Гнатэна
Гнатэна ( древнегреческий : Γνάθαινα ) была афинской гетерой (множественное число: hetairai ), классом древнегреческих проституток, которые были спутницами богатых мужчин. [ 1 ] Хотя нет никаких источников ни для даты ее рождения, ни для даты смерти, известно, что Гнатэна жила в IV веке до нашей эры из-за ее связей с различными мужчинами той эпохи. Ее самым известным любовником был Дифил , афинский драматург новой комедии . По словам Афинея , Гнатена славилась своими пышными вечеринками и остроумными репликами и даже написала трактат о правильном поведении на своих симпозиумах под названием «Правила обеда в компании». [ 2 ]
Жизнь гетеры
[ редактировать ]Гнатэна была одной из многих женщин четвертого века из класса проституток, известных как гетера , или «спутница». Гетайры — это класс куртизанок в Древней Греции, который отличался от порнаи , другого типа проституток, поскольку гетайры считались женщинами, которые общались исключительно в аристократических кругах и лишь с несколькими мужчинами, а не продавали сексуальные действия через бордель, как порной сделал. [ 3 ] Гетайрам платили не в зависимости от того, какие сексуальные действия они совершали со своими покровителями; вместо этого им платили за общение в течение длительного периода времени. Они также обеспечивали интеллектуальную стимуляцию в дополнение к сексуальному удовольствию и в некоторых обстоятельствах считались хорошо образованными. [ 4 ] Однако это определение того, что сделали гетайры , оспаривается Оксфордским классическим словарем (второе издание), а также адвокатом Аполлодором в его обвинительной речи « Против Неэры ». Оба эти источника утверждают, что гетайры были объединены с порнаи как обычные проститутки. [ 5 ] [ 6 ]
Гнатэна и другие гетайры традиционно были частью симпозиума , банкета аристократических мужчин, который включал в себя выпивку, танцы и музыку, а также общение с гетайрами . Симпозиум был неотъемлемой частью общественной жизни уважаемых людей. Принадлежность к классу гетайров давала Гнатэне роскошь стать высокообразованной, контролировать свои финансы и, кроме того, организовывать собственные банкеты и симпозиумы, на которых присутствовали богатые люди, с которыми она общалась. [ 2 ] Эти возможности не были существенной частью жизни или социальных ожиданий древней афинской женщины в то время. Женщины Афин традиционно имели ограниченные возможности владеть землей или участвовать в принятии собственных финансовых решений и не были особенно вовлечены в социальную жизнь так, как мужчины, после некоторых религиозных праздников, таких как Фесмофория . Гнатэна посещала и вела симпозиумы, используя свою популярность, чтобы приглашать на обед мужчин из высшего сословия и соревноваться с ней в остроумии. [ 1 ] В конце концов она написала кодекс поведения на этих симпозиумах под названием «Правила обеда в компании», в котором описаны правила обеда за ее столом. Некоторые ученые полагают, что это свидетельство того, насколько уважаемой она была в свое время, и указание на более высокий статус, предоставленный гетере , поскольку Гнатэна устанавливала правила для своего собственного домашнего хозяйства и не была обязана мужчине так, как большинство Афинские женщины были. [ 2 ] Трактат Гнатэны представлял собой сборник правил, устанавливающих, каким мужчинам разрешалось входить в дом ее и ее дочерей для участия в симпозиумах, которые они устраивали, а также как мужчинам следует вести себя после их участия. Афиней описывает трактат Гнатэны следующим образом: [ 1 ]
Гнатэна... даже составила свод законов для пиршеств, по которому к ней и к ее дочерям должны были допускать любовников, в подражание философам, составившим подобные документы. И Каллимах записал этот ее кодекс в третьем Каталоге законов , который он дал; и первые слова его он процитировал следующим образом: «Этот закон составлен справедливо и беспристрастно и записан в трехстах двадцати трех стихах».
Афиней подробно описывает Гнатэну как «очень остроумную и оперативную в ответах» и имеющую множество любовников (некоторые по имени, некоторые безымянные), которым она обеспечивала как интеллектуальное, так и эмоциональное общение, а также сексуальные отношения. [ 1 ] Будучи гетерой , Гнатэна часто словесно ссорилась или интеллектуально соревновалась со своими возлюбленными, используя игру слов или оскорбления. Афиней приводит примеры некоторых из ее самых остроумных фраз, которые он считает в своей работе Deipnosophistae : [ 1 ]
Однажды к ней пришел человек, увидел на блюде несколько яиц и спросил: «Они сырые, Гнатэна, или вареные?» «Они сделаны из латуни, мой мальчик», - сказала она. Однажды, когда Херефонт пришел к ней ужинать без приглашения, Гнатэна угостила его чашей вина. «Возьми это, — сказала она, — гордый человек». И он сказал: «Я горжусь?» «Кто может быть лучше, — сказала она, — когда ты приходишь даже без приглашения?» [...] Однажды в ее доме пили мужчины и ели чечевицу с луком (βολβοφάκη); Когда служанка убирала со стола и клала себе за пазуху (κόλπον) немного чечевицы, Гнатена сказала: «Она думает приготовить немного чечевицы (κολποφάκη)».
Любовники и семья
[ редактировать ]Одним из самых известных супругов Гнатэны был Дифил, афинский комедийный драматург, написавший около 100 пьес в стиле новой комедии. Афиней цитирует Махона как свидетельство отношений Дифила и Гнатены и подробно описывает свои собственные размышления по этому поводу. По словам Афинея, Гнатена часто высмеивала Дифила и его пьесы, хотя его описывают как «человека, стоящего выше других любимых ею любовников». Хотя Дифил, возможно, был ее любимым любовником, Афиней также упоминает неназванных других и намекает на многих других. [ 1 ]
На протяжении своей жизни у Гнатэны было несколько дочерей (неназванных), которые помогали своей матери устраивать вечеринки и развлекать гостей. [ 2 ] У одной из дочерей Гнатэны также была дочь по имени Гнатэнин. Афиней намекает на то, что дочери и внучка Гнатены также были куртизанками, известными остроумными замечаниями, как и Гнатена до них. У Гнатэнина был сын от Андроника, «трагического актера». [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Проституция в Древней Греции
- Неайра (Neaera) , еще одна известная куртизанка.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Афиней: Деипнософисты - Книга 13 (б)» . www.attalus.org . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бертон, Джоан (1998). «Женская комменсальность в древнегреческом мире» . Греция и Рим . 45 (2): 143–165. дои : 10.1017/S0017383500033659 . JSTOR 642980 .
- ^ Курке, Лесли (1 апреля 1997 г.). «Изобретение «гетеры»: секс, политика и дискурсивный конфликт в архаической Греции». Классическая античность . 16 (1): 106–150. дои : 10.2307/25011056 . ISSN 1067-8344 . JSTOR 25011056 .
- ^ Хамель, Дебра (2003). Суд над Неайрой: правдивая история скандальной жизни куртизанки в Древней Греции . Нью-Хейвен и Лондон: Йельский университет. п. 12.
- ^ Хаммонд, ШФЛУ; Скаллард, Х.Х., ред. (1970). Оксфордский классический словарь (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 512.
- ^ Каппарис, Константин А. (1999). Аполлодор «Против Неайры» [Д.59] . стр. 100-1 422–423.