Jump to content

Николай Харджиев

Nikolai Ivanovich Khardzhiev (ru: Харджиев, Николай Иванович, 26 June 1903, Russian Empire — 10 June 1996, Amsterdam, Netherlands ) was a Ukrainian writer, literary and art collector. [ 1 ] Он обладал обширным архивом и коллекцией произведений искусства и литературы русского авангарда. [ 2 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Николай Харджиев родился в 1903 году в Каховке , на территории современной Украины , в семье служащих; фамилия и черты лица Харджиева говорят о кавказском происхождении, но он, похоже, не хотел обсуждать собственную биографию, подробностей которой мало. После окончания школы в Каховке в 1920 году он некоторое время работал в местном отделении Наркомпроса, а затем изучал право в Одессе с 1922 по 1925 год. Однако литература была его истинным призванием, и именно по этому предмету он читал лекции в Одесские рабочие клубы и городской государственный институт кино. Живя в болтливом, космополитичном городе вавилонских сказок, Харджиев подружился с поэтом Эдуардом Багрицким , который сыграл важную роль в его переезде в Москву осенью 1928 года. Багрицкий был связан с художниками-конструктивистами, писателями и критиками « Нового лева» , а также с именно через него Харджиев познакомился с Осипом Бриком , Виктором Шкловским и Борисом Эйхенбаумом . Шкловский, у которого Харджиев некоторое время работал ассистентом, и Брик были двумя спонсорами заявления Харджиева о вступлении в партию. Союз писателей в 1940 году. [ 3 ] Анна Ахматова , самая известная русская поэтесса советского периода, во время войны была близкой подругой. [ 4 ] В 1953 году женился во второй раз на скульпторе Лидии Чаге. [ 4 ]

Супрематическое движение

[ редактировать ]

Когда Казимир Малевич вернулся из Европы в сталинскую Россию, его работы были конфискованы, а в 1930 году его арестовали и запретили заниматься искусством. [ 2 ] Харджиев сохранил большое количество документов и воспоминаний, связанных с авангардным движением, и около 1350 произведений искусства. В их число входили картины маслом, гуашь и рисунки Малевича; картины Павла Филонова , Михаила Ларионова , Натальи Гончаровой и Ольги Розановой ; и важные рисунки Эль Лисицкого . [ 4 ]

Контрабанда архива Николая Харджиева

[ редактировать ]

Николай Харджиев обладал обширным архивом документов, рисунков и картин русских художников-футуристов. Его рыночная стоимость оценивалась в 100 миллионов фунтов стерлингов. [ 5 ] В 1992 году Харджиевых пригласил профессор Славянского института Амстердамского университета Виллем Вестстейн посетить университет. [ 4 ] Николай Харджиев в ответ предложил свой архив документов Институт Вестстейна и его коллекцию произведений искусства Стеделик -музею Амстердама в обмен на помощь Вестстейна в переезде Харджиевых и их имущества на Запад. [ 5 ] Архив был проверен искусствоведами из Стеделика для подтверждения подлинности картин; они наняли галерею Gmurzynska в Кельне, чтобы вывезти архив из России. [ 5 ] Владельцы галереи Кристина Гмуржинская и ее деловой партнер Матиас Расторфер сопровождали Вестстейна в 1993 году на встречу с Харджиевыми. [ 5 ]

Харджиевы приехали в Амстердам в ноябре 1993 года. По словам Лидии Харджиевой, с мая 1993 года Вестстейн часто навещал пару, чтобы помочь упаковать архив. Рукописи, рисунки, книги и акварели хранились в 280 каталогизированных папках. Их вывезли из квартиры Харджиевых вместе с их личными вещами. Лидия Харджиева утверждала, что картины и книги были отправлены в галерею «Гмуржинская», а архив остался на «российской конспиративной квартире», где он был разделен неизвестными лицами. [ 5 ]

22 февраля 1994 года в московском аэропорту Шереметьево был арестован израильтянин русского происхождения и обыскан его багаж. [ 6 ] Часть архива была найдена и конфискована. В тайнике находились рукописи поэтов Хлебникова , Мандельштама и Ахматовой , а также письма Малевича. Эта часть архива была передана в Российский государственный архив литературы и искусства . [ 5 ]

Вместе с изъятыми документами был обнаружен абзац соглашения между Кристиной Гмуржинской и Николаем Харджиевым об оказании «материальной поддержки» в размере 2,5 миллионов долларов США Харджиевым в Амстердаме. Свидетелями этого были Лидия Харджиева, Вестстейн и Расторфер. Галерея «Гмуржинская» организовала упаковку и вывоз квартиры пары, но до них так и не дошло мало что из их архива. Получив коллекцию, Расторфер заявил, что подписанные документы были всего лишь «письмами о намерениях». Этот случай также был освещен Тони Вудом в «New Left Review». [ 7 ] Гмуржинская подала ряд безуспешных исков о клевете против многих из тех, кто помогал расследовать это дело.

И Гмуржинская, и Расторфер позже отрицали свою причастность к контрабанде архива, заявив, что они авансировали Харджиевым определенную сумму денег за переезд пары. [ 4 ] Харджиев сохранил за собой право собственности на часть архива, переданную Госархиву, и заблокировал доступ к документам до 2015 года. [ 8 ]

27 июля 1995 года Харджиев составил завещание, оставив все Лидии, с указанием ей выбрать, какая часть его коллекции будет передана Художественному фонду Харджиева-Чаги в Амстердаме. Лидия умерла в ноябре того же года при подозрительных обстоятельствах, предположительно упав с лестницы в их доме. [ 6 ] В последнем интервью Харджиева в декабре 1995 года он рассказал, что Николя Ильине обратился к нему от имени российских властей, пытаясь договориться о возвращении некоторых его картин или части его архива. [ 4 ] Когда он умер в июне 1996 года, [ 5 ] он оставил свою коллекцию произведений искусства фонду, а позже фонд и Государственный архив Российской Федерации согласились управлять архивом Харджиева. [ 2 ] В 2013 году многие работы из коллекции Харджиева были включены в большую ретроспективу Малевича, проходившую в Стеделик-музее в Амстердаме. [ 2 ] Полный каталог коллекции был опубликован Stedelijk в октябре 2013 года. [ 9 ]

  1. ^ «Собрание Казимира Малевича-Де-Харджиева-Чаги» . Urban.nl . Городской музей . Проверено 26 сентября 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Сигал, Нина (5 ноября 2013 г.). «Редкий взгляд на неуловимого Казимира Малевича» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 сентября 2015 г.
  3. ^ «Тони Вуд, футуристический ковчег, NLR 26, март – апрель 2004 г.» .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Голден, Тим (31 марта 2003 г.). «Для коллекционера русского искусства конец мечты; туманный след за заново открытыми произведениями Малевича» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 сентября 2015 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Норман, Джеральдин. «Трагический полет к свободе» . Телеграф.co.uk . Дейли Телеграф. Архивировано из оригинала 7 апреля 2010 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
  6. ^ Jump up to: а б Колдехофф, Стефан. «Таинственное пожертвование Малевича» . artknowledgenews.com (требуется подписка) . Новости искусства . Проверено 28 сентября 2015 г.
  7. ^ «Тони Вуд, футуристический ковчег, NLR 26, март – апрель 2004 г.» .
  8. ^ Вуд, Том. «Футуристический ковчег» . newleftreview.org . Новый левый обзор . Проверено 26 сентября 2015 г.
  9. ^ «Симпозиум по передаче коллекций» . Urban.nl . Городской . Проверено 29 сентября 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 023feb94a99310e2a1f97f392ecbe4be__1717693440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/be/023feb94a99310e2a1f97f392ecbe4be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nikolai Khardzhiev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)