Деревянная церковь Ванг
Деревянная церковь Ванг | |
---|---|
Горная церковь Спасителя | |
Горная церковь Спасителя | |
![]() | |
50 ° 46'49 "N 15 ° 43'26" E / 50,78028 ° N 15,72389 ° E | |
Расположение | Карпач |
Страна | Польша |
Номинал | лютеранин |
Веб-сайт | Ван |
История | |
Статус | Приходская церковь |
События | перестроен в 1842 году на нынешнем месте |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Активный |
Архитектурный тип | Деревянная церковь |
Завершенный | в. 1200 в Ванге в регионе Вальдрес в Норвегии. |
Технические характеристики | |
Материалы | Древесина |
Администрация | |
епархия | Вроцлав |
Приход | Ванский приход в Карпаче |
Деревянная церковь Ванг ( польский : Świątynia Wang ; норвежский : Vang stavkyrkje ; немецкий : Stabkirche Wang ) или Горная церковь Спасителя (польский: Kościół Górski Naszego Zbawiciela ) — деревянная церковь, расположенная в Карпаче в горах Крконоше в Польше . Она была перенесена на свое нынешнее место из Ванга в Валдрес регионе норвежском и восстановлена в 1842 году. Это примечательная туристическая достопримечательность, единственная деревянная церковь в Польше. Служит приходской церковью Евангелической церкви Аугсбургского исповедания в Польше .
Церковь представляет собой однонефную деревянную церковь с четырьмя столбами, построенную около 1200 года в приходе Ванг в регионе Вальдрес в Норвегии.
История
[ редактировать ]Первоначально построенный как католическая церковь в средние века, после Реформации он использовался прихожанами, принадлежащими к церкви Норвегии . В 1832 году местный совет решил снести деревянную церковь, поскольку она была слишком маленькой и с годами стала структурно небезопасной. О планах его сноса и замены было известно уже в 1826 году, когда художник Йохан Кристиан Даль предпринял первую попытку его спасти. Он призвал совет отремонтировать и расширить его.
Была также попытка восстановить его в Хенсэсене в том же приходе, что и пристройку церкви. Кнут Нордсвен, местный фермер, предложил пожертвовать строительную площадку общине, но его предложение было отклонено. Разочарованный отказом, он позже продал свою ферму и эмигрировал в Америку. В 1932 году в память о нем был установлен памятник.
Переезд
[ редактировать ]
Путешествуя по Норвегии в 1839 году, Даль снова посетил Ванга. Он обнаружил, что деревянная церковь все еще стоит рядом с недавно построенной, более крупной бревенчатой церковью, вмещающей 230 прихожан. Снос старого был неизбежен. Даль был более чем когда-либо убежден в том, что деревянную церковь необходимо сохранить как памятник культуры. Он безуспешно предлагал перестроить ее в Королевскую часовню в Христиании или в церковь-музей, примыкающую к средневековому залу Хокона в Бергене . Граф Герман Ведель Ярлсберг заявил о своей готовности разместить его в своем парке поместья Богстад недалеко от Христиании, но умер прежде, чем план удалось осуществить.
Даль не видел другого выхода, как купить церковь самому. Он попросил викария Ванга принять участие в торгах от его имени на открытом аукционе, состоявшемся в январе 1841 года. Даль выиграл торги по цене 86 специалистов , 1 орт и 7 навыков при условии, что участок будет очищен к концу года. Обвиненный в спекуляции, Даль защищался, заявляя, что его единственным намерением было спасти церковь и что он не собирался зарабатывать деньги на сделке.
Решение пришло от наследного принца, впоследствии короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV , которого Даль знал лично. После обмена несколькими письмами он убедил принца взять на себя ответственность за Вангскую деревянную церковь и покрыть расходы на ее повторное возведение в Потсдаме .
Обследование церкви, маркировка материалов, надзор за демонтажем и подготовка к транспортировке были поручены молодому немецкому архитектору Францу Вильгельму Ширцу , который помогал Далю изготавливать листы для его книги о деревянных церквях, и который, вероятно, также был известен наследному принцу. Ширц провел беспрецедентную новаторскую работу в области документации и планирования на предприятии. Его рисунки и описи теперь являются бесценными источниками знаний о первоначальном облике деревянной церкви. Все детали были промаркированы и упакованы для транспортировки летом. В сентябре они были доставлены в гавань Лэрдалсойри в истоке Согне -фьорда , где были погружены на борт судна « Хаабет» , направлявшегося в Штеттин ( Щецин ). По прибытии в Штеттин после двух месяцев пребывания в море материалы были перевезены на баржу для последнего этапа пути в Берлин , где они хранились зимой во дворе Старого музея .
Первоначальный план заключался в том, чтобы заново построить церковь на Пфауэнинзеле (Павлиньем острове) недалеко от Потсдама. Но тем временем от этого плана отказались в пользу участка в отдаленной деревне Карпач-Горный недалеко от Карпача в Крконошах (Карконоше), в Силезском воеводстве . Идея, вероятно, исходила от графини Фридерики фон Реден из Буковца , чей мемориал стоит рядом с костелом. Граф Кристиан Леопольд фон Шаффгоч Еленя-Гура | Цеплице подарил это место.
Весной 1842 года материалы снова вывезли на речных баржах вверх по Одеру в предгорья, а оттуда на повозке в горное село Карпач. Новое место для церкви находится на высоте 885 метров (2904 фута) над уровнем моря в Брюкенберге , примерно на полпути между Круммхюбелем и вершиной Снежки-Снежки .
Повторное возведение
[ редактировать ]
Первый камень в фундамент был заложен 2 августа 1842 года в присутствии самого короля Фридриха Вильгельма. Для плотников, которые никогда не видели ни этой церкви, ни какой-либо деревянной церкви, было непростой задачей правильно ее восстановить. Несмотря на отличные рисунки, большая часть материалов была выброшена. Помимо резных дверных коробок, использовалась только основная конструкция, состоящая из подоконников, столбов и настенных плит. Вся внешняя галерея была построена из новых материалов, и каждая стеновая доска была заменена.
Давно утраченную апсиду реконструировали, правда, с очень странной крышей в стиле барокко. Галерею и флеш реконструировали, но вставили несколько новых окон, не имеющих исторических прецедентов. Дверные проемы вывернули наизнанку, резьбой внутрь. Декорированный потолок над хором не реставрировали, вероятно, потому, что в протестантской церкви он казался слишком католическим. Все оригинальные фермы крыши были обновлены.
Работа заняла два года, а общая стоимость составила более 75 000 марок. В день рождения короля, 15 октября 1843 года, флеш с датой 1200 был поднят года. 27 июля 1844 года принц Нидерландов Фредерик вместе с огромной толпой стал свидетелем освящения «Die Bergkirche unseres Erlösers zu Wang» (Горной церкви Спасителя Вангского). Бывший владелец Й. К. Даль не присутствовал, но был рад узнать, что его проект был реализован. Он был избавлен от бремени сохранения только некоторых элементов декора и рад, что «справедливое сходство» было восстановлено.
, обслуживающая польскую лютеранскую общину, В настоящее время церковь Ванга стала главной туристической достопримечательностью и, вероятно, самой посещаемой деревянной церковью в мире, которую ежегодно посещают около 200 000 человек.
Оригинальное здание
[ редактировать ]
Планировка с четырьмя внутренними столбами или посохами характерна для нескольких деревянных церквей в регионе Вальдрес . Но в деревянных церквях Хёре и Ломена они включены в конструкцию с приподнятой крышей над центральной частью нефа, тогда как церкви Ванг и Ойе имеют обычные двускатные крыши, без конструктивной связи между крышей и внутренними столбами. .
Согласно традиции, церковь однажды уже переносилась, что подтверждает мнение многих ученых о том, что она сильно изменилась перед отъездом из Ванга. Норвежский архитектор Арне Берг после тщательного осмотра перестроенной церкви пришел к выводу, что сохранившиеся оригинальные материалы принадлежали деревянной церкви типа Согн с приподнятой крышей над центральной частью нефа. Однако свидетельства датировки скудны. По его оценкам, он был построен около 1200 года, что подтверждает довольно сомнительную дату, указанную в 1843 году. Возможно, он был перестроен уже в средневековый период, но, возможно, не позднее 1600 года.
Руническая надпись N 83
[ редактировать ]имеется руническая надпись В Рундате под номером 83, расположенная на дверном проеме церкви, знаток которой Магнус Ольсен предложил перевод: «Эйндриди ловкий резной (дверной проем), сын Олава Ло» ( древнескандинавский : Эйндриди Скар, Мьяфингр, сын Олафа Ло ). [ 1 ] Если это правильная интерпретация, надпись идентифицирует художника. Звали его Эйндриди, прозвище было «ловкий» или «рукопожатный», а отцом его был Олав из Ло. В 1937 году надпись считалась сильно поврежденной и трудночитаемой. Интерпретации надписей основаны на копиях, сделанных до переезда церкви.
Галерея
[ редактировать ]-
Лев на дверях церкви
-
Роспись на стене: Трон Христа с пронзенным щеками мечом, легенда о святом Халлварде.
-
Расписные декорации в хоре: коронация Марии, омовение ног и Христос на дворе Ирода.
-
Расписные украшения в хоре, Святое Причастие
-
Расписной декор в арке хора
См. также
[ редактировать ]- Камень Ванг
- Глазная деревянная церковь
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берг, Арне, Деревянная церковь из Ванга и ее долгое путешествие , Ассоциация по сохранению норвежских исторических памятников, Ежегодник 1980, том. 134, стр. 105-140.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Магнус Олсен, Норвежские надписи с младшими рунами, том. 1] (Осло, 1941), с. 231.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Деревянная церковь Ванга в Польше – на английском, польском, немецком языках.
- Вид на деревянную церковь Ванг с дрона