Одеяло басуто


Одеяло басуто — это особая форма шерстяного одеяла, которое обычно носят люди сото в Лесото и Южной Африке . [1]
История
[ редактировать ]Первоначально подаренный тогдашнему правителю королю Мошошу I британцем, известным только как «мистер Хауэлл», в конце 19 века. [2] эти одеяла быстро завоевали популярность в регионе Лесото.
То, как мужчины басуто носят эти традиционные одеяла, основано на традиционном Кароссе , плаще из шкуры животных, хотя его преобразование в «текстиль фабричного плетения» приписывается королю Мошошу I. [3] К 1860 году обеспечить достаточное количество шкур для Кароссов становилось все труднее, и к 1872 году подавляющее большинство овчинных чехлов было заменено хлопком или шерстью низкого качества. [1] Король обеспечил производство «специальных одеял» в 1876 году после встречи с шотландским производителем текстиля Дональдом Фрейзером . Эти новые одеяла были не только более прочными, но и могли быть изготовлены так, чтобы больше напоминать Каросс, и поэтому они быстро заменили импортную ткань низкого качества, которую раньше носили жители Лесото.
Церемониальное использование
[ редактировать ]По всему королевству жители Лесото носят множество таких одеял, символизируя различные обряды перехода в обществе.
Мохолобела — это одеяло плодородия, которое молодые мужчины сото носят перед переходом к взрослой жизни. После церемонии посвящения молодые люди в Лесото надевают другое одеяло, известное как Лекоколо, которое подтверждает, что они достигли совершеннолетия.
Раньше невеста Мосото надевала в день свадьбы одеяло Мотлотлехи, но с тех пор одеяло Лингоэтси заменило свой устаревший аналог. [4] С другой стороны, мужья традиционно дарят жене одеяло Серопе, когда рождается их первый ребенок. [5]
Саяна Рена: [6] Означает одеяло вождя или клятву королем: это конкретное одеяло носят исключительно король и его вожди, оно имеет самый высокий статус среди всех одеял басуто.
Ответ: [7] Одеяло Chiefy выполнено из узоров из шкуры дикой кошки или леопарда . В настоящее время часто можно увидеть вождей, носящих одеяла промышленного производства с отпечатками леопарда, а не настоящие леопардовые шкуры.
Викторианский/Малакабане: [7] По местной легенде, в 1897 году королева Виктория посетила Лесото (на самом деле этого не произошло). Она подарила королю Леротоли одеяло. Он носил одеяло с элегантностью, напоминая пончо , на плечах, и с этого началась традиция ношения одеял. Одеяло получило название «Виктория Англия». Люди сото очень любили и уважали королеву Викторию, и одеяло Victoria England стало востребованным символом статуса.
Заместитель: [7] спроектирован и изготовлен в честь рождения принца Леротоли. Мотлаци означает «преемник».
Трава: [8] носят традиционно инициированные мужчины и женщины. « Тлама » - это завязывание « ке э тламеце матхата асенг базали ба бат о» («Я связал его (одеяло) для своих собственных проблем, а не для жен других мужчин) - это то, что носит тот, кто носит сказало бы это конкретное одеяло.
Родственники: [9] одеяло невесты.
Римляне: [8] вспоминая Папы Иоанна Павла визит в Лесото в 1988 году.
Хареца: [8] назван в честь алоэ, произрастающего в горах Малоти в Лесото.
Дерево и король: [8] используются народом басуто в качестве повседневного одеяла.
Ketelo ea Morena Papa, что означает визит Папы: [10] Папа Иоанн Павел II однажды посетил Лесото в 1988 году, ему было вручено одеяло в подарок, которое было помещено в Ватикан в Риме. [6]
В популярной культуре
[ редактировать ]Louis Vuitton В дизайне коллекции мужской одежды 2017 года были представлены модели Basotho Blankets, которые вызвали споры в Южной Африке из-за обвинений в культурном присвоении . [11] Модельер Табо Махета-Квинана известна своими дизайнами одеял басуто. [ нужна ссылка ]
В фильмах 2018 года «Черная пантера» и «Мстители: Война бесконечности » В'Каби и его соплеменники появляются во многих сценах в чем-то похожем на одеяло басуто. Учитывая, что актеры в фильме не были выходцами из континентальной Африки, несколько групп континентальной Африки сочли присвоение этих культурных символов неподходящим для использования африканцами из диаспоры . [12] Однако фильм привлек к одеялам международное внимание и привел к увеличению продаж. [13]
См. также
[ редактировать ]- Особые визуальные символы, связанные с церемонией совершеннолетия леболло ла базади.
- Мужское обрезание
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «История традиционного одеяла басуто» . Одеяло . 1 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2017 г. Проверено 23 сентября 2017 г.
- ^ Пирс, Том (17 октября 2016 г.). «Поездка по южным дебрям: всадники Лесото – в фотографиях» . Хранитель . Проверено 23 сентября 2017 г.
- ^ Весна, Кристофер (2012). Африканский текстиль сегодня . Лондон, Великобритания/Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Books, совместно с British Museum Press. ISBN 978-0-71411-559-7 . OCLC 793219855 .
- ^ «Как одеяло басуто стало визитной карточкой нации» . ТаймсЖИВОЙ . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ «Сила Шонамарены» . Официальный сайт Мзанси Мэджик . 21 апреля 2016 года . Проверено 23 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Карстел, Миртл (октябрь 1991 г.). «Почему одеяло сото стало популярным?». Кульна (41). Блумфонтейн: Национальный музей : 25–26. ISSN 1016-2275 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ансворт, Эндрю (1 февраля 2017 г.). «Как одеяло басуто стало визитной карточкой нации» . Разыскивается онлайн .
- ^ Перейти обратно: а б с д Рип, Дэвид Мэтью Меркель (май 2011 г.). Дом крокодила: искусство и история южного сото в Южной Африке (доктор философии). Университет Айовы.
- ^ Рип, Дэвид Мэтью Меркель. «Визуальные символы себя: искусство и инициация южного сото» . Художественный музей Университета Айовы .
- ^ Женское обрезание
- ^ Корригалл, Мэри (13 июля 2017 г.). «Потрясающе или культурная оплошность? Коллекция Louis Vuitton, вдохновленная одеялами Basotho» . Санди Таймс . Проверено 23 сентября 2017 г.
- ^ Зияд, Хари (2 февраля 2018 г.). «Спор вокруг предполагаемого «присвоения» Чёрной Пантеры показывает необходимость панафриканизма» . Афропанк .
- ^ Мавундза, Бомби (15 марта 2018 г.). «Черная Пантера прославила одеяла басуто на весь мир, но по местным продажам этого не скажешь» . Бизнес Инсайдер СА .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с одеялами басуто , на Викискладе?