Баки Ташканди
Баки Ташканди , также известный как Мир Баки , был могольским полководцем ( беком ) родом из Ташкента (в современном Узбекистане ) во время правления первого императора Великих Моголов Бабура . Широко распространено мнение, что он был назначен губернатором провинции Авад . Считается, что он снес храм Рама и построил мечеть Бабри в Айодхье в 1528 году, которая позже стала центром спора между Бабри Масджид и Рам Джанмабхуми . [ 1 ]
Личность
[ редактировать ]В Бабурнаме («Хроника Бабура») упоминается полководец по имени Баки Ташкинди (Ташкентский Баки). Его имя также встречается с другими суффиксами: Баки Шагавал , Баки Бег (командир) или Баки Мингбаши (командующий тысячей войск). Однако летопись не называет его миром ( князем или дворянином). Офицер полиции, ставший ученым, Кишор Кунал считает, что название «Мир Баки» было построено в 1813–1814 годах в результате поддельной надписи на Бабри Масджид в пользу британского геодезиста Фрэнсиса Бьюкенена , и на самом деле не было никакого принца по имени «Мир Баки». "при режиме Бабура. [ 2 ] [ а ]
Карьера
[ редактировать ]Баки Ташканди служил командующим войсками Великих Моголов императора Бабура . [ нужна ссылка ]
В 932 году хиджры (январь или февраль 1526 года нашей эры) Баки, которого называли «Шагхавалом», получил Дибалпур в Пенджабе в качестве феодального владения (недалеко от Лахора) и был отправлен помочь подавить восстание в Балхе . После своего возвращения Баки, судя по всему, был назначен командующим шести- или семитысячным войском, возглавляемым Чин-Тимуром Султаном. В 934 году хиджры (1528 год нашей эры) войска были отправлены в экспедицию в Чандери . Враги обратились в бегство, и Чин-Тимур Султан получил приказ преследовать их. Подчиненным командирам было дано указание «не выходить за рамки этого [Султана] слова». [ 3 ]
В марте 1528 года тот же отряд во главе с Чин-Тимур-султаном был отправлен в преследование афганских дворян Баязида и Бибана (ранее находившихся на службе у Ибрагима Лоди ) возле Авада . Однако к маю 1529 года (935 года хиджры) этот дуэт взял под свой контроль Лакхнау , что стало сигналом о проигрыше сил Великих Моголов. Поражение было приписано Баки, который, возможно, отвечал за форт Великих Моголов в Лакхнау. Бабур послал подкрепление под командованием Куки и других. Баязид и Бибан бежали, узнав о подкреплении. Однако Баки и его команда не смогли их поймать. Временная потеря Лакнау повстанцами, а также неспособность Баки захватить их раздражали Бабура. Наступил сезон дождей, и лошадям нужен был отдых. Поэтому Бабур прекратил преследование. 13 июня Баки посетил Бабура, который был явно недоволен, а 20 июня 1529 года Бабур уволил Баки (выдал рухсат ) вместе с армией Авада, которой он командовал. [ б ] О Баки Ташканди больше ничего не известно до его загадочного повторного появления на предполагаемой надписи на Бабри Масджид как «Мир Баки», как сообщил геодезист Британской Ост-Индской компании в 1813 году. [ 3 ]
Надписи Бабри Масджид
[ редактировать ]Фрэнсис Бьюкенен (также называемый Бьюкенен-Гамильтон) провел обследование дивизии Горакхпур в 1813–1814 годах от имени Британской Ост-Индской компании. В отчете Бьюкенена, никогда не публиковавшемся, но доступном в архивах Британской библиотеки, говорится, что индуисты обычно приписывали разрушение храмов «яростному рвению Аурангзабе [Аурангзеба]», но большая мечеть в Айодхье (теперь известная как Бабри Масджид было установлено, что ) были построены Бабуром по «надписи на стенах». Бьюкенен поручил писцу скопировать указанную надпись на персидском языке и перевести ее другу Маулви. Однако в переводе были две надписи. В первой надписи говорилось, что мечеть была построена Миром Баки в 935 или 923 году хиджры. [ с ] Вторая надпись повествует о генеалогии Аурангзеба . [ д ] [ и ] У переводчика возникли трудности с анаграммой даты, поскольку одно из слов отсутствовало, в результате чего была указана дата 923 г. хиджры, а не 935 г. хиджры. Эти несоответствия и несоответствия не произвели впечатления на Бьюкенена, который утверждал, что мечеть была построена по приказу Бабура. [ 4 ]
Бабри Масджид стоит в месте, которое индуисты считают местом рождения Рамы . До 1672 года на этом месте не было никаких записей о надписях мечети, и не было никаких известных связей с Бабуром или Мир Баки до открытия Бьюкененом этих надписей в 19 веке. В «Бабурнаме» не упоминается ни мечеть, ни разрушение храма. [ 5 ] В «Рамчарит Манас» ( Тулсидаса 1574 г. н.э.) и «Айн-и Акбари» Абуль -Фазла ибн Мубарака (1598 г. н.э.) также не упоминается мечеть. [ 6 ] [ 7 ] Однако он ясно упоминается в Доха Шатаке Тулсидасом ( 1574 г. н.э.).
В 1611 году английский путешественник Уильям Финч посетил Айодхью и записал «руины замка и домов Раничанда [Рамачанда]». Он не упомянул мечеть. [ 8 ] В 1634 году Томас Герберт описал «довольно старый замок Раничанд [Рамашанд]», который он назвал античным памятником, «особенно запоминающимся». [ 9 ] Однако к 1672 году можно предположить появление мечети на этом месте, поскольку в «Авад-виласе» Лал Даса место рождения описывается без упоминания храма. [ 10 ] В 1717 году дворянин-могол-раджпут Джай Сингх II купил землю вокруг этого места, и в его документах указана мечеть. [ 11 ]
Кишор Кунал утверждает, что все заявленные надписи на мечети Бабри были подделкой. Они были установлены где-то около 1813 года (почти через 285 лет после предполагаемого строительства мечети в 1528 году нашей эры) и неоднократно заменялись. [ 12 ] В петиции, поданной Саедом Мохаммадом Асгаром, Мутавалли (хранителем) Бабри Масджид, комиссару Файзабада в 1877 году, было указано, что слово «Аллах» над дверью было единственной надписью. Надписи, упомянутой Бьюкененом, по-видимому, не было. [ 4 ] В 1889 году археолог Антон Фюрер зафиксировал две надписи. Один сказал, что мечеть построил знатный «Мир-хан» Бабура. [ ж ] Другой сказал, что мечеть была основана в 930 году хиджры вельможей Бабура, который был (сравним с) «еще одним королем Турции и Китая». [ г ] 930 год хиджры соответствует 1523 году нашей эры, за три года до завоевания Бабуром Индостана. Более того, тексты этих надписей совершенно отличались от задокументированных Бьюкененом. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016 , стр. 142): «Однако во время исследования Бьюкененом Горакхпура в 1813-1814 годах он попал в хорошо сплетенную ловушку поддельных надписей, которые указывали на то, что мечеть была построена Мир Баки по приказу Бабура».
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016 , Глава 6): В переводе Бабурнамы, сделанном Бевериджем, говорится, что Бабур дал разрешение Баки. Благодарность перевела это как «в тот же день Баки Шигавул и армия Ауда были уволены». Эрскин перевел это как: «Я дал Баки Шегавелю и его группе отпуск домой».
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016 , Глава 5): «По приказу короля Бабура, чьё правосудие — это здание, достигающее небесных обителей, это место для приземления ангелов было построено Меером Баки, дворянином, запечатлённым печатью счастья. Это непреходящее милосердие в год его постройки, что провозглашает [Анаграмма «добрые дела долговечны» представляет 935 год.] «Из Тугры: нет Бога, кроме Бога, и Мухаммед есть». Пророк Божий. Скажи, о Мухаммад, что Бог един, что Бог свят, нерожден и нерожден, и что ему нет равных».
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016 , Глава 5): «Победоносный господин Мухейо Дин, Аулумгир, Бадшах, разрушитель неверных, сын Шаха Джухана, сын Джухангир-шаха; сын Укбар-шаха; сын Хумаюн-шаха, сын Бабур-шаха; сын Омера Шейх Шах, сын Сулатана Убу Саида; сын Сулатана Мухаммад Шаха; Миран Шаха, сына Шаиб-и-Кирана Меера Тимура». «От Тугры: Во имя Бога милостивейшего я свидетельствую, что нет Бога, кроме Бога. Он един и не имеет себе равных. Я также свидетельствую, что Мухаммед — его Слуга и Пророк». «В благоприятный день этого благородного возведения этим слабым рабом Мухаммудом Фуна Уллой».
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016 , Глава 5): В дополнение к двум надписям и их монограммам ( тургас ), была также включена басня о дервише по имени Муша Ашикан. Переводчик усомнился в том, что басня была частью надписи, но зафиксировал, что писец «убедительно утверждает, что надпись была выполнена при возведении этого здания».
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016 , стр. 168):
- По приказу Бабура, царя мира;
- Эта твердь подобна, высока;
- Было построено прочное здание;
- Благоприятным благородным Мир Ханом;
- Может когда-нибудь остаться таким фундаментом;
- И такой король мира.
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016 , стр. 169):
- Во имя Бога, милостивого, милосердного.
- Во имя того, кто...; пусть Бог всегда хранит его в этом мире.
- ....
- Такой государь, известный в мире и лично отрадный для мира.
- В его присутствии один из вельмож, еще один король Турции и Китая.
- Заложил этот религиозный фундамент в благоприятный 930 год хиджры.
- О Боже! Пусть навсегда останутся корона, трон и жизнь при короле.
- Пусть Бабар всегда льет цветы счастья; может оставаться успешным.
- Его советник и министр, основатель этой крепости Масджид.
- Эти стихи с датой и хвалебной речью были написаны ленивым писателем и бедным слугой Фатхаллахом-Гори, композитором.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нурани, AG (2003), Вопрос о Бабри Масджиде, 1528–2003, Том 1 , Tulika Books , Введение (стр. xvii), ISBN 81-85229-78-3 В
нем утверждается, что правитель императора Великих Моголов Бабара в Аваде Мир Баки Ташканди построил Бабри Масджид (мечеть) в Айодхье... Мечеть была построена в 1528 году...
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , стр. 142, 199.
- ^ Перейти обратно: а б Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , Глава 6.
- ^ Перейти обратно: а б Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , Глава 5.
- ^ К. Элст (1995). «Дебаты об Айодхье» . В Гилберте Поллете (ред.). Индийские эпические ценности: Рамаяна и ее влияние . Издательство Питерс. стр. 28–29. ISBN 9789068317015 .
- ^ Нараин, Спор о храмовой мечети Айодхья (1993) , стр. 17.
- ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) , стр. 165–166.
- ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) , с. 9, 120, 164.
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , стр. хв.
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , стр. xxvii.
- ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) , стр. 112–115.
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , с. 143.
- ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , стр. XXIX, Глава 5.
Библиография
[ редактировать ]- Джайн, Минакши (2013). Рама и Айодхья . Нью-Дели: Арийские книги. ISBN 978-8173054518 .
- Кунал, Кишор (2016), Возвращение к Айодхье , Прабхат Пракашан, ISBN 978-81-8430-357-5
- Нараин, Харш (1993). Спор о храмовой мечети Айодхья: фокус на мусульманских источниках . Дели: Издательство Penman.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Агнихотри, Ранджана (2017), Шри Рам Джанмбхуми Айодхья Безнаказанный заговор: жестокие убийства, шалости и интерполяция , Notion Press, стр. 99–, ISBN 978-1-946641-40-3