Филипп фон Штош

Барон Филипп фон Стош или Филипп де Стош и т. Д. (22 марта 1691 г. - 7 ноября 1757 г.) был прусским антикваром , жившим в Риме и Флоренции .
Его главным образом помнят за его огромную коллекцию гравированных драгоценных камней , которая сейчас в основном находится в Берлине, и его большие книги на эту тему.
Жизнь
[ редактировать ]Стош родился в Кюстрине (сегодня Костшин в Польше ) в регионе Ноймарк земли Бранденбург . В 1709 году с благословения своего отца, успешного художника, ставшего мэром (нем. Bürgermeister) Кюстрина , Стош начал турне по Голландии , Франции и Англии , которое в конечном итоге привело его в Италию . В Риме рекомендательное письмо ввело его в круг папы Климента XI , коллекционера и ценителя древностей. Вскоре у него сложилась близкая дружба с кардиналом-племянником Алессандро Альбани . Вернувшись домой после смерти своего старшего брата в 1717 году, Стош начал серию более широких путешествий по Европе.
Вернувшись в Рим, Стош стал торговцем произведениями искусства и антиквариатом в центре антикварной группы, проводившей раскопки в поисках произведений искусства. Прежде всего он был коллекционером гравированных драгоценностей древности, книг и рукописей, ранних гравюр и рисунков и, по общему мнению, знатоком римских мужчин (ссылка на его гомосексуализм). [1] Он финансировал свои страсти некоторыми неортодоксальными способами, включая шпионаж за якобитским двором в Риме в пользу сэра Роберта Уолпола . британского правительства [2] В 1731 году Стоша разоблачили как тайного оперативника, и его жизнь оказалась под угрозой. Он был вынужден бежать из Папской области и нашел убежище во Флоренции под терпимым правлением великого герцога Джана Гастоне Медичи . Там он поселился на длительной пенсии, посвятив себя знатоку, и получал пенсию от британцев до своей смерти в 1757 году. Вскоре его растущая коллекция потребовала отдельного собственного дома. (ссылка: Datenbank Altertumswissenschaften)
Стош был основателем масонской ложи во Флоренции в 1733 году, которая стала прямой заботой Рима, что привело к запрету католикам становиться масонами . [3] Первый папский запрет масонства, изданный уроженцем Флоренции Папой Климентом XII , не был основан на каких-либо идеологических возражениях против масонства, как часто полагают. После буллы 1738 года кардинал-племянник Клемента Нери Корсини написал, подчеркнув, что масонство в Англии было просто невинным развлечением; [ нужна ссылка ] главное возражение, по мнению Корсини, заключалось в том, что ложа во Флоренции стала «коррумпированной». Его дом стал центром духовных исследований розенкрейцерского , алхимико-панфилософского характера. Ложа была закрыта, а Томмазо Крудели заключен в тюрьму.
Он поощрял молодых немецких художников, не только тех, кто иллюстрировал его собственные работы, но и других, таких как Иоганн Лоренц Наттер (1705-1763), немецкий гравер и медалист, которого Штош поручил копировать древние резные драгоценные камни во Флоренции и чья масонская медаль в память о Мастерство Чарльза Саквилля, 1733 г., было запечатлено и широко распространено (см. Пелицци). Существуют его версии в золоте и серебре; великий князь, видимо, получил серебряный, теперь в Барджелло .
Стошу приписывают введение модного монокля , но как знаток Стош произвел неизгладимое впечатление большим томом на тему Gemmæ Antiquæ Cælatæ (Pierres Antiquæ Cælatæ) (1724 г.), в котором Бернара Пикара гравюры воспроизвели семьдесят античных резных изделий. твердые камни, такие как оникс , яшма и сердолик, из европейских коллекций, представляющие неоценимую ценность для антикваров и историков. Он сразу же присоединился к репертуару книг гравюр по предметам антиквариата всех видов, которые были важной частью классических исследований восемнадцатого века и послужили основой для неоклассических стилей , которые возникли вскоре после смерти Стоша. В английском переводе Джорджа Огла вышло несколько изданий. [4] В Бертон-Констебл-холле , Йоркшир, рельеф над камином в столовой, выполненный в 1760-х годах, изображает Вакха и Ариадну верхом на пантере, созданной по образцу камеи из тома. Можно привести десятки других палладианских и неоклассических вариантов использования тома Стоша.
Собственная огромная коллекция барона в конечном итоге насчитывала более 10 000 камей, инталий и старинных стеклянных паст, большая часть которых в конечном итоге попала в музеи Берлина . Резные изделия из твердого камня из его коллекций, которые соперничали с нумизматикой по своему интересу для антикваров, были выгравированы и переданы для публикации Винкельману . [5] Работа Винкельмана была подписана племянником и наследником барона фон Штоша, [6] Генрих Вильгельм Мюзель, еще один пожизненный холостяк, который приехал во Флоренцию к Стошу в 1757 году и был усыновлен и стал наследником Филиппа фон Штоша (ссылка на Universitätsbibliothek Trier). Таким образом, именно в этот момент он искал потенциальных покупателей коллекции своего дяди. момент.
Последнее письмо Винкельмана, написанное в гостинице Триеста в ночь, когда его убил молодой человек, которого он только что подобрал, было адресовано Мюзель-Стошу. В 1765 году король Фридрих Великий в конечном итоге приобрел большую часть коллекции за 20 или 30 000 рейхсталеров и аннуитет в 400 рейхсталеров (ссылки: Datenbank Altertumswissenschaften, Universitätsbibliothek Trier); поэтому гравированные драгоценности покоились в берлинских музеях . Описание des Pierres gravees послужило сюжетом для знакомых неоклассических медальонов из яшмы с низким рельефом на зеленом или синем фоне, которые в большом количестве производил Джозайя Веджвуд . Отдельные фигурки были повторно выгравированы для журнала Gentleman's Magazine и нашли свое применение в неоклассических медальонах маркетри на лондонской мебели и других мелких предметах декоративного искусства.
Среди других элементов разрозненных коллекций - Атлас из 324 томов, в котором Стош хранил свои рисунки, среди прочего весь тайник с рисунками, оставленный архитектором эпохи барокко Борромини , который Стош приобрел около 1730 года, перед своим отъездом во Флоренцию (ссылка Коннорс), в конце концов уехал в Вену. Его значительная библиотека, богатая «историей, политикой, дипломатией, конклавами, посольствами и связями с отдаленными уголками» (Коннорс), была куплена в 1759 году для Ватиканской библиотеки , где она размещается вместе с недавно приобретенной библиотекой Оттобони (и имеет полочные знаки). Оттоб.лат. 2565-3100). Один из кодексов, содержащих важные нотные записи, принадлежавший королеве Кристине и переданный ею в библиотеку Ватикана, был украден и появился в библиотеке Стоша, а затем был продан Ватикану в 1759 году и таким образом возвращен (ссылка. гравюр Стоша, Оттобони Lat. 3025). (Особо ценные ранние гравюры нашли индивидуальных покупателей: группа черновых приписываемая Томмазо ди Финигерра. были куплены лейпцигским купцом Эрнстом Петером Отто (1724–1799), чья знаменитая коллекция гравюр разошлась массовыми распродажами в 1851–1852 годах. [7]
Некоторые из его медалей были получены нетрадиционным способом. Согласно анекдоту, рассказанному Исааком Израилевым ,
Осматривая драгоценности королевского кабинета медалей, хранитель заметил потерю одной из них; на карту были поставлены его место, его пенсия и его репутация; и он настоял на том, чтобы барона Стоша допросили самым тщательным образом: в этой дилемме, вынужденный признаться, этот эрудированный коллекционер заверил хранителя королевского кабинета, что самый строгий обыск не принесет результата: «Увы, сэр! Оно у меня здесь, внутри, — сказал он, указывая на свою грудь. Рвотное средство было предложено самим ученым практиком, вероятно, в результате какого-то предыдущего эксперимента. [8]
В 1764 году некоторые из его коллекций были проданы на аукционе, его архитектурные рисунки, сильные среди архитекторов шестнадцатого века, пошли на обогащение Альбертины в Вене . Codex Stosch — переплетенный том мерных рисунков древнеримских построек, сделанных братом Антонио да Сангалло Младшего , исчез после продажи. Кодекс вновь появился в 2005 году и был приобретен для библиотеки RIBA в Лондоне .
Его профильный портрет изображен на медали, которую он заказал Франсуа Марто в 1727 году. [9]
Его широко распространенные письма на антикварные темы были вновь собраны в книге Карла Жюсти « Antiquarische Briefe des Baron Philipp von Stosch» (1871).
Барон фон Штош был похоронен на Староанглийском кладбище в Ливорно , где его могила, существующая до сих пор, сильно повреждена.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стош красочно описал сэрКомптон Маккензи в роли «эмигранта из Пруссии-содомита» (Диана Престон, Дорога в Каллоден-Мур: прекрасный принц Чарли и восстание 45-го года , 1995:21; Тео Аронсон, Короли над водой: сага о претендентах Стюартах, 1979:119) ); по словам Джонатана Ирвина Исраэля ( «Радикальное просвещение: философия и создание современности 1650-1750» , 2002:133), фон Штош был «легендарным деистом, масоном и открытым гомосексуалистом»; Тим Блэннинг, Фридрих Великий , 2015 г.
- ↑ Джеймс Фрэнсис Эдвард Стюарт был постоянным гостем папства в Риме. После заговора якобитов, спровоцированного Фрэнсисом Аттербери , епископом Рочестера, раскрытого в 1721 году, все внимание, уделяемое в Риме «старому самозванцу» английскими и шотландскими джентльменами во время Гранд-тура, представляло интерес для служения Уолпола.
- ↑ Краткая история масонства. Архивировано 18 августа 2007 г. в Wayback Machine OLD EPSOMIAN LODGE.
- ↑ Экземпляра второго издания 1747 года не было. 148 выставлен на продажу в библиотеке Паллинсберн-хауса (Лион и Тернбулл), которая также содержала Кодекс Стош с рисунками Джованни Баттиста да Сангалло [1]
- ^ Иоганн Иоахим Винкельманн, Описание des Pierres graves du feu Baron de Stosch , Флоренция, 1760. Рисунки для гравюр были частично подготовлены Маркусом Тушером (1705–1751), который был представлен Стошу в Риме около 1728 года его бывшим однокурсник Иоганн Юстин Прейслер , еще один иллюстратор древностей Стоша (ссылки Тушер; Прейслер).
- ↑ Младший брат Стоша, живший с ним во Флоренции, умер в 1747 году (ссылка: Datenbank Altertumswissenschaften).
- ↑ Чернёвые гравюры от Stosch стали первыми лотами второго аукциона.
- ^ Литературные курьезы , 1791 и т. д. ( онлайн )
- ^ «Иллюстрировано» . Архивировано из оригинала 26 августа 2006 года . Проверено 18 мая 2006 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Семинар по истории в Цюрихском университете [ постоянная мертвая ссылка ] , База данных древних исследований: Стош, Филипп фон
- Иоганн Юстин Прейслер, Четыре рисунка античных инталий, вероятно, выполненные для Стоша
- BBC News, 12 июля 2005 г .: «Потерянная книга продана за 230 000 фунтов стерлингов»
- Бертон Констебль: Столовая
- Барон Генрих Вильгельм (фон Мюзель-Стош, (1723-1782): Портрет племянника и наследника Стоша в библиотеке Трирского университета.
- Джозеф Коннорс, «Борромини, Собор Святой Софии и Сан-Витале», Архитектурные исследования памяти Ричарда Краутхаймера , изд. Сесил Страйкер, (Майнц-на-Рейне, 1996), стр. 43–48 ( онлайн-файл в формате PDF )
- Антикварные книги: Отто, Эрнст Петер. Каталог коллекции гравюр на меди Отто [ постоянная мертвая ссылка ] , Лейпциг, И. Б. Хиршфельд, 1851–1852 гг.
- Artnet.com Тушер, Маркус
- Маттео Пелицци : заметки об «Английской ложе» во Флоренции, действовавшей около 1732–1738 гг.
- G(eschichte) Stosch Краткая семейная история
- Оттобони лат. 3025 [ постоянная мертвая ссылка ] Кодекс из библиотеки королевы Кристины, переданный Ватикану, но украденный и переданный в коллекцию Стоша, вернулся в библиотеку Ватикана вместе с покупкой рукописей Стоша.
- Спенсер, Леонард Джеймс (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 569–591. Раздел о подписанных драгоценных камнях и поддельных подписях после Gemmae antiquae caelatae . . В
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Голызняк, Павел, 2023. «От Стоша через Карафу до Гамильтона и Британского музея: происхождение и изучение некоторых египетских скарабеев и ближневосточных цилиндрических печатей в восемнадцатом веке», Журнал истории коллекций , том 35, выпуск 3, ноябрь. : 441–454.
- Лесли Льюис , «Филипп фон Штош», в «Аполлоне» , 63, LXXXV, 1967, стр. 320–327.
- Дж. Дж. Л. Уайтли, 1999. «Филипп фон Штош, Бернар Пикарт и Gemmae Antiquae Caelatae », в книге «От классицизма до неоклассицизма: эссе, посвященные Гертруде Зайдманн» , под редакцией Мартина Хенига и Димитриса Планзоса. ISBN 1-84171-030-X
- Питер и Хильда Зазофф, 1983. Коллекционеры драгоценных камней и исследователи драгоценных камней: от благородной страсти к науке (Мюнхен: Бек Верлаг) ISBN 3-406-08895-3
- Йорн Ланг, Сети ученых: очерк антикварного взаимодействия на примере Филиппа фон Стоша (1691–1757), в: Дж. Брох - М. Рассиллер - Д. Шолль (ред.), Сети современности. Исследования и стратегии. Вюрцбург, 2007 (= ФОРУМ - Исследования современных исследований 3), стр. 203–226.
- Эрика Цвирляйн-Диль, Стеклянные пасты в Музее Мартина фон Вагнера в Вюрцбургском университете (1986), стр. 12.