Ли Бин (Цинь)
Ли Бин ( китайский : 李冰 ; пиньинь : Lǐ Bīng ; ок. 3 века до н.э. ) был китайским инженером-гидротехником и политиком периода Воюющих царств . Он служил в штате Цинь в качестве администратора и почитается за его работу над системой управления рекой Дуцзянъянь , которая одновременно контролировала наводнения и обеспечивала поливную воду круглый год, значительно увеличивая продуктивность долины. Ли Бин стал культурной иконой , известен как победитель речного Бога и сравнивается с Великим Юем . [1]
Дуцзянъянь используется до сих пор и внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . [2]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]

Король Цинь Чжаосян (годы правления 306–251 до н. э.) направил Ли Бина в качестве совместного военного и гражданского губернатора ( шоу ) в Шу , недавно побежденное государство в Сычуань провинции на юго-западе Китая , к западу от современного Чэнду . Согласно « Записям великого историка» , Ли Бин был назначен губернатором Шу в ок. 277 г. до н.э. [3] [4] Однако « Хроники Хуаяна» помещают Ли Бина в Шу в 272 г. до н.э. [5] [6] Он прибыл как раз в тот момент, когда Чжан Жо подавил последнее восстание маркиза и двинулся в бой с городом Чу Янь. Чжан Жо не оставил ни одного действующего министра, а Ли Бин полностью контролировал Шу. «Прибыв в Шу, Ли Бин стал свидетелем страданий местного населения от частых разливов реки Минь ». [ нужна указание авторства ] Кроме того, монархия Цинь отправляла в это государство своих изгнанников, а армия Цинь нуждалась в продовольствии и инфраструктуре. [7]
Затем Ли Бин создал «крупнейший и наиболее тщательно спланированный проект общественных работ, который когда-либо видели где-либо в восточной половине Евразийского континента». [ нужна указание авторства ] Он будет называться Дуцзянъянь . [7] Он провел обширное гидравлическое исследование реки Мин, чтобы стабилизировать воду от затопления поселений и проложить продолжение ее в Чэнду. Это расширение было бы справедливым способом обеспечить военную логистическую поддержку линиям снабжения Чэнду. Это стандартная практика для циньских администраторов, которые регулярно совмещают свои сельскохозяйственные проекты с гражданскими и военными целями. [7] Река Мин имеет длину 735 км и является самым крупным и длинным из притоков Янцзы .
Администрация Цинь имела больший опыт работы с засушливыми землями, чем с влажными рисовыми полями . Кроме того, замедление течения воды снизило способность реки уносить большое количество наносов. При пиковом расходе Мин течет со скоростью около 5000 или даже 6000 кубических метров в секунду. При маловодье он снижается примерно до 500 кубических метров в секунду. [8] С другой стороны, отвод воды окажет положительное влияние и на циньскую систему распределения земель с влажным рисом-сырцом на равнинах Чэнду.
Коренные анимисты Шу верили, что Мин был божеством. Сыма Цяня рассказывает Шиджи , что после назначения администратором По, провинции Вэй , Симэнь Бао разочаровал местную веру в то, что богу реки нужна невеста, и наказал местных дворян и бюрократов, которые воспользовались такими суевериями. [9] Администраторы всего региона обычно предпринимали такие действия, но Симэнь Бао потерпел неудачу. Поэтому, чтобы предотвратить подобное массовое восстание, Ли Бин решил положить конец этой практике с помощью того, что Стивен Сейдж описывает как «сочетание такта и зрелищности». [10] Он построил храм в честь божества Мин, а затем предложил в невесты божеству двух своих дочерей. Готовясь, он устроил большой брачный банкет вдоль реки и произнес тост. Когда речное божество не выпило свой бокал вина, Ли, глубоко оскорбленный, убежал с обнаженным мечом. Затем толпа увидела двух заранее подготовленных быков, сражающихся на берегу реки. Символично, что это был Ли Бин в поединке с божеством. Ли Бин вернулся, вспотевший, словно в бою, и позвал на помощь. Один из его помощников подбежал к быку, которого Ли Бин назвал божеством, и убил быка. Ли Бин подчинил речной дух, и местные жители остались довольны. [11] [12]
Рабочие были в основном изгнанниками с земель, завоеванных Цинь, и местного населения.
Примечания
[ редактировать ]- ^ фон Глан, Ричард (1987). Страна ручьев и гротов. Расширение, заселение и цивилизация границы Сычуани во времена песни . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 13–14.
- ^ Гора Цинчэн, внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО , и ирригационная система Дуцзянъянь.
- ^ Мудрец (1992) , с. 148.
- ↑ Записи великого историка cxvi ( Си нань и ле чжуань ), 2995 г.
- ^ Цзюэ Хуаян-го чжи Чан : Шанхайское издательство древних книг 132–141.
- ^ Укрощение паводковых вод: высокая цена наследия крупных гидравлических проектов . Информационный бюллетень о наследии Китая. Проект «Наследие Китая» , Австралийский национальный университет . № 1, 2005.03.
- ^ Перейти обратно: а б с Сейдж (1992) , с. 149.
- ^ Элвин (2004) , стр. 121 .
- ^ Кто (1936) , с. 67.
- ^ Мудрец (1992) , с. 150.
- ^ Мудрец (1992) , с. 150-151.
- ↑ Шиджи , гл.116, Си Нань И ложь чжуань , стр. 2995–2996.
Ссылки
[ редактировать ]- Чи, Чао-тин (1936). Ключевые экономические области в истории Китая, выявленные в развитии общественных работ по контролю за водными ресурсами . Лондон: Дж. Аллен и Анвин, Американский совет, Институт тихоокеанских отношений.
- Коттерелл, Артур. Первый император Китая. Лондон: MacMillan London Limited, 1981.
- Элвин, Марк (2004), «Отступление слонов: экологическая история Китая» , Нью-Хейвен, Коннектикут; Лондон: Издательство Йельского университета * Сейдж, Стивен Ф. (1992), Древний Сычуань и объединение Китая , Олбани: State University of New York Press, ISBN 0-7914-1038-2 .
- CHN «Укрощение паводковых вод: высокая цена наследия крупных гидравлических проектов» Информационный бюллетень «Наследие Китая » Проект «Наследие Китая», Исследовательская школа тихоокеанских и азиатских исследований (RSPAS), Австралийский национальный университет № 1, март 2005 г. ISSN 1833-8461.
- [1] 8 апреля 2005 г. 27 июня 2006 г. [2]
- КНР «Ли Бин» chinacultural.org 2003. 27 июня 2006 г. [3]