Коман и другие против Генеральной инспекции иммиграции и Министерства внутренних дел
![]() | |
Принято решение 5 июня 2018 г. | |
---|---|
Полное название дела | Коман и другие против Генеральной инспекции иммиграции и Министерства внутренних дел |
ЭКЛИ | ECLI:EU:C:2018:385 |
Камера | Полный суд |
Состав суда | |
Судья-докладчик Марко Илешич | |
Президент Коэн Ленартс | |
Генеральный адвокат Мельхиор Ватлет |
Коман и другие против Генерального инспектората по иммиграции и министра иностранных дел - это дело Европейского суда (ECJ) 2018 года, которое подтвердило право на жительство в странах ЕС (которые не признают однополые союзы) супруге гражданина ЕС. кто реализует свое право на свободу передвижения и был ли брак заключен на законных основаниях в государстве-члене ЕС. [ 1 ]
По состоянию на ноябрь 2023 г. [update], [ 2 ] Румыния еще не выполнила приговор, предоставив партнеру Комана вид на жительство. 14 сентября 2021 года Европейский парламент принял резолюцию, призывающую Европейскую комиссию обеспечить соблюдение этого решения во всем ЕС. [ 3 ] [ 4 ]
право ЕС
[ редактировать ]Статья 21 ДФЕС определяет, что «каждый гражданин Союза имеет право свободно передвигаться и проживать на территории государств -членов ».
Это право определяется Директивой 2004/38/EC (Директива о правах граждан или Директива о свободном передвижении). Он предоставляет такую же свободу членам семей граждан Союза (включая супругов), даже если они не являются гражданами государства-члена ЕС. «Члены семьи» (статья 2(2)) включают супруга, зарегистрированного партнера, ребенка до 21 года или ребенка-иждивенца или родителя (гражданина или партнера Союза). Существует вторая категория «любой другой член семьи», которая может быть включена по усмотрению национального законодательства.
Хартия основных прав Европейского Союза подтверждает свободу передвижения и проживания (статья 45), а также гарантирует право на уважение частной и семейной жизни (статья 7), гарантирует право на вступление в брак (статья 9) и запрещает дискриминацию. по признаку, среди прочего, пола и сексуальной ориентации (статья 21).
Предыстория дела
[ редактировать ]В 2010 году Адриан Коман, гражданин Румынии и, следовательно, гражданин ЕС, женился на Клейбурне Роберте Гамильтоне, гражданине США, в Бельгии , государстве-члене ЕС , где однополые браки являются законными . [ 5 ] Гражданский кодекс родной страны Комана, Румынии, запрещает однополые браки и не признает однополые браки, заключенные за границей. На этом основании румынские иммиграционные власти отказали в выдаче вида на жительство его супруге, когда пара хотела вернуться после проживания в США. Они оспорили это решение в суде первой инстанции Бухареста , который передал дело в Конституционный суд Румынии , который, в свою очередь, запросил предварительное решение Европейского суда.
Европейская комиссия и Нидерланды выступили от имени заявителей, а Латвия, Польша и Венгрия представили записки, поддерживающие позицию Румынии. [ 6 ] Генеральный адвокат Мельхиор Ватлет выступил с юридическим заключением в поддержку заявителей. [ 7 ]
Предварительные вопросы
[ редактировать ]Вопросы, переданные Конституционным судом Румынии в Европейский суд 29 ноября 2016 г., заключались в следующем:
1. Включает ли термин «супруг» в статье 2(2)(a) Директивы 2004/38 , рассматриваемый в свете статей 7, 9, 21 и 45 Хартии , однополого супруга из государства которое не является государством-членом Европейского Союза , гражданина Европейского Союза, с которым этот гражданин состоит в законном браке в соответствии с законодательством государства-члена, отличного от принимающего государства-члена?
2. Если ответ [на первый вопрос] положительный, соблюдайте статьи 3(1) и 7([2]) Директивы 2004/38, прочитанные в свете статей 7, 9, 21 и 45 Директивы 2004/38. Хартия требует от принимающего государства-члена предоставить право проживания на своей территории на срок более трех месяцев однополому супругу гражданина Европейского Союза?
3. Если ответ на [первый вопрос] отрицательный, может ли однополый супруг из государства, не являющегося государством-членом Союза, гражданина Союза, с которым он или она состоит в законном браке, в в соответствии с законодательством государства-члена, отличного от принимающего государства, классифицироваться как «любой другой член семьи» в значении статьи 3(2)(а) Директивы 2004/38 или «партнер, с которым гражданин Союза имеет длительные отношения, должным образом подтвержденные» в значении статьи 3(2)(b) этой директивы, с соответствующим обязательством принимающего государства-члена ЕС облегчить въезд и проживание этого супруга, даже если это государство не признает браки между лицами одного пола и не предусматривает альтернативной формы юридического признания, такой как зарегистрированное партнерство?
4. Если ответ на [третий вопрос] положительный, соблюдают ли статьи 3(2) и 7(2) Директивы 2004/38, прочитанные в свете статей 7, 9, 21 и 45 Хартии, требовать от принимающего государства-члена предоставления права проживания на своей территории на срок более трех месяцев однополому супругу гражданина Союза?»
Постановление
[ редактировать ]Слушание состоялось 21 ноября 2017 года. Генеральный адвокат Мельхиор Ватлет высказал свое мнение 11 января 2018 года. [ 8 ] Суд последовал этому мнению и постановил в Большой палате 5 июня 2018 года следующее: [ 9 ]
1. В ситуации, когда гражданин Союза воспользовался своей свободой передвижения , переехав и поселившись в подлинном месте жительства, в соответствии с условиями, изложенными в статье 7(1) Директивы 2004/38/EC [.. .], в государстве-члене, отличном от того, гражданином которого он является, и, находясь там, создал и укрепил семейную жизнь с гражданином третьей страны того же пола, с которым он соединен браком, законно заключенным в принимающего государства-члена, статья 21(1) ДФЕС должна интерпретироваться как исключающая компетентные органы государства-члена, гражданином которого является гражданин Союза, от отказа предоставить этому гражданину третьей страны право проживания на территории этого члена. государства на том основании, что законодательство этого государства-члена не признает брак между лицами одного пола.
2. Статью 21(1) ДФЕС следует интерпретировать как означающую, что в обстоятельствах, таких как обстоятельства основного разбирательства, гражданин третьей страны того же пола, что и гражданин Союза, чей брак с этим гражданином был заключен в государстве-члене ЕС. в соответствии с законодательством этого государства имеет право проживать на территории государства-члена, гражданином которого является гражданин Союза, более трех месяцев. Это производное право на проживание не может быть подвергнуто более строгим условиям, чем те, которые изложены в статье 7 Директивы 2004/38.
Прием
[ редактировать ]По словам профессоров права Дмитрия Коченова и Владислава Белоусова , решение против Румынии было ожидаемо экспертами по правовым вопросам, поскольку «результат был обусловлен формулировкой соответствующих правовых положений с момента их принятия». Коченов и Белявусов также заявляют, что « Коман является одним из наиболее обоснованных решений Суда в его истории с точки зрения правовой определенности и формулирования буквы и духа закона ». Они отмечают, что в свете Европейского суда по правам человека постановлений по делам Олиари и другие против Италии (в которых Италия была обязана предоставить некоторую форму юридического признания однополым парам) и Паич против Хорватии (в которых Хорватия была обязана предоставить предоставить право на жительство боснийскому гражданину, находящемуся в однополых отношениях с гражданином Хорватии), «если бы только Румыния была государством, соблюдающим законодательство ЕСПЧ, в этом случае вообще не было бы необходимости обращаться к законодательству ЕС». [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Права ЛГБТ в Европейском Союзе
- Признание однополых союзов в Европе
- Шалк и Копф против Австрии (дело Европейского суда по правам человека, 2010 г.)
- Обергефелл против Ходжеса (дело Верховного суда США, 2015 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Однополые супруги имеют право на жительство в ЕС, согласно постановлению Верховного суда» . Би-би-си. 5 июня 2018 г.
- ^ Нуграха, Игнатиус Йордан (7 ноября 2023 г.). «Укрепление правового признания и защиты однополых пар: Койлова и Бабулкова против Болгарии» . Страсбургские наблюдатели . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ «Приняты тексты — Права ЛГБТИК в ЕС — вторник, 14 сентября 2021 г.» . www.europarl.europa.eu . Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ «Депутаты Европарламента осуждают несоблюдение прав однополых партнеров в ЕС» . Хранитель . 14 сентября 2021 г. Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ «Дело о гей-браках в Румынии может иметь огромные последствия в Европе» . Нью-Йорк Таймс . 21 ноября 2017 г.
- ^ Бери, Манон (24 июля 2018 г.). «Решение СЕС по делу Комана: маленький шаг к признанию однополых пар, лежащих в основе европейских разногласий по поводу прав ЛГБТ» . Страсбургские наблюдатели . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Вивиани, Риккардо; Вентури, Дениз (23 февраля 2018 г.). «Суд ЕС в Люксембурге поднимает планку прав ЛГБТ» . Страсбургские наблюдатели .
- ^ "Супруги-геи имеют права во всех странах ЕС, - говорит представитель Европейского суда" . Хранитель. 11 января 2018 г.
- ^ «ПРЕСС-РЕЛИЗ № 80/18» (PDF) . Суд Европейского Союза. 5 июня 2018 г.
- ^ Коченов Дмитрий Владимирович; Беловосов, Владислав (2020). «После празднования: равенство в браке в законодательстве ЕС после Комана, восемь вопросов и некоторые дополнительные мысли» . Маастрихтский журнал европейского и сравнительного права . 27 (5): 549–572. дои : 10.1177/1023263X20962749 . hdl : 11245.1/d48696ee-09e9-457c-ac67-ee310c451b33 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рийпма, Йоррит Дж. (2019). «Вы должны позволить любви двигаться: Европейский суд, 5 июня 2018 г., дело C-673/16, Коман, Гамильтон, Accept v. General Inspectoratul pentru Imigrări» . Обзор европейского конституционного права . 15 (2): 324–339. дои : 10.1017/S1574019619000130 . hdl : 1887/82039 .
- Трифониду, Алина (2019). «Суд ЕС признает право однополых супругов свободно перемещаться между государствами-членами ЕС: постановление Комана». Обзор европейского права (5): 663–679. ISSN 0307-5400 .
- Стелик, Вацлав (2018). «СЕС переходит Рубикон в отношении однополых браков? Комментарий по делу Комана». Обзор международного и сравнительного права . 18 (2): 85–99. дои : 10.2478/iclr-2018-0039 .
- де Моцци, Барбара (2019). «Полномочия, предоставленные ЕС, и полномочия Суда: защита, предоставляемая однополым парам в стабильных отношениях». Судебная власть в глобализированном мире: Liber Amicorum Винсент Де Гаэтано . Международное издательство Спрингер. стр. 301–311. ISBN 978-3-030-20744-1 .
- Гиней, Лаура (2018). «Право однополых пар на свободное передвижение в свете национальной идентичности государств-членов: юридический анализ дела Комана». Iustum Aequum Salutare . 14 : 149.
- МакЛеннан, Жаклин; Уорд, Анджела (2019). «Конституционное измерение дела C-673/16 Комана о запрете дискриминации по признаку сексуальной ориентации: роль основных прав в толковании гражданства ЕС». Колумбийский журнал европейского права . 26:36 .
- Трифониду, Алина (2019). «Высший суд ЕС постановил, что состоящие в браке однополые пары могут свободно перемещаться между государствами-членами ЕС в качестве «супругов»: Дело C-673/16, Релу Адриан Коман, Роберт Клэбурн Гамильтон, Ассоциация «Акцепт» против Генеральной инспекции по иммиграции, Министерство внутренних дел Дела " . Феминистские юридические исследования . 27 (2): 211–221. два : 10.1007/s10691-019-09397-z .
- Сполдинг, Аманда (2019). «Где дальше после Комана?». Европейский журнал миграции и права . 21 (1): 117–139. дои : 10.1163/15718166-12340044 .
- Свободова, Магдалена; Шмейкал, Вацлав (2018). «Новая роль Европейского суда – защитник открытой, но не социально инклюзивной Европы?» . Восточноевропейский журнал транснациональных отношений . 2 (2): 11–32. ISSN 2544-9214 .