Матильда Кралик
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2014 г. ) |
Докторская диссертация Джоанны Дэвис, Дарвин-колледж Кембриджского университета, о Матильде Кралик и австрийской культуре 1878-1938 гг.
Матильда Кралик | |
---|---|
![]() Матильда Кралик фон Мейрсвальден | |
Справочная информация | |
Рожденный | Линц , Австрийская империя | 3 декабря 1857 г.
Умер | 8 марта 1944 г. Вена , Альпийско-Дунайский Рейхсгауэ , Великий Германский Рейх | (86 лет)
Жанры | Классический |
Род занятий | Композитор |
Матильда Алоизия Кралик фон Мейрсвальден (3 декабря 1857, Линц — 8 марта 1944) — австрийский композитор.
Биография
[ редактировать ]Матильда Кралик была дочерью богемского стекольного промышленника Вильгельма Кралика фон Мейрсвальдена (1807–1877) из Элеоноренхайна . После смерти своей первой жены Анны Марии Пинхак (1814–1850) он женился на Луизе Лобмейр (1832–1905) 28 мая 1851 года. Матильда была четвертой из пяти детей от его второго брака с Луизой, урожденной Лобмейр. Ее братом был Рихард Кралик фон Мейрсвальден , поэт-философ, историк и деятель искусств. [ 1 ]
Кралик родилась в Линце , и ее первыми сочинениями стали лирические стихи и гимны по мотивам произведений брата. В семье регулярно звучала музыка: ее отец Уильям играл на скрипке, а мать Луиза играла на фортепиано. Таким образом, музыкально одаренные дети не только знакомились с средой классической камерной музыки, но и исполняли струнным оркестром музыку того времени Гайдна , Моцарта и Бетховена . Родители рано распознали музыкальные способности дочери, а финансовое положение отца позволило Матильде стать лучшими учителями музыки своего времени.
Кралик брала уроки игры на фортепиано у матери, а позже была ученицей Антона Брукнера , Франца Кренна и Юлиуса Эпштейна . В 1876 году она сдала вступительный экзамен в Консерваторию Общества друзей музыки и училась в консерватории с 1876 по 1878 год. Она выиграла вторую премию за скерцо для фортепианного квинтета и получила первую премию за диссертацию «Интермеццо из сюиты». . Кралик окончил консерваторию с дипломом по композиции и Серебряной медалью общества.
В октябре 1905 года ее мать умерла в возрасте 74 лет, в результате чего ее работа застопорилась на полгода. С 1912 года она жила в их доме одна, пока не сняла квартиру с Алисой Скарлат (1882–1959) в Вене. Она умерла 8 марта 1944 года в Вене. [ 2 ]
Автобиографическая записка от 19 октября 1904 г.
[ редактировать ]«Я родился 3 декабря 1857 года в Линце на Дунае . Мой отец Вильгельм Кралик фон Мейрсвальден (ум. 1877) был фабрикантом стекла (руководитель фабрики Мейра Неффе в Богемии ), моя мать Луиза урожденная Лобмейр (сестра Людвига Лобмейру, члену Палаты лордов и стекольному промышленнику в Вене). Отец и мать Мой отец был страстным скрипачом, хотя и самоучкой, и заядлым квартетистом в Чешском лесу. Моя мать хорошо играла на фортепиано как дилетант и уже в детстве была склонна к классической музыке . Скрипичные сонаты от моих родителей, звуки Гайдна и Моцарта впервые были переданы мне через квартеты дома. Позже два моих старших брата и, наконец, я взяли на себя домашнее хозяйство. музицирование из них, состоявшее из дуэтов, трио и квартетов нашей классики.
Первые уроки игры на фортепиано мне понравились с мамой, а затем с Эдуардом Гауптманом в Линце. Мои первые попытки сочинения были поддержаны моим братом Ричардом, который живо этим интересовался. После того, как мы переехали в Вену в 1870 году, я брал уроки игры на фортепиано и гармонии у Карла Хертлейна (флейтиста Придворной оперы). В 1875 году я стал частным учеником профессора Юлиуса Эпштейна по классу фортепиано. Он серьёзно заинтересовался моими сочинениями и посоветовал продолжить обучение игре на контрапункте у Антона Брукнера. Я наслаждался его частными уроками в течение года, пока в октябре 1876 года не поступил в композиторскую школу Венской консерватории. Меня приняли на второй курс профессора Франца Кренна. Окончив следующий третий курс, я получил первую премию. В последующие годы мы культивировали в нашем доме пение а капелла, благодаря чему я ближе познакомился с творчеством голландских, итальянских и немецких мастеров пятнадцатого и шестнадцатого веков. Я считаю Баха своим главным учителем, ибо современные формы меня интересуют в первую очередь. Лист . Мои сочинения частично напечатаны, большая часть еще рукописная». [ 3 ]
Прием
[ редактировать ]Произведения Кралика стали популярны на концертной сцене Австрии. 19 апреля 1894 года и 19 апреля 1895 года ее сочинения были исполнены в Брамс-Зале Музикферайна . В сезоне 1898/99 квартет Дюсберг представил сочиненное в 1880 году фортепианное трио фа мажор (1880). Йозеф Венантиус фон Вёсс провел концерт в Большом зале Музикферайна 12 января 1900 года, на котором было представлено ее произведение «Крещение Христа» по стихотворению Папы Льва XIII. Также была поставлена ее Рождественская кантата для соло, хора и оркестра. 20 марта 1908 года в Брамс-Зале состоялся концерт, включавший четыре песни и арии из ее сказочной оперы « Блюме и Вайсблюме» .
Опера «Blume und Weissblume» была представлена в Хагене в 1910 году и в Бельско в 1912 году и пользовалась популярностью не только благодаря этим двум спектаклям, но и благодаря сенсационному освещению в прессе. Бывший монах -капуцин Никасиус Шюссер написал оперу Quo Vadis , в которой скопировал 52 страницы из оперной ноты Кралика для заметки. Матильда ответила в прессе, но отказалась от судебного иска против Шюссера.
После Первой мировой войны популярность творчества Кралика снизилась. Однако в последнее время интерес к ее творчеству возобновился. под музыкальным руководством пианиста Тимура Сергения состоялся концерт 30 июня 2007 года в «Старой церкви» Крефельда , частично посвященный музыке Матильды Кралик. В 2019 году произведения Матильды Кралик прозвучали на концерте в Венском университете музыки и исполнительских искусств , который прошел в рамках Европрайда и был посвящен музыке Этель Смит и ее «странных современников». [ 4 ] Кралика Симфония фа минор (1903/переработка 1942) и скрипичный концерт (1937) были исполнены в Брукнерхаусе в Линце 18 сентября 2021 года Франческой Дего с Женским симфоническим оркестром Австрии под управлением Сильвии Спиннато. [ 5 ]
Почести
[ редактировать ]Кралик была почетным президентом Ассоциации женских хоров Вены, а также членом Венского баховского сообщества, австрийских композиторов, Клуба венских писателей и художников и венских музыкантов.
Избранные произведения
[ редактировать ]Опера
[ редактировать ]- Blume und Weissblume , сказка в трёх действиях. Текст ее брата Ричарда по популярной книге Флос Бланкенфлос. Спектакли 13 октября 1910 года в Муниципальном театре Хагена / Вестфалия и 29 октября 1912 года в Бельско-Бяле, Силезия.
- Унтер дер Линде , лирическая опера в одном действии на текст ее брата Рихарда. Опера осталась неисполненной.
- Der heilige Gral (Святой Грааль), музыка к драматическим стихам ее брата Ричарда в трех действиях. Премьера 1912 года
Мелодрама (разговорный голос и фортепиано)
[ редактировать ]- Люк, врач , с текстом ее брата Ричарда, 1895 г.
- Принцесса в четырехлистном клевере, текст Э. Реймер-Айронсайд, июнь 1912 г.
- Марш смерти Жанны д'Арк , текст Алисы баронессы фон Гауди, 1920 г.
Оратории
[ редактировать ]- Пятидесятница , литургическая оратория. Текст П.В. Шмидта 1925/26
- Святой Леопольд , с текстом ее брата Ричарда. Премьера в *Клостернойбурге, Штифтскеллер-холл, 10 декабря 1933 года.
Кантаты
[ редактировать ]- Часы Фолькерс (часы на Дунае), Festgesang, солисты и хор с текстом ее брата Рихарда 1907/1908
Духовная музыка
[ редактировать ]- Месса си-бемоль мажор (Вступление, Постепенное, Офферторий, Причастие), 1903 г.
- Аве Мария, 4 женских голоса, 1936 г.
- Ты, блаженный солнечный мир, (SATB и конг., хор, фортепиано) Текст: Ф.В. Вебер
Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Фестивальная увертюра соль мажор, январь 1897 г.
- Праздничная увертюра «Карл Великий» в Вене , июнь 1906 года.
- Симфония фа минор, 1903 г. (переработка 1942 г.)
- 1. Рапсодищ
- 2. Адажио
- 3. Скерцо (очень быстро) – Трио (тише)
- 4. Быстрый темп – зажигательно – раскачиваясь – гимн
- Концерт для скрипки, струнного оркестра и литавр ре минор (1-я часть 1937 г., вторая часть - декабрь 1936 г.)
Камерная музыка
[ редактировать ]- Соната (скрипка и фортепиано), 1878 г.
- Трио (фортепиано, скрипка и виолончель), 1880 г.
- Фантазия (фортепиано, виолончель), январь 1929 г.
- Сонет (кларнет, фагот, валторна) 1912 г.
- Немецкие танцы из восточных провинций (два кларнета, виолончель, альт) 1943 г.
Вокальные произведения с инструментальным сопровождением
[ редактировать ]- Осеннее чувство, текст И.В. фон Гете, 1892 г.
- Фантазия ми минор (голос, фортепиано, скрипка), текст предсмертных снов Курта Эриха Роттера, 1928
Вокальные произведения в сопровождении фортепиано
[ редактировать ]- Литания Лорето, слова брата Ричарда, 1898 г.
- Розарий, слова брата Ричарда, 1898 г.
- Мост любви, баллада, слова брата Ричарда, 1896 г.
- Песня императрицы Зиты на текст Генриха Риттера Турзанского, 1918 г.
- Виват Австрия, текст Йозефа фон Эйхендорфа, 1908 г.
- Драгунская песня, текст Теодора Ленсторфа, 1914 г.
Вокальная музыка а капелла
[ редактировать ]- Дух любви, текст Натали, герцогини Ольденбургской, 1903 г.
- Весна близко, музыка и текст Матильда
- Мисс Найтингейл, 1931 год.
Только медленно
[ редактировать ]- Раунд в январе 1882 г.
- Соната для фортепиано фа минор (1-я часть, квази-рапсодия) 1895 г.
- Прелюдия, Пассакалья и Фугато
- Польский
- Марш памяти Шуберта, 1928 г.
только орган
[ редактировать ]- Интерлюдия
- Фестивальный март 1907 года.
- Офферторий ми-бемоль мажор, 1907 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэди, Джули Энн; Сэмюэл, Риан (1994). Словарь женщин-композиторов Нортона/Гроува . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-03487-5 . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ Кралик фон Мейрсвальден, Рохус (2009). Поцелуй Ференца Листа . ACABUS Verlag Гамбург. ISBN 978-3-941404-02-1 .
- ^ Рохус Кралик фон Мейрсвальден: Поцелуй Ференца Листа , Биография, ACABUS Verlag Hamburg 2009
- ^ https://www.mdw.ac.at/gender/europride-2019-concert/
- ^ «Классический Клангволке 21» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Матильда Кралик на Австрийском форуме (на немецком языке)
- Матильда Кралик на Австрийском форуме (на немецком языке) (в AEIOU)
- Домашняя страница с видеоклипами на композиции Кралика.
- Гендерные исследования Гамбург
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Антоничек: « Краклик фон Мейрсвальден Матильда ». В: Австрийский биографический лексикон 1815–1950 (ÖBL). Том 4, Австрийская академия наук , Вена, 1969, с. 199.
- Рохус Кралик фон Мейрсвальден: Поцелуй Ференца Листа , биография, ACABUS Verlag Hamburg 2009, 300 страниц, мягкая обложка, ISBN 978-3-941404-02-1.
- 1857 рождений
- 1944 смертей
- Австрийские композиторы-классики
- Австрийские классические пианисты
- Австрийские женщины-композиторы-классики
- Австрийские оперные композиторы
- Женщины-оперные композиторы
- Композиторы из Линца
- Австрийские женщины-классические пианистки
- Композиторы Австро-Венгрии
- Австрийские композиторы ХХ века
- Пианисты 20 века
- Австрийские женщины-композиторы ХХ века
- Австрийские женщины-композиторы XIX века
- Австрийские композиторы XIX века