Jump to content

Логическое качество

Во многих теориях философских логики утверждения в зависимости от того , подразделяются на различные логические качества как они говорят то, что говорят. Учения о логическом качестве представляют собой попытку ответить на вопрос: «Сколько существует качественно различных способов сказать что-либо?» Аристотель отвечает: два: можно что-то утверждать или что-то отрицать. Поскольку у Фреге , нормальный ответ на Западе, только один, утверждение , но то, что говорится, содержание претензии, может варьироваться. Для Фреге утверждение отрицания утверждения играет примерно ту же роль, что и отрицание утверждения у Аристотеля. Другие западные логики, такие как Кант и Гегель, отвечают, в конечном итоге, три; вы можете утверждать, отрицать или делать просто ограничивающие утверждения, которые превосходят как утверждение, так и отрицание. В индийской логике нормой являются четыре логических качества, а Нагарджуна иногда интерпретируется как аргумент в пользу пяти.

Два логических качества Аристотеля

[ редактировать ]

В Аристотеля термине «логика» есть два логических качества: утверждение (катафазис) и отрицание (апофазис). Логическое качество предложения состоит в том, является ли оно утвердительным (предикат утверждается в отношении подлежащего) или отрицательным (предикат отрицается в отношении подлежащего). Таким образом, «каждый человек смертен» утвердительно, поскольку «смертный» утверждается о «человеке». «Нет человека бессмертного» отрицательно, поскольку «бессмертный» отрицает «человека». [1]

Осуществление одного логического качества

[ редактировать ]

Логическое качество стало гораздо менее важным в логической теории в двадцатом веке. Стало обычным использовать только одно логическое качество, обычно называемое логическим утверждением . Большая часть работы, проделанной ранее по различению утверждения и отрицания, теперь обычно выполняется с помощью теории отрицания . [2] Таким образом, для большинства современных логиков отрицание по существу сводится к утверждению отрицания. Отрицать, что Сократ болен, — это то же самое, что утверждать, что Сократ не болен, что по сути означает утверждение, что Сократ не болен. Эта тенденция, возможно, восходит к Фреге , хотя его обозначения отрицания неоднозначны между утверждением отрицания и отрицанием. [3] Обозначение Генцена определенно уподобляет отрицание утверждению отрицания, но может не иметь единого логического качества, см. ниже.

Третьи логические качества

[ редактировать ]

Логики западных традиций часто выражали веру в какие-то другие логические качества, помимо утверждения и отрицания. Секст Эмпирик во 2-м или 3-м веке нашей эры доказывал существование «ненастойчивых» утверждений, которые указывают на приостановку суждения путем отказа подтвердить или опровергнуть что-либо. [4] Псевдо-Дионисий Ареопагит в VI веке доказывал существование «непривативов», которые выходят за рамки как утверждения, так и отрицания. Например, не совсем правильно утверждать, что Бог есть, и не отрицать, что Бог движется, а следует сказать, что Бог внедвижен или сверхдвижен, и это задумано не просто как особый вид утверждения. или отрицание, но третий ход помимо утверждения и отрицания. [5]

Для Канта каждое суждение обладает одним из трех возможных логических качеств: утвердительным, отрицательным или бесконечным. Для Канта, если я говорю: «Душа смертна», я делаю утверждение о душе; Я сказал об этом кое-что содержательное. Если я говорю: «Душа не смертна», я вынес отрицательное суждение и таким образом «предотвратил ошибку», но вместо этого я не сказал, что такое душа. Однако если я скажу: «Душа бессмертна», я приму бесконечное суждение. Для целей «Общей логики» достаточно рассматривать бесконечные суждения как разновидность утвердительных суждений; я кое-что сказал о душе, а именно, что она не смертна. Но с точки зрения « Трансцендентальной логики » важно отличать бесконечное от утвердительного. Хотя я кое-что убрал из возможностей того, какой может быть душа, я тем самым не сказал, что это такое, и не прояснил концепцию души, тем не менее существует бесконечное количество возможных способов, которыми может быть душа. Содержание бесконечного суждения чисто ограничивает наше знание, а не усиливает его. [6] Гегель следует Канту, настаивая на том, что, по крайней мере трансцендентально, утверждения и отрицания недостаточно, они требуют третьего логического качества, снимающего их обоих. [7]

Индийская традиция

[ редактировать ]

В индийской логике уже давно принято утверждать, что существует четыре вида претензий. Вы можете утверждать, что X таков, вы можете отрицать, что X таков, вы не можете ни подтвердить, ни отрицать, что X таков, или вы можете и подтвердить, и отрицать, что X таков. Каждое утверждение также может принимать одно из четырех истинностных значений : «истинно», «ложно», «ни истинно, ни ложно» и «и истинно, и ложно». Однако традиция ясна: четыре вида утверждений отличаются от четырех значений утверждений. [8] Нагарджуна иногда интерпретируется как учение о том, что существует пятое логическое качество, помимо четырех, типичных для индийской логики, но существуют спорные интерпретации. [9]

Сегодня больше, чем одно качество

[ редактировать ]

Хотя различие между утверждением и отрицанием сегодня редко поддерживается, вы можете попытаться доказать, что некоторые другие различия в структуре утверждения можно рассматривать как различия логического качества. Можно, например, возразить, что различие между секвенциями с пустыми и непустыми антецедентами равнозначно различию между логическими следствиями и логическими утверждениями . С другой стороны, можно утверждать, что обе формы на самом деле являются просто логическими утверждениями в метаязыке и вообще не являются утверждениями в объектном языке, поскольку турникет не находится в объектном языке. Точно так же вы можете возразить, что современный язык, включающий в себя как механизм утверждения, так и механизм «опровержения» (например, Дидерика Батенса ), «Адаптивная логика» [10] можно рассматривать как имеющее два логических качества: «утверждение» и «опровержение».

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Аристотель Де Интерпретация, раздел 6
  2. ^ Патрик Херли, Краткое введение в логику. Томсон-Уодсворт, девятое издание, 2006 г., стр. 323
  3. ^ Залта, Эдвард. «Логика, теорема и основы арифметики Фреге» онлайн по адресу http://plato.stanford.edu/entries/frege-logic/.
  4. ^ Секст Эмпирик , Очерки пирронизма. Р. Г. Бери (пер.) (Буффало: Prometheus Books, 1990). ISBN   0-87975-597-0 Книга I, раздел XX и последующие.
  5. ^ Псевдо Дионисий: Полное собрание сочинений, 1987, Paulist Press, ISBN   0-8091-2838-1 Особенно ясно в конце «Мистического богословия».
  6. ^ Иммануил Кант Критика чистого разума A71/B96 и последующие доступны на сайте «Критика чистого разума Канта (перевод Нормана Кемпа Смита)» . Архивировано из оригинала 7 июля 2009 г. Проверено 7 июля 2009 г.
  7. ^ ГВФ Гегель Энциклопедия логики, пер. Гераец, Сухтинг и Харрис, Hackett Publishing, 1991, разделы 86–98.
  8. ^ Совершенство мудрости в восьми тысячах строк и краткое содержание ее стихов. ред. Эдвард Конзе. Пятое изд. Сан-Франциско: Фонд Four Seasons, 1995. Также известен как Астасахасрика Праджняпарамита, стр. 176–7.
  9. ^ Нагарджуны См., например, Муламадхьямакакарика 18:10-11.
  10. ^ Бремер, Мануэль. Введение в паранепротиворечивую логику. Питер Лэнг, 2005, стр. 91–106.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09687627b09d728a78545c3308237e72__1704812280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/72/09687627b09d728a78545c3308237e72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Logical quality - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)