Станислав Сочивица
Станко Сочивица | |
---|---|
![]() Гравюра Сочивицы (1779 г.) | |
Рожденный | в. 1715 г. Симийова , Санджак Герцеговинский (ныне Босния и Герцеговина ) |
Умер | после 1777 г. Габсбургская монархия |
Верность | Гайдуки (1745–75) ![]() |
Классифицировать | Харамбаша |
Единица | Пандуры ( эт. 1775–77) |
Станислав «Станко» Сочивица [а] ( ок. – фл. 1777) был сербским гайдуком ( разбойником ), действовавшим на османских территориях на западных Балканах ( санджаки Герцеговины 1715 , Боснии и Черногории ). Его семья родилась в деревне недалеко от Билечи и владела фермой, подчинявшейся суровой семье османского бея . После убийства беев и получения собранных налогов семья впоследствии переехала в венецианскую Далмацию, откуда Сочивица и его братья начали свой разбой. После десятилетий разбоя и пленения жены и детей он удалился в Габсбургскую монархию назначил его командующим Пандурами , где в 1775 году сам император Иосиф II .
Жизнь
[ редактировать ]Происхождение и молодость
[ редактировать ]Сочивица родилась в ок. 1715 г. [ 1 ] [ 2 ] в деревне Симийова к северо-западу от Билечи [ 1 ] в Санджаке Герцеговины ( Османская империя ). Иван Ловрич ( эт. 1756–77) написал биографию Сочивицы. [ 1 ] в то время как история его жизни была упомянута Альберто Фортисом (1741–1803) на основе собственного рассказа Сочивицы. [ 3 ] Он был обычного роста, с вытянутым лицом и голубыми глазами. [ 4 ] Его отец, Вук, был фермером, земля которого принадлежала печально известной семье богатых турок Уметалчичей, которые были очень суровы к семье: они не только постоянно оскорбляли их, но и жестоко избивали. [ 2 ] [ 5 ] Станко, буйный и свирепый человек, вместе со своими тремя братьями составил заговор против их хозяев, но их отец, который был мягким и миролюбивым, в течение нескольких лет советовал им не действовать. [ 6 ] [ 5 ] Двоих его братьев звали Илия и Никола.
Трое братьев Уметалчичей, направлявшиеся из Поплата ( Берковичи ) в близлежащую Враньску для сбора харача (налога), случайно решили остановиться на ферме Сочивица, взяв с собой кошелек из 18 000 блесток, который они собрали по дороге. [ 5 ] Станко убедил двух своих братьев, что это шанс отомстить и обогатиться, и убедил их убить троих гостей. [ 5 ] Затем их закопали в глубокой канаве возле фермы. [ 7 ]
После убийств семья не сбежала; в отместку паша Требине и капитан гвардии арестовали до 50 христиан, часть из которых была казнена, других сделали рабами, но на братьев не пало никаких подозрений. [ 7 ] Однако примерно через год появились некоторые сомнения; Безрассудство Станко и сумма денег, которая у них внезапно появилась, вынудили их покинуть дом и сбежать . [ 5 ] Их отец умер по дороге. [ 5 ]
Свойство
[ редактировать ]

Семья прибыла в Имотски , который в то время находился под суверенитетом Венецианской республики ( Венецианская Далмация ), в 1745 году на османские деньги построила дом и открыла магазин с отличными и дорогими товарами. [ 5 ] Торговая жизнь не устраивала активность Станко, поэтому он и его свита из 10 человек обратились в Черногорию , где за лето убили 40 турок. [ 5 ] Считается, что он никогда не совершал преступлений против подданных Венеции или Австрии, а полностью направил свою ярость против турецкого народа. [ 5 ]
После нескольких экспедиций, к которым присоединился один из его братьев, он вернулся в Имотски, где прожил 9 лет, работая в ремесле, налаженном его семьей. [ 5 ] Время от времени он совершал экскурсии и убивал турок. [ 5 ] Один из его братьев был в банде вместе с выдающимся гайдуком Лазаром Печирепом. [ 8 ] Станислав Сочивица и Лазарь Печиреп были самыми выдающимися гайдуками своего времени. [ 9 ]
Убийство своего брата
[ редактировать ]Брат Сочивицы, сопровождавший его в экспедициях, примкнул к самым свирепым гайдукам (разбойникам) страны и стал кровным братом ( pobratime ) с православным Морлахом , который, несмотря на братство, напоил его и доставил паше Травника, где он был замучен до смерти. [ 5 ] Узнав о смерти брата, Сочивица немедленно отправился в дом кровного брата, где его принял отец. [ 10 ] Отец рассказал историю таким образом, выдавая своего сына за совершенно невиновного, и когда появился кровный брат, он проявил большую доброту, а затем вышел под предлогом поиска лучшего ягненка в своем стаде, чтобы лечить Сочивицу; его настоящим намерением было доставить его туркам, дислоцированным в Дувно , в 19 км от дома. [ 10 ] Поскольку кровный брат еще не вернулся, все, кроме Станко, удалились на покой. [ 10 ] Его мучили плохие предчувствия, и он встал с постели в поисках света, но не смог найти его по всему дому. [ 10 ] Возникли подозрения и ярость, и он стал искать свое оружие, но не мог его найти, и громко кричал, но не получил ответа. [ 10 ] Он подошел к постели отца и потребовал его руки. [ 10 ] Отец, который ожидал, что его сын вернется с турками, стремился выиграть время, уклончиво, затем Сочивица опрометчиво разбил ему голову небольшим топором, а затем пошел к старой служанке, которая подчинилась ему. [ 10 ] Как только он снова взял в руки руки, он вышел из дома и затаился на расстоянии, чтобы наблюдать за происходящим и удостовериться в предательстве кровного брата, доказательства которого вскоре он получил. [ 10 ] Затем Сочивица собрал нескольких друзей, окружил и поджег дом. [ 10 ] В огне погибли 17 человек, а женщина, пытавшаяся спастись, была застрелена вместе с младенцем на руках. [ 10 ] С этого времени османы преследовали Станко с максимальной злобой , а Сочивица тем временем умножал свои убийства и грабежи. [ 10 ]
В августе 1754 года, в том же году, когда он сжег дом, он чудом избежал преследования группы хорватов, искавших его, и, решив, что на венецианской территории он больше не находится в безопасности, послал за своей семьей. присоединиться к нему в Карловицах (Сремских Карловцах) , куда он добирался пешком. [ 11 ]
Карловцы
[ редактировать ]Поскольку его преследовали со всех сторон, он удалился со своей семьей в Сремские Карловцы , на военной границе Габсбургской Австрии (современная Сербия ). [ 10 ] Там он прожил невинную жизнь 3 года вместе со своими двумя братьями, женой, сыном и дочерью. [ 10 ]
Неизвестный человек предал его в руки того самого паши, который убил его брата, а позже таким же образом были схвачены его жена и дети. [ 10 ] Трое братьев Сочивица были заключены в тюрьму в форте за Удбиной , на османско-венецианско-австрийской границе, а затем сопровождались 100 кавалеристами перед пашей Травником для перевода в тюрьму в Травнике. [ 11 ] Им было предложено два варианта: принять ислам или посадить на кол , приняв первый вариант. [ 11 ] Два его брата были освобождены, а одному из них присвоен титул ага , а Станислав, известный своим публичным антагонизмом по отношению к османам, остался в тюрьме. [ 11 ] Два его брата воспользовались первой возможностью бежать от османов, после чего разгневанный паша отменил обращение Станислава, которому дали имя Ибрагим , и приказал заключить в более строгое заключение под постоянным надзором. [ 11 ] Его новая стратегия заключалась в том, чтобы сообщить стражам о зарытых сокровищах и показать паше эти места в обмен на привилегии, которые он имел до побега своих братьев. [ 12 ] В течение месяца Сочивица возил охранников в разные места, где он либо хранил определенную сумму денег, либо в места, где, по его словам, он ошибся. [ 12 ] 26 ноября 1758 года Сочивица и его семья, которых соблазнили встретиться с Сочивицей как свободным человеком, предстали перед эфенди. [ ВОЗ? ] . [ 12 ] Позже ему удалось сбежать во время путешествия. [ 10 ] Поскольку члены его семьи все еще находились в заключении, он вел переговоры с пашой об их освобождении, но тщетно. [ 10 ] Поскольку все методы оказались безуспешными, он решил написать Паше:
Мне сообщили, о паша Боснии, что ты жалуешься на мой побег; но я предполагаю, что бы ты сделал на моем месте? Допустили бы вы, чтобы вас связали веревкой, как жалкого зверя, и вели без сопротивления люди, которые, как только они прибудут в определенное место, по всей вероятности, предали бы вас смерти? Природа побуждает нас избегать разрушения, и я лишь действовал повинуясь ее законам.
Скажи мне, паша, какое преступление совершили моя жена и дети, что, вопреки закону и справедливости, ты должен держать их как рабов? Возможно, вы надеетесь сделать меня более покорным; но вы не можете, конечно, ожидать, что я вернусь к вам и протяну руки, чтобы быть нагруженными новыми цепями. Нет; ты только обманываешь себя и делаешь меня еще более ужасным, чем прежде. Тогда послушай меня, паша: ты можешь излить на них всю свою ярость, не принеся ни малейшей пользы. Со своей стороны заявляю, что отомщу всем туркам, вашим подданным, которые могут попасть в мои руки; и я не упущу ни одного способа причинить тебе вред. – Ради бога, верни мне, умоляю тебя, мою кровь. Получите мое прощение от моего государя и больше не храните в своей памяти мои прошлые обиды. Обещаю, что тогда я оставлю ваших подданных в покое и даже буду служить им проводником, когда это необходимо.
Если вы откажете мне в этой услуге, ждите от меня всего, что может подтолкнуть отчаяние. Я соберу своих друзей, буду нести разрушения везде, где бы ты ни жил, разграбить твое имущество, ограбить твоих купцов; и с этого момента, если вы не обратите внимания на мои мольбы, я клянусь, что уничтожу каждого турка, который попадет мне в руки. [ 13 ]
Паша не придал большого значения письму, а Станко приложил все усилия, чтобы выполнить данный им обет. [ 14 ] Он опустошил страну, показав доказательство своего героизма; настолько, что люди были вынуждены просить пашу о помощи в разрушении, отправив обратно его жену и детей. [ 14 ] Паша, однако, был неумолим, и Станко мог освободить свою семью только силой и стратегией. [ 14 ]
Поздние годы
[ редактировать ]Люди Сочивицы схватили турка, который ранее помог одному из его братьев бежать, и брат, в отличие от вождя и остальной части банды, стремился отплатить тем же. [ 14 ] Хотя турку суждено было умереть, благодарный брат, пока Станко молился, освободил его. [ 14 ] Остальные гайдуки были возмущены, а один из племянников даже ударил его кулаком; затем брат вытащил пистолет и убил его на месте. [ 14 ] Сочивица исключил брата, а после похорон племянника почувствовал такое унижение, что решил уйти в отставку. [ 14 ]
Однако его привычки не так-то легко изменить. После непродолжительного выхода на пенсию он внезапно возобновил бандитизм, грабежи на шоссе. [ 14 ] После многочисленных убийств и грабежей у него осталось всего 600 блесток, о которых он рассказал другу и двоюродному брату, однако оба сбежали с деньгами. [ 14 ]
Позже, в 1775 году, его пожелал увидеть император Иосиф II, проезжая мимо Грацаха, где проживала Сочивица. [ 14 ] Иосиф II привел его и допросил, заставил повторить основные события своей жизни, затем дал ему значительную сумму денег и харамбашой Пандуров назначил . [ 14 ] Он жил в Грацахе в 1777 году, в то время, когда была впервые написана его биография. [ 14 ] В 1800 году не было известно, умер ли он. [ 14 ]
Семья
[ редактировать ]Станко удалось освободить свою жену и сына из плена в османском Травнике и доставить их в сербский православный монастырь Драгович на территории Венеции, где монах научил своего сына читать и писать. [ 15 ] [ нужен лучший источник ]
Наследие
[ редактировать ]Его жизнь была предметом книги далматинского писателя Ивана Ловрича (1776 г.). [ 16 ] Он был известен в Морлаха . народной поэзии [ 17 ] Он также упоминается в Петра II Петровича-Негоша «Горном венке» , шедевре черногорской литературы .
См. также
[ редактировать ]- Лазар Печиреп , участник одной из банд братьев Станко, признанный герой Герцеговины и Черногории .
- Морлахи
- Морлахи (венецианские иррегулярные формирования)
- Вук Мандушич (эт. 1648), военачальник венецианской службы
- Стоян Янкович (1636–1687), лидер Морлаха
- Синобад
- Цвиджан Шарич
- Петрони Селакович
- Баджо Пивлянин
- Груица Жеравица
- Вукосав Пухалович
- Илья Смилянич
- Петар Смилянич
- Волк из Мочивуна
- Юрай Вранич
- Тадие Вранич
Аннотации
[ редактировать ]- ^ Его звали Станислав Сочивица ( сербская кириллица : Stanislav Sočivica , итальянская : Stanislao Sočivizca ), известный в историографии также под уменьшительным именем Станко (Stanko Sočivica). Его отцом был Вук , следовательно, согласно именованию, его фамилия была Вукович . В некоторых случаях его имя было Станислав Петрович или Станислав Радович . Его фамилия Сочивица означает « ряска ».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Федерация ассоциаций фольклористов Югославии 1970 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б Уотсон 1804 , с. 14.
- ^ Историческое общество Республики Сербия (1931). Станое Станоевич (ред.). Вестник . Том. 4-й р. 157.
Данные о том, что Г. Геземан представляет здесь отрывки из французского перевода, в котором итальянский автор - аббат Фортис рассказывает историю Сочивицы, которую ему рассказал сам Станислав Сочивица. Жизнь этого горца с...
- ^ Лондонский журнал: или Gentleman's Monthly Intelligencer . Том. XLVIII. К. Акерс. 1779. стр. 5–6, 50–53, 156–157, 216–219.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бронсон 1809 , с. 351.
- ^ Уотсон 1804 , стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б Уотсон 1804 , с. 15.
- ^ Петр II (князь-епископ Черногории) (1964). Изабрана Нар. кндж. п. 120.
- ^ Михич 1975 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Бронсон 1809 , с. 352.
- ^ Jump up to: а б с д и Уотсон 1804 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с Уотсон 1804 , с. 19.
- ^ Бронсон 1809 , стр. 352–353.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Бронсон 1809 , с. 353.
- ^ Самарджич 1986 , с. 61.
- ^ Тренчени, Балаш (2006). Дискурсы коллективной идентичности в Центральной и Юго-Восточной Европе (1770–1945) . Том. Первый том. Будапешт, Венгрия: CEU Press. стр. 57–62. ISBN 978-963-7326-52-3 .
- ^ Корнис-Поуп, Марсель; Нойбауэр, Джон (2010). История литературных культур Восточно-Центральной Европы: Типы и стереотипы . Издательство Джона Бенджамина. стр. 421–. ISBN 978-90-272-3458-2 .
Источники
[ редактировать ]- Начальный
- Ловрич, Иван (1776). Наблюдения Джованни Ловрича о различных частях «Путешествия в Далмацию» аббата Альберто Фортиса: с добавлением «Жизни Сочивизчи» .
- Фортис, Альберто (1778) [1774]. Поездка в Далмацию [Путешествие в Далмацию] . Лондон.
- Марк Шапюи (1777). История Социвиски Знаменитый разбойник из народа морлаков по имени черногорцы; Который сегодня сделался грозным для турок на границах графства Зара. Сегодня Арамбасса де Пандур в Австрии . Типографское общество.
- вторичный
- Уотсон, Дж. (1804 г.). «Приключение Социвизки». Сборщик урожая; или «Развлечения у камина» . стр. 14–25.
- Бронсон, Э.; и др. (1809). Выберите Отзывы . Хопкинс и Эрл. стр. 351–353.
- Самарджич, Радован (1986). История сербского народа: ч. 1. Сербы в 18 веке . Сербский литературный кооператив.
- Федерация ассоциаций фольклористов Югославии (1970). Народное творчество: Фольклор . Научная работа. стр. 166–.
- Миодраг Стоянович (1984). Хайдучи и Клефти в народной поэзии . Сербская академия наук и искусств, Институт балканологии. стр. 67, 119, 143.
Чечевица
- Михич, Любо (1975). Любинье с окружающей средой . Драган Срник.