через вестибюль отеля, в котором они остановились. Восхищенные столичной атмосферой города, притоком бизнеса и новыми волнениями, вызванными золотой лихорадкой в Калифорнии в 1848 году, Сэвидж и Хосе-Хуарес вышли на улицы, посещая игорные заведения и много выпивая на протяжении всего своего пребывания. При этом Сэвидж в конечном итоге проиграл свое золото, а также деньги, предназначенные для покупки припасов. Увидев это, Хосе-Хуарес обвинил Сэвиджа в его неосмотрительном решении. Как он позже рассказал Лафайету Баннеллу, Сэвидж был потрясен тем, что туземец имел наглость публично высмеивать белого человека, и ударил Хосе-Хуареса. Хотя во время поездки об инциденте больше ничего не было сказано, вера Хуареса в Сэвиджа как в друга индейцев пошатнулась. [ 11 ] [ 12 ]
После возвращения группы к реке Фресно из Сан-Франциско начали материализовываться сообщения о набегах индейских групп по всей Центральной долине. Надеясь изгнать белых из региона, индейцы начали кампанию случайных нападений на белые поселения и торговые посты в этом районе. Узнав об этом, Сэвидж обратился к собравшимся поблизости индейцам с просьбой отговорить их поднимать оружие против белых, заявив, что им не хватает способности противостоять технологическому и численному превосходству белого человека. Попросив Хосе-Хуареса оказать поддержку в этом вопросе, Хуарес встал перед присутствовавшими индейцами. Однако вместо того, чтобы поддержать Сэвиджа, Хуарес осудил Сэвиджа как шарлатана, который только эксплуатировал свои отношения с индейскими племенами и настраивал их против белых поселенцев ради своей личной выгоды. [ 13 ] Джилл Коссли-Бэтт Хосе-Хуарес (через «Последний из калифорнийских рейнджеров» ):
То, что я хочу сказать, исходит из моего сердца, и я буду говорить прямым языком, потому что Великий Дух смотрит на меня и слышит меня. Сэвидж действительно рассказал вам много интересного, но он не рассказал вам, как он проиграл наше золото и как ударил меня и сбил с ног. Я говорю вам, что он не друг индейцев; у него раздвоенный язык; он лжет своим индийским братьям. Он не наш брат. Он готов помочь белым золотоискателям изгнать индейцев из их страны. Мы можем отогнать их от себя, и мы это сделаем, с помощью камней, луков и стрел. Хорошие слова не живут долго, если они чего-то не значат. Они не платят за оскорбления и мертвых людей. Они не охраняют могилу моего отца. Они не платят за нашу страну, сейчас наводнённую белыми людьми, и они не платят за лошадей и скот. Добрые слова не вернут мне моих детей, не дадут моему народу здоровья и не остановят его смерть. Мое сердце болит при мысли обо всех хороших словах и невыполненных обещаниях. Слишком много говорили белые люди, которые не имели права говорить. Все люди были созданы одним и тем же Великим Духовным Вождём, и если белые люди хотят жить в мире с индейцами, они могут жить в мире. Не должно быть никаких проблем. Относитесь ко всем мужчинам одинаково. Дайте всем равный шанс жить и расти. Все люди — братья, и земля — мать им всем. Когда я думаю о нашем положении, у меня тяжело на сердце, но мы должны бороться, чтобы защитить себя. Хосе Хуарес говорил от имени своего народа». [ 14 ]
Лафайет Баннелл также привел аналогичную цитату Хосе-Хуареса, рассказанную из его личного общения с Сэвиджем во время их совместной службы в батальоне Марипоса:
Он говорит вам слова, которые не соответствуют действительности. Язык у него раздвоенный и кривой. Он лжет своим индийским родственникам. Этот торговец не друг индийцам. Он не наш брат. Он поможет белым золотоискателям изгнать индейцев из их страны. Теперь мы можем изгнать их из своей среды, и если другие белые племена придут им на помощь, мы пойдем в горы; если они последуют за нами, они не смогут нас найти; никто из них не вернется; мы убьем их стрелами и камнями. [ 15 ]
Инцидент в Сан-Франциско сильно повредил отношениям Сэвиджа с местными племенами. Постепенно отношения, которые привели Сэвиджа к власти среди туземцев, начали распадаться. К зиме 1850 года шансов на примирение оставалось мало. [ 16 ]
Нападение на торговый пост Сэвиджа на реке Фресно
[ редактировать ]Калифорнийская золотая лихорадка оказалась весьма разрушительным явлением для калифорнийского ландшафта, и, несмотря на положения Договора Гваделупе-Идальго 1848 года, согласно которым индейцам будет разрешено сохранять свои земли, такие тонкости не уважались и не рассматривались притоком белых спекулянты. Когда индейцы начали нападать на поселения по всей Центральной долине, Сэвиджу стало ясно, что эти военные действия не были изолированными, а, скорее, свидетельствовали о более масштабном всеобщем восстании среди индейского населения. [ 16 ]
Ночью 17 декабря 1850 года, находясь в своем лагере в Марипосе, Сэвидж заметил, что многие индейцы, находившиеся у него на службе, исчезли и сбежали. Понимая, что исчезновение индейцев было предзнаменованием чего-то более серьезного, Сэвидж мобилизовал небольшой отряд из 16 человек, чтобы преследовать индейцев, прежде чем они смогут объединиться с какой-либо более крупной группой индейцев, которая потенциально ждала поблизости. Встретив группу индейцев Кавеа на вершине холма, Сэвидж потребовал поговорить с их лидером. Вождь Кавеа, который когда-то дружил с Сэвиджем, сообщил ему, что они только недавно вернулись после нападения на торговый пост Сэвиджа на реке Фресно, убили клерков и разграбили припасы. Сэвидж умолял их прекратить атаки, но это было тщетно. Индейцы позволили Сэвиджу и его людям уйти, а затем присоединились к еще более крупному атакующему отряду из 200 коренных американцев, скрывавшихся в окружающих предгорьях. [ 17 ] [ 18 ]
К тому времени, когда Сэвидж и его группа вернулись в Марипосу, официальные сообщения о нападении на торговый пост на реке Фресно подтвердили информацию индейцев. Сэвидж увеличил численность своей группы до тридцати пяти человек и немедленно приступил к расследованию. По прибытии на торговый пост Сэвиджа встретила сцена кровавой бойни. В письме губернатору Калифорнии Питеру Бернетту от индийского агента Адама Джонстона, сопровождавшего Сэвиджа, Джонстон описал ужасающую сцену, развернувшуюся перед ними.
Мы достигли лагеря на реке Фресно вскоре после рассвета. Это представляло собой ужасающую сцену дикой жестокости. Индейцы уничтожили все, что не могли использовать или унести. Из магазина лишили одеял, одежды, муки и всего ценного; сейф был взломан и выграблен из его содержимого; скот, лошадей и мулов загнали в горы; убитые были раздеты и лежали перед нами, полные стрел; в одного из них торчало еще двадцать совершенных стрел. Приготовили могилу и похоронили несчастных. Поскольку наши силы были небольшими, мы сочли неразумным преследовать индейцев дальше в горы и решили вернуться. Индейцы в этой части страны довольно многочисленны и с некоторых пор объединяют с собой другие племена. [ 17 ]
Война Марипоса и открытие долины Йосемити
[ редактировать ]Когда местной милиции не удалось подавить восстание племен, губернатор Калифорнии Джон Макдугалл поставил Сэвиджа во главе подразделения государственной милиции под названием « Батальон Марипоса» в звании майора . Сэвидж был выбран не из-за его военного опыта, а, скорее, из-за его знания «привычек, обычаев, мест обитания и языка индейцев, а также страны, которую им придется пересечь». [ 19 ] По мере того, как боевые действия усиливались, индейское племя Сьерра, известное как Ахванечи , возглавляемое их вождем Теная , было признано ответственным за ряд набегов на белые поселения. Получив приказ сдаться, Теная заставила Сэвиджа и его людей поверить, что аваначи сдаются. Однако вместо этого группа бежала глубже в Сьерры в надежде на спасение. [ 20 ] 25 марта 1851 года Сэвидж выступил во главе роты батальона Марипоса, в которую входил доктор Лафайет Баннелл , который позже написал об экспедиции в журнале Хатчинга «Калифорния» в 1859 году. [ 21 ]
Преследуя преступников народа аванечи, батальон Сэвиджа наткнулся на U-образную ледниковую долину , непреднамеренно став первыми предполагаемыми некоренными первооткрывателями долины Йосемити . Вспоминая об открытии долины, Баннелл написал о своем опыте впервые увидеть долину Йосемити:
Говорят, что «нелегко описать словами то точное впечатление, которое производят на нас великие предметы». Я не могу описать, насколько полно я осознал эту истину. Никто, кроме тех, кто побывал в этой чудеснейшей долине, не может даже представить, с какими чувствами я смотрел на открывшийся там вид. Величие этой сцены лишь смягчалось дымкой, нависшей над долиной, легкой, как паутинка, и облаками, частично заслонявшими высокие скалы и горы. Эта неясность видения только усилила трепет, с которым я смотрел на это, и, когда я смотрел, какое-то особое возвышенное ощущение, казалось, наполнило все мое существо, и я обнаружил, что мои глаза заплаканы от волнения. [ 22 ]
После ночевки у подножия водопада Бридалвейл Баннелл считает, что назвал долину в честь языка мивок слова йосемитского , которое означало «те, кто убивает». После похода вверх по рекам в горы и взятия под контроль Йосемити аванечи согласились переехать в резервацию, что привело к окончанию войны Марипоса и расформированию батальона Марипоса. [ 23 ] [ 24 ]
Расхождения как «первооткрыватель» Йосемити
[ редактировать ]Существует вероятность того, что исследователи, не принадлежащие к коренным народам, могли посетить долину Йосемити раньше, по крайней мере на два года раньше, чем экспедиция Сэвиджа в долину. Эти сведения не подтверждены, но их стоит упомянуть для дальнейшего изучения.
В своем путевом дневнике от 18 октября 1849 года монтажник Уильям Пенн Абрамс описал ледниковую долину Сьерра, которая могла быть представителем долины Йосемити. Абрамс пишет:
Вернулся в Сан-Франциско после посещения собственности Сэвиджа на реке Мерсед, перспективы для мельницы не слишком хорошие. Сэвидж — богохульный парень, у которого пять жен в качестве скво, в отношении чего он черпает свой авторитет из Священного Писания. Находясь в Римере Сэвиджа, мы с нами увидели следы медведя гризли и отправились на его охоту, заблудились в горах и вернулись только на следующий вечер. возможно, в 3000 футах от их базы, и это дало нам повод для удивления. Неподалеку водопад низвергался со скалы под тремя зазубренными пиками в долину, а дальше за ней возвышалась округлая гора, широкая долина которой выглядела так, будто ее разрезали ножом, как нарезают буханку хлеба, и который Ример и я назвал Скалу Веков. [ 25 ]
Аналогичное описание дает Зенас Леонард, рассказывая о своем путешествии по Сьеррам в 1833 году, хотя Леонард мог иметь в виду регион Каскадов. [ 26 ]
Мы проезжали по несколько миль каждый день, все еще находясь на вершине горы, и наш путь постоянно преграждали снежные холмы и камни. Здесь мы начали встречать на своем пути множество небольших ручьев, которые вырывались из-под этих высоких сугробов и, пробежав небольшое расстояние в глубоких расщелинах, которые они веками прорезали в скалах, сбрасывались с одной высокой пропасти в другой, пока они не утомятся дождем внизу. Некоторые из этих пропастей нам показались высотой более мили. Некоторые из мужчин думали, что, если нам удастся спуститься по одной из этих пропастей на дно, мы могли бы, таким образом, проложить себе путь в долину внизу - но, предприняв несколько попыток, мы обнаружили, что для человека спуститься совершенно невозможно, не говоря уже о том, наших лошадей. Затем нам пришлось держаться вдоль вершины разделительного хребта между двумя из этих пропастей, которые, казалось, вели довольно близко к тому направлению, в котором мы шли - то есть на запад, - проходя через гору, предполагая, что она идет на север и юг. [ 27 ]
Хотя существует вероятность того, что другие путешественники, не принадлежащие к коренным народам, въехать в Йосемити до того, как Сэвидж, существует, экспедиция Марипосы в долину является наиболее хорошо документированным сообщением.
Последние годы
[ редактировать ]Сэвидж вернулся к своей работе торговцем, открывая посты в новых резервациях. 2 июля 1852 года белые поселенцы вошли в резервацию Кингс-Ривер , и несколько местных жителей были убиты белыми во главе с Уолтером Харви. Сэвидж публично осудил действия по умиротворению племен и призвал комиссаров США по делам индейцев провести расследование. В августе должен был состояться совет. По пути в совет Сэвидж встретил Харви, и завязался спор, в котором Харви потребовал, чтобы Сэвидж отказался от своих заявлений о нем. Сэвидж ударил Харви по подбородку, а Харви вытащил пистолет и убил Сэвиджа четырьмя выстрелами. Харви был арестован и предан суду за убийство, но был оправдан на том основании, что стрельба была совершена в целях самообороны. Тот факт, что судья, рассматривавший дело, был назначен Харви на скамью подсудимых, мог стать причиной оправдания. Сэвидж был похоронен в округе Мадера , штат Калифорния, недалеко от Фресно. [ 23 ]
Наследие
[ редактировать ]Ниже приведены некоторые места в Калифорнии, которые остаются историческими памятниками жизни Сэвиджа.
- Могила Сэвиджа на берегу озера Хенсли в округе Мадера, Калифорния. [ 28 ]
- Исторический указатель в Ридли, Калифорния, в округе Фресно. [ 29 ]
- Торговый пост Savage в округе Марипоса , Калифорния. [ 30 ]
- Исторический памятник недалеко от Визалии, Калифорния, в округе Тулар. [ 31 ]
- Исторический памятник недалеко от Мерфиса, Калифорния, в округе Калаверас. [ 32 ]
Изображение в СМИ
[ редактировать ]Актер Лейн Брэдфорд получил роль Джеймса Сэвиджа в эпизоде 1959 года «Блондинистый король» синдицированного сериала -антологии « Дни Долины Смерти » , ведущим которого был Стэнли Эндрюс . По сюжету Сэвидж завел много друзей среди индейцев региона Йосемити. Когда Джон Траск ( Брэд Джонсон ) угрожает нарушить мир, Сэвидж как командир ополчения должен остановить его. Джон Элдридж получил роль губернатора Калифорнии Джона Макдугала , а Роберт Брубейкер сыграл майора Уоррена. [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Баннелл, Лафайет Хоутон (2003) [1880]. Открытие Йосемити и индейская война 1851 года, приведшая к этому событию . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса, Программа Национальной цифровой библиотеки. OCLC 51675913 . Проверено 5 января 2009 г.
- Коссли-Батт, Джилл (1928). Последний из калифорнийских рейнджеров (Первое изд.). Нью-Йорк: Компания Funk & Wagnalls. OCLC 1600551 .
- Диксон, Сэмюэл (1957). Сказки Сан-Франциско . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. OCLC 1664568 .
- Калифорния и индейские войны: индейская война марипоса, 1850–1851 гг ., Авторы Уоррен А. Бек и Инез Д. Хассе
- Калифорния и индейские войны: война Марипозы , Дэвид А. Смит, историк, Военно-исторический проект Бердика, Государственный университет Сан-Хосе
- ^ «Джим Сэвидж и индейцы тулареньо» .
- ↑ Хотя Калифорнийская золотая лихорадка официально началась только в январе 1848 года, открытия золота в Калифорнии начались еще в 1842 году. Джим Блейкли и Карен Барнетт, Исторический обзор национального леса Лос-Падрес (Голета, Калифорния: Издательство Национального леса Лос-Падрес , 1985), 31.
- ^ Гиффен, Хелен С. (1 апреля 1963 г.). «Форт Миллер - память о Сан-Хоакине». Журнал Запада . 2 (2): 205–212.
- ^ Энни Р. Митчелл, «Майор Джеймс Д. Сэвидж и тулареньо», Ежеквартальный журнал Калифорнийского исторического общества 28, вып. 4 (1949): 323–324.
- ^ Уильям М. Боггс редактору San Francisco Chronicle, 25 мая 1908 г.
- ^ Митчелл, 339.
- ^ Гораций Белл, Воспоминания рейнджера: ранние времена в Южной Калифорнии (Лос-Анджелес, Калифорния: Yarnell, Caystil & Mathes Printers, 1881), 296–302.
- ^ Jump up to: а б Митчелл, 324.
- ^ Митчелл, 325.
- ^ Митчелл, 324–325.
- ^ Джилл Л. Коссли-Батт, Последний из калифорнийских рейнджеров (Нью-Йорк и Лондон: Funk & Wagnalls Company, 1928), 31–32.
- ^ Лафайет Х. Баннелл, Открытие Йосемити и индейская война 1851 года (Нью-Йорк, Чикаго: FH Revell Co., 1892), 6.
- ^ Митчелл, 325–326.
- ^ Коссли-Батт, 32.
- ^ Лафайет Х. Баннелл, Открытие Йосемити и индейская война 1851 года (Нью-Йорк, Чикаго: FH Revell Co., 1892), 6; Вспоминается из личного общения с Сэвиджем во время их службы в батальоне Марипоса.
- ^ Jump up to: а б Митчелл, 326.
- ^ Jump up to: а б Полковник Адам Джонстон губернатору Калифорнии Питеру Бернетту, 2 января 1851 года.
- ^ Баннелл, 16.
- ^ Коссли-Батт, 36.
- ^ Джон В. Бингаман, Пути: история троп и людей (Лоди, Калифорния: End-Kian Publishing Co., 1968), 8.
- ^ Лафайет Баннелл, «Как была открыта и названа йо-семитская долина», Калифорнийский журнал Хатчинга, 1, вып. 35 (май 1859 г.): 498–500.
- ^ Лафайет Х. Баннелл, Открытие Йосемити и индейская война 1851 года (Нью-Йорк, Чикаго: FH Revell Co., 1892), 41.
- ^ Jump up to: а б Бингаман, 8.
- ^ Лафайет Баннелл, Открытие Йосемити (Нью-Йорк: FH Revell Company, 1892), 65.
- ^ Уэлдон Ф. Хилд, «Дневник Абрамса», Бюллетень Sierra Club 32, вып. 5 (май 1947 г.): 126–127.
- ^ Скотт Стайн, Путь через гору: Транс-Сьерранский проход Джозефа Уокера 1833 года и миф об открытии Йосемити (Норман, ОК: University of Oklahoma Press, 2015).
- ^ Зенас Леонард, Рассказ о приключениях Зенаса Леонарда (Клирфилд, Пенсильвания: Д. В. Мур, 1839).
- ^ «Могила майора Джеймса Д. Сэвиджа - исторические указатели E Clampus Vitus» . Waymarking.com . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ «Исторический указатель майора Джеймса Д. Сэвиджа» .
- ^ «Торговый пост Savage (историческая достопримечательность Калифорнии № 527) | Геотуризм Сьерра-Невады» .
- ^ «CHL # 410 Чартерный дуб или Избирательное дерево Туларе» . www.californiahistoricallandmarks.com .
- ^ «Исторический указатель майора Джеймса Д. Сэвиджа» .
- ^ «Блондинка-король в дни Долины Смерти » . База данных фильмов в Интернете . Проверено 24 сентября 2018 г.
- Исследователи Калифорнии
- Американский народ американо-мексиканской войны
- Люди завоевания Калифорнии
- Люди калифорнийской золотой лихорадки
- 1823 рождения
- 1852 смерти
- В Калифорнии убиты люди
- История Сан-Франциско
- История Сьерра-Невады (США)
- Йосемитский национальный парк
- Американские исследователи Северной Америки
- Смерти от огнестрельного оружия в Калифорнии
- Американские жертвы убийств