Весенние рабочие
Формирование | 1912 |
---|---|
Основан в | Каунас, Литва |
Растворенный | 1940 |
Тип | Литовская католическая молодежная организация |
Членство (90,000+ (1940) ) | Йонас Тоторайтис Повилас Догел |
Павасарининкай — неофициальное название членов «Павасарис» (буквально: весна ), литовской католической молодёжной организации. Он действовал с 1912 года до советской оккупации в 1940 году. Он вырос из различных неформальных групп, созданных вокруг журнала «Павасарис» , впервые опубликованного в мае 1912 года. Он базировался в Каунасе , но большинство членов действовали в различных сельских районах по всей Литве . В 1940 году она насчитывала более 90 000 членов и 1200 групп и была одной из крупнейших и самых популярных организаций в межвоенной Литве. Ее девизом было «За Бога и Отечество», и она организовывала различные мероприятия (конференции, лекции, духовные упражнения, концерты, праздники песни, театральные представления, спортивные соревнования и т. д.) с целью воспитания молодежи в католическом духе и развития ее национальной гордости. Павасарининкай пользовались поддержкой местного духовенства и католической иерархии, но не одобрялись авторитарным режимом президента Антанаса Сметоны . Он был похож на Федерацию католической молодежи и тесно сотрудничал с ней. Будущее .
История
[ редактировать ]Перед Первой мировой войной
[ редактировать ]Первые секретные группы были организованы в 1912 году вокруг журнала «Павасарис» . В мае 1911 года группа из 29 учителей Общества Сауле собралась в резиденции Повиласа Догелиса в Каунасе и решила создать Союз литовских католических учителей. [ 1 ] Год спустя эта организация начала издавать «Павасарис» – первое периодическое издание на литовском языке, посвященное литовской молодежи. Различные периодические издания имели приложения для молодежи ( «Яунимас» « Летувос Шанкарикас» , «Атеитис , » Драугии « Аушрине» « Летувос Жиниос» , «Шалтинелис ) » Шалтиниса , но отдельного периодического издания не было. [ 2 ] «Павасарис» — ежемесячный иллюстрированный журнал, впервые издававшийся в мае 1912 года в типографии Салиамонаса Банайтиса . [ 2 ] Основное внимание он уделял вопросам морали, религии, самообразования и призывал читателей защищать католические ценности, беречь литовский язык , развивать литовское национальное самосознание и присоединяться к литовским обществам и организациям. Здесь также публиковались научно-популярные статьи (например, объясняющие солнечные затмения ), история Литвы , краткие упоминания о мировых событиях, шутки и загадки. [ 2 ] Он прекратил публикацию в июле 1914 года из-за Первой мировой войны , но был восстановлен в 1918 году и продолжал публиковаться павасарининкай до 1940 года. [ 2 ]
Группы Павасариса продвигали священники Йонас Тоторайтис и Повилас Догелис и организовывали местные священники, учителя, члены других литовских обществ (таких как Жибурис или Литовское католическое общество трезвенников). [ 3 ] К 1914 году у Павасариса были группы в Мариямполе , Мирославасе , Радвилишкисе , Сейнах , Сурвилишкисе , Шедуве , Шяуляе , Вабальнинкасе , Валкининкае , Варене . В 1914 году члены «Павасариса» организовали первую конференцию в доме Майрониса в Каунасе. В то время это было незаконное собрание, на котором присутствовало 17 человек, в том числе Пранас Довидайтис . [ 4 ] Они приняли устав организации Павасарис, но дальнейшее развитие событий было прервано Первой мировой войной . Общество стало бездействующим. [ 3 ]
Пост-был
[ редактировать ]Первые группы Павасариса были восстановлены в 1916 году в Вильнюсе . Организация восстановилась и расширилась после провозглашения независимости Литвы в феврале 1918 года. Она стала официальной организацией и организовала свою первую юридическую конференцию в Каунасе в сентябре 1919 года, на которой присутствовало 120 человек. [ 4 ] Он принял официальное название Литовского католического союза молодежи «Павасарис» . [ 3 ] Другие ежегодные конференции были организованы в 1920–1925, 1927–1928 и 1938 годах. [ 4 ] Конференции сопровождались различными другими мероприятиями. Например, в 1924 году Павасарис провел фестиваль песни, на котором присутствовало 20 хоров и 970 певцов. [ 5 ] В 1925 году председатель павасарининкай Юозас Эретас побывал на 28-м Международном евхаристическом конгрессе в Чикаго и установил контакты с рыцарями Литвы . [ 6 ] Юбилейная конференция в июле 1927 г. (15 лет со дня основания) была особенно масштабной; его открыл президент Антанас Сметона , и на нем присутствовали гости из рыцарей Литвы. [ 4 ] Его сопровождали спортивные соревнования (220 спортсменов установили два рекорда Литвы), выставка народного творчества (2000 экспонатов) и парад от ратуши до церкви Св. Михаила Архангела с платформами (новинка в Литве). . [ 7 ] Всего в нем приняли участие около 11 000 человек; 2500 из них были членами хоров. [ 8 ]
Однако отношения между Павасарининкай и авторитарным режимом президента Сметоны не были дружескими. Режим рассматривал Литовскую христианско-демократическую партию и различные католические организации как своих противников и ограничивал их деятельность. Например, оно издало секретный приказ не допускать павасарининкай в Каунасское военное училище и не выдавать разрешения на проведение национальных конференций. [ 6 ] Ходили слухи, что председатель «Павасариса» Юозас Эретас, выходец из Швейцарии, подал в отставку в 1928 году, чтобы предотвратить жалобы о том, что «Павасарининкай» возглавляет не литовец, а не из-за плохого здоровья, как утверждается официально. [ 7 ] В 1932 году правительство не дало разрешения на проведение съезда по случаю 20-летия Павасариса. Вместо этого группы организовывали региональные собрания и конференции. На мероприятии в Мариямполе выступили Пранас Довидайтис , Юозас Эретас и Юозас Леймонас, в которых они протестовали против различных правительственных ограничений. Все трое были приговорены к трем месяцам тюремного заключения за «подстрекательство местных жителей против правительства». [ 1 ]
В 1928 году павасарининкай получили письмо от Папы Пия XI, поощряющее их деятельность. [ 4 ] В 1933 году оно было реорганизовано в федерацию, объединившую отдельные общества мужчин, женщин и молодежи (13–16 лет). Местные группы также были разделены по полу. Молодежный союз был распущен в 1937 году. [ 5 ] Отдельная организация Vyčiai (Рыцари) городской католической молодежи была объединена с Pavasaris в 1935 году. [ 8 ] На 25-й юбилейной конференции в июне 1938 года (отложенной на год из-за проблем с получением разрешений) присутствовало до 45 000 человек, в том числе около 7 000 спортсменов и 6 000 певцов в 247 хорах. [ 7 ]
Организация была упразднена после советской оккупации в июне 1940 года. Советы преследовали организацию: ее председатель Юозас Леймонас был арестован уже в июле 1940 года, три члена были убиты в резне в Райняй и двое в резне в Червене . [ 9 ] Павасарининкай также присоединился к антисоветскому июньскому восстанию . [ 10 ] В результате многие предметы, связанные с павасарининкай, были уничтожены советской властью. Например, десять флагов местных групп павасарининкай в Жемайтийском музее «Алка» планировались к уничтожению, но были тайно сохранены сотрудниками музея. [ 11 ]
Деятельность
[ редактировать ]Члены Павасариса организовывали различные мероприятия, в том числе местные, региональные и национальные конференции, концерты, театральные представления, фестивали песни, лекции (многие о моральных и католических добродетелях), [ 4 ] выставки народного творчества, спортивные соревнования. [ 3 ] Его спортивная секция была членом Литовской федерации гимнастики и спорта ( литовский : Lietuvos gimnastikos ir sporto Federationacij или LGSF). [ 5 ] Будучи добрыми католиками, они также участвовали в различных религиозных мероприятиях. У Павасарининкай были свои святые покровители , и они отмечали свои праздники: Святой Георгий для мужчин, Тереза Лизье для женщин и Алоизий Гонзага для молодежи. [ 8 ] Павасарининкай учредил ежегодные духовные упражнения (аналогичные «Духовным упражнениям Игнатия Лойолы »), специально адаптированные для молодежи. [ 7 ] В 1928 году павасарининкай насчитывало около 600 групп с 30 000 членов, которые провели 15 639 собраний, 487 духовных упражнений, 9 117 лекций и 123 курса. [ 4 ] В 1930–1939 годах женская секция организовала более 30 000 лекций, 12 573 лекций в недели трезвенничества и 764 инсценированных суда над злоупотребляющими алкоголем. [ 12 ]
Они организовывали местные хоры, оркестры, библиотеки (в 1923 г. таких библиотек было 200, в 1929 г. — 518). [ 3 ] Павасаринкай содержал заброшенные могилы (они первыми начали ухаживать за могилами воинов, погибших во время Освободительных войн Литвы ), собирал образцы фольклора и антиквариата (некоторые из которых позже оказались в различных литовских музеях). Павасарининкай призывал людей читать и писать по-литовски, покупать литовские продукты, изучать литовские песни, сказки, легенды и другой фольклор . [ 3 ] Также они построили различные памятные кресты и другие памятники. построили статую Алоизиуса Гонзаги работы Бернардаса Бучаса Например, в 1933 году в Паневежисе . [ 8 ] Многие из них были разрушены в советское время , но некоторые сохранились или были реконструированы с 1990 года. [ 9 ] [ 13 ] В Каунасе Павасарис основал народную среднюю школу (названную в честь епископа Мотеюса Валанчюса ) и гимназию для взрослых. Павасарис издавал журналы «Павасарис» (Весна, 1912–1915 и 1918–1940), «Яунимо вадас» («Лидер молодежи», 1923–1940, нацеленный на лидеров павасарининкай), «Мужские подвиги» , 1936–1937) и «Лиепснос» («Пламя», 1937–1940). , для женской секции). [ 3 ]
Некоторые члены Павасариса присоединились к литовской армии во время войн за независимость Литвы . Первый доброволец, погибший в бою, Повилас Лукшис, был членом «Павасариса». [ 7 ] Один из них, рядовой Костас Скинулис, погиб в августе 1919 года во время войны , но его лозунг « Жизнь не имеет значения, если - советской литовско Отечество снова будет порабощено врагами, сплоченными среди литовских солдат». [ 9 ] [ 14 ]
Знаки отличия
[ редактировать ]У весенних рабочих была синяя форма. В качестве гимна они использовали Lietuva brangi («Дорогая Литва») Майрониса , а с 1922 года — « Казимераса Давайте творить, братья и сестры вместе» Житкуса . Их флаг был голубым с восходящим пением, открытой книгой, канклесом и крестом. [ 3 ]
Павасарис изготовил значки для своих членов. Первые значки были изготовлены в Германии в июле-августе 1920 г. и марте 1921 г. На них были изображены канкле (символ любви к музыке), крест (символ католицизма), раскрытая книга (символ молодости и учебы), солнце и звезда (символ поиск знаний и света), рута (символ невинности и чистоты) на синем эмалевом фоне. [ А 1 ] [ 5 ] В 1925 году Павасарис начал производить новые значки, которые стали обязательными для ношения членами на различных мероприятиях. Эти значки были изготовлены в Швейцарии компанией Huguenin Frères & Co и в Литве мастерской, созданной для поддержки инвалидов войны. Они были меньше и проще как по символике (нет канкле и руты), так и по материалу (нет эмали). [ А 2 ] Мечисловас Рейнис интерпретировал булавку в форме сердца как символ доброты людей и то, что символы, выгравированные на булавке, также должны быть выгравированы как соответствующие значения в сердцах павасарининкай. [ 5 ]
Булавки были изменены в 1935 году после того, как организация разделилась на секции по гендерному признаку. Все булавки имели форму перевернутого щита и имели темно-синий эмалевый фон. На женской булавке изображено восходящее золотое солнце с лучами, синий крест в среднем луче и ветка руты посередине солнца. На мужской значке было изображено серебряное изображение Святого Георгия и Дракона . На молодежной значке был изображен стилизованный тюльпан с колоннами Гедимина и крестом под ним. Тюльпан был золотым для девочек и серебряным для мальчиков. [ 5 ] Павасарис изготавливал и другие значки для особых случаев – участников песенных фестивалей 1924 и 1927 годов, юбилейной конференции 1938 года или тех, кто набрал достаточное количество новых подписчиков журнала «Павасарис» в 1934 году. Некоторые из этих значков были сделаны из золота, серебра. , или позолоченные металлы. [ 5 ]
Члены
[ редактировать ]Членами Павасариса могли быть только не состоящие в браке люди в возрасте от 15 до 40 лет. [ 3 ] Организация в основном действовала через местные группы ( литовский : kuopa ), часто организованные в одной сельской местности. Местные священники поддерживали такие группы и выступали в качестве их духовных лидеров. Эти группы были сгруппированы в районы и области, созданные в 1923–1924 годах. [ 6 ] В 1919 году насчитывалось 85 групп и 6800 членов. В 1925 году насчитывалось 469 групп, разделенных на 28 районов и 4 области по этнографическим районам Литвы . [ 3 ] В 1927 году регионы были реорганизованы в соответствии с вновь созданными епархиями Каунасской , Кайшядорисской , Паневежской , Тельшяйской и Вилкавишкисской епархий . В каждой епархии был священник, посвященный молодежным организациям. [ 7 ] В 1929 году насчитывалось 648 групп общей численностью около 56 000 членов. С 1933 года группы начали разделяться на отдельные женские и мужские группы. В том году было 418 женских групп, 329 мужских групп и 287 смешанных групп. В 1940 году в 615 женских и 618 мужских группах насчитывалось более 90 000 членов. [ 3 ]
Лидеры
[ редактировать ]Организацию возглавляли: [ 4 ]
- Бронюс Стосюнас (1918)
- Домас Куртинайтис (1919)
- Эдвардас Мисявичюс (1920) [ 5 ]
- Юозас Эретас (1922–1928)
- Юозас Леймонс (1928–1940)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Изображение можно увидеть по адресу «Значки литовских организаций 1918-1940 годов из коллекции Альгимантаса Астика» (на литовском языке). Национальный музей Литвы. Июнь 2016 года . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ Изображение можно увидеть по адресу «Значки литовских организаций 1918-1940 годов из коллекции Альгимантаса Астика» (на литовском языке). Национальный музей Литвы. Июнь 2016 года . Проверено 19 августа 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гирниус, Юозас (1975). Пранас Довидайтис (PDF) (на литовском языке). Чикаго: Будущее. стр. 203–204, 461. OCLC 2431143 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бурнейкене, Геновайте (4–18 августа 2012 г.). « Весне» исполняется 100 лет . Ворута (на литовском языке). 16–17 (754–755). ISSN 1392-0677 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «спрингеры» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Научно-энциклопедический издательский центр. 15 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лукошявичюс, Антанас (2003). «Деятельность Литовского союза христианской молодежи «Павасарис»: религиозное и национальное воспитание молодежи» . Мосты (на литовском языке). 15 (Вера и культура): 359–367. ISSN 1648-3979 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ремец, Эдуард (2016). «Значки Литовского католического союза молодежи «Павасарис»: датировка, производители, тиражи и символика» . История Литвы (на литовском языке). 37 : 139–150. дои : 10.15388/LIS.2016.37.10057 . ISSN 1392-0448 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бразайтис, Юозас, изд. (1973). Его великое приключение: проф. Я. Эретас на службе Литве (PDF) (на литовском языке). Патерсон, Нью-Джерси: Проф. Друзья Ж. Эрета. стр. 11, 48. OCLC 923614844 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лабанаускайте, Она (1973). «Молодежный авангард». В Бразайтисе, Юозас (ред.). Его великое приключение: проф. Я. Эретас на службе Литве (PDF) (на литовском языке). Патерсон, Нью-Джерси: Проф. Друзья Ж. Эрета. стр. 150–151, 155, 159–160, 167, 169–170. OCLC 923614844 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Маркуците, Елена; Пилкаускас, Донатас. «Молодежный союз «Павасарис» » . Respublika.lt (на литовском языке) . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дагилис, Йонас (11 сентября 2012 г.). «Мы будем праздновать крест весеннего общества» (на литовском языке). Северо-восток . Проверено 18 августа 2018 г.
- ^ Норейка, Дайниус (2016). «Июньское восстание 1941 года: проблемы понимания и оценки явления» (PDF) . Acta Historicala Universitatis Klaipedensis (на литовском языке). 32 (Передача власти и вооруженных сил: Польша и Литва в 1919–1941 гг.): 157, 161, 169, 182. ISSN 1392–4095 .
- ^ Петрикас, Раймондас (12 августа 2018 г.). «Музеи спрятали межвоенные реликвии, приговоренные к уничтожению в советское время» . Alfa.lt (на литовском языке) . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ Качераускас, Йонас (2013). Трезвость в Литве: история и современность (PDF) (на литовском языке). Вильнюс: Издательство «Диемеджиос». стр. 57–58, 66. ISBN. 978-9986-23-177-6 .
- ^ Минтаучкис, Валдас (18 февраля 2018 г.). «По случаю столетия в Утене чествуют борцов за свободу Литвы» (на литовском языке). Шяуляй плюс . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ Диркис, Повилас (февраль 1959 г.). «Вспомним сражающихся солдат» . Воин (на литовском языке). 2 (1349): 53. ISSN 0022-9199 .