Богословская ненависть

Латинская фраза odium theologicum (буквально «теологическая ненависть») — это название, которое первоначально давалось часто сильному гневу и ненависти , порождаемым спорами по поводу теологии . Он также был принят для описания нетеологических споров злобного характера.
Джон Стюарт Милль , обсуждая ошибочность морального консенсуса в своем эссе «О свободе» (1859), пренебрежительно относится к odium theologicum , говоря, что для искреннего фанатика это один из самых недвусмысленных случаев морального чувства. В этом эссе он критикует тех, кто для обоснования своих убеждений полагается на моральные чувства, а не на аргументированные аргументы.
Академические споры
[ редактировать ]Ранний лингвист Леонард Блумфилд считал необходимым развивать лингвистику как совокупную, неличностную дисциплину; как «настоящая» наука. В выступлении в 1946 году, говоря о развитии Американского лингвистического общества , он заявил, что развитие такой дисциплины спасло его «от пагубы odium theologicum и постулата школ... осуждающих всех людей, которые не согласны или которые предпочитаю говорить о другом», и добавил: «Борьба с непокорными фактами, непоколебимыми в своей сложности, приучает всякого, кто активно работает в науке, к смирению, приучает к безличному признанию ошибки». [ нужна ссылка ]
Философ и историк науки Томас Сэмюэл Кун утверждал, что ученые твердо привержены своим убеждениям, теориям и методам (совокупность которых он назвал « парадигмами ») и что наука прогрессирует главным образом за счет смены парадигм . Он утверждал, что ученые с противоречивыми парадигмами будут придерживаться их так же сильно, как богословы придерживаются своих богословских парадигм. Философ математики и естественных наук Имре Лакатос , ученик Карла Поппера , описал природу науки аналогичным образом.
По мнению Лакатоса, наука прогрессирует посредством постоянной модификации или замены того, что он называл «исследовательскими программами» (примерно эквивалентными «парадигмам» Куна). Лакатос утверждал, что исследовательская программа основана на метафизических убеждениях, а также на наблюдении фактов, и может бесконечно сопротивляться фальсификации, если ученый желает продолжать ее, несмотря на проблемы или открытие новых доказательств. Если эта точка зрения верна, наука не устраняет odium theologicum , а предоставляет другое поле, в котором она может проявиться.
В споре о достоверности флюксий философ Джордж Беркли обратился к своему ньютоновскому оппоненту:
Вы упрекаете меня в «клевете, клевете и уловках». Вы рекомендуете такие средства, которые «невинны и справедливы, а не преступный метод умаления или умаления моих оппонентов». Вы обвиняете меня в odium Theologicum , неумеренном рвении богословов... [1]
Какой бы взгляд на науку и социологию научного знания ни был правильным, фактом является то, что в истории науки было много случаев, когда новые теории (например, микробная теория болезней , конечность скорости света , радиоактивность ) высмеивались. и избегалось широким научным сообществом, когда впервые было предложено или обнаружено, и только позже было принято как более вероятно точное.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Защита свободомыслия в математике , 1735 г.