Глоссарий судоку
Это глоссарий терминов и жаргона судоку . Предполагается судоку с сеткой 9×9, если не указано иное.
Терминология и расположение сетки
[ редактировать ]Судоку ) представляет (т.е. головоломка собой частично заполненную сетку . Сетка состоит из 9 строк , 9 столбцов и 9 ячеек , каждая из которых имеет 9 ячеек (всего 81). Блоки также можно называть блоками или регионами . [ 1 ] Три соседних по горизонтали блока представляют собой полосу , а три соседних по вертикали блока — стек . [ 2 ] Первоначально определенные ценности являются подсказками или данностями . Обычное судоку (то есть правильное судоку) имеет одно решение. Строки, столбцы и регионы можно вместе называть группами , которых в сетке 27. Одно правило инкапсулирует три правила простых чисел, т. е. каждая цифра (или число) может встречаться только один раз в каждой строке, столбце и поле; и его можно компактно сформулировать так: «Каждая цифра встречается один раз в каждой группе».
Другая терминология
[ редактировать ]- Автоморфность — свойство некоторых судоку, в котором цифры (а не только их позиции) играют роль в своеобразной симметрии.
- Поиск с возвратом — метод программирования для решения судоку, но также может описываться и ручной метод. В ручной форме это указывает на попытку сделать предположение и, если оно окажется неправильным, вернуться назад (т. е. вернуться назад ) и сделать другое предположение. При решении большинства судоку это обычно плохой подход, но в самых сложных примерах он может оказаться необходимым.
- Ограничения – правила судоку, которые требуют, чтобы каждая цифра появлялась только один раз в каждой строке, столбце и поле.
- Элемент – цифра или номер судоку. Этот термин часто используется в математическом контексте, особенно для судоку размером более 9 × 9, когда требуется более девяти цифр «1–9». В больших судоку, таких как «Судоку Гигант», элементы могут быть буквенно-цифровыми или большим набором цифр, например «1-25».
- Латинский квадрат - связанная головоломка или числовой массив с ограничениями только по строкам и столбцам (без ограничения поля).
- Минимальное . Минимальное судоку (или несократимое судоку) — это судоку, из которого нельзя удалить ни одной подсказки, в результате чего оно становится правильным судоку (имеет одно решение). В разных минимальных судоку может быть разное количество подсказок.
- Минимальное количество подсказок . Относится к минимуму всех правильных судоку. (Подробнее см. «Математика судоку – минимальное количество данных »).
- Нонет – еще один термин для обозначения ячеек или областей судоку. В некоторых вариантах нонеты имеют разную форму.
- Правильное судоку [ 4 ] – Судоку с одним решением. Всегда ожидается, что судоку будут настоящими судоку, если разработчик головоломки не укажет иное.
- Регион – еще один термин для обозначения ячеек судоку. В некоторых вариантах регионы имеют неодинаковую форму.
- Удовлетворительная головоломка [ 4 ] — Головоломка, не требующая проб и ошибок (отгадывания). Примечание: уровень проб и ошибок обычно не определен явно.
- Размер – относится к размеру головоломки или сетки и может быть описан как составной (т. е. 9×9) или количество ячеек (т. е. 81).
- Симметрия . Судоку может иметь семь типов общей симметрии в позициях подсказок. [ 7 ] Они включают в себя:
- Вращательная симметрия 90°.
- Вращательная симметрия 180°.
- симметрия отражения на одной ортогональной оси.
- симметрия отражения по двум ортогональным осям.
- симметрия отражения на одной диагональной оси.
- симметрия отражения на двух диагональных осях.
- двугранная симметрия.
- Кроме того, группы подсказок могут демонстрировать другие типы симметрии, например трансляционную симметрию . Также обратитесь к автоморфному типу симметрии, где цифры (а не только их позиции) играют роль в другом типе симметрии.
- Квадрат – другое слово для обозначения ячейки судоку. В техническом использовании этого термина избегают из-за двусмысленности в отношении блоков.
- Трансформация – манипуляция судоку (или ее сеткой), при которой она изменяется или преобразуется в по сути эквивалентное судоку. Одним из примеров преобразования является перестановка цифр (например, изменение всех цифр с «123456789» на «234567891»). Есть пять других преобразований, сохраняющих судоку: перестановки строк внутри полосы, перестановки столбцов в стеке, перестановки полос, перестановки стека и «отражение, транспонирование или вращение» (последнее включает три преобразования в одном классе). Преобразование также можно назвать судоку, сохраняющим симметрию . Более подробную информацию см . в разделе «Математика судоку» .
вариант судоку
[ редактировать ]Классический формат судоку 9×9 можно обобщить до
- N × N Сетка строк-столбцов , разделенная на N областей, где каждая из N строк, столбцов и областей имеет N ячеек, и каждая из N цифр встречается один раз в каждой строке, столбце или области.
Это позволяет учитывать варианты по размеру и форме области, например, прямоугольные области с 6 ячейками. ( Судоку N × N квадратное). Для простого N , можно использовать области в форме полимино и можно ослабить требование использования областей одинакового размера или того, чтобы области полностью покрывали сетку.
Другие варианты включают дополнительные ограничения на размещение значений, альтернативные символы (например, буквы), альтернативный механизм выражения подсказок и композиции с перекрывающимися сетками . см. в разделе «Судоку – варианты» Подробную информацию и дополнительные варианты .
Типы и классы судоку
[ редактировать ]- Суб Доку [ 4 ] – Сетки размером менее 9×9. Иногда его называют «Детским судоку» (особенно вариант 4 × 4), поскольку уменьшенное количество возможностей облегчает их решение.
- Супер Текстура [ 4 ] – Сетки размером более 9×9.
- Прайм-текстура [ 4 ] – N × N Сетка , где N – простое число. Обычно строится с использованием областей полимино , например, Го Доку и пентамино.
- Максимальная текстура воды [ 4 ] – Класс головоломок, которые имеют максимальное количество независимых подсказок, необходимых для полного и уникального решения.
- Минимальная текстура воды [ 4 ] – Класс головоломок, которые имеют минимальное количество подсказок, необходимых для полного и уникального решения, то есть минимальное количество судоку.
- Судоку-головоломка — обычное судоку размером 9 × 9, в котором применяются правила строк и столбцов, но вместо сетки 3 × 3 они представляют собой девять фигур-головоломки.
Варианты по размеру
[ редактировать ]- Полимино – фигура, состоящая из соседних квадратов одинакового размера. Часто используется для вариантов региона судоку. Полимино называются по размеру: (5) пентамино , (6) гексомино , (7) гептомино , (8) октомино и (9) нономино .
- Ду-сум-о [ 8 ] – Сетка 5×5, 6×6, 7×7, 8×8 или 9×9 с нерегулярными, полимино , фигурными областями и минимальным количеством подсказок. Головоломки Du-Sum-Oh также известны как головоломки с латинскими квадратами (изобретенные Марком Томпсоном), волнистые судоку, судоку-головоломка, нерегулярные судоку или геометрические судоку. Эти головоломки обычно имеют от 5 до 9 рядов. Количество строк всегда равно количеству столбцов. Регионы представляют собой полимино, состоящие из того же количества квадратов, которые находятся в любом ряду головоломки. Неравномерность регионов компенсирует относительно небольшое количество данностей.
- 4×4 — Ши Доку . [ 4 ] Четыре региона 2×2. Ши по-японски значит 4.
- 5×5 — Го Доку [ 4 ] и Логи-5 . Сетка 5×5 с пентамино областями . Го по-японски означает 5.
- 6×6 – Год дока [ 4 ] Версия этого была представлена на чемпионате мира по головоломкам . Шесть прямоугольных областей 2×3.
- 7×7 – (Без названия) . Сетка 7×7 с шестью областями гептамино и непересекающейся областью, представленная на чемпионате мира по головоломкам .
- 8×8 – Супер Судоку X. Четыре прямоугольных блока 4х2 + четыре прямоугольных блока 2х4.
- 9×9 –
- Судоку : классическая сетка 9х9.
- Судоку X : добавляет диагонали с требованием уникальности.
- Головоломка-судоку : сетка 9 × 9 с без номино . областями
- 12х12 – Макси . Двенадцать прямоугольных блоков 3х4.
- 16×16 – Претендент на номерное место . Шестнадцать регионов 4×4.
- 25×25 – Судоку Гигант : двадцать пять регионов 5×5.
- 100×100 – Судоку з . [ 9 ] 100 регионов 10×10.
Варианты с дополнительными или другими ограничениями
[ редактировать ]Варианты судоку также могут иметь дополнительные ограничения на размещение цифр, такие как отношения «< >», суммы, связанные ячейки и т. д.
- Гиперсудоку – в основную сетку добавляются дополнительные поля 3×3.
- Уникальные главные диагонали . Значения ячеек вдоль обеих главных диагоналей должны быть уникальными, например, судоку X.
- Относительное расположение цифр — цифры используют одно и то же относительное расположение в выбранных регионах. Соответствующие ячейки или области часто имеют цветовую кодировку.
- Убийственное судоку (суммы подсказок) — области различной формы и размера. Применяются обычные ограничения отсутствия повторяющихся значений в любой строке, столбце или области. Подсказки задаются как суммы значений внутри регионов (например, 4-ячеечная область с суммой 10 должна состоять из значений 1,2,3,4 в определенном порядке).
- Сэндвич-судоку — числа вне сетки определяют сумму цифр в строке или столбце, которые находятся между «1» и «9». [ 10 ]
Термины, связанные с решением
[ редактировать ]Значения большинства этих терминов можно распространить на формы регионов, отличные от прямоугольных (квадратных). Для упрощения чтения определения даны только в рамках.
- Сканирование – процесс решения головоломки для поиска или устранения значений.
- Перекрестная штриховка — процесс исключения, который проверяет строки и столбцы, пересекающие блок, на наличие заданного значения, чтобы ограничить возможные местоположения в блоке.
- Подсчет — процесс пошагового просмотра значений строки, столбца или блока, чтобы увидеть, где их можно или нельзя использовать.
- Стратегия сокращения прямоугольных линий — форма удаления пересечений, при которой кандидаты, которые должны принадлежать линии, могут быть исключены как кандидаты в блоке (или блоке), пересекающем рассматриваемую линию.
- Кандидат — потенциальное значение для ячейки.
- Непредвиденные обстоятельства – условие, ограничивающее местоположение значения.
- Цепочка – последовательность непредвиденных обстоятельств, связанных альтернативными значениями.
- Высшие контуры — связанные местоположения за пределами непосредственной строки, столбца и сетки. Места связаны ценностными непредвиденными обстоятельствами.
- Независимые подсказки – набор подсказок, которые нельзя вывести друг из друга. Часто зависит от порядка выбора подсказок для данной сетки.
- Удаление пересечения . Когда какое-либо число встречается дважды или трижды только в одной единице (или области), то это число можно удалить из пересечения другой единицы. Например, если определенное число должно встречаться в определенной строке, то вхождения этого числа, обнаруженные в блоке, пересекающем эту линию, могут быть исключены как кандидаты. Иногда их называют указывающими (или совпадающими) парами (или близнецами)/тройками (тройками), поскольку они указывают на кандидата, которого можно удалить.
- Нисио - метод исключения «что, если», при котором исключается использование кандидата, которое сделало бы невозможным его другие (необходимые) размещения.
- Одиночный (или одноэлементный, или одинокий номер) [ 11 ] [1] [2] – Единственный кандидат в ячейке.
- Скрытый сингл [ 11 ] – Кандидат, который появляется вместе с другими, но только один раз в данной строке, столбце или поле.
- Заблокированный кандидат [ 11 ] – Кандидат, ограниченный строкой или столбцом внутри блока.
- Голая пара [ 11 ] – Две ячейки в строке, столбце или блоке, которые вместе содержат только двух одинаковых кандидатов. Этих кандидатов можно исключить из других ячеек в той же строке, столбце или блоке.
- Скрытая пара [ 11 ] – Два кандидата, которые появляются только в двух ячейках в строке, столбце или блоке. Остальные кандидаты в этих двух ячейках могут быть исключены.
- Трио [3] – Три ячейки в блоке имеют только три номера. См. «Тройки и четверки».
- Тройки и четверки . Концепции, применяемые к парам, также могут быть применены к тройкам и четверкам.
- X-крыло [ 11 ] – См. N -рыба (при N =2).
- рыба-меч [ 11 ] – См. N -рыба (при N =3).
- N-рыба – аналоги скрытых пар/троек/четверок для нескольких строк и столбцов. Шаблон, сформированный всеми ячейками-кандидатами для некоторой цифры в N строках (или столбцах), который охватывает только N столбцов (строк). Все остальные кандидаты на эту цифру в этих столбцах (строках) могут быть исключены. Названия различных N -рыб:
- 2-рыба: X-wing
- 3-рыба: Рыба-меч
- 4-рыба: Медуза
- 5-рыба: Сквирмбэг - для судоку 9×9, поскольку каждая N -рыба идет в паре с рыбой 9- N , эффект которой тот же (таким образом, любая 5-рыба сочетается с медузой; любая 6-рыба с рыбой-мечом; любая 7-рыба с крестообразным крылом; любая 8-рыба со скрытым или голым синглом). Тем не менее, 5-рыбку иногда называют сквирмбэгом .
- 6+ рыб: 6 гронков, 7 гронков — эти шаблоны полезны только для судоку размером более 9 × 9.
- Удаленные пары : если существует длинная строка голых пар, идущая по сетке, любые ячейки, находящиеся на пересечении ячеек в начале и конце строки, могут не быть ни одним из чисел в голых парах, например , 4 и 7.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Математика судоку: введение в судоку» . Корнеллский университет . Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ «Математика судоку: подсчет решений» . Корнеллский университет . Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ Рико Алан - «Полная симметрия» (flickr) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гупта, Суренду (11 марта 2006 г.). «Математика Су Доку: Имена» . Тата Институт фундаментальных исследований . Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ Рико Алан - «Рафаэль - 18 симметричных подсказок» (flickr) .
- ^ Рико Алан - "Raindrops4" (flickr) .
- ^ Комбинаторные концепции судоку .
- ^ Харрис, Боб. «Страница-головоломка Ду-Сум-О» . Волнистое судоку Боба . Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ Эйзенхауэр, Уильям (2010). Судоку-зилла . CreateSpace. п. 220. ИСБН 978-1-4515-1049-2 .
- ^ Беллос, Алекс (6 мая 2019 г.). «Сможете ли вы решить это? Сэндвич-судоку — новая головоломка становится вирусной» . Хранитель . Проверено 16 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джонсон, Ангус (2005). «Решение судоку» . Простое судоку . Проверено 16 марта 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ↑ Научитесь судоку , Джеймс Питтс. ISBN 0-340-91376-2 стр. 5.
- ^ Судоку для чайников, том 2 . Эндрю Херон, Эдмунд Джеймс ISBN 0-470-02651-0 стр. 18.
- ^ Судоку для чайников, том 2 . Эндрю Херон, Эдмунд Джеймс ISBN 0-470-02651-0 стр. 25.
- Математические игры MAA – варианты судоку , 6 сентября 2005 г.
- Шендоку , Д. Р. Шентон и Б. М. Клент ISBN 978-1-84728-627-7 .