Еврейские колыбели
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Еврейские инкунабулы — это группа еврейских книг, брошюр или листовок, напечатанных до 1501 года.
Установлено, что только около 100 инкунабул были окончательно напечатаны до 1500 года. Из восьми из них либо копия не известна, либо время и место публикации не могут быть точно определены. В настоящее время обнаружено более 100 инкунабул с тех пор, как в Еврейской энциклопедии в 1901 году была впервые написана статья на эту тему.
Общее количество идентифицированных еврейских инкунабул составляет около 175, хотя, возможно, существовало или существовало больше. Список установленных инкунабул дан в виде таблицы ниже, и к ним можно добавить последние восемь, в том числе трактаты Талмуда Кетубот, Гитин и Баба Мезия, каждый из которых напечатан отдельно Джошуа Сончино в 1488–1489 гг. и о существовании какой-либо копии неизвестно. Та же участь постигла все экземпляры Лейрийского издания « Ранних пророков » (1494 г.). Существует также сидур римского обряда, вероятно, опубликованный одним из Сонцино и, судя по его типу, вероятно, датируемый пятнадцатым веком. Впервые это описал Авраам Берлинер ; [ 1 ] экземпляр находится у Э. Н. Адлера из Лондона, а неполный экземпляр находится в библиотеке. [ нужны разъяснения ] Франкфурта-на-Майне. Кроме того, существуют два издания Маймонида « Мишне Тора» , одно, возможно, напечатанное в Италии в пятнадцатом веке, копия которого находится в библиотеке Венской общины; другой, части которого принадлежат доктору Э. Миттвоху из Берлина, вероятно, был напечатан в Испании.
Дата первой печати
[ редактировать ]Дата начала печати на иврите не может быть точно установлена. Существует целая серия работ без даты и места (12–21), которые эксперты склонны относить к Риму (где латинское книгопечатание началось в 1467 г.), и некоторые из них или все они могут быть до первой датированной работы, которая представляет собой издание комментария Раши к Пятикнижию, опубликованное в Реджо , Калабрия , Авраамом Гартоном 5 февраля 1475 года. Можно предположить, что фактическое издание этой работы заняло некоторое время и что оно было начато в вторая половина 1474 года. Даже этому, должно быть, предшествовала печать четырех частей « Арбаа Турим Яакова бен Ашера», законченная 3 июля 1475 года в Пьове-ди-Сакко Мешулламом Куси, на создание которой, должно быть, ушло значительно больше времени. печать, чем Раши. Это исключение, когда произведения на иврите вообще датируются до 1482 года, но с этого времени и до 1492 года, в течение которого были созданы две трети еврейских инкунабул, большинство из них датированы. После изгнания из Испании в 1492 году еврейские типографии в этой стране были остановлены, а в Италии и Португалии за оставшуюся часть века было выпущено всего около дюжины произведений.
Места печати
[ редактировать ]Книги на иврите производились в пятнадцатом веке на итальянском и Пиренейском полуостровах, в Османской империи, Лейдене и Париже, хотя некоторые из печатников были немецкого происхождения, как Авраам Джедидия, Сонцинос, Хаим ха-Леви, Йозеф и Азриэль Гунценхаузеры. Рассматриваемый период был, пожалуй, самым низким состоянием евреев в Германии. Изгнания происходили по всей стране, и неудивительно, что в стране книгопечатания не было запущено ни одной еврейской типографии. Всего известно семнадцать мест, где в пятнадцатом веке имело место еврейское книгопечатание: одиннадцать в Италии, три в Испании и три в Португалии, как видно из следующего списка, в котором в хронологическом порядке даны места и имена принтеры и номера (в скобках), обозначающие произведения, напечатанные каждым из них, причем номера относятся к следующей таблице.
Стол-люлька
[ редактировать ]Ссылка. нет. в тексте | Дата. | Автор и название. | Место. | Принтер. | Библиография. | Местоположение рукописи | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1469/72 | Леви Бен Гершон, Перуш Дэниэл | Рим(?) | Оли, Сак [ 2 ] п. 333 | Франкфурт-на-Майне (2024) | |||
1 | 1475 | 5 февраля | Раши, Пятикнижие | Реджо, Калабрия | Авраам Гартон | Р. 3-5, ул. 2342 | Парма |
2 | 1475 | 3 июля | Яаков бен Ашер, Среда Туризм | В Сакко идет дождь | Мешуллам Куси | Р. 5-7, ул. 1182 | BCFGLO Парма. С. |
3 | 1476 | 6 июля | Яаков бен Ашер, Тур Ора Хаим | Мантуя | Авраам Конат | Р. 9-12, ул. 1188 | Б. Бреслау, О. Парма. С. |
4 | 1477 | 16 мая | Леви б. Гершон, Иов | Феррара | Авраам из красильщиков | Р. 1, ул. 1613 | Б. Берлин Роял, ФГО Парма |
5 | 1477 | 25 июня | Яаков бен Ашер, Тур Йоре Деа | Феррара | Авраам из красильщиков | Р. 9-12, 19-22, ул. 1186 | Б. Бреслау, О. |
6 | 1477 | 29 августа | Псалмы с Кимхи | Болонья | Хайим Мордехай, Езекия из Вентуры | Р. 14, стр. 1 (доп. lxxi.), д. 780-94 | AB Бреслау, Ch. Ф.О. Парма, С. |
7 | 1475-80 | Эльдад ха-Дани | Мантуя | Авраам Конат | Св. 924: Луццатто, Литт. Или. 1846, № 31. | БО Падуя | |
8 | 1475-80 | Йосиппон | Мантуя | Авраам Конат | Р. 114-20, ул. 1549 | Б. Берлин, CFG Ga. ЛНО | |
9 | 1475-80 | Иуда б. Иехиэль, Нофет Цуфим | Мантуя | Авраам Конат | Р. 112, ул. 1332 | ABCF Ga. LNOP Парма, С. | |
10 | 1476-80 | Джедайя Бедерси, Оскорбление Олама | Мантуя | Эстеллина Конат | Р. 110-1, ул. 1283 | АБФО | |
11 | До 1480 г. | Леви б. Гершон, Пятикнижие | Мантуя | Авраам Конат, Авраам Кельнский | Р. 111, ул. 1611 | АВС Ч. Ф. Фр. Г. Га. ЛОП Парма, С. | |
12 | До 1480 г. | Раши, Пятикнижие | Рим (?) | Авдия, Манассия, Вениамин | Р. 124, ул. 2342 | БОС | |
13 | До 1480 г. | Натан б. Иехиил: « Не надо | Рим (?) | Авдия, Манассия, Вениамин Римский | Р. 123, ул. 2040; Гейгер, Зт. iii. 280, iv. 123 | Б. Бреслау, CFG Ga. LO Парма | |
14 | До 1480 г. | Нахманид, Пятикнижие | Рим (?) | Авдия, Манассия, Вениамин Римский | Р. 122, ул. 1960 г. | до нашей эры Ч. ФО Парма, Страс. | |
15 | До 1480 г. | Мозес де Куи, Семаг | Рим (?) | Р. 122, ул. 1796 г. | Бреслау, ФОС | ||
16 | До 1480 г. | Леви бен Гершон, Дэниел | Рим (?) | Р. 124, ул. 1614 г. | Б. Бреслау, Ф. Парма, С. | ||
17 | До 1480 г. | Соломон б. Адрет, Респонса | Рим (?) | Р. 126, ул. 2272 | К. Ч. ФГОП Парма | ||
18 | До 1480 г. | Маймонид, Мишне Тора | Рим (?) | Соломон б. Иуда, Авдия б. Моисей | Р. 126-7, ул. 1869 г. | АВС Ч. ФГОП Парма, С. | |
19 | До 1480 г. | Псалмы, без острого конца | Италия | Р. 128, ул. 161; Проктор, № 7436 | Б. Мюнхен Роял, О. Парма | ||
20 | До 1480 г. | Псалмы без острия, с благодатью | Италия | Р. 129, ул. 161 | Парма, | ||
21 | До 1480 г. | Д. Кимхи, Шорашим | Рим (?) | Р. 125, ул. 873 | Амстердамская семинария, Парма | ||
22 | До 1480 г. | Д. Кимхи, Исайя и Иеремия | (?) | Р. 109, ул. 869 | Парма | ||
23 | До 1480 г. | Мордехай Финци, Лухот, столы | Мантуя | Авраам Конат | Р. 113, ул. 1658. | — | |
24 | До 1480 г. | Маймонид, Море Небуким | Рим (?) | Р. 121, ул. 1894 г. | А. Ч. ФГЛО Парма, С. | ||
25 | 1482 | 26 января | Пятикнижие с Онкелосом и Раши | Болонья | Авраам из красильщиков | R. 22, St. 1; Geiger, Zt. v. 99; G. 792-802 | Б. Берлин, паб FNY, NO Парма |
26 | 1482 | Д. Кимхи, Поздние пророки | Гвадалахара | Соломон ибн Алькабиз | Geiger, Zt. v. 37; St. 869 | Б. Бреслау | |
27 | 1482 | Яаков бен Ашер, Тур Эбен ха-Эзер | Гвадалахара | Соломон ибн Алькабиз | ул. 1190; Хеблер, Икона. Ибер | ТЕМ. | |
28 | 1482-83 | Мегилот с Раши | Болонья | Авраам из красильщиков | Р. 130, ул. 158 | Парма, | |
29 | 1483 | 19 декабря | Талмуд Бабли Беракот | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Р. 28-34, ул. 217, 244, ХБ и. 867 | БФО Парма |
30 | 1483 | 19 декабря | Талмуд Бабли Безах | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | ул. 246 | БФО Ватикан |
31 | 1484 | 14 января | Ибн Габирол, Мибхар ха-Пениним | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Р. 35, ул. 2319 | ABCF о. Г. Мюнхен, НОП Парма, С. |
32 | 1484 | 12 декабря | Джедайя Бедерси, Оскорбление Олама | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Р. 28, ул. 1284; Раббинович, Маамар, 11 лет | АВС Ч. Ф. Фр. GL Мюнхен, НОПС бис |
33 | 1484-85 | Абот с Маймонидом | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Р. 131, ул. 228-9 | ABC Ch F. Fr. ОП Парма, С. | |
34 | 1485 (?) | Талмуд Бабли Мегилла | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | ул. 217; Проктор, № 7296 | ТЕМ. | |
35 | 1485 | август | Яаков бен Ашер, Тур Ора Хаим | Хиджар | Элиэзер Алантанси | Р. 39, ул. 1186 | БФ Парма, С. |
36 | 1485 | Сентябрь | Махзор, Римский обряд, т. я. | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Р. 46, ул. 393 | Автобус ABCFLN , ОПС |
37 | 1485 | 15 октября | Бывшие пророки с Кимхи | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Р. 40, ул. 1, д. 803-7 | АБ Ч. Ф. Фр. ГЛНОП Парма, С. Страсбург, Штутгарт |
38 | 1485 | 29 декабря | Или: Иккарим | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Р. 114, ул. 1443 | AB Берлин, C.Ch. ФГ Га. НОП Парма, С. |
39 | 1486 | Иммануил Коми, Притчи | Неаполь | Хайим ха-Леви Ашкенази | Р. 133-4, ул. 1058 | АБ Ч. ФГО Парма, С. | |
40 | 1486 | Поздние пророки с Кимхи | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Р. 131, ул. 1-162 | Б. Ч. бис, Ф. Фр. ЛОП Парма, С. | |
41 | 1486 | 7 апреля | Тфиллат Яхид | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Рост, Бет ха-Сефер; ХБ XIX. 18 | БС |
41а | 1486 | Агада ЭД. пиар | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | С. (связан с 41) | ||
42 | 1486 | 21 августа | Махзор, Римский обряд, т. ii | Казаль-Маджоре | Джошуа Соломон Сончино | Р. 46, ул. 393 | АВС Ч. ФГ Га. Л.Н. бис, ОП Парма, С. |
43 | 1486 | 8 сентября | агиографы Различные | Неаполь | Йозеф Гюнценхойзер | Р. 52, ул. 1, 162, 1058, г. 807-14 | АБФОС |
44 | 1487 | (1492) | Раши, Пятикнижие | Самора | Самуэль бен Муса, Иммануэль | ул. 2342 | Б. Бреслау, Парма |
45 | 1487 | Яаков бен Ашер, Тур Йорх Деа | Хиджар | Элиэзер Алантанси | ул. 1189 | БФ Парма, С. | |
46 | 1487 | 28 марта | Псалмы с Кимхи | Неаполь | Йозеф Гюнценхойзер | ул. 2 | AB Брезиау, Джорджия. Мюнхен Роял, О. Парма, С. Штутгарт |
47 | 1487 | 16 мая | Седер Тахануним | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Р. 51 | Б. Бреслау, О. |
48 | 1487 | 6 июня | Раши, Пятикнижие | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | ул. 2342 | Б. Бреслау |
49 | 1487 | 30 июня | Пятикнижие Фаро | Фару, Португалия | Дон Самуэль Джакон | ул. 163, 2781, г. 815-20 | Б. |
50 | 1488 | Бедерси, Бакашат ха-Меммин ; Джозеф Эзоби, Каарат Кесеф и др. | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Винер, Кохелет Моше, с. 1; РЭЖ xii. 119. | НП | |
51 | 1488, | 23 февраля | Библия | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Р. 57, ул. 2, д. 820-31 | Б. Карлсруэ, Франкфурт-на-Майне , О. |
52 | 1488 | М. Кимхи, Махалак Шибболе ха-Даат | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Винер, Кохелет Моше, с. 1 | П. | |
53 | 1488 | 3 мая | Авраам ибн Эзра, Пятикнижие | Неаполь | Йозеф Гюнценхойзер | Р. 58, ул. 680 | до нашей эры Ч. ФГО Парма |
54 | 1488 | 8 августа | Макре Дардеке | " | ул. 622 | Б. Берлин, гл. НЕТ Пармы | |
55 | 1488 | 19 декабря | Моисей де Куси, Семаг, 2-е изд. | Сончино | Гершон бен Моисей Сончино | Р. 61, ул. 1797 г. | АБ Ч. Ф. Фр. НОП Парма, С. |
56 | 1489 | Талмуд Бабли Шаббат | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Раббинович Маамар, 13 лет; ул. 217 | Ф. | |
57 | 1489 | Талмуд Бабли Баба Камма | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | " | Ф. | |
58 | 1489 | 13 июня | Талмуд Бабли Хуллин | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Р. 64, ул. 249 | Ч. Парма |
59 | 1489 | Июль | Нахманид, Пятикнижие | Лиссабон | Элиэзер Толедано | Р. 54, ул. 1961 г. | АБ Ч. ФГНОП Парма, С. бис |
60 | 1489 | 22 июля | Талмуд Бабли Нида | Сончино | Джошуа Соломон Сончино | Р. 66, ул. 264 | Ч. ФОП Парма, С. |
61 | 1489 | август | Калонимус, Эбен Бохан | Неаполь | Йозеф Гюнценхойзер, Йом-Тоб р. Перес, Соломон б. Перес | Р. 67, ул. 1578 | AB Берлин, CG Ga. О. Парма, С. |
62 | 1489 | 18 ноября | Бахья ибн Пакуда, Хобот ха-Лебабот | Неаполь | Йозеф Гюнценхойзер, Йом-Тоб р. Перес, Соломон б. Перес | Р. 78, ул. 780 | до нашей эры Ч. Ф. Фр. G. Ga. L. Мюнхен, ОП |
63 | 1489 | 25 ноября | Абудархам, Перуш седер ха-тефилот | Лиссабон | Элиэзер Алантанси | Р. 67, ул. 856 | до нашей эры Ч. Франкфурт-на-Майне , НОП Парма, С. |
64 | 1490 | Яаков бен Ашер, Тур | Сончино | Соломон б. Моисей Сончино | Р. и. 138, ул. 1182 | АБ Ч. Ф. Фр. ГНОП Парма, С. бис | |
65 | 1490 | Пятикнижие с Онкелосом и т. д. | Здесь | Соломон Салмати бен Маймон | Р. 75, ул. 2, д. 831-6 | БНО Парма | |
66 | 1490 | Иешуа Леви, Халикот Олам | Лиссабон | ул. 1392 | БНО | ||
67 | 1490 | Яаков бен Ашер, Тур Ора Хаим | Лиссабон | Элиэзер Толедано | Проктор, № 9837 | Б. | |
68 | 1490 | Пятикнижие с Мегилотом и т. д. | Хиджар | Элиэзер Алантанси | Р. 73-5, ул. 156 | АБО | |
69 | 1490 | Kol Bo | Неаполь | Проктор, № 7437 | AB Берлин, Ch. ФГ Га. ОПС | ||
70 | 1490 | 23 января | Нахманид, Шаар ха-Гемуль | Неаполь | Йозеф Гюнценхойзер | Р. 69, ул. 1962 г. | Б. Берлин, Мюнхен Роял, О. Парма, С. |
71 | 1490 | 23 марта | Маймонид, Мишне Тора | Сончино | Гершон бен Моисей Сончино | Р. 70, ул. 1870 г.; Зеднер, [ 3 ] 582 | АВС Ч. Ф. Фр. Г. Га. П. Парма, С. |
72 | 1490 | 2 июля | Нахманид, Пятикнижие | Неаполь | Исаак бен Иуда ибн Каторзи | Р. 71, св. 1961 г.р.; Проктор, № 6741 | до нашей эры Ч. Ф. Фр. ОП Парма, С. |
73 | 1490 | август | Кимхи, Шорашим | Неаполь | Йозеф Гюнценбойзер | Р. 78, ул. 873; Проктор, № 6734 | AB Берлин, GNOP Парма, С. |
74 | 1490 | 12 декабря | Псалмы, Притчи, Иов | Неаполь | Джошуа Соломон Сончино | Р. 79, ул. 2 | Ф. Парма |
75 | 1490-91 | Исаак ибн Сахула, Машал ха-Кадмони | Сончино | Гершон бен Моисей Сончино | ул. 1151 | БС | |
76 | 1491 | Библия | Неаполь | Джошуа Соломон Сончино | Р. 139, ул. 155, ж. 847-55 | Б. г-жа | |
77 | 1491 | Пятикнижие с акцентами | Неаполь | " | Р. 83, ул. 3 | ФН Парма, Штутгарт | |
78 | 1491 | 11 февраля | Кимхи, Шорашим | Неаполь | Исаак бен Иуда ибн Каторзи | Р. 80, ул. 873; Проктор, № 6742; Зеднер, [ 3 ] 200 | АВС Ч. ФГО Парма, С. |
79 | 1491 | Июль | Пятикнижие с Онкелосом и т. д. | Лиссабон | Элиэзер Толедано | Р. 91-4, ул. 2, Г. 836-47 | AB Берлин, Ф.Га. НОП Парма |
80 | 1491 | 30 октября | Иммануэль Роми, Махберот | Брешия | Гершон Сончино | Р. 84, ул. 1057 | АВС Ч. FG Ga. LNY Pub. НОП Парма, С. |
81 | 1491 | 9 ноября | Авиценна, каноник | Неаполь | Азриэль Гюнценхойзер | Р. 86, ул. 767 | Амст. БКФГ г-жа. ЛНОП Парма, С. Страс. |
82 | 1492 | Пословицы с Давидом бен Яхьей | Лиссабон | Р. 143, ул. 162 | А.Ф. о. Г. Парма, | ||
83 | 1492 | Исайя и Иеремия с Кимхи | Лиссабон | Элиэзер Толедано | Р. 94, ул. 3, д. 855-9 | БО Парма, С. | |
84 | 1492 | 23 января | Пятикнижие с Мегилотом и т. д. | Брешия | Гершон Сончино | Р. 88, ул. 3, г. 865-71 | БО Парма, |
85 | 1492 | 28 февраля | Петах Дебарай | Неаполь | Р. 89, ул. 634 | Парма, Ватикан | |
86 | 1492 | 8 мая | Мишна с Маймонидом | Неаполь | Джошуа Соломон Сончино | Р. 90, ул. 280 | Б. Ч. Ф. Фр. ЛНОПС |
87 | 1492 | Июль | Бахья бен Ашер, Пятикнижие | Неаполь | Азриэль Гюнценхойзер | ул. 777 | Амстердам Б. Иди. P.S. |
88 | 1492 | 25 июля | Пословицы с таргумом | Лейрия | Авраам д'Ортас | Р. 94, 174, ул. 3, ж. 859-65 | ПБ Парма |
89 | 1487-92 | Дж. Ландан, Агур | Неаполь | Р. 148, ул. 1225 | АБФ о. Га. ОП Парма, С. | ||
90 | 1493 | Талмуд Бабли Безах | Сончино | Гершон Сончино | Б. | ||
91 | 1493 | 24 ноября | Пятикнижие | Брешия | Гершон Сончино | ул. 3 | БО |
92 | 1493 | 16 декабря | Псалмы | Брешия | Гершон Сончино | Р. 98, ул. 3 | Флоренция |
93 | 1494 | Бывшие Пророки | Лейрия | Авраам д'Ортас | Р. 104, ул. 4 | НОП Парма | |
94 | 1494 | Может | Библия (?) с акцентами | Брешия | Гершон Сончино | Р. 99-101, Ст. 3, Г. 71 и след., 871-80 | Б. Берлин, Ф. Мюнхен, О. Парма, С. |
1494 | Тур по средам , Яаков бен Ашер | Константинополь | Семья Нахмиас | ||||
95 | 1495 | Махзор, Римский обряд, 2-е изд. | Сончино (Брешия?) | Соломон бен Моисей Сончино | Р. 149, ул. 394 | БФНОС | |
96 | 1495 | Тфиллот, немецкий обряд | Сончино (Брешия?) | Соломон бен Моисей Сончино | ул. 358 | ТЕМ. | |
97 | 1495 | Селихот, немецкий обряд | Сончино (Брешия?) | Соломон бен Моисей Сончино | ул. 430 | лучший друг | |
98 | 1495 | 2 июня | Яаков бен Ашер, Тур Ора Хаим | Лейрия | Авраам д'Ортас | Ф. | |
99 | 1490-95 | Пятикнижие с Мегилотом | Хиджар | Элиэзер Алантанси | Р. 143, ул. 156 | НЕТ Пармы | |
100 | 1497 | 15 сентября | Селихот | Лодка | Гершон Сончино | ул. 430 | БФ о. Парма |
101 | 1497 | 16 ноября | Талмуд Бабли Синедрион | Лодка | Гершон Сончино | Сент-Луис 273 (Доп. lxxvii.) | Б. |
Принтеры
[ редактировать ]О личной истории печатников, перечисленных в приведенном выше списке, известно очень мало подробностей.
Авраам Конат был врачом, чья жена Эстеллина Конат также интересовалась книгопечатанием; она выпустила первое издание «Бехинат Олам». Гартон, Кузи и Джакон, похоже, создавали свои произведения из любви, а не ради прибыли.
С другой стороны, Авраам деи Тинтори, Сонцино и Гунценхаузеры, по-видимому, считали свое ремесло средством существования.
Семья Сончино действительно печатала книги, написанные не на иврите, а другими буквами (см. Семья Сончино ), как и Авраам д'Ортас. Конкуренция, судя по всему, была невелика, хотя примечательно, что выбор издателей неизменно попадал в рамки ограниченного класса произведений. Однако в одном случае два типографа из одного города противостояли друг другу изданием одного и того же произведения. В августе 1490 года Йозеф Гунценхаузер выпустил в Неаполе издание «Шорашим» Кимхи; 11 февраля 1491 г. была написана та же работа, что и у Цеднера. [ 3 ] утверждает Исаак б. Иуда б. Давид Каторзи, который, по словам Проктора, был также печатником неаполитанских Нахманидов 1490 года. Похоже также, что два Пятикнижия Хиджара 1490 года были напечатаны конкурирующими типографами.
Типографские детали
[ редактировать ]
В этот период использовались все формы еврейского шрифта: квадрат, Раши или раввинский (в котором была полностью напечатана первая датированная работа) и так называемый «Вайбертойч» (в котором были напечатаны более поздние произведения на идише); примитивная форма последнего уже использовалась в Псалмах 1477 года. Шрифты разных размеров использовались еще в « Арбаа Турим» Пьове ди Сакко, в котором используется не менее трех. Фактические шрифты еще не определены, и до тех пор, пока это не будет сделано, никакая адекватная научная трактовка предмета невозможна. Однако начало было положено Проктором. Вообще говоря, в Испании и Португалии (возможно, под влиянием арабской графики) использовалась более округлая форма, чем в итальянских типографиях, шрифты которых имели несколько готический стиль. Было высказано предположение, что испанские печатники помимо отдельных букв использовали логотипы.
Soncinos и Alantansis использовали инициалы, в других печатных машинах оставлялись свободные места для их вставки вручную. Точки гласных использовались только в Священном Писании или в молитвенниках, а ударения, по-видимому, впервые были вставлены в Болонское Пятикнижие 1482 года ( Пятикнижие с Онкелосом и Раши, напечатанное Авраамом деи Тинтори).
Специальные титульные листы были редкостью; колофоны обычно были короткими. Границы использовались Сонцино, а также Толедано в Лиссабоне и Д'Ортасом в Туре 1495 года (см. Границы; Колофон; Титульный лист). Иллюстрации использовались только в одной книге — «Машал ха-Кадмони» Исаака ибн Сахулы (1491 г.). Знаки типографий, судя по всему, использовались только в Испании и Португалии, причем каждое из произведений, созданных в Хиджаре, имело свой знак. Из количества экземпляров, напечатанных для данного издания, известна только деталь, относящаяся к Псалмам с Кимхи в 1477 году, из которых было напечатано триста. Если это число применимо ко многим инкунабулам, неудивительно, что в наши дни они чрезвычайно редки. Двадцать из них существуют лишь в единственном экземпляре; большинство остальных несовершенны из-за неправильного использования или были изуродованы цензурой.
Расположение книг
[ редактировать ]Большинство примеров существует или существовало в семи публичных библиотеках (Британский музей, Лондон; Колумбийский университет, Нью-Йорк; Национальная библиотека, Париж; Бодлиан, Оксфорд; Франкфурт (коллекция Фреймана); Палатинская библиотека, Парма; Азиатский музей, Санкт-Петербург). ) и входили в состав семи-восьми частных коллекций (Э. Н. Адлера, Лондон; доктора Хвольсона, Санкт-Петербург; доктора М. Гастера, Лондон; барона Гюнцбурга, Санкт-Петербург). Х.Б. Леви, Гамбург, ныне Staats- und Universitätsbibliothek Hamburg; Номера, включенные в каждую из этих коллекций, приведены в следующих списках. Остальные места упоминаются в таблице лишь в единичных случаях и не претендуют на исчерпывающую инкунабулу, содержащуюся в таких коллекциях, как коллекции Амстердама, Берлина, Бреслау, Карлсруэ, Мюнхена и т. д. Доктор Н. Поргес из Лейпцига и доктор Н. Поргес из Лейпцига и доктор К. Предполагается, что у Симонсена из Копенгагена также есть коллекции. см. таблицу
Однако о фактических ценах, уплаченных за некоторые из этих работ, известно немного. Судя по всему, Рейхлин заплатил три рейнских гульдена за «Неаполитанских нахманидов» 1490 г. и «Бывших пророков» с Кимхи (Сончино, 1485 г.) и вдвое больше за Библию Сончино 1488 г. Примечание в конце экземпляра «Гвадалахары» Де Росси. Кимхи 1482 года утверждает, что за три карлайна было заплачено. это в 1496 году владельцем этой даты.
Выбор книг
[ редактировать ]Тематика произведений, отобранных для получения награды печати, в целом была ожидаемой. Сначала шел текст Библии, либо его часть:
- Псалмы без точек, Италия, до 1480 г.
- Мегилот с Раши, Болонья, 1482–1483 гг.
- Пятикнижие Фару Фаро, Португалия, 1487 г.
- Пятикнижие с Мегилотом и др. Хиджар 1490 г.
- Псалмы, Притчи, Иов Неаполь 1490 г.
- Пятикнижие с акцентами, Неаполь, 1491 г.
- Пятикнижие с Мегилотом и др. Брешия, 1492 г.
- Псалмы, Брешия, 1493 г.
- Бывшие пророки, Лейрия, 1494 г.
или целое:
- Библия, Сончино, 1488 г.
- Библия, Неаполь, 1491 г.
- Библия с акцентами, Брешия, 1494 г.
Было напечатано большое количество библейских комментариев, в том числе комментарии Авраама ибн Эзры (Пятикнижие, Неаполь, 1488 г.), Бахья бен Ашера (Пятикнижие, Неаполь, 1492 г.), Давида Кимхи (6, 22, 37, 40, 46, 83), Давида ибн Яхья (82), Эммануил Римский (39), Левий б. Гершон (4, 11, 16), Нахманид (14, 59, 72) и Раши (1, 12, 25, 28, 44, 48): некоторые из работ содержали комбинацию комментариев (43, 65, 79, 88). Затем последовали Мишна (86) и части Талмуда (29, 30, 56, 57, 58, 60, 90). Дополнительными помощниками в этом были грамматики (54, 85), библейский лексикон Кимхи (21, 73, 78) и талмудический лексикон Натана б. Иехиил (13). Следующими по популярности после Библии и Талмуда были галахические произведения, особенно кодексы Яакова бен Ашера (2, 3, 5, 27, 35, 45, 64, 67, 98) — самый популярный отдельный труд — Маймонида (18, 71). ), и Моисей де Куси (15, 55), вместе с «Агуром» (89) и Коль Бо (69). К ним можно добавить отдельный том респонса Соломона бен Адрета (17).
После закона последовали молитвы, которых было напечатано значительное количество (36, 41, 42, 47, 63, 95, 96, 97, 100); и к ним можно добавить таблицы продолжительности дня (23) и «Шаар ха-Гемуль» Нахманида (70). Этические труды встречались умеренно часто (10, 31, 32, 53, 60, 61, 62, 66), из которых только два философских труда получили постоянную печатную форму: «Море» Маймонида (24) и «Икхарим» Альбо ( 38). Художественных произведений появилось очень мало (75, 80); история представлена Эльдадом ха-Дани (7) и «Йосиппоном» (8); и наука Авиценны (81) в самой объемистой еврейской книге, напечатанной в пятнадцатом веке. Характерно, что единственной книгой, которая, как известно, была напечатана при жизни автора, была « Нофет Суфим » Иуды б. Иехиэль (9), одно из немногих произведений на иврите, свидетельствующее о влиянии эпохи Возрождения. Сомнительно, что «Агур» Ландау был издан при жизни автора, хотя, возможно, он был напечатан с помощью его сына Авраама, который в то время работал наборщиком в Неаполе. Очень немногие произведения вошли во второе издание, главными исключениями стали «Махзор Роми» (36, 42, 95) и трактат «Беца» (30, 90). Переиздание Бехи, по-видимому, показывает, что именно этот трактат был выбран тогда, как и сейчас, для начального обучения Талмуду.
Что касается второго класса инкунабул, представляющих еврейский интерес, — таких, которые были напечатаны на других языках, кроме иврита, — они никогда прежде не рассматривались, и здесь можно сослаться лишь на несколько экземпляров. Они затрагивают темы, представляющие спорный интерес, такие как « Contra Perfidos Judeos » Петера Шварца (Эслинген, 1475 г.), его «Стелла Мешиа» (ib. 1477 г.) и известное «Послание» Самуила Марокко (Кельн, 1493). Два более ранних трактата посвящены легенде о Симоне Трентском (Хайн, №№ 7733, 15658), тогда как в Мюнхене существует иллюстрированная рекламная статья, касающаяся кровавого обвинения в Пассау, напечатанная еще в 1470 году. Gesuch die Juden» (Нюрнберг, 1491; Хайн, № 7,210) может также следует ссылаться. Однако главными среди инкунабул такого рода являются латинские переводы средневековых еврейских ученых и философов, такие как перевод Авраама ибн Эзры, «De Nativitatibus» (1485, Венеция), Боне де Латис, «Астрономия» (1493, Рим). ), Маймонида, Афоризмы (Болонья; Хайн, № 10,524) и израильского, «Deпартикулярибус Диэктис». (Падуя, 1487 г.). Одной из наиболее интересных латинских инкунабул является версия таблиц Авраама Закуто (Almanach perpetuum Celestium Motuum – набор астрономических таблиц, дающих информацию для выполнения различных видов астрономических расчетов), изданная в Лейрии Авраамом д'Ортасом (1496 г.).
Библиография
[ редактировать ]- Адлер, Элкан Натан (1923), Талмуд, напечатанный до бомбардировки», стр. 81-84 in, Festskrift По случаю 70-летия профессора Дэвида Симонсена, Копенгаген
- Оли, Курт; Сак, Вера (1967). Каталог инкунабул городской и университетской библиотеки и других публичных коллекций Франкфурта-на-Майне (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Клостерманн.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берлинер, Авраам (1898). Из моей библиотеки: Вклад в библиографию и типографику на иврите (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Дж. Кауфманн. п. 58.
- ^ Оли, Курт; Сак, Вера (1967). Каталог инкунабул городской и университетской библиотеки и других публичных коллекций Франкфурта-на-Майне (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Клостерманн.
- ^ Перейти обратно: а б с Зеднер, Джозеф (1867). Каталог книг на иврите в библиотеке Британского музея . Лондон: Британский музей.
Библиография Еврейской энциклопедии
[ редактировать ]- Де Росси, Annales Hebræo-Typographici , раздел xv., Парма, 1795 г.;
- Кассель и Штайншнейдер, Еврейская типография , в Ersch and Gruber, Encyc. раздел II, часть 28, стр. 33–37;
- М. Шваб, Les Incunables Orientals , Париж, 1883;
- Хвольсон, Решит Маасе ха-Дефут бе-Исраэль , Варшава, 1897 г.;
- Берлинер, «О влиянии» , Франкфурт-на-Майне, 1897 г.;
- Симонсен, Хебрайск Богтрик , Копенгаген, 1901 год;
- Проктор, Указатель печатных книг Британского музея , 1901 год;
- Фрейманн, О еврейских инкунабулах, в Central-blatt für Bibliothekswesen , 1902, том. XIX. (напечатано отдельно, Лейпциг);
- Леоне Луццато, в Весильо , 1900, стр. 296 и след.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Розенфельд, Джинни (17 декабря 2004 г.). «От зари печати: почему редкие рукописи на иврите требуют непомерных гонораров» . Форвард . Архивировано из оригинала 26 апреля 2016 г. Проверено 6 октября 2007 г.
- Онлайн-глава из Ярдени, Ада, Книга еврейского письма: история, палеография, стили письма, каллиграфия и дизайн, Нью-Касл, DE: Oak Knoll Press, 2002 г.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Ричард Готтейл и Джозеф Джейкобс (1901–1906). «Инкунабула» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.