Цикл крестового похода
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Март 2013 г. ) |
Цикл «Крестовый поход» — это старофранцузский литературный цикл chansons de geste, посвященный Первому крестовому походу и его последствиям.
История
[ редактировать ]Цикл содержит ряд изначально несвязанных друг с другом текстов, которые более поздние редакторы объединили во взаимосвязанные повествования. Ни одно из стихотворений цикла не сохранилось отдельно, а тринадцать отдельных сборников организованы в разном порядке и содержат разные тексты. Все рукописи были написаны примерно между 1350 и 1425 годами на северо-востоке Франции , вероятно, в Пикардии .
Исходным стихотворением в цикле стала « Песня об Антиохе» , послужившая основой «исторического» раздела цикла. Оригинальная «Песня Антиоши» утеряна, но она была отредактирована в XII веке Грайндором де Дуэ , который также редактировал « Песнь Иерусалима» и, возможно, сам написал « Песнь де Шетиф» . [ нужна ссылка ] Эти три шансона составляют основу для остальной части цикла и более исторически ориентированы, чем романсы , выросшие вокруг них.
Цикл
[ редактировать ]Предки Годфри и его молодость
[ редактировать ]Главный герой этих трех шансонов — Годфри Бульонский , вокруг которого строится остальная часть цикла, в гораздо более романтизированной форме. Они связывают Годфри с легендой о Рыцаре-Лебеде . Даже средневековые редакторы признавали, что эта часть цикла вычурна и не совсем соответствует историческому шансону, и в рукописях они обычно выделяются. Первый эпизод в хронологическом порядке цикла — « Наступление кавалера лебедя» , который сохранился в двух формах: «Элиокс» и « Беатрикс» . В первом случае у Элиокса есть дети от короля Лотаря; в последнем Беатрикс замужем за королем Востоком. В обоих случаях у них семеро детей, которые все превратились в лебедей. Все, кроме одного, способны снова превращаться в людей; затем этот лебедь ведет лодку одного из своих братьев, известного как Рыцарь-Лебедь. В некоторых рукописях есть версия, объединяющая обе истории в одну.
Приключения Рыцаря-Лебедя приводят его на защиту лишенной собственности герцогини Бульонской , землю которой захватил Ренье Саксонский, которую он вызывает на дуэль. Рыцарь-Лебедь побеждает Ренье и выдает замуж дочь герцогини. У них есть дочь Ида , которая может видеть будущее и знает, что ей суждено стать матерью Юстаса , Годфри и Болдуина . Однако Рыцарь-Лебедь должен покинуть Бульон, когда его жена спрашивает, кто он на самом деле. После того, как он покинул Бульон, выясняется, что его зовут Элиас, а его брат, лебедь, который вел его лодку, наконец обретает человеческий облик. Тем временем родственники Элиаса, рыцари Понс и Герарт, решают совершить паломничество в Иерусалим , но не могут, поскольку земля находится под контролем мусульман. Их схватил Корнумарант, король Иерусалима, но он оказывает им поддержку и позволяет им завершить свое паломничество. После многомесячного дрейфа в море они возвращаются в Бульон и узнают в Элиасе Рыцаря-Лебедя.
Спустя годы Ида вышла замуж за графа Юстаса Булонского и имеет троих детей: Юстаса, Годфри и Болдуина. Юстас и Годфри вырастают и становятся рыцарями со всеми соответствующими приключениями и дуэлями. Тем временем мать Корнумаранта Калибра, которая, как и Ида, может видеть будущее, предсказывает пришествие Годфри и его братьев, а также последующие крестовые походы против Саладина . Корнумаран решает навестить Годфри, родственников которого он когда-то принимал в Иерусалиме, и по пути встречает различных будущих лидеров Первого крестового похода: Боэмунда , Танкреда , Раймунда IV Тулузского , Адемара Ле Пюи , Хью Вермандуа и Роберта Куртоза , среди другие. Корнумарант намеревается убить Годфри, но его одолевает слава последнего; он понимает, что никогда не сможет удержать Иерусалим, если Годфри вторгнется, тем самым внедряя идею крестового похода в сознание Годфри. Корнумарант возвращается в Иерусалим и обвиняется в измене из-за невыполнения своей задачи; происходит множество сражений и дуэлей. В это время прибывает Годфри и атакует города Сирии.
«Исторический» цикл
[ редактировать ]Это приводит к оригинальному и, несомненно, самому известному стихотворению цикла — « Антиошской песне» . Его тема — проповедь Первого крестового похода, подготовка к отъезду, слезные прощания, прибытие в Константинополь , осада и взятие Антиохии , где король Корбаран (искажение имени Кербоги , атабека Мосула, прибывшего в Защита Антиохии в 1098 году) терпит поражение от Готфрида и крестоносцев. Говорят, что утерянный оригинал стихотворения был написан Ришаром ле Пелерином, который присутствовал во время осады. Хотя это художественный рассказ о Первом крестовом походе, он основан на исторических событиях и не так сказочен и романтизирован, как стихи, посвященные ранней жизни Годфри.
После захвата Антиохии Корбаран возвращается домой с христианскими четифами («пленниками»). Корбаран обвиняется султаном в измене за поражение в битве, и один из пленных христиан должен сражаться вместо него на дуэли. Затем четифы Сатану, возможно , нападают и убивают дракона в самом причудливом эпизоде цикла. В третьем эпизоде Арпен Буржский спасает сына Корбарана от различных злоключений, а четифы получают свободу присоединиться к остальным крестоносцам на пути в Иерусалим.
Затем цикл возвращается к Годфри, находящемуся теперь за пределами Иерусалима, который вербует четифов в свою армию. Боэмунд присутствует при осаде Иерусалима , в отличие от исторического Боэмунда, который остался в Антиохии. Корнумарант и сарацины неоднократно нападают на лагеря крестоносцев, а крестоносцы штурмуют город и снова и снова отбиваются. Наконец город взят, но ни один из вождей не желает стать королем; Однако знак Божий указывает на то, что Годфри должен быть коронован. В дальнейших сражениях Петр Пустынник попадает в плен, а Корнумарант убит. Большинство рукописей заканчиваются на этом месте, но некоторые продолжают описывать захват других городов, смерть Годфри и правление Болдуина, который нападает на Египет и участвует в битвах с «Додекином» (историческим Тогтекином Дамаска ).
Существует также гораздо более короткое прозаическое произведение, известное как « Годефруа де Бюйон» , представляющее собой краткое изложение всего цикла. Автор этого произведения жалуется на длину поэтического цикла и уделяет меньше внимания фантастической жизни Годфри, а больше — историческому крестовому походу. Это одно из первых произведений художественной прозы во французской литературе .
Издания
[ редактировать ]«Антиошскую песнь» впервые отредактировал Алексис Полен Пэрис в 1848 году. Последующие редакторы цикла в целом включали Стенгеля в 1873 году, Смита в 1912 году, Крюгера в 1936 году, Дюпарк-Квиока в 1955 году, Сумберга в 1968 году и критических изданий. опубликовано Университетом Алабамы (1977–2003 гг.).
Издания Университета Алабамы делятся следующим образом:
- Рождение Рыцаря Лебедя: Элиокс , изд. Эмануэль Дж. Микель младший и Беатрикс , изд. Ян А. Нельсон
- Рыцарь Лебедя и Конец Элиаса , изд. Ян А. Нельсон
- Детство Годфруа и Возвращение Корнумарана , изд. Эмануэль Дж. Микель
- Песня Антиохии , изд. Ян А. Нельсон
- Шетифы , изд. Джеффри М. Майерс
- Песня Иерусалима , изд. Найджел Р. Торп
- , Продолжение Иерусалима часть I: Кретьенте Корбаран , изд. Питер Р. Грилло
- Продолжение Иерусалима , часть II: Взятие Акры , Смерть Годфри и Песнь королей Бодуэн , изд. Питер Р. Грилло
- Продолжение Иерусалима . : Версия Лондона-Турина, изд Питер Р. Крикет
- «Жест рыцаря-лебедя» , изд. Эдмон А. Эмпленкур
- Годфри Буйонский , изд. Ян Бойд Робертс
Библиография
[ редактировать ]- Эмануэль Дж. Микель младший и Ян А. Нельсон, ген. ред., Цикл старых французских крестовых походов , Издательство Университета Алабамы.
- Сьюзан Б. Эджингтон, «Альберт Ахенский и песни о жестах» в книге «Крестовые походы и их источники: эссе, представленные Бернарду Гамильтону изд. Джон Франс, Уильям Г. Заджак (Олдершот: Эшгейт, 1998), стр. 23–37.
- Филиппо Андрей, «Альберт Аахенский и Иерусалимская песня», Романская филология 63 (2009): 1–69, специальный выпуск: Румыния Mediterranea II.