Джон Майнор Мори
Джон Майнор Мори | |
---|---|
Рожденный | 1795 Фредериксбург, Вирджиния , США |
Умер | 23 июня 1823 г. недалеко от Норфолка, Вирджиния , США | ( 1823-06-23 )
Занятие | Офицер ВМС США в 1809–1823 гг. |
Известный | Находясь на острове Нуку-Хива в южной части Тихого океана, когда туда прибыл американский фрегат USS Essex , 25 октября 1813 года. |
Супруг | Элиза Мори |
Джон Майнор Мори (1795–1823) был офицером ВМС США, чья жизнь и карьера закончились желтой лихорадкой . и племянница Дайана Фонтейн Мори Корбин опубликовали художественные версии истории его жизни В 1888 году его сын Дэбни Х. Мори , и сенсационные истории стали де-факто биографией Мори на более чем 130 лет.
Биография
[ редактировать ]Джон Майнор Мори родился в 1795 году (точная дата неизвестна) недалеко от Фредериксбурга, штат Вирджиния , в семье Ричарда Мори (сына преподобного Джеймса Мори ) и Дианы (Майнор) Мори (дочери генерала Джона Майнора). Он был назначен мичманом весной 1809 года на основании ордера, датированного задним числом 16 января (обычная практика во флоте того времени), и был назначен на военный корабль США .
В июне 1811 года Мори получил отпуск и отплыл на торговом корабле «Пенсильвания Пакет» , которым командовал лейтенант ВМС США Уильям Льюис, который также находился в отпуске. После нескольких недель торговли в Пернамбуко и Рио-де-Жанейро они отплыли в Макао и прибыли туда 12 апреля 1812 года. Оказавшись в Макао, их агент Джеймс Уилкокс сообщил им о недавнем открытии сандалового дерева, и в конце мая Пакет отправился в то , что Льюис назвал «секретной экспедицией». [ 1 ] [ 2 ]
Пакет . прибыл на остров Тауата на Маркизских островах 25 сентября 1812 года и, вероятно, достиг Нуку-Хива на следующий день [ 3 ] В течение четырех месяцев они пытались торговать с туземцами сандалом, но их успех был ограничен, поскольку их торговые товары не представляли особой ценности для вождей острова. Однако вожди ценили одну вещь — зубы китов.
В конце 1811 года корабль «Охотник » капитана Уильяма Роджерса получил двести тонн сандалового дерева у племени Типи Нуку Хивы в обмен на железный обруч, железные изделия и слоновую кость, за исключением того, что слоновая кость была вырезана в форме китовых зубов. Искусственные зубы изначально предназначались для торговли на островах Фиджи, но межплеменные войны и всеобщие волнения на островах Фиджи, усугубляемые в основном торговцами сандалом, не позволили продавать зубы там. Когда Охотник прибыл в Нуку-Хива (во время их второго визита туда), Роджерс обнаружил, что слоновья кость была неизвестна маркизцам, а подделки, очевидно, были такого качества, что вожди были обмануты, заставив их поверить в их подлинность. Эту историю Роджерс передал Джеймсу Уилкоксу, который передал ее Льюису и Мори. Когда « Пакет» покинул Макао, в его состав была включена слоновая кость. [ 4 ]
Подделки, переданные Роджерсом, в конце концов были обнаружены, и когда Льюис и Мори прибыли на Нуку, Хива, они обнаружили, что привезенная ими слоновая кость не имела большей ценности, чем другие предметы торговли. Несмотря на это, « Пакет» покинул Нуку-Хива со 100 тоннами сандалового дерева примерно 4 февраля 1813 года, оставив Мори продолжить торговлю сандаловым деревом. С Мори были товарищи по команде Финеас Фэрбенкс и Уильям Бруденелл, пляжный бродяга по имени Джеймс Уилсон и шхуна « Лидия» , которой командовал Натаниэль Лекатт и экипаж которой состоял из европейцев, евроамериканцев и китайцев.
Льюис узнал о войне 1812 года , когда прибыл в Китай в марте 1813 года. Он сразу же ушел в отставку с поста капитана « Пакета» и планировал отбыть в Соединенные Штаты, но деловые дела и здоровье задержали его в Макао достаточно долго, чтобы он оказался в затруднительном положении, когда Англичане блокировали гавань начиная с 18 мая 1813 года. Льюис не смог вернуться в США до окончания войны.
Мори ничего не знал о войне против Англии до 25 октября 1813 года, когда военный корабль США «Эссекс» появился у залива Тайохэ. Во время отсутствия Льюиса Мори продолжал торговать с островитянами сандалом и делал все возможное, чтобы управлять людьми, которыми он командовал. У него были серьезные трудности с Лекаттом, который отказывался признать власть Мори в течение нескольких недель, пока дезертирство экипажа на борту « Лидии» не вынудило капитана шхуны обратиться за помощью к Мори в их возвращении. Лекатт также был косвенно ответственен за смерть Финеаса Фэрбенкса: Лекатт высадил Фэрбенкса на берег среди Тайпи, где он стал первым известным случаем убийства белого человека туземцами на Маркизских островах. [ 5 ]
По прибытии « Эссекса» Мори узнал о войне 1812 года и немедленно подписал контракт с Дэвидом Портером (военно-морским офицером) . Он помогал в строительстве форта в Тайохае, прежде чем был назначен первым офицером корабля «Эссекс-младший» , который стал картелем (кораблем) после того, как «Эссекс» был разгромлен HMS Phoebe (1795) . «Эссекс Младший» вернулся в Соединенные Штаты в июле 1814 года.
По возвращении Мори отправился в северную часть штата Нью-Йорк как раз вовремя, чтобы принять участие в битве при озере Шамплейн в качестве подчиненного командующего Томаса Макдоно . Впоследствии он написал другу во Фредериксбург: «Мы одержали славную победу. Я надеюсь, что самым важным ее результатом будет подтверждение колеблющейся верности Нью-Йорка и Вермонта Союзу. Они угрожали отделиться, если не будет заключен мир». заключено с Англией на любых условиях!»
После войны Мори путешествовал через Аппалачи, чтобы навестить свою семью, которая переехала недалеко от Франклина, штат Огайо, примерно в то же время, когда Мори поступил на флот. Именно во время этого визита, примерно в конце 1814 или начале 1815 года, он рассказал своим братьям и сестрам, в том числе своему младшему брату Мэтью Фонтену Мори , истории своих островных приключений.
Следующая служба Мори состоялась на авианосце USS Guerriere (1814 г.) в Средиземном море. После этого он вернулся во Фредериксбург и 3 апреля 1817 года женился на своей двоюродной сестре Элизе Мори. Затем он отплыл на военном корабле USS «Македонский» (1810 г.) в качестве первого лейтенанта во время службы вдоль побережья Южной Америки. Когда турне завершилось, его перевели в Средиземноморскую эскадру, и Дэвид Портер его командиром снова стал . Во время этого турне он какое-то время служил флагманом Средиземноморского флота и исполнял обязанности капитана корабля снабжения «Декой» , когда заразился желтой лихорадкой и умер недалеко от Норфолка, штат Вирджиния, 23 июня 1823 года.
Счета за 1888, 1964 и 2021 годы.
[ редактировать ]появилась статья 19 апреля 1888 года в газете Моултона, штат Алабама , The Moulton Advertiser . В том же году биография Мэтью Фонтейна Мори была опубликована дочерью Мэтью, Дайаной Фонтейн Мори Корбин. Обе публикации содержали идентичные (хотя и вымышленные) подробности жизни и приключений Джона Мори, заявляя, что шесть человек были с Мори и пятеро из них были убиты туземцами, и что Мори и «Бейкер» ни разу не видели паруса в течение двух лет и были вынуждены постройте дом на вершинах четырех кокосовых деревьев, чтобы выжить.
В 1964 году Фрэнсис Льюис опубликовал научную биографию Мэтью Мори. Она увеличила береговую группу Джона с шести до четырех человек, при этом трое были убиты, и сократила его пребывание до 18 месяцев или более, в течение которых «Джон потерял надежду когда-либо быть спасенным». К сожалению, некоторые ссылки и сноски Льюис оказались ошибочными, в том числе источник ее новой информации — сын Джона Дэбни.
В 2020 году письма, которые Джон Мори написал во время пребывания на Нуку-Хива в 1813 году, были обнаружены вместе с перепиской Уильяма Льюиса в коллекции Конвея Уиттла в Колледже Уильяма и Мэри. Эти письма каким-то образом упустили из виду предыдущее внимание ученых и содержали детали, которые переписали историческое понимание присутствия Мори на Нуку-Хива.
Мори действительно застрял, но всего на несколько недель, с момента ухода « Лидии» (возможно, в конце сентября) до появления « Эссекса» в конце октября. Кроме того, его не бросил и Льюис: корабль «Альбатрос» был отправлен из Кантона за несколько недель до того, как британцы блокировали Макао, и прибыл в Тайохэ через три недели после « Эссекса» .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Все упоминания о Пакете относятся к кораблю Pennsylvania Packet .
- ^ Центр исследования специальных коллекций, Библиотека Свема, Колледж Уильяма и Мэри; Коллекция Конвея Уиттла, коробка: 3, Mss. 76 W61, id110812. Уильям Льюис Джону Николсону, 9 мая 1812 г.
- ^ https://www.jstor.org/stable/e27098396
- ^ Виттиг, Майкл Ли (2023). «Маркизское приключение Джона Минора Мори» . Международный журнал морской истории . 35 (2): 186–209. дои : 10.1177/08438714231161935 . S2CID 259811416 .
- ^ Центр исследования специальных коллекций, Библиотека Свема, Колледж Уильяма и Мэри; Коллекция Конвея Уиттла, коробка: 3, Mss. 76 W61, id111120, ящик 4, папка 26. Мори, Джон М., USN, капитану Уильяму Льюису, USN, 1815 г.