Мацпен

Мацпен ( иврит : מצפן , букв. «Компас») — название революционной социалистической и антисионистской организации, основанной в Израиле в 1962 году и действовавшей до 1980-х годов. Ее официальное название было « Социалистическая организация Израиля» , но после ее ежемесячной публикации она стала более известна как «Мацпен».
Происхождение
[ редактировать ]Организация была основана бывшими членами Коммунистической партии Израиля – Маки – которые выступали против безусловной поддержки этой партией международной политики Советского Союза . Они предложили более радикальный анализ и противодействие сионизму . [ 1 ] Ранний анализ арабо -израильского конфликта , написанный Моше Мачовером и Акивой Орром до их выхода из Коммунистической партии (под псевдонимом Н. Исраэль), появился на иврите в 1961 году под названием «Шалом, Шалом веин Шалом». (שלום, שלום, ואין שלום; Мир, мир, когда нет мира - английский перевод был завершен в 2009 году; хотя по состоянию на август 2016 года он еще не опубликован, перевод доступен в Интернете). [ 2 ] Мацпен объединил еврейских и арабских активистов с разным опытом работы в левых организациях и объединениях. Видным среди них был Джабра Никола , палестино-израильский интеллектуал и активист, который помог сформировать теоретическую ориентацию зарождающейся организации. [ 3 ] [ 4 ] Он издавал одноименный журнал на иврите и арабском языке. Организация выросла в период после Шестидневной войны 1967 года и оккупации Израилем палестинских и арабских территорий. [ 5 ]
Основные позиции
[ редактировать ]В заявлении под названием «Долой оккупацию» от 1 января 1969 года Мацпен отметил себя – вместе с Коммунистической партией (раках) – как единственные силы, ведущие «последовательную борьбу против продолжающейся оккупации территорий, завоеванных в июне 1967 года». ". [ 6 ] Столкнувшись с ситуацией, когда «Израиль контролирует всю подмандатную территорию Палестины, а также обширные участки территории Египта и регион на юге Сирии», Мацпен заявил в «Общей декларации ISO» в марте 1968 года, что « Сопротивляться и бороться за свою свободу — это одновременно право и обязанность каждого побежденного и порабощенного народа. Пути, средства и методы, необходимые и подходящие для такой борьбы, должны определяться самим народом, и это было бы лицемерием по отношению к чужакам — особенно. если они принадлежат к угнетающей нации – проповедовать ей, говоря: «Так поступай, и так не делай». Он добавил, что, несмотря на признание «безоговорочного права побежденных сопротивляться оккупации», как организация она могла бы поддерживать политически «только такие организации, которые, помимо сопротивления оккупации, также признают право израильского народа на самоопределение», чтобы сделать возможным «совместную борьбу арабов и евреев в регионе за общее будущее." [ 7 ]
В этом контексте целью Мацпена было создание широкого фронта людей, выступающих против оккупации и выступающих за десионизированный Израиль, который станет частью социалистической федерации всего Ближнего Востока. В отличие от Коммунистической партии и левых сионистов, Мацпен настаивал на том, что оккупация 1967 года была лишь одним этапом в долгой истории сионистского урегулирования, и ее обращение вспять было бы необходимым, но недостаточным условием для общего решения проблем Ближнего Востока. . Для такого решения потребуется политическая мобилизация арабов, евреев и других национальных меньшинств в регионе. Политическая основа этой мобилизации стала известна как Арабская революция, объединившая национальные и социалистические задачи в процессе борьбы против сионизма, империализма и арабской реакции. [ 8 ] Для достижения этих целей Мацпен установил связи с организациями новых левых в Европе и других частях мира, а также с прогрессивными палестинскими организациями, такими как Демократический фронт освобождения Палестины . [ 9 ] [ 10 ]
Многие из оригинальных анализов и заявлений организации были включены в опубликованный сборник под названием «Другой Израиль: радикальные аргументы против сионизма» под редакцией Арье Бобера (Doubleday, 1972). [ 11 ]
Книга Бобера представляет собой обзор позиций, которых занимал Мацпен в то время по ряду вопросов, и, таким образом, является важным ресурсом для анализа организации израильского общества и израильско-палестинского конфликта. Во введении к книге он говорит:
«Эта книга является результатом пятилетних коллективных усилий небольшой группы арабских и еврейских граждан Израиля, направленных на то, чтобы проникнуть в густую сеть иллюзий и мифов, которые сегодня доминируют в мышлении и чувствах большинства израильтян и, в то же время, в значительной степени определяет преобладающий имидж Израиля в западном мире. Согласно сионистской сказке, государство Израиль является форпостом демократии, социальной справедливости и просвещения, а также родиной и убежищем для преследуемых евреев всего мира. История гласит, что, хотя искренне стремящиеся к миру со своими соседями, они оказываются в состоянии постоянной осады из-за жадности арабских правителей, присущей восточному мышлению «неразумности» и врожденной склонности язычников к ненависти к евреям.
«Реальность, как показывает эта книга, совершенно иная. Сионистское государство родилось в результате насильственной экспроприации и изгнания из своей страны палестинских арабов, и этот процесс продолжается и сегодня. В открытом союзе с западными, особенно Соединенными Штатами, империализмом и В едва скрытом сговоре с наиболее реакционными силами арабского мира сионистское государство активно противостоит каждому шагу, каким бы нерешительным он ни был, предпринимаемому арабскими массами для облегчения многовековых страданий, навязанных им внутренним колониализмом и империализмом. На территориях, оккупированных с 1967 года, сионистское государство использует систему прямых военных репрессий, чтобы изгнать палестинских арабов с их земель и обеспечить их еврейскую колонизацию, а также подавить любое проявление палестинского сопротивления. В пределах своих границ сионистское государство проводит систематические действия. национальное угнетение своего меньшинства арабских граждан. Темнокожее большинство привилегированной еврейской общины само все больше ощущает жало расистской дискриминации, поскольку экономическое неравенство увеличивается и социальные условия ухудшаются. Сионистское государство не только не предлагает убежище преследуемым евреям всего мира, но и ведет как новых иммигрантов, так и старых поселенцев к новому холокосту, мобилизуя их в колониальное предприятие и контрреволюционную армию против борьбы арабских масс за национальное освобождение и социальное освобождение – борьба, которая не только справедлива, но и в конечном итоге приведет к победе. Причем такое положение дел ни в коей мере не случайно. Это был неизбежный результат успеха сионистского проекта по созданию еврейского государства в Палестине. И чтобы изменить эту реальность, требуется не просто смена правительства или модификация той или иной конкретной политики, а революционная трансформация самих основ израильского общества».
Мацпен за пределами Израиля
[ редактировать ]В конце 1960-х — начале 1970-х годов сторонники Мацпена за границей издавали «Исрака» («Комитет революционных действий Израиля за рубежом»). [ нужна ссылка ] В журнал вошло множество статей, опубликованных в Мацпене . Некоторые материалы «Мацпена» подверглись цензуре, и эти материалы были переизданы в «Исраке» . [ нужна ссылка ] Моше Мачовер , Эли Лобель , Хаим Ханегби и Акива Орр входили в состав редколлегии. [ нужна ссылка ] В конце 1970-х — начале 1980-х годов сторонники организации и другие радикально левые учёные и активисты основали в Великобритании ещё один журнал «Хамсин» , в котором публиковали свой анализ текущих событий. [ 12 ] Подборка материалов Хамсина была опубликована под названием « Запретная программа: нетерпимость и неповиновение на Ближнем Востоке» (Saqi Books, 2000).
Расколы и дебаты
[ редактировать ]В 1970 году организация начала переживать процесс идеологической и организационной фрагментации: некоторые члены ушли, чтобы сформировать новые группы, такие как «Авангард» с троцкистской ориентацией, возглавляемые Менахемом Карми и Сильвеном Сипелем , и «Маавак» (Революционно-коммунистический альянс), с маоистской ориентацией, возглавляемая Иланом Альбертом и Рами Ливне . Дальнейший раскол внутри последней организации привел к формированию Революционно-коммунистического альянса – Красного фронта , возглавляемого Уди Адивом и Дэном Вередом . «Авангард» также претерпел раскол, в результате которого в 1974 году была образована «Лига Спартака» и в 1977 году группа «Ницоц» . [ 13 ]
Теоретические дебаты, которые привели к расколу в Мацпене, были связаны с концептуализацией отношений между классовой борьбой и национализмом в борьбе за социализм. «Авангард» рассматривал Израиль как нормальное капиталистическое общество, в котором рабочий класс был основным революционным агентом. Следовательно, оно видело свою цель в мобилизации этого класса для создания израильской социалистической республики. Он рассматривал внимание Мацпена к израильско-палестинскому национальному конфликту и колониальному происхождению израильского общества как отвлечение от классовой борьбы. Маавак, напротив, считал, что Мацпен недостаточно подчеркивает колониальный характер израильского общества. Он видел свою цель в содействии палестинской национально-освободительной борьбе как необходимому шагу на пути к социализму. В ответ обеим группам Мацпен вновь заявил о своей поддержке национальной и социальной борьбы. [ нужна ссылка ]
Серьезный раскол внутри основной группы «Мацпен» произошел в 1972 году, и обе фракции сохранили название «Мацпен» для своих журналов, и этот вопрос вызвал острый спор между ними. [ 14 ] За этим решением стояла очевидная ценность ярлыка «Мацпен» как маркера радикальной левой политики. [ нужна ссылка ] Большая часть первоначального руководства осталась в так называемом Мацпен Тель-Авив, в то время как другая фракция стала известна как Мацпен Иерусалим. Эта последняя группа приняла название «Мацпен-марксист», чтобы отличаться от своих конкурентов. В 1975 году он изменил свое название на Революционную коммунистическую лигу, секцию Четвертого Интернационала , сохранив при этом название «Мацпен-марксист» для своих регулярных публикаций. Тель-Авивская группа также впоследствии (в 1978 году) изменила свое название на Социалистическую организацию Израиля и отказалась от прилагательного «израильский», чтобы избежать возможной ассоциации с сионизмом. Обе группы сохранили первоначальную двойную направленность Мацпена на классовое и национальное освобождение. Мачовер, Орр и Хаим Ханегби остались в группе, базирующейся в Тель-Авиве, в то время как группу, базирующуюся в Иерусалиме, возглавляли Арье Бобер и Мишель Варшавский (Микадо). Молодежное движение, известное как Хафарперет («крот»), было связано с последней группой и действовало в середине 1970-х годов, в основном в Хайфе. [ нужна ссылка ]
Суд над Красным фронтом
[ редактировать ]Одна из организаций, возникших в Мацпене, «Красный фронт», имела короткую историю, насчитывавшую чуть больше года. В конце 1972 года многие ее члены были арестованы и обвинены в шпионаже и сотрудничестве с противником ( сирийской военной разведкой ), на основании секретной поездки некоторых из них в Дамаск. Ни один из задержанных и обвиненных активистов не был членом «Мацпена» в то время или в то время, когда они совершили предполагаемые преступления против государственной безопасности. В ходе получившего широкую огласку судебного процесса в 1973 году пять членов Красного фронта были приговорены к различным срокам тюремного заключения. Многие из обвиняемых заявили, что перед судом они подвергались пыткам и другим формам физического и морального преследования со стороны израильских служб безопасности , чтобы вынудить их признаться. [ 15 ] Очевидно, что никто из них не был заинтересован в сотрудничестве с сирийским или другими арабскими режимами, а их единственный интерес заключался в установлении связей с другими революционными организациями региона, в первую очередь палестинскими. Заявления перед судом, сделанные ведущими обвиняемыми – Даудом Турки и Эхудом Адивом – позволяют нам получить четкое представление об их точке зрения.
Турки, палестинский гражданин Израиля, определил свою цель как социализм: «общая цель всех рабочих, крестьян и тех, кто преследуется в израильском обществе. У евреев есть доля, и они должны иметь долю, потому что они являются членами организация на основе равенства со мной, в создании нового правительства и нового режима, которые позволят как еврейскому народу, так и арабскому народу играть эффективную роль в борьбе арабского народа за освобождение». Далее Турки критиковал сионизм, который «вместо того, чтобы занять, как следует, нейтральную позицию или позицию поддержки арабской борьбы за национальное и социалистическое освобождение, он встал рядом с врагами этого движения, рядом с американцами, которые преследуют Вьетнамский народ, наряду с американским империализмом, который эксплуатирует народы Латинской Америки, Азии и Африки и навсегда настраивает еврейский народ против арабского народа, я думаю, что такое отношение представляет собой преступление как против еврейского народа, так и против арабов. люди." По его мнению, евреи должны поддерживать борьбу арабов за освобождение, а не борьбу, которая вытесняет национализм, хотя обе группы имеют «одинаковое будущее и будут жить вместе на одной родине под властью единого государства, государства, освобожденного от всех иностранных влияние и всякая социальная эксплуатация».
Тот же подход продемонстрировал Адив. Признавая, что «все направления Мацпена» имели «здравую теорию», он утверждал, что им не хватает «главы, озаглавленной «Что делать», чтобы достичь многонационального социалистического Ближнего Востока, о котором они говорят, и в своей политической деятельности они ограничить свои разговоры еврейским государством Израиль. То есть они озабочены убеждением евреев и полностью игнорируют борьбу арабов, и в частности борьбу палестинских арабов против сионизма и государства Израиль». Чтобы превратить национальный конфликт в классовую борьбу, необходимо было сменить фокус. Это можно будет сделать только «в том случае, если евреи докажут арабам, которые десятки лет борются с сионизмом, что они [евреи] на их стороне, что они готовы пожертвовать всем, что у них есть, чтобы подвергнуться сионизму». без этого ни один араб не будет уверен, что самый искренний еврейский революционер действительно революционен. Никакая идеология, даже самая справедливая и прогрессивная, не сможет убедить арабов, если она не будет сопровождаться действиями. часть тех, кто его придерживается». [ 16 ]
За пределами организационного существования – наследие Мацпена
[ редактировать ]С появлением в 1980-х годах новых, ярких и менее идеологически жестких протестных движений, выступающих против продолжающейся оккупации и войны в Ливане (Комитет солидарности с Бирзейтским университетом , комитеты против пыток и сноса домов , Еш Гвул , Альтернативный информационный центр) , Консультационный центр рабочих и т. д.), различные фракции Мацпена потеряли большую часть своего смысла существования. Пространство для левых организаций с всеобъемлющими политическими программами сузилось по мере растущего внимания к оккупации и ее последствиям. Многие активисты искали новые организационные формы, чтобы повысить свою способность внести эффективный вклад в политическую борьбу, не неся при этом громоздкий идеологический и организационный багаж. Например, большая часть энергии Лиги революционных коммунистов ушла на создание и поддержание Альтернативного информационного центра, что фактически истощило Лигу ее собственных организационных возможностей. В результате к концу 1980-х годов, если не раньше, большинство фракций Мацпена перестали иметь отдельное организационное существование. Однако многие из их бывших членов продолжают участвовать в качестве самоотверженных людей в различных мероприятиях против оккупации, в защиту трудящихся и прав человека.
В 1995 году бывшие члены Дерех ха-Ницоц основали Рабочую партию Даам . [ 17 ] который остается активным и по сей день.
Документальный фильм о группе под названием «Мацпен» был снят Эраном Торбинером в 2003 году. Другой документальный фильм об «Авангарде» был снят в 2009 году Томом Карми (сыном двух бывших лидеров группы) и представлен на тель-авивском фестивале Docaviv . Он называется «Вдали от центра племени» и получил второй приз на конкурсе студенческих фильмов. В этих документальных фильмах, а также в большинстве других книг и интервью с членами, оказавшимися в разных фракциях, доктринальные различия, которые привели к их разным путям, исчезают из поля зрения. Основное внимание почти всегда уделяется действиям против оккупации, антисионистским позициям, чувству инакомыслия и т. д., которые все они разделяли, а не тому, что их отличало.
Несмотря на отсутствие организационной деятельности, некоторые из первоначальных членов Мацпена продолжают писать и проявлять политическую активность. Хаим Ханегби и Мишель Варшавский сыграли ключевую роль в написании «Документа Ольги» 2004 года, который представляет собой заявление антисионистской позиции и радикальную критику израильской политики и практики, а Варшавский опубликовал на английском языке свои политические мемуары « На границе (Юг)». End Press, 2004 г.; оригинальный французский язык в 2002 г.). Далее он опубликовал совместно с ливанским ученым и активистом Гилбертом Ачкаром книгу под названием « 33-дневная война: война Израиля с Хезболлой в Ливане и ее последствия» (Paradigm Publishers, 2007), в которой война освещается с акцентом как на израильских и ливанские перспективы. Сильвен Сипель написал исторический и политический анализ израильского общества под названием « За стеной: израильское общество в тупике» (Other Press, 2007; оригинал на французском языке в 2006 году). Моше Мачовер продолжал публиковать теоретические статьи, анализирующие Израиль/Палестину в более широких рамках Ближнего Востока, а в 2009 году вместе с Эхудом Эйн-Гилем он опубликовал статью в британском журнале. Раса и класс » под названием «Сионизм и восточные евреи: диалектика эксплуатации и кооптации», в которой они анализируют вопрос этнического разделения внутри израильского общества.
Новая книга о Мацпене была опубликована в Израиле в сентябре 2010 года под названием Мацпен: Совесть и фантазия (Тель-Авив: Реслинг, 2010). На сегодняшний день это наиболее полный отчет об истории организации, основанный на интервью с бывшими активистами и изучении документов. В своей обзорной статье «Является ли сионизм проблемой?» Шауль Магид охарактеризовал книгу Лутца Фидлера «Мацпен». «История израильского диссидентства» (Edinburgh University Press, 2020) как «самая полная история левых антисионистов в Израиле, доступная сейчас на английском языке». [ 18 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Документы Мацпена в Левом архиве Израиля
- Matzpen.org Огромный исторический архив Мацпена с изображениями и текстами на арабском, английском и иврите.
- Текстовый архив Matzpen в библиотеке libcom.org
- Документальный фильм «Мацпен» Эрана Торбинера
- AkivaOrrBooks.org Книги, написанные одним из основателей Matzpen Акивой Орром.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фидлер, Лутц (2022), Мацпен. История израильского диссидентства, Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9781474451178
Активисты, связанные с Мацпеном
[ редактировать ]Неполный алфавитный список активистов, прямо или косвенно связанных с Мацпеном.
- Уди Адив (Красный фронт)
- Арье Бивер
- Менахем Карми
- Сильвен Сипель
- Илан Халеви (род. Жорж Ален Альбер; Ален/Алан/Илан Альберт/Халеви)
- Хаим Ханегби ; Еврейское искусство.
- Рами Ливне
- Эли Лобель
- Моше Мачовер («Северный Израиль»)
- Джабра Никола
- Акива Орр («Северный израильтянин»)
- Шломо Санд
- Дауд Турки (Красный фронт)
- Шимон Цабар
- Леа Цемель
- Дэн Веред
- Мишель Варшавский («Микадо»)
Источники
[ редактировать ]- ^ Лутц Фидлер, Мацпен. Другая израильская история, в: Чэнь Цзянь, Мартин Климке, Маша Кирасирова, Мэри Нолан, Мэрилин Янг, Джоанна Уэйли-Коэн (ред.), The Routledge Handbook of the Global Sixties: Between Protest and Nation Building, Лондон: Routledge, 2018, стр. 457–468. ISBN 9780367580872
- ^ Акива Орр ; Моше Мачовер . «Мир, мир, когда мира нет» (PDF) . Проверено 12 августа 2016 г.
- ^ Асмар, Фузи; Дэвис, Ури; Хадер, Наим (1978). На пути к Социалистической Республике Палестина . Итака Пресс. ISBN 978-0-903729-31-4 .
- ^ Гринштейн, Ран (2011). «Палестинский революционер: Джабра Никола и радикальные левые» (PDF) . Иерусалим Ежеквартально (лето 2011 г. - выпуск 46). Институт иерусалимских исследований: 32–48.
- ^ Ран Гринштейн, «Класс, нация и политическая организация: антисионистские левые в Израиле/Палестине», Международная история труда и рабочего класса , 75 (весна 2009 г.): 85–108
- ^ «Мацпен — Социалистическая организация в Израиле» . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ «Мацпен — Социалистическая организация в Израиле» . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ Джабра Никола и Моше Мачовер, «Палестинская борьба и революция на Ближнем Востоке», Matzpen 50, август 1969 г., «Мацпен — Социалистическая организация в Израиле» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ Греш, Ален; Видаль, Доминик (2004). Новая Аризона Ближнего Востока (2-е, иллюстрированное изд.). ИБТаурис. п. 112 . ISBN 9781860643262 .
мацпен дфлп.
- ^ Коббан, Хелена (1984). Организация освобождения Палестины: люди, власть и политика (Перепечатка, иллюстрированная ред.). Издательство Кембриджского университета. п. 154 . ISBN 9780521272162 .
мацпен дфлп.
- ^ «Арье Бобер (Ред.): Другой Израиль (1972)» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2007 года . Проверено 30 марта 2007 г.
- ^ Фидлер, Лутц (2020). Мацпен. История израильского диссидентства . Издательство Эдинбургского университета. стр. 281–324. ISBN 9781474451185 .
- ^ Подробности в Ран Гринштейн, «Социалистический антисионизм: глава в истории израильских левых радикалов», Socialist History , 35 (2009): 20-39.
- ^ «Израильские левые архивы» (PDF) .
- ^ Заявления о пытках, включая имена пострадавших, а также петиции членов семей и правозащитников можно найти в обоих выпусках Matzpen 67, опубликованных двумя фракциями отдельно в январе 1973 года, http://israeli-left-archive. org/greenstone/collect/znews/index/assoc/HASH01e4/5fd5f17b.dir/doc.pdf и «Мацпен — Социалистическая организация в Израиле» . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ «Суд над Красным фронтом: показания Турки и Адива». Журнал палестинских исследований . 2 (4): 144–150. 1973. дои : 10.2307/2535650 . JSTOR 2535650 .
- ^ Литман, Шани (3 февраля 2009 г.). « Декарт за меня все разобрал» « . Гаарец . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ «Забытые израильские антисионистские левые» . Планшетный журнал . 19 мая 2021 г. Проверено 1 июля 2021 г.