Проблема крапчатой курицы
В теории эмпирического познания проблема крапчатой курицы дает ли одно непосредственное наблюдение крапчатой курицы заключается в том , определенное знание о количестве наблюдаемых пятен. Понятно, что это не единичный пример, а потому носит принципиальный характер. [1] С философской точки зрения эта проблема исследует пределы познания путем знакомства знать : человек не может с уверенностью о существовании определенных вещей в своем опыте просто на основании опыта. [2]
Родерик Чисхолм приписывает это Гилберту Райлу, который предложил Эй Джей Эйеру . [1] Это рассматривается как критика мнения, высказанного К.И. Льюисом , о том, что никогда не может быть «положительного недоумения в присутствии непосредственного, потому что здесь нет вопроса, на который не удалось бы найти ответ». [3]
Джозеф Хит отмечает, что эта проблема является одним из «потомков аргумента Декарта о « хилиагоне » в шестых его « Размышлениях ». [4]
А. Дж. Айер предположил, что если мы не можем точно подсчитать пятнышки, то неверно предполагать, что «чувственные данные» дают определенное количество пятен, несмотря на то, что у курицы действительно есть определенное количество их, четко очерченных. По словам Айерса, спеклы перечислимы только в том случае, если они действительно были сосчитаны. [1]
Ряд философов проанализировали достоинства этого предложения. Чизхолм заключает, что проблема крапчатой курицы подчеркивает тот факт, что существуют базовые пропозиции ( синтетические пропозиции , которые не выходят за рамки содержания непосредственного опыта), которые обязательно являются неточными. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Родерик Чизхолм , «Проблема крапчатой курицы», Mind 51 (1942): стр. 368–373.
- ^ «Уверенность» , Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ К.И. Льюис, Разум и мировой порядок, с. 128, цитируется Чисхолмом (1942).
- ^ Джозеф Хит , Следуя правилам: практическое рассуждение и деонтические ограничения , Оксфорд: OUP, 2008, стр. 305, примечание 15.