Jump to content

Баки Ташканди

(Перенаправлено с Мир Баки )

Баки Ташканди , также известный как Мир Баки , был могольским полководцем ( беком ) родом из Ташкента (в современном Узбекистане ) во время правления первого императора Великих Моголов Бабура . Широко распространено мнение, что он был назначен губернатором провинции Авад . Считается, что он снес храм Рама и построил мечеть Бабри в Айодхье в 1528 году, которая позже стала центром спора между Бабри Масджид и Рам Джанмабхуми . [ 1 ]

Личность

[ редактировать ]

В Бабурнаме («Хроника Бабура») упоминается полководец по имени Баки Ташкинди (Ташкентский Баки). Его имя также встречается с другими суффиксами: Баки Шагавал , Баки Бег (командир) или Баки Мингбаши (командующий тысячей войск). Однако летопись не называет его миром ( князем или дворянином). Офицер полиции, ставший ученым, Кишор Кунал считает, что название «Мир Баки» было построено в 1813–1814 годах в результате поддельной надписи на Бабри Масджид в пользу британского геодезиста Фрэнсиса Бьюкенена , и на самом деле не было никакого принца по имени «Мир Баки». "при режиме Бабура. [ 2 ] [ а ]

Баки Ташканди служил командующим войсками Великих Моголов императора Бабура . [ нужна ссылка ]

В 932 году хиджры (январь или февраль 1526 года нашей эры) Баки, которого называли «Шагхавалом», получил Дибалпур в Пенджабе в качестве феодального владения (недалеко от Лахора) и был отправлен помочь подавить восстание в Балхе . После своего возвращения Баки, судя по всему, был назначен командующим шести- или семитысячным войском, возглавляемым Чин-Тимуром Султаном. В 934 году хиджры (1528 год нашей эры) войска были отправлены в экспедицию в Чандери . Враги обратились в бегство, и Чин-Тимур Султан получил приказ преследовать их. Подчиненным командирам было дано указание «не выходить за рамки этого [Султана] слова». [ 3 ]

В марте 1528 года тот же отряд во главе с Чин-Тимур-султаном был отправлен в преследование афганских дворян Баязида и Бибана (ранее находившихся на службе у Ибрагима Лоди ) возле Авада . Однако к маю 1529 года (935 года хиджры) этот дуэт взял под свой контроль Лакхнау , что стало сигналом о проигрыше сил Великих Моголов. Поражение было приписано Баки, который, возможно, отвечал за форт Великих Моголов в Лакхнау. Бабур послал подкрепление под командованием Куки и других. Баязид и Бибан бежали, узнав о подкреплении. Однако Баки и его команда не смогли их поймать. Временная потеря Лакнау повстанцами, а также неспособность Баки захватить их раздражали Бабура. Наступил сезон дождей, и лошадям нужен был отдых. Поэтому Бабур прекратил преследование. 13 июня Баки посетил Бабура, который был явно недоволен, а 20 июня 1529 года Бабур уволил Баки (выдал рухсат ) вместе с армией Авада, которой он командовал. [ б ] О Баки Ташканди больше ничего не известно до его загадочного повторного появления на предполагаемой надписи на Бабри Масджид как «Мир Баки», как сообщил геодезист Британской Ост-Индской компании в 1813 году. [ 3 ]

Надписи Бабри Масджид

[ редактировать ]

Фрэнсис Бьюкенен (также называемый Бьюкенен-Гамильтон) провел обследование дивизии Горакхпур в 1813–1814 годах от имени Британской Ост-Индской компании. В отчете Бьюкенена, никогда не публиковавшемся, но доступном в архивах Британской библиотеки, говорится, что индуисты обычно приписывали разрушение храмов «яростному рвению Аурангзабе [Аурангзеба]», но большая мечеть в Айодхье (теперь известная как Бабри Масджид было установлено, что ) были построены Бабуром по «надписи на стенах». Бьюкенен поручил писцу скопировать указанную надпись на персидском языке и перевести ее другу Маулви. Однако в переводе были две надписи. В первой надписи говорилось, что мечеть была построена Миром Баки в 935 или 923 году хиджры. [ с ] Вторая надпись повествует о генеалогии Аурангзеба . [ д ] [ и ] У переводчика возникли трудности с анаграммой даты, поскольку одно из слов отсутствовало, в результате чего была указана дата 923 г. хиджры, а не 935 г. хиджры. Эти несоответствия и несоответствия не произвели впечатления на Бьюкенена, который утверждал, что мечеть была построена по приказу Бабура. [ 4 ]

Бабри Масджид стоит в месте, которое индуисты считают местом рождения Рамы . До 1672 года на этом месте не было никаких записей о надписях мечети, и не было никаких известных связей с Бабуром или Мир Баки до открытия Бьюкененом этих надписей в 19 веке. В «Бабурнаме» не упоминается ни мечеть, ни разрушение храма. [ 5 ] В «Рамчарит Манас» ( Тулсидаса 1574 г. н.э.) и «Айн-и Акбари» Абуль -Фазла ибн Мубарака (1598 г. н.э.) также не упоминается мечеть. [ 6 ] [ 7 ] Однако он ясно упоминается в Доха Шатаке Тулсидасом ( 1574 г. н.э.).

В 1611 году английский путешественник Уильям Финч посетил Айодхью и записал «руины замка и домов Раничанда [Рамачанда]». Он не упомянул мечеть. [ 8 ] В 1634 году Томас Герберт описал «довольно старый замок Раничанд [Рамашанд]», который он назвал античным памятником, «особенно запоминающимся». [ 9 ] Однако к 1672 году можно предположить появление мечети на этом месте, поскольку в «Авад-виласе» Лал Даса место рождения описывается без упоминания храма. [ 10 ] В 1717 году дворянин-могол-раджпут Джай Сингх II купил землю вокруг этого места, и в его документах указана мечеть. [ 11 ]

Кишор Кунал утверждает, что все заявленные надписи на мечети Бабри были подделкой. Они были установлены где-то около 1813 года (почти через 285 лет после предполагаемого строительства мечети в 1528 году нашей эры) и неоднократно заменялись. [ 12 ] В петиции, поданной Саедом Мохаммадом Асгаром, Мутавалли (хранителем) Бабри Масджид, комиссару Файзабада в 1877 году, было указано, что слово «Аллах» над дверью было единственной надписью. Надписи, упомянутой Бьюкененом, по-видимому, не было. [ 4 ] В 1889 году археолог Антон Фюрер зафиксировал две надписи. Один сказал, что мечеть построил знатный «Мир-хан» Бабура. [ ж ] Другой сказал, что мечеть была основана в 930 году хиджры вельможей Бабура, который был (сравним с) «еще одним королем Турции и Китая». [ г ] 930 год хиджры соответствует 1523 году нашей эры, за три года до завоевания Бабуром Индостана. Более того, тексты этих надписей совершенно отличались от задокументированных Бьюкененом. [ 13 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016 , стр. 142): «Однако во время исследования Бьюкененом Горакхпура в 1813-1814 годах он попал в хорошо сплетенную ловушку поддельных надписей, которые указывали на то, что мечеть была построена Мир Баки по приказу Бабура».
  2. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016 , Глава 6): В переводе Бабурнамы, сделанном Бевериджем, говорится, что Бабур дал разрешение Баки. Благодарность перевела это как «в тот же день Баки Шигавул и армия Ауда были уволены». Эрскин перевел это как: «Я дал Баки Шегавелю и его группе отпуск домой».
  3. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016 , Глава 5): «По приказу короля Бабура, чьё правосудие — это здание, достигающее небесных обителей, это место для приземления ангелов было построено Меером Баки, дворянином, запечатлённым печатью счастья. Это непреходящее милосердие в год его постройки, что провозглашает [Анаграмма «добрые дела долговечны» представляет 935 год.] «Из Тугры: нет Бога, кроме Бога, и Мухаммед есть». Пророк Божий. Скажи, о Мухаммад, что Бог един, что Бог свят, нерожден и нерожден, и что ему нет равных».
  4. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016 , Глава 5): «Победоносный господин Мухейо Дин, Аулумгир, Бадшах, разрушитель неверных, сын Шаха Джухана, сын Джухангир-шаха; сын Укбар-шаха; сын Хумаюн-шаха, сын Бабур-шаха; сын Омера Шейх Шах, сын Сулатана Убу Саида; сын Сулатана Мухаммад Шаха; Миран Шаха, сына Шаиб-и-Кирана Меера Тимура». «От Тугры: Во имя Бога милостивейшего я свидетельствую, что нет Бога, кроме Бога. Он един и не имеет себе равных. Я также свидетельствую, что Мухаммед — его Слуга и Пророк». «В благоприятный день этого благородного возведения этим слабым рабом Мухаммудом Фуна Уллой».
  5. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016 , Глава 5): В дополнение к двум надписям и их монограммам ( тургас ), была также включена басня о дервише по имени Муша Ашикан. Переводчик усомнился в том, что басня была частью надписи, но зафиксировал, что писец «убедительно утверждает, что надпись была выполнена при возведении этого здания».
  6. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016 , стр. 168):
    1. По приказу Бабура, царя мира;
    2. Эта твердь подобна, высока;
    3. Было построено прочное здание;
    4. Благоприятным благородным Мир Ханом;
    5. Может когда-нибудь остаться таким фундаментом;
    6. И такой король мира.
  7. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016 , стр. 169):
    1. Во имя Бога, милостивого, милосердного.
    2. Во имя того, кто...; пусть Бог всегда хранит его в этом мире.
    3. ....
    4. Такой государь, известный в мире и лично отрадный для мира.
    5. В его присутствии один из вельмож, еще один король Турции и Китая.
    6. Заложил этот религиозный фундамент в благоприятный 930 год хиджры.
    7. О Боже! Пусть навсегда останутся корона, трон и жизнь при короле.
    8. Пусть Бабар всегда льет цветы счастья; может оставаться успешным.
    9. Его советник и министр, основатель этой крепости Масджид.
    10. Эти стихи с датой и хвалебной речью были написаны ленивым писателем и бедным слугой Фатхаллахом-Гори, композитором.
  1. ^ Нурани, AG (2003), Вопрос о Бабри Масджиде, 1528–2003, Том 1 , Tulika Books , Введение (стр. xvii), ISBN  81-85229-78-3 В нем утверждается, что правитель императора Великих Моголов Бабара в Аваде Мир Баки Ташканди построил Бабри Масджид (мечеть) в Айодхье... Мечеть была построена в 1528 году...
  2. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , стр. 142, 199.
  3. ^ Перейти обратно: а б Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , Глава 6.
  4. ^ Перейти обратно: а б Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , Глава 5.
  5. ^ К. Элст (1995). «Дебаты об Айодхье» . В Гилберте Поллете (ред.). Индийские эпические ценности: Рамаяна и ее влияние . Издательство Питерс. стр. 28–29. ISBN  9789068317015 .
  6. ^ Нараин, Спор о храмовой мечети Айодхья (1993) , стр. 17.
  7. ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) , стр. 165–166.
  8. ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) , с. 9, 120, 164.
  9. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , стр. хв.
  10. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , стр. xxvii.
  11. ^ Джайн, Рама и Айодхья (2013) , стр. 112–115.
  12. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , с. 143.
  13. ^ Кунал, Возвращение к Айодхье (2016) , стр. XXIX, Глава 5.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff6fa1f97b280bddc984bb115c0766d2__1715686260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/d2/ff6fa1f97b280bddc984bb115c0766d2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baqi Tashqandi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)