Эвакуация Новороссийска (1920 г.)
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Эвакуация Новороссийска ( Новороссийская эвакуация ) или Новороссийская катастрофа ( Новороссийская катастрофа ) — эвакуация Белых Вооруженных Сил Юга России и беженцев из Новороссийска в марте 1920 года, во время Гражданской войны в России , в которой приняли участие тысячи офицеров, солдат и казаков. Белая армия и мирное население были оставлены и убиты Красной Армией и Зеленой Армией . Всего было казнено около 33 000 человек.
Хронология событий
[ редактировать ]К 11 марта 1920 года линия фронта находилась всего в 40–50 километрах (25–31 миль) от Новороссийска. в беспорядке большом . Дезорганизованные к тому времени Донская и Кубанская армии отошли [1] [2] Линию обороны держали лишь остатки Добровольческой армии , которая была сокращена и переименована в Добровольческий корпус и с большим трудом сдерживала натиск Красной Армии. Казакам не удалось дойти до Тамани , и в результате многие из них оказались в Новороссийске с единственной целью попасть на корабль. Всего Вооруженные Силы Юга России в районе Новороссийска накануне эвакуации насчитывали 25 200 штыков и 26 700 сабель.
Между тем в гавани не хватало кораблей. Некоторые из них опоздали из-за штормовой погоды, другие не смогли прибыть вовремя из-за карантина, установленного в зарубежных портах. Все прибывающие из России корабли с беженцами долгое время находились на карантине из-за страшной эпидемии тифа в России.
Командование приказало немедленно погрузить раненых и больных солдат, но этот приказ так и не был выполнен. Более того, стекавшиеся в Новороссийск военные начали самостоятельно занимать корабли, а чиновников больше заботила эвакуация имущества, которое можно было продать после войны.
11 марта генерал Джордж Милн прибыли главнокомандующий британскими войсками в регионе адмирал Сеймур и командующий Черноморским флотом из Константинополя в Новороссийск . Генералу Антону Деникину сообщили, что англичане смогут эвакуировать только 5-6 тысяч человек.Ночью британские военные корабли впервые открыли огонь по горам, окружающим Новороссийск. Обстрел был спровоцирован тем, что зеленые солдаты ворвались в городскую тюрьму и освободили несколько сотен заключенных, которые бежали вместе с ними в горы.
13 марта появились первые признаки паники. 16 марта Южнорусское правительство было распущено. 17 марта Екатеринодар был взят Красной Армией. 22 марта около 22 часов Красная Армия заняла станцию Абинск и двинулась дальше в сторону Новороссийска. Дороги были забиты повозками, автомобилями и военной техникой, брошенной в непроходимой грязи. Открытой для движения оставалась только железная дорога, по которой ходил штабной поезд Деникина в сопровождении бронепоездов. Планировалось отправить войска из гавани в Крым, а лошадей и артиллерию оставить. Части Красной Армии под командованием Семена Буденного также использовали железную дорогу, оставив после себя тяжелое вооружение и артиллерию.
25 марта 1920 года части Красной Армии при помощи партизан выгнали Добровольцев со станции Туннельная и переправились через перевал в Гайдук, пригород Новороссийска. Это перекрыло железнодорожные пути и заставило белогвардейцев оставить здесь свои три бронепоезда.
В ночь на 26 марта в Новороссийске горели склады, взрывались цистерны с нефтью и снаряды. Эвакуация проводилась под прикрытием второго батальона Королевских шотландских стрелков под командованием подполковника Эдмунда Хейквилла-Смита и эскадры союзников под командованием адмирала Сеймура, которая вел огонь в сторону гор, не давая красным подойти к городу.На рассвете 26 марта последний корабль, итальянский транспорт «Барон Бек», вошел в Цемесский залив, вызвав большое смятение, так как люди не знали, где он приземлится. Паника достигла апогея, когда толпа бросилась к трапу этого последнего корабля. Военных и гражданских беженцев на транспортных судах вывезли в Крым, Константинополь, Лемнос, Принцевы острова , Сербию, Каир и Мальту.
27 марта Красная Армия вошла в город. Оставшимся на берегу Донскому, Кубанскому и Терскому полкам ничего не оставалось, как принять условия и сдаться Красной Армии.
Резня заключенных
[ редактировать ]Многие офицеры Вооруженных Сил Юга России, оставшиеся в Новороссийске, покончили жизнь самоубийством, не желая попасть в плен, а многие из попавших в плен были впоследствии казнены.
Последствия
[ редактировать ]Около 40 000 солдат были эвакуированы русскими и союзными кораблями без лошадей и какого-либо тяжелого снаряжения, а около 20 000 человек остались и либо были рассеяны, либо были захвачены Красной Армией. После катастрофической эвакуации Новороссийска Деникин ушел в отставку, и военный совет избрал Петра Врангеля новым главнокомандующим Белой армии.
Участие чиновников
[ редактировать ]Последним командующим Новороссийском (с февраля по март 1920 г.) был генерал-майор Алексей Корвин-Крюковский.
Комиссию, организовавшую эвакуацию, возглавил генерал Александр Кутепов .
В последний момент (после 20 марта) эвакуацией войск в Крым занялся начальник службы связи генерал-майор М. М. Ермаков.
Начальником Черноморской губернии и отдела МВД Южно-Русского правительства был Н. С. Каринский.
Участвующие корабли
[ редактировать ]Россия
[ редактировать ]- Аю-даг (эвакуированный штаб генерала Кутепова)
- Россия (эвакуировано 4000 донских казаков под командованием Владимира Сидорина ).
- Дуб (эвакуированные части Кубанской армии)
- Bespokoynyy
- Pylkiy
- Капитан Сакен
- pilot ship Letchik
- вспомогательный крейсер «Цесаревич Георгий» (эвакуировал Деникина и его штаб)
- submarine Utka
- больничный транспорт Херсон
- Виолетта
Италия
[ редактировать ]- Барон Бек
- Итальянский крейсер Этна
Великобритания
[ редактировать ]- линкор HMS Emperor of India
- Ганновер (захвачен у немцев после Первой мировой войны).
- торговый пароход «Бремерхафен» (захваченный у немцев после Первой мировой войны).
- HMAS Стюарт
- HMS Монтроуз
- HMS Калипсо
- авиационный транспорт HMS Pegasus
- 5 торпедных катеров
Франция
[ редактировать ]- дредноут
- Французский крейсер Вальдек-Руссо
- разрушитель
- канонерская лодка
Греция
[ редактировать ]- эсминец Иеракс
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- эсминец USS Smith Thompson (DD-212)
- крейсер Военный корабль США « Галвестон»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деникин А. И. (1921). Очерки русской смуты . Том. 5. Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ В. Жуменко (2007). «Белая борьба в России». Белая армия - фотографии офицеров -1917-1922 (1-е изд.). Париж: YMCA-Пресс. п. 14. ISBN 978-2-85065-265-3 .
- Виллиам Г. Я. Побежденные
- Деникин А. И. Очерки русской смуты Париж, 1921
- Милюков П. Н. «Россия сегодня и завтра»
- Раковский Г. Н. В стане белых (От Орла до Новороссийска) Серия «Гражданская война на юге России» Константинополь: Пресса, 1920. VI, 342 с., 1 л. карт.
- Каринский Н. С. Эпизод из эвакуации Новороссийска Архив русской революции. Т. 12 Берлин Слово 1923 г. 288 с. // М., Терра-Политиздат, 1991.
- Шишков Л. 4-й гусарский Мариупольский Императрицы Елисаветы Петровны полк (окончание) // Военная быль.
- Басхаев А. Н. «Калмыки. Под ратным знаменем России».
- Санжа Балыков — «Воспоминания о Зюнгарском полку». Альманах «Белая гвардия», № 8. Казачество России в Белом движении. М., «Посев», 2005, стр. 45-52. Публикация В. Ж. Цветкова.