Николай Харджиев
Nikolai Ivanovich Khardzhiev (ru: Харджиев, Николай Иванович, 26 June 1903, Russian Empire — 10 June 1996, Amsterdam, Netherlands ) was a Ukrainian writer, literary and art collector. [ 1 ] Он обладал обширным архивом и коллекцией произведений искусства и литературы русского авангарда. [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Николай Харджиев родился в 1903 году в Каховке , на территории современной Украины , в семье служащих; фамилия и черты лица Харджиева говорят о кавказском происхождении, но он, похоже, не хотел обсуждать собственную биографию, подробностей которой мало. После окончания школы в Каховке в 1920 году он некоторое время работал в местном отделении Наркомпроса, а затем изучал право в Одессе с 1922 по 1925 год. Однако литература была его истинным призванием, и именно по этому предмету он читал лекции в Одесские рабочие клубы и городской государственный институт кино. Живя в болтливом, космополитичном городе вавилонских сказок, Харджиев подружился с поэтом Эдуардом Багрицким , который сыграл важную роль в его переезде в Москву осенью 1928 года. Багрицкий был связан с художниками-конструктивистами, писателями и критиками « Нового лева» , а также с именно через него Харджиев познакомился с Осипом Бриком , Виктором Шкловским и Борисом Эйхенбаумом . Шкловский, у которого Харджиев некоторое время работал ассистентом, и Брик были двумя спонсорами заявления Харджиева о вступлении в партию. Союз писателей в 1940 году. [ 3 ] Анна Ахматова , самая известная русская поэтесса советского периода, во время войны была близкой подругой. [ 4 ] В 1953 году женился во второй раз на скульпторе Лидии Чаге. [ 4 ]
Супрематическое движение
[ редактировать ]Когда Казимир Малевич вернулся из Европы в сталинскую Россию, его работы были конфискованы, а в 1930 году его арестовали и запретили заниматься искусством. [ 2 ] Харджиев сохранил большое количество документов и воспоминаний, связанных с авангардным движением, и около 1350 произведений искусства. В их число входили картины маслом, гуашь и рисунки Малевича; картины Павла Филонова , Михаила Ларионова , Натальи Гончаровой и Ольги Розановой ; и важные рисунки Эль Лисицкого . [ 4 ]
Контрабанда архива Николая Харджиева
[ редактировать ]Николай Харджиев обладал обширным архивом документов, рисунков и картин русских художников-футуристов. Его рыночная стоимость оценивалась в 100 миллионов фунтов стерлингов. [ 5 ] В 1992 году Харджиевых пригласил профессор Славянского института Амстердамского университета Виллем Вестстейн посетить университет. [ 4 ] Николай Харджиев в ответ предложил свой архив документов Институт Вестстейна и его коллекцию произведений искусства Стеделик -музею Амстердама в обмен на помощь Вестстейна в переезде Харджиевых и их имущества на Запад. [ 5 ] Архив был проверен искусствоведами из Стеделика для подтверждения подлинности картин; они наняли галерею Gmurzynska в Кельне, чтобы вывезти архив из России. [ 5 ] Владельцы галереи Кристина Гмуржинская и ее деловой партнер Матиас Расторфер сопровождали Вестстейна в 1993 году на встречу с Харджиевыми. [ 5 ]
Харджиевы приехали в Амстердам в ноябре 1993 года. По словам Лидии Харджиевой, с мая 1993 года Вестстейн часто навещал пару, чтобы помочь упаковать архив. Рукописи, рисунки, книги и акварели хранились в 280 каталогизированных папках. Их вывезли из квартиры Харджиевых вместе с их личными вещами. Лидия Харджиева утверждала, что картины и книги были отправлены в галерею «Гмуржинская», а архив остался на «российской конспиративной квартире», где он был разделен неизвестными лицами. [ 5 ]
22 февраля 1994 года в московском аэропорту Шереметьево был арестован израильтянин русского происхождения и обыскан его багаж. [ 6 ] Часть архива была найдена и конфискована. В тайнике находились рукописи поэтов Хлебникова , Мандельштама и Ахматовой , а также письма Малевича. Эта часть архива была передана в Российский государственный архив литературы и искусства . [ 5 ]
Вместе с изъятыми документами был обнаружен абзац соглашения между Кристиной Гмуржинской и Николаем Харджиевым об оказании «материальной поддержки» в размере 2,5 миллионов долларов США Харджиевым в Амстердаме. Свидетелями этого были Лидия Харджиева, Вестстейн и Расторфер. Галерея «Гмуржинская» организовала упаковку и вывоз квартиры пары, но до них так и не дошло мало что из их архива. Получив коллекцию, Расторфер заявил, что подписанные документы были всего лишь «письмами о намерениях». Этот случай также был освещен Тони Вудом в «New Left Review». [ 7 ] Гмуржинская подала ряд безуспешных исков о клевете против многих из тех, кто помогал расследовать это дело.
И Гмуржинская, и Расторфер позже отрицали свою причастность к контрабанде архива, заявив, что они авансировали Харджиевым определенную сумму денег за переезд пары. [ 4 ] Харджиев сохранил за собой право собственности на часть архива, переданную Госархиву, и заблокировал доступ к документам до 2015 года. [ 8 ]
27 июля 1995 года Харджиев составил завещание, оставив все Лидии, с указанием ей выбрать, какая часть его коллекции будет передана Художественному фонду Харджиева-Чаги в Амстердаме. Лидия умерла в ноябре того же года при подозрительных обстоятельствах, предположительно упав с лестницы в их доме. [ 6 ] В последнем интервью Харджиева в декабре 1995 года он рассказал, что Николя Ильине обратился к нему от имени российских властей, пытаясь договориться о возвращении некоторых его картин или части его архива. [ 4 ] Когда он умер в июне 1996 года, [ 5 ] он оставил свою коллекцию произведений искусства фонду, а позже фонд и Государственный архив Российской Федерации согласились управлять архивом Харджиева. [ 2 ] В 2013 году многие работы из коллекции Харджиева были включены в большую ретроспективу Малевича, проходившую в Стеделик-музее в Амстердаме. [ 2 ] Полный каталог коллекции был опубликован Stedelijk в октябре 2013 года. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Собрание Казимира Малевича-Де-Харджиева-Чаги» . Urban.nl . Городской музей . Проверено 26 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сигал, Нина (5 ноября 2013 г.). «Редкий взгляд на неуловимого Казимира Малевича» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 сентября 2015 г.
- ^ «Тони Вуд, футуристический ковчег, NLR 26, март – апрель 2004 г.» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Голден, Тим (31 марта 2003 г.). «Для коллекционера русского искусства конец мечты; туманный след за заново открытыми произведениями Малевича» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Норман, Джеральдин. «Трагический полет к свободе» . Телеграф.co.uk . Дейли Телеграф. Архивировано из оригинала 7 апреля 2010 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Колдехофф, Стефан. «Таинственное пожертвование Малевича» . artknowledgenews.com (требуется подписка) . Новости искусства . Проверено 28 сентября 2015 г.
- ^ «Тони Вуд, футуристический ковчег, NLR 26, март – апрель 2004 г.» .
- ^ Вуд, Том. «Футуристический ковчег» . newleftreview.org . Новый левый обзор . Проверено 26 сентября 2015 г.
- ^ «Симпозиум по передаче коллекций» . Urban.nl . Городской . Проверено 29 сентября 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Николай Харджиев; Евгения Андреевна Петрова; Джон Э. Боулт; Марк Кларенс Конечный (2002). Возвращенное наследие: Николай Харджиев и русский авангард . Дворцовые издания. п. 400. ИСБН 3-935298-38-2 .
- Джеральдин Норман (23 мая 1998 г.). «Трагический полет к свободе» . Телеграф . Архивировано из оригинала 7 апреля 2010 года.