Jump to content

Эонта

Эонта
Яннис Ксенакис
Составленный 1963–64
Выполненный 16 декабря 1964 г.
Опубликовано 1967
Движения 1
Подсчет очков Фортепиано, две трубы, три тенор-тромбона.

«Эонта» — сочинение Янниса Ксенакиса для фортепиано, двух труб и трёх теноровых тромбонов . [1] Он был написан в 1963–64 годах, а премьера состоялась 16 декабря 1964 года в ансамбле Ensemble du Domaine Musical под управлением Юдзи Такахаши на фортепиано и дирижера Пьера Булеза . [1] (Такахаши ранее представил сольное фортепианное произведение Ксенакиса Herma . [2] ) Его продолжительность примерно 18 минут. [1]

«Эонта» была написана по заказу мюзикла Domaine в Париже. [3] Ксенакис вспоминал, что первоначальная идея пришла к нему, когда он сидел в лодке в Тэнглвуде : «Мы были окружены лесом, и я гладил воду рукой. Именно тогда я впервые подумал об инструментах, которые будут использоваться в Эонте. ." [4] (В своих записках он писал: «Отражение в воде. Вода – это рояль». [5] ) Основная часть композиции была написана в Берлине, где Ксенакис жил благодаря стипендии Фонда Форда . [6] в течение 1963–64 годов, хотя часть музыки, например вступительное соло на фортепиано, была написана с помощью компьютера IBM 7090 , расположенного на Вандомской площади в Париже. [7] (Ксенакис убедил IBM France позволить ему запускать на своем компьютере реализации его стохастических алгоритмов, написанных на Фортране и ранее использовавшихся в составе таких работ, как Achorripsis . [8] )

По мнению Ксенакиса, Эонта , титул которой означает «существа», причастие настоящего времени от греческого глагола «быть», [7] был составлен в честь Парменида , который «осознал онтологическую сущность существования, «быть» и почувствовал, что существование не может состоять только из одного экземпляра». [9] Композитор вспоминал: «Что касается Эонты , то произведение, конечно, меняется, но в основе лежит нечто постоянное». [9]

Композиционные приемы

[ редактировать ]

В предисловии к партитуре Ксенакис написал: «В произведении используется стохастическая музыка (основанная на теории вероятностей) и символическая музыка (основанная на логистике)». [7] (Когда его спросили об использовании им термина «логистика», Ксенакис ответил, что он использовал термин девятнадцатого века для обозначения символической логики. [10] ) При составлении работы Ксенакис определил ряд наборов тонов и применил к ним логические операции, чтобы получить новые наборы. Затем использовались стохастические процедуры для определения расположения и порядка нот в каждом наборе, часто создавая, как во вступительном фортепианном соло, «яркий калейдоскоп звука». [11] или то, что композитор назвал «облаками, состоящими из случайно выбранных звуков». [9] По сути, Эонта является продолжением Гермы и произведений серии «ST» ( ST/4 , ST/10 и ST/48 ), основанных на аналогичных техниках. [3]

Динамику часто определяли статистически, при этом ppp и fff были крайними значениями. Ксенакис заявил: «Есть отрывки, где встречается только одно или другое, а также где каждая нота имеет разную интенсивность. Если они смешаны, естественно, что нюансы также должны быть смешаны». [9]

Пространственные аспекты

[ редактировать ]

«Эонта» была задумана с учетом расположения исполнителей и является одной из самых ранних работ Ксенакиса, посвященных движению звуков в пространстве. Духовых музыкантов просят перемещаться в разные позиции на сцене, поднимать и опускать колокольчики, перемещать их вправо и влево, играть в открытый корпус фортепиано, чтобы вызвать симпатические вибрации, и свободно перемещаться внутри. часть сцены. [12]

Перформативные соображения

[ редактировать ]

Помимо того, что Эонта ставит перед исполнителями технические задачи, он требует огромной выносливости. Юджи Такахаси писал: «Ксенакис хотел, чтобы артисты были физически утомлены во время выступления, чувствуя, что что-то еще происходит, помимо усталости». [13] По словам Ксенакиса, он принял во внимание физические ограничения исполнителей, но также принял во внимание «тот факт, что то, что является ограничением сегодня, может не быть таковым завтра». [14] такое отношение оказалось верным, поскольку эта работа стала одной из его самых популярных произведений. [3]

Перед премьерой Булез заявил, что Эонту невозможно будет исполнить так, как написано, заявив, что «существуют физические ограничения возможностей губ». [15] и организовать поочередное использование двух комплектов медных духовых инструментов. [3] Однако, несмотря на эти опасения, в следующем году Константин Симонович выполнил работу с указанным количеством игроков. [3] Помимо перемещения по залу, духовых музыкантов просят издавать четверти тона . [7] играть в экстремальных регистрах, играть с широкими, различными диапазонами вибрато , создавать глиссанди и создавать эффекты «бития», играя почти в унисон. [16] Тромбонов также просят сыграть тремоло глиссанди, которое предполагает быстрые движения слайда. [16] Тромбонист Бенни Случин подчеркнул необходимость выбирать темп и тщательно планировать репетиции духовых инструментов, чтобы избежать утомления и хореографировать их движения с учетом расположения сурдин и партий, а также держать дирижера в поле зрения независимо от местоположения. [17]

Как и в случае с Гермой , партия фортепиано исключительно сложна. [18] часто охватывая весь диапазон клавиатуры огромными быстрыми скачками и используя широкий диапазон динамики. [12] Юджи Такахаси, размышляя над этими проблемами, отметил: «Ритм в… Эонте стохастический: то есть обозначения являются лишь приближением». [19] и подчеркнул важность умения исполнителя управлять «звучностью каждого облака, беспрестанно меняющего свою окраску... своего рода обобщенной гармонии (или гармонии в древнем смысле)». [20] Он заключил: «Исполнитель — это авантюрист, который исследует звуковые туманности, следуя звездной карте, предоставленной композитором. Композиция — это модель, которая используется снова и снова, чтобы открыть дверь восприятия. При необходимости она будет изменена и отброшена». когда оно перестанет быть действительным». [20]

В обзоре 1969 года Брюс Арчибальд писал:

Музыка Янниса Ксенакиса – это волнующий опыт. Он использует ужасно-чудесную стихийную силу, которая ускоряет пульс и разжигает эмоции. Самое меньшее, что он может сделать, это убедить слишком широкую публику в том, что музыка, истоки которой претендуют на интеллектуализацию, ни в коей мере не менее эмоциональна, но вполне может быть и более эмоциональной: сердце и мозг вместе умножают свои ресурсы, а не уничтожают их... Те, кто будет отключен тем фактом, что Ксенакис использует компьютер IBM 7090 для некоторых аспектов этой композиции, ему следует внимательно слушать Эонту и проверять его пульс.

Он заключил:

если все это заставляет вас думать о «мозговом», а «мозговое» заставляет вас думать о «холодном», сначала послушайте музыку. [21]

Рассматривая живое выступление Эонты для веб-сайта New York Arts, Габриэль Келлетт заявил, что движения духовых инструментов «представляют собой убедительный аргумент в пользу того, что живая музыка способна производить не только стереоскопический эффект, который очень труден даже для лучшая домашняя звуковая система для подражания, но элемент визуальной драмы, который в данном случае казался каким-то неотделимым от чисто звукового содержания произведения. Музыка была в такой же степени движением, как и ноты». [22]

В статье для The Guardian Иван Хьюитт прокомментировал:

Страсть в таком произведении, как «Эонта», не совсем человечна — она обладает безличным качеством природной силы, не сдерживаемой условностями языка или стиля. Такая великолепно невинная музыка наверняка будет неуместна в нашем косом, знающем веке, столь одержимом своим прошлым, столь придирчиво ироничном, столь озабоченном в своем искусстве наложением двусмысленности на двусмысленность. То, что Ксенакис мог отрицать эту широко распространенную культурную тенденцию в течение 40 лет, является удивительным подвигом. Возможно, это мог сделать только тот, кто не нуждался в западной традиции, тот, чьи корни лежали в других местах. [23]

  1. ^ Перейти обратно: а б с «Ксенакис, Яннис: Эонта (1963–64)» . Бузи и Хоукс . Проверено 26 января 2022 г.
  2. ^ Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж. п. 24.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж. п. 31.
  4. ^ Варга, Балинт Андраш (1996). Беседы с Яннисом Ксенакисом . Фабер и Фабер. п. 68.
  5. ^ Матосян, Нурица (1986). Ксенакис . Кан и Аверилл. п. 177.
  6. ^ Варга, Балинт Андраш (1996). Беседы с Яннисом Ксенакисом . Фабер и Фабер. п. 44.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Ксенакис, Яннис (1967). Эонта . Бузи и Хоукс. стр. предисловие.
  8. ^ Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж. п. 25.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Варга, Балинт Андраш (1996). Беседы с Яннисом Ксенакисом . Фабер и Фабер. п. 102.
  10. ^ Варга, Балинт Андраш (1996). Беседы с Яннисом Ксенакисом . Фабер и Фабер. п. 103.
  11. ^ Хриссохоидис, Илиас; Улиарас, Ставрос; Мицакис, Христос (2005). «Теория множеств в Эонте Ксенакиса». Материалы Международного симпозиума Янниса Ксенакиса, Афины, май 2005 г .: 242.
  12. ^ Перейти обратно: а б Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж. п. 32.
  13. ^ Такахаши, Юджи (2010). «Ксенакис: немедленное и экспериментальное». В Канахе, Шарон (ред.). Исполнение Ксенакиса . Пендрагон Пресс. п. 116.
  14. ^ Варга, Балинт Андраш (1996). Беседы с Яннисом Ксенакисом . Фабер и Фабер. п. 65.
  15. ^ Матосян, Нурица (1986). Ксенакис . Кан и Аверилл. п. 178.
  16. ^ Перейти обратно: а б Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж. п. 33.
  17. ^ Случин, Бенни (2010). «Исполнение Ксенакиса на медных духовых инструментах». В Канахе, Шарон (ред.). Исполнение Ксенакиса . Пендрагон Пресс. стр. 11–15.
  18. ^ Хилл, Питер (март 1975 г.). «Ксенакис и исполнитель». Темп . Новая серия (112): 17–22. дои : 10.1017/S0040298200018830 .
  19. ^ Такахаси, Юджи (декабрь 1975 г.). «Письмо в редакцию». Темп . Новая серия (115): 53–54. дои : 10.1017/S0040298200016302 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Такахаси, Юджи (декабрь 1975 г.). «Письмо в редакцию». Темп . Новая серия (115): 54.
  21. ^ Арчибальд, Брюс (март 1969 г.). «Эонта Янниса Ксенакиса: Обзор». Примечания MLA . Вторая серия. 25 (3): 597–598. дои : 10.2307/895392 . JSTOR   895392 .
  22. ^ Келлетт, Габриэль (7 апреля 2011 г.). «Лондонская симфониетта: Ксенакис – архитектор звука» . Нью-Йоркское искусство . Проверено 26 января 2022 г.
  23. ^ Хьюитт, Иван (4 февраля 2001 г.). «Яннис Ксенакис» . Хранитель . Проверено 26 января 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09970ca0683ddcdb038cd329e4cf9713__1694789100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/13/09970ca0683ddcdb038cd329e4cf9713.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eonta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)